Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Регионоведение как учебная и научная дисциплина




 

План лекции

1. Актуальность регионоведения

2. Предметная область регионоведения. Модель региона в русле различных научных дисциплин

 

Рекомендуемая литература

1. Барзилов С. И., Чернышов А. Г. Регион как политическое пространство // Свободная мысль. 1997. № 2.

2. Белова В. Л. Регионообразующие факторы // Социально-гуманитарные знания. 1999. - №2.

3. Доленко Д.В. Территориальная организация общества как объект научного исследования. //Регионология, 1999, № 2

4. Колобов О.А., Макарычев А.С. Регионализм в России: проблема определения понятия // Регионология. 1999. № 2

5. Медведев Н.П. Политическая регионалистика: Учебное пособие. – М., 2005

6. Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004

7. Сухарев А.И. Основы регионологии. Саранск, 1996.

8. Шинковский М.Ю. Российский регион: становление политического режима в условиях глобализации. Владивосток, 2000

 

1. Актуальность регионоведения

Регионоведение - это комплексная, интегральная дис­циплина, изучающая закономерности и особенности процес­са формирования и функционирования всех систем региона (субъекта РФ), а также его место и роль в процессе общерос­сийского и мирового общественного развития. Регионоведение призвано заниматься рассмотрением региона как сложного социально-экономического и политического образования.

Это относительно новая дис­циплина, возникновение которой обусловлено объективным процессом регионализации современного мира, который становится и доминантой политического и общественного развития России. Большой интерес проявляет к этим проблемам и наука, но характерной чертой исследований процесса регионализации можно считать известную предметную обособленность: с точки зрения географической – какую территорию считать регионом; экономической – степень самостоятельности территориального хозяйственного комплекса; государственно-управленческой – степень административно-территориальной автономности и т. д.

Регионоведение среди новых об­щественных дисциплин призвано комплексно исследовать процессы, вызванные глубокой трансформацией современного мира и нашей страны с учетом следующих обстоятельств:

- успех любой транс­формации обеспечен в том случае, если он опирается на на­циональную почву, традиции, специфику;

- кризис жестких (ав­торитарных) иерархических структур государственного централизован­ного управления побуждает поиск оптимальной модели новых взаимоотношений Центра и регионов, а также форм соедине­ния интересов государства и его территориальных частей, способ­ствующих эффективному развитию как субъектов, так и феде­рации в целом;

- необходимо преодоление традиции нивелирования разнообразия российских, регионов и в этой связи разра­ботка комплексной peгиональной стратегии долговременной и вписан­ной в общую стратегию обществ, развития России;

- строитель­ство новой РФ требует новых принципов и форм взаимодей­ствия регионов, многие из которых уже стали реальностью, но процесс этот потребует немало времени и усилий.

Изучение этих проблем предполагает peгиональный анализ и учет всех факторов и явлений, на них влияющих - исторических, природно-ресурсных, этнических, религиозных, экологических, политических, а также внутрирегиональных и межрегиональных связей. Поэтому регионоведение опирается на такие научные и учебные дис­циплины, как экономика региона, управленческие и юриди­ческие науки, экономическая история, экономическая и со­циальная география, демография, социология, статистика, ре­лигиоведение, этнография, экология и т.д.

Объектом регионоведения является регион как исторически сложившееся социальное пространство, имеющее способность к самовоспроизводству и развитию.

Регион складывается на основе комплекса взаимодействующих факторов: территории, природных условий, общности истории и культуры, демографических и социальных качеств населения; экономической, политической и правовой структур. Регионы являются подсистемами государств либо надгосударственных цивилизационных ареалов. Регионы сами выступают в качестве макросистем для локальных (местных) сообществ: городов, сельских районов и т.п.

Предметом регионоведения являютсязакономерности и особенности социального, экономического, политического, культурного воспроизводства, функционирования и развития регионов.

