Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные концепции, программы, технологии музыкального воспитания, образовании и развития детей




  • О.П. Радынова. Программа «Музыкальные шедевры»

Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Возраст – 3-7 лет. Ведущий вид музыкальной деятельности – восприятие.

Задачи:

1.Накапливать опыт восприятия мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, нородной музыки.

2. Вызывать сопереживание музыкальным образам.

3. Развивать музыкальное мышление детей (осознание эмоций, языка музыки, жанров и форм).

4.Развивать творческое воображение.

5. Побуждать выражать свои впечатления в исполнительстве, творчестве, рисунках, инсценировках и др.)

6.Расширять знания о музыке.

7. Развивать интерес к музыке, начала вкуса, умения оценивать произведения.

Принципы построения программы:

· Тематический. Это основной принцип программы. Суть его в том, что восприятие музыки организуется с учетом следующих тем: «Чувства в музыке», «Песня, танец, марш», «Музыка рассказывает о животных и прицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки».

· Концентрический. Он предполагает повторяемость тем на новом музыкальном материале во всех возрастных группах

· Контрастного сопоставления произведений. Суть в том, что в каждой теме музыкальные произведения подобраны с учетом возможности их сравнения: произведения с похожими названиями, одного жанра, в различном исполнении.

· Синкретизма. Суть во взаимосвязи разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки.

· Адаптивности. Суть в гибком применении содержания и методов развития детей в зависимости от индивидуальных особенностей.

Методы: наглядные (наглядно-слуховой и наглядно-зрительный), словесные, практические, контрастного сопоставления произведений и уподобления характеру звучания музыки (своеобразного «подстраивания» под звучание музыки). Это мимическое, тактильное, интонационное, моторно-двигательное, тембро-инструментальное, вокальное, цветовое, полихудожественное.

Формы: музыкальные занятия, музыка в повседневной жизни д/у, в семье.

Методическо обеспечение: пособие «Музыкальное развитие детей», комплект из 7-ми кассет по темам, комплект из 3-ех кассет «Беседы о музыкальных инструментах».

Подходы программы «Музыкальные шедевры» включены в белорусскую программу воспитания и образования «Пралеска», О.П.Радынова – соавтор раздела «Музыкальная деятельность».

· А.И.Буренина. Программа по ритмическо пластике детей «Ритмическоя мозаика».

Цель: развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. Ведущий вид деятельности – движение под музыку. Возраст – 3-9 лет.

Задачи:

Развитие музыкальности и интереса к музыке (эмоциональной отзывчивости, музыкальной памяти и мышления, музыкального слуха и чувтва ритма)

1. Развитие двигательных качеств и умений (развитие ловкости, точности, координации движений, гибкости, силы, выносливости, правильной осанки и походки, умения ориентироваться в пространстве, обогащение двигательного опыта различными видами движений).

2. Развитие творческих способностей (воображения и фантазии, способности к импровизации).

3. Развитие и тренировка психических процессов (умения выражать эмоции в движении, тренировка лабильности нервных процессов, развитие воли, внимания).

4. Развитие нравственно-коммуникативных качеств (умение сопереживать, действовать в коллективе).

Особенности программы:

1. использование движений из гимнастики, хореографии, пантомимы, ритмики и др.)

2. использование целостных произведений.

3. Усиленное внимание внутренним процессам, регулирующим движение под музыку (развитие внимания, воли, памяти, подвижности мыслительных процессов), а не просто внешнему выполнению движения.

Условия реализации:

1. Использование интенсивных методов обучения.

2. Обеспечение психологического комфорта детей и педагогов в процессе выполнения движений под музыку.

3. Выбор оптимальной системы занятий (сначала треннинговые занятия- освоение ряда движений без специального разучивания, широкое использование их на зарядке, различных занятиях, затем подгрупповые и индивидуальные с разучиванием специально подобранного репертуара).

4. Объединение усилий всего педагогического коллектива.

