Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о музыкальности как комплексе музыкальных способностей. Ее трактовка

Особенности развития компонентов музыкально-эстетического сознания дошкольников

Термин музыкально-эстетическое сознание взят из эстетики. Сознание, согласно исследованиям Тельчаровой Р.А., являясь внутренним идеальным планом музыкальной деятельности, образует как бы второй, повторяющий ее по содержанию, но отличный по форме (сфера идеального, а не практически операционного) компонент музыкальной культуры личности.

Уровень развития музыкально-эстетического сознания зависит от развития музыкальных способностей, а также от общего развития детей.

Первоначальные формы музыкально-эстетического сознания выявляются довольно рано. Примерно до 3 лет формируются музыкальные эмоции, появляются простейшие суждения. С 4-го года жизни дети проявляют интерес к музыке, к определенным видам музыкальной деятельности. С 6-го года жизни, по данным О.П.Радыновой, формируется способность мотивированной оценки, начала музыкального вкуса. Дети могут более сознательно контролировать свое исполнение, рассуждать о средствах музыкального выражения, употреблять некоторые музыкальные и эстетические термины. Это и создает предпосылки для осознанного восприятия музыки.

 

Проблемой музыкальности ученые начали заниматься в конце 19 века. Точки зрения на сущность этого феномена были прямо противоположные. Немецкий психолог Г. Ревеш определил музыкальность как единое сущное качество человека, как способность наслаждаться музыкой, понимать её. Американский психолог С. Сишор выделяет в музыкальности 25 талантов. Хотя основными считал чувство высоты, чувство длительности, и чувство интенсивности звука. (Сишор является автором первых тестов музыкальности).

Принципиально новым этапом в рассмотрении музыкальности стало исследование советского психолога Б.М. Теплова («Психология музыкальных способностей» 1947г.)

 

Музыкальная одаренность
В его определении музыкальность выводиться из категории «музыкальная одаренность». Это комплекс музыкальных способностей, необходимых для успешной музыкальной деятельности, в отличии от всякой другой деятельности и при этом необходим для любого из видов музыкальной деятельности.

воображение, сила воли и др. способности к пению, движению

 

ТРИ ОСНОВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

 

музыкально — ритмическое чувство это способность эмоционально различать и воспроизводить музыкальный ритм ладовое чувство это способность воспринимать ладовую сторону музыки, слышать характер музыки, узнавание музыки и т.д. это перцептивный и эмоциональный компонент музыкального слуха музыкально слуховые представления это способность воспроизводить звуковысотные движения музыки это репродуктивный (воспроизводящий) компонент музыкального слуха
  МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ

С педагогической точки зрения очень важны идеи Теплова о неравномерности развития способностей одного человека, о компенсации одних способностей другими, о развитии музыкальных способностей в деятельности. Доктором педагогических наук Н.А. Ветлугиной глубоко изучена музыкальность дошкольника («Музыкальное развитие ребенка», 1968г.). опираясь на исследования Б.М. Теплова, она определила музыкальность как совокупность качеств необходимых ребёнку для успешной музыкальной деятельности. В структуре музыкальности она выделяла музыкально-сенсорные способности (их 4), на базе которых формируются основные музыкальные способности – ладовысотных слух и чувство ритма.

Кроме этого, Ветлугина выделила способности к различным видам детской музыкальной деятельности:

- в восприятии музыки - это способность к целостному и дифференцированному восприятию музыки;

- в пении - это чистое интонирование, четкая дикция;

- в музыкально - ритмических движениях - слитность движения с музыкой, пластичность, изящество;

- в игре на детских музыкальных инструментах - развитость мелкой моторики рук, скоординированность движений

 


 


К 80 годам в работах разных исследователей появилась тенденция к интеллектуализации музыкальности. Эта тенденция отражена в исследованиях музыкальности дошкольников доктором психологических наук Кирой Владимировной Тарасовой («Онтогенез музыкальных способностей», 1988г.).Она определила музыкальность как комплекс общих и частичных способностей, ответственных за формирование музыкального образа. В группе общих музыкальных способностей наряду с эмоциональной отзывчивостью ею выделена группа познавательных музыкальных способностей, включающих как сенсорные способности (чувство ритма и музыкальный слух: мелодический, динамический, тембровый), так и интеллектуальные (репродуктивное и продуктивное музыкальное мышление, музыкальное воображение). Отдельно от интеллектуальных способностей рассматривается музыкальная память.

 

На сегодняшний день вопрос о структуре музыкальности в музыкальной психологии остается открытым.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие о музыкальной культуре личности | Диагностика развития музыкальных способностей и музыкального творчества детей дошкольного возраста
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.