Функции регионоведения:

1. Теоретико-методологическая (формирование понятийного аппарата дисциплины, разработка методологии анализа региональных процессов)

2. Познавательная (формирование знания о регионе, региональных процессах, региональной политике в целом и о го­сударственной региональной политике в частности, о роли этой регионов в жизни общества)

3. Мировоззренческая (способствует выработке опреде­ленного видения действительности как в разрезе регионов (субъектов Федерации, муниципальных образований и т.д.), так и в целом в государстве и обществе).

4. Ценностно-ориентирующая (функция должна давать достаточ­но точную оценку событиям в регионе или в регионах государства в целом)

5. Управляющая (разработка методов и технологий управления региональными процессами)

6. Прогностическая функция раскрывает тенденции развития ре­гиональных процессов и явлений в целом через про­гноз.

Как научное направление регионоведение складывается под воздействием тенденций и факторов, ко­торые могут быть отнесены к двум группам:

1. Социально-политические обстоятельства (сформировавшие "со­циальный заказ")

1) формирование новой общественной среды, связанной с процессами регионализации, развитием федерализма и местного самоуправления, с превращением регионов в субъекты и факторы общественной жизни;

2) появление регионального лоббизма в федеральных орга­нах государственной власти, результатом чего явилось формирование новой региональной политики Центра, разработка законопроектов, подготовка исполнительной властью различных программ во всех сферах региональ­ной жизни и т.д.;

3) необходимость поддержания политико-экономического единства страны;

4) необходимость выравнивания уровней социально-экономического развития регионов России;

5) рост этнокультурных потребностей населения;

6) расширение комплекса внешних связей регионов.

2. Научные дис­циплины, на пересечении которых формируется и содержательно наполняется регионоведение.

Принято считать, чторегионалистика как междисциплинарная научная теория возникла после второй мировой войны, потому что именно в это время соответствующая проблематика приобрела актуальное значение. В качестве важного фактора, повлиявшего на развитие региональной теории, необходимо отметить распад колониальной системы и возникновение молодых стран с острейшими потребностями в решении региональных проблем – минимизация уровня развития различных регионов.

Поворотным моментом в теории регионализма можно назвать появившуюся более двадцати лет назад концепцию мировых систем И. Валерстайна. Мир-системная модель американского социолога И. Валерстайна - была первой попыткой совмещения анализа существующих проблем регионального развития и начавших активно себя проявлять тенденций глобализации.

Термин «региональная наука» ввел в обиход американский экономист Уолтер Изард, высказав мнение, что региональная наука шире, чем региональная экономика и, поэтому, должна изучать пространство, регионы, их системы. Тем не менее, долгое время региональная наука развивалась преимущественно в лоне экономики или географии. Ее основатель У.Изард отмечал, что «наука о регионах должна вторгнуться в область теории, в которой центральное место займут районные структуры и функции. Такая теория должна вскрыть и обобщить взаимозависимости между системой и ее подразделениями...». В Пенсильванском университете факультет географии был переименован в факультет региональной науки, и его новая ориентация была сформулирована следующим образом: «Факультет региональной науки... имеет два главных направления: одно преследует цель разработки основ теории размещения и пространственного взаимодействия видов человеческой деятельности в их экономическом, социальном и политическом контексте; второе ориентировано на совершенствование методов анализа региональных систем, необходимых для руководства публичной политикой и частными предпочтениями....В основе теории региональной науки многое базируется на существующей и заново развивающейся теории социальной науки».

Движение по созданию региональной науки было поддержано во многих странах мира. В нашей стране концепция формирования интегрального научного направления, получившего название «регионология», была сформулирована А.Сухаревым на проходившей в 1981 г. в г.Саранске Всероссийской научной конференции «Проблемы формирования и развития региональных социально-экономических систем "город—село" в республиках и областях Нечерноземной зоны РСФСР», признавшей актуальной «...задачу формирования перспективного интегрального научного направления — регионологии, которая призвана объединить усилия многих научных направлений, и прежде всего региональной экономики и экономической географии, региональной социологии и теории регионального управления». При этом отмечалось, что «регионология — это не механическая сумма базовых направлений региональных исследований, а интегральное их обобщение, результатом которого является разработка относительно самостоятельной системы законов и категорий, фундаментальных и прикладных понятий. Исходным служит понятие региона как территории с относительно целостной организацией экономической и социальной жизни, наличием определенных органов управления».