Этапы работы с детьми:

1-ый. Подражательный. Опора на способность детей к подражанию и освоение на этой основе видов движений.2-ой. Самостоятельного исполнения выученных упражнений, движений и композиций. 3-ий. Этап творческой интерпретации и самовыражения.

Формы: музыкальные и физкультурные занятия (другие также), зарядка, гимнастика после сна, досуги, прогулки, в самостоятельной деятельности детей.

Методическое обеспечение: рекомендации по использованию (расписаны более 100 композиций), комплект из 4-ех аудиокассет.

Программа – часть российской программы «Гармония развития».

· Система и методика «Солнышко» Е. Р. Ремизовской

Ядром «солнышка» является художественно-игровой образ, а его лучики – виды деятельности, направления работы: слушание музыки, музыкально-ритмические движения, пение, пение с движением, игра на инструментах и нотная грамота; танцевальное, песенное, инструментальное творчество; песенно-игровое, танцевально-игровое, песенно-инструментальное, музыкально-игровое творчество; музыкально-сенсорное воспитание, игровая деятельность. Поэтому основная черта – комплексность с акцентом на творческой деятельности.

Задачи:

· Воспитывать интерес, любовь к музыке, художественный вкус;

· Развивать музыкальные и творческие способности;

· Приобщать к разнообразным видам музыкальной деятельности;

Специфические черты: раннее обучение нотной грамоте (с младшего возраста, ноты до и ре), широкое использование метода моделирования (с.33-35), использование сюжетности в занятиях и постановка мини опер и балетов (Муха-цокотуха, Теремок, Репка и др).

· Игровая продуктивная технология развития музыкального творчества дошкольников (ИПТ) Л. С. Ходонович

Задачи: Приобщение детей 3-6 лет к музыкальной культуре; Овладение навыками разных видов музыкальной деятельности; Овладение средствами музыкальной выразительности; Воспитание качеств творческой личности;

Концептуальные положения:

Каждый ребенок способен к созданию собственной импровизации: однородной или синтетической; Музыкальное творчество развивается с опорой на игровую музыкальную творческую деятельность (музыкально-дидактическая игра и сюжетные игровые комплексы); Активное, созидательное освоение музыкального искусства; Этапы в развитие творчества: обучающе-творческий, сотворческий, творческий.

Принципы: Ориентации на творческую индивидуальность, эмоционального сопереживания образу, интеграции видов искусства и видов эстетической деятельности.

Средства технологии: Сюжетные музыкально-дидактические игры Музыкальные сюжетно-игровые комплексы (3 серии игр и комплексов). Индивидуальные тетради.

Формы: занятия, досуги и развлечения, праздники, самостоятельная музыкальная деятельность, музыкальное воспитание в семье.

Предложена диагностика и методика коррекции в соответствии с ее данными.

· Технология формирования музыкальной культуры старших дошкольников средствами белорусского фольклора О. Н. Анцыпирович

Задачи: Приобщение детей 5-6 лет к фольклорной музыкальной культуре белорусов, формирование интереса к ней; Развитие музыкальных и творческих способностей с учетом национальной специфичности музыкального языка; Формирование навыков музыкально-исполнительской и творческой деятельности;

Концептуальные положения: музыкальная культура личности – степень присвоения ею музыкальной культуры общества; музыкальный язык – знаковая система и осваивается ребенком рано и в единстве всех компонентов; освоение национальной культуры осуществляется в соответствующих видах детской деятельности;

Принципы: тематический (7 тем: “Уводзіны ў фальклор”, “Кірмаш”, “Калыханкі”, “Зімовы фальклор”, “Заняткі нашых продкаў”, “Беларусскія музычныя інструменты”, “Веснавы фальклор”.), принцип синкретизма музыкального материала и видов деятельности (+ речь, ИЗО, игра), развивающего обучения (ускоренное изучение материала, теоретическая емкость и др.) и творческого усвоения музыкального языка (через создание собственных вариантов образцов фольклора).

Формы: сюжетные игровые занятия и развлечения;

Предложена диагностика компонентов музыкальной культуры на основе фольклорного материала.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.