Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивационные особенности учителей разных дидактических систем

Проблема мотивационной готовности является в подготовке учителя одной из центральных. Если брать за основу деление мотивации на внешнюю и внутреннюю (Л.И.Божович, Дж.Олпорд и др.), то наиболее оптимальным будет мотивационный комплекс, в котором внутренние мотивы занимают лидирующее положение при минимальной выраженности внешних отрицательных мотивов (А.А.Реан, К.Замфир).

Проведенный нами анализ литературы по проблеме мотивации достижения (Д.Макклелланд, М.Ш.Магомед-Эминов и др.) позволяет прийти к заключению, что доминирование мотива стремления к успеху, т.е. мотивация достижения успеха (МДУ), определяет стремление человека выполнить работу на высоком уровне, проявляя в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, мастерство и способности.

Особенности мотивационной сферы учителей разных систем обучения были рассмотрены нами с учетом возраста и стажа работы в той или иной дидактической системе. Установлено, что в традиционной системе у учителей крайних возрастных категорий (моложе 25 лет и старше 50) низкий уровень МДУ сочетается с неблагополучной мотивационной структурой, т.е. данные возрастные периоды могут считаться неблагоприятными в плане мотивационной сферы. Организуя психологическое сопровождение учителей, работающих по системе Л.В.Занкова, следует оптимизировать структуру мотивов трудовой деятельности у молодых учителей и развивать МДУ у учителей среднего возраста (31-40 лет). Сопровождая учителей, работающих в системе.

Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, необходимо оптимизировать структуру мотивов трудовой деятельности у учителей 31-50 лет и развивать МДУ у 26-30-летних. В отношении педстажа выявлены следующие особенности. Начало педагогической деятельности является благоприятным для мотивационной сферы учителей всех рассмотренных дидактических систем. Однако, если в традиционной системе это справедливо только в отношении одного года работы, то в развивающих системах – пяти лет. Напротив, большой стаж является неблагоприятным для мотивационной сферы. Причем, в традиционной системе уже после 16 лет педагогической деятельности, тогда как в развивающих системах – позднее: у занковцев – после 20 лет стажа, а у последователей Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова – после 25 лет. Видимо, развивающие системы способствуют оптимизации структуры мотивов трудовой деятельности и сохранению МДУ.

Организуя психологическое сопровождение учителей развивающих систем, следует иметь в виду еще один неблагоприятный период – 10-15 лет стажа. Учителю системы Л.В.Занкова скорее потребуется развитие МДУ, а системы Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова – оптимизация структуры мотивов трудовой деятельности.

Нами проведен анализ влияния продолжительности работы в традиционной системе учителей развивающих систем обучения на их мотивационную сферу.

Выявлено, что при выборе учителя для освоения развивающей системы (и Л.В.Занкова, и Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова) следует, по возможности, отдать предпочтение учителям, либо вообще не имеющим стажа работы по традиционной системе, либо тем, у кого такой стаж составляет 10-20 лет. Напротив, не рекомендуется начинать освоение новой дидактической системы учителям со стажем более 25 лет, а также с педстажем 6-10 лет.

По полученным нами данным стало возможным составление сводных карт благоприятных и неблагоприятных для мотивационной сферы возрастных и стажевых периодов, а также рекомендаций для психологов образования по сопровождению учителей традиционной и развивающих (Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) систем обучения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мотив и мотивация | Повышение уровня самосознания на этапе выбора профессии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.