Очевидно, что в данном случае, так же как и в случае с региональной наукой У.Изарда, речь шла о создании интегрального научного направления, базирующегося на междисциплинарном подходе к региону как объекту исследования.

Междисциплинарный характер становящегося отечественного регионоведения проявляется в том, что системное изучение объекта осуществляется с помощью методологического и методического аппарата различных дисциплин:

1)региональная история, ос­новы которой были заложены В. Ключевским и графом Н. Румян­цевым в период реформ 60-х гг. XIX в. и которая была почти полно­стью разрушена в 30-50-х гг. XX в. Определенный прорыв наметил­ся в связи с изучением проблем местного самоуправления. Исторический подход реализуется в форме как конкретно исторического изучения становления и развития территориального устройства определенной страны, так и сравнительного изучения вышеназванного процесса в разных странах. Сравнительный метод позволяет от описания конкретных фактов перейти к выявлению как общих закономерностей динамики территориальной организации различных стран, так и цивилизационных и региональных особенностей этого процесса.

2)политическая география. Изучает пространственную организацию политической жизни общества (границы, политико-территориальное деление и т.п.) и территориальные сочетания политических сил. Главным для которой является изучение размещения того или иного явления в пространстве, а не механизма его функционирования.

3)государственное строительство. Территориальная организация государства рассматривается в двух смыслах: в первом случае речь идет о территориальной организации государства как географического явления, о совокупности составных частей территории государства; во втором — о территориальной организации государства как совокупности органов публичной власти, государства как политического явления, о территориальной организации государственного аппарата.

4) Юридическая наука изучает территориальную организацию государства через анализ норм права, их применения и возникающих в связи с этим проблем и противоречий.

5)территориаль­ное управление экономикой, изучающее совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловливающих формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в региональной системе страны и в каждом регионе. Региональная экономика разрабатывает экономические стратегические позиции регионального развития производительных сил, определяющие совершенствование территориальной организации хозяйства... Рациональное размещение производительных сил рассматривается как основа, главная составная часть региональной экономики.

6)отечественная социология представляет территориальную организацию общества как совокупность территориальных общностей людей и отношений между ними (социальном механизме функционирования и развития социально-территориальных общностей).

7)общая политология, отвечающую на злобу дня введением в свой оборот региональных "калек" основных политологических понятий типа "политический лидер" - "регио­нальный политический лидер", "политический процесс" — "регио­нальный политический процесс" и т.п. изучает политические аспекты территориальной организации общества, т.е. отношение последней к политической- власти, к государству. Речь идет об изучении политико-территориальной организации в органическом единстве общества и государства. В соответствии с таким подходом территориальная организация общества должна рассматриваться в качестве политико-территориальной системы, включающей в себя как территориальную организацию политической системы, государственной власти органически связанную с ней территориальную организацию гражданского общества, социальной структуры, т.е. самого населения.

8) Внешние аспекты функционирования общества как политико-территориальной системы, традиционно изучает геополитика. Геополитика призвана исследовать процессы и принципы развития государств, регионов и мира в целом, изучать, как и с помощью каких механизмов и на основе каких принципов они живут и функционируют. Ее можно рассматривать как дисциплину, изучающую основополагающие структуры и субъекты, глобальные или стратегические направления, важнейшие закономерности и принципы жизнедеятельности, функционирования и эволюции современного мирового сообщества.

Взаимоотношение этих групп и факторов таково, что названное научное направление, как и регионоведение в целом, начало складываться под действием соци­ально-политических обстоятельств, а отнюдь не по внутренней логи­ке отечественных наук об обществе. Это обстоятельство нельзя ос­тавлять без внимания, так как с ним связана и основная проблема становящейся науки — проблема ее самоопределения по предмету исследования.

В России в последние несколько лет весьма интенсивно развиваются региональные исследования, но пока в рам­ках смежных дисциплин. Сегодня можно говорить лишь о том, что завершен лишь первый период формирования регионоведения в качестве самостоятельной научной дис­циплины, аккумулирующей знания, почерпнутые из раз­личных научных дисциплин, и пытающейся сформулиро­вать свой собственный предмет исследования.

Потому регионоведению сегодня присущи эклектичность, отсутствие устояв­шихся понятий и терминологии, размытость подходов, сочетание подчас диамет­рально противоположных взглядов у представителей разных дисцип­лин. Наконец, следует иметь в виду, что в силу специфики общественных процессов в России и недостатка соответствующей подготов­ки у российских исследователей зарубежный опыт исследований в области регионалистики до последнего времени ока­зывался мало востребованным.

 

 

2. Предметная область регионоведения. Модель региона в русле различных научных дисциплин

 

Во всякой научной дисциплине достаточно трудным делом оказываются некоторые исходные положения и понятия. В математике таковым является понятие о числе, в физике - понятие о материи и энергии, в биологии - учение о «первичном» живом веществе - клетке, в регионоведении - учение о структуризации, функционировании некоего пространства.

Содержательное определение предметной области реги­оноведения зависит в первую очередь от интерпретации самого понятия «регион». В современной учебной и науч­ной литературе это понятие трактуется неоднозначно, а порой и противоречиво.

В узком (политико-правовом) смысле слова под регио­ном понимают административно-территориальные образо­вания.

В широком - территориальные образования, свободные от административных привязок. В этом смысле понятие «регион» может означать природно-климатичес­кую зону; географическую территорию; межгосударствен­ную территорию; экономический или хозяйственно-эколо­гический район, историко-культурный ареал и т.п.

Кроме того, в учебной и научной литературе под регио­нами понимаются как обширные территории, охватываю­щие целые континенты или группы стран, так и несколько соседствующих друг с другом субъектов Российской Феде­рации, отличающихся особенностями исторического разви­тия, географического положения, природных и трудовых ресурсов, специализации хозяйства и т.д.

В целом в науке под регионом понимается часть терри­тории, обладающей общностью природных, социально-эко­номических, национально-культурных и иных условий. Однако при этом каждая научная дисциплина отдает при­оритет тому или иному регионообразующему фактору. Поэтому под «регионом» в этих дисциплинах подразуме­ваются подчас различные объекты.

В географии регион — это определенный территориаль­ный комплекс, состоящий из земли, воздуха, флоры, фау­ны и населения, находящихся в особых отношениях друг с другом и составляющих вместе особую часть поверхнос­ти земли.

В экономике регион рассматривается как сложное со­единение многочисленных звеньев производственных сис­тем и социальной инфраструктуры, объединенных единой территорией, хозяйственной организацией и соответству­ющими управленческими структурами.

В культурологии регион определяется как специфиче­ское культурное образование, вписанное в общий «пейзаж», основу которого составляют однородная физическая среда и более или менее однородная экономика, составляющие каркас общественной жизни и общий фон исторического и нравственного развития. В культурологической литерату­ре понятие «регион» часто используется также в качестве аналога особого «мира» с присущим только ему ментали­тетом, образом мышления, традициями, мировоззрением и мироощущением.

В политологии «регион» — это часть территории одной или нескольких соседних стран с более или менее однород­ными природными, экономическими, социально-политичес­ким и культурными условиями. В политологической лите­ратуре регион часто рассматривается как группа стран, которые по многим очевидным параметрам больше взаи­мозависимы друг с другом, чем с иными странами. При этом государства, объединенные в регион, должны иметь некий интегрирующий географический фактор, например общий выход к морю или систему естественных транспорт­ных коммуникаций (например, Ближний или Средний Во­сток, Центральная или Восточная Европа).

В теории государственного управления дается формаль­но-юридическая трактовка региона как субъекта федера­ции или иной субнациональной единицы, чьи права и обя­занности определены конституцией или иными законами.

В рамках доктрины европейского интегрального феде­рализма определение термина «регион» включает в себя наличие таких признаков, как общая территория; опре­деленное население; общность истории, природных усло­вий и решаемых проблем.

В Указе Президента РФ «Об основных положениях ре­гиональной политики в Российской Федерации» под реги­оном понимается часть территории РФ, обладающая общ­ностью природных, социально-экономических, националь­но-культурных и иных условий. При этом отмечается, что регион может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов РФ.

Таким образом, понятию «регион», используемому в современной научной литературе, присуще свойство по­лисемии. Его содержание зависит от того, какой конк­ретный срез жизни в регионе актуализируется той или иной наукой.

Понятие «регион» в нашем курсе употребляется в узком смысле для обозначения территориального сообщества в администра­тивных границах субъекта Российской Федерации, которое харак­теризуется таким чертами, как целостность и управляемость.

Целостность как характерная черта региона реализуется в первую очередь в социально-политическом и экономическом отношениях. В первом случае речь идет о наличии в регионе особого территориального сообщества людей, объединенного определенными историческими традициями, образом жизни, менталитетом и выступающего объектом управления со стороны органов государственной власти, осуществляющих свою деятельность в рамках Российской Федерации.

С экономической точки зрения целостность региона означает наличие устой­чивых внутрирегиональных и межрегиональных производственных связей, пропор­циональное сочетание в нем различных отраслей народного хозяйства, рациональное использование регионального природно-ресурсного потенциала. Экономическая целостность региона проявляется прежде всего в комплексности регионального хозяйства, которая означает сбалансированность и согласованное развитие его производительных сил, отсутствие значительных внутри-региональных хозяйственных диспропорций, наличие спо­собности в условиях социальной и политической стабиль­ности осуществлять в региональных пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов.

Характерной чертой региона является также управляемость, которая самым непосредственным образом связана с административно-территориальным делением Российской Федерации. В значительной степени управляемость обусловлена целостностью региона, так как органы государственные власти должны обеспечивать управление территориальными социумами во всех сферах их жизнедеятельности в пределах своей компетенции.

Использование понятия «регион» в такой интерпретации обусловлено несколькими обстоятельствами.

Во-первых, с точки зрения комплексного системного управления обществом, главная роль в региональной его организации принадлежит административно-территориаль­ным государственным образованиям, наиболее адекватно вос­производящим структуру общества и самой территориальной системы в целом. Эти образования имеет собственную региональную политическую систему, основные институты государственной власти и управления региональными процессами.

Во-вторых, такой акцент в определении понятия «регион» обусловлен российским менталитетом, для которого характерна пониженная реакция на географическое, экономическое и культурное пространство (так называемая «аспатильность» – «равнодушие к месту и границам»). В российском менталитете именно государственность рассматривается как основной фактор интеграции, задающий единое нормативно-ценностное пространство и определяющий пределы самоорганизации россиянами своей жизни в этом пространстве. Поэтому принципиально важно осознавать, что регион как субъект Российской Федерации имеет политико-правовое и ценностное измерения, которые способно трансформировать любые объективные региональные характеристики.

 

 

Контрольные вопросы

  1. Определите объект и предмет регионоведения.
  2. Каковы функции регионоведения как учебной и как научной дисциплины? В чем эти функции сходны, а в чем отличаются?
  3. Каковы методологические подходы к изучению становления, функционирования и развития территориальных систем?
  4. Сформулируйте понятие «регион», используемое в нашем курсе.

Тема 3. Регионализация и глобализация в современном мире

План лекции

1. Процессы глобализации в современном мире

2. Процессы регионализации в современном мире

3. Факторы и модели глобализации

4. Факторы и уровни регионализации

 

Рекомендуемая литература

 

1. Доленко Д.В. Территориальная организация общества как объект научного исследования. //Регионология, 1999, № 2

2. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (экономика и управление). Учебное пособие. М. - Ростов н /Д: МарТ, 2000

3. Колобов О.А., Макарычев А.С. Регионализм в России: проблема определения понятия // Регионология. 1999. № 2

4. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 2000

5. Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. Ростов н/Д, 2004.

6. Салицкий А. Вызовы глобализации и проблемы крупных полупериферийных стран //Мировая экономика и международные отношения, 2002, № 2

7. Шинковский М.Ю. Российский регион: становление политического режима в условиях глобализации. Владивосток, 2000.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 9215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.