КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Регионоведение как учебная и научная дисциплина
План лекции 1. Актуальность регионоведения 2. Предметная область регионоведения. Модель региона в русле различных научных дисциплин
Рекомендуемая литература 1. Барзилов С. И., Чернышов А. Г. Регион как политическое пространство // Свободная мысль. 1997. № 2. 2. Белова В. Л. Регионообразующие факторы // Социально-гуманитарные знания. 1999. - №2. 3. Доленко Д.В. Территориальная организация общества как объект научного исследования. //Регионология, 1999, № 2 4. Колобов О.А., Макарычев А.С. Регионализм в России: проблема определения понятия // Регионология. 1999. № 2 5. Медведев Н.П. Политическая регионалистика: Учебное пособие. – М., 2005 6. Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004 7. Сухарев А.И. Основы регионологии. Саранск, 1996. 8. Шинковский М.Ю. Российский регион: становление политического режима в условиях глобализации. Владивосток, 2000
1. Актуальность регионоведения Регионоведение - это комплексная, интегральная дисциплина, изучающая закономерности и особенности процесса формирования и функционирования всех систем региона (субъекта РФ), а также его место и роль в процессе общероссийского и мирового общественного развития. Регионоведение призвано заниматься рассмотрением региона как сложного социально-экономического и политического образования. Это относительно новая дисциплина, возникновение которой обусловлено объективным процессом регионализации современного мира, который становится и доминантой политического и общественного развития России. Большой интерес проявляет к этим проблемам и наука, но характерной чертой исследований процесса регионализации можно считать известную предметную обособленность: с точки зрения географической – какую территорию считать регионом; экономической – степень самостоятельности территориального хозяйственного комплекса; государственно-управленческой – степень административно-территориальной автономности и т. д. Регионоведение среди новых общественных дисциплин призвано комплексно исследовать процессы, вызванные глубокой трансформацией современного мира и нашей страны с учетом следующих обстоятельств: - успех любой трансформации обеспечен в том случае, если он опирается на национальную почву, традиции, специфику; - кризис жестких (авторитарных) иерархических структур государственного централизованного управления побуждает поиск оптимальной модели новых взаимоотношений Центра и регионов, а также форм соединения интересов государства и его территориальных частей, способствующих эффективному развитию как субъектов, так и федерации в целом; - необходимо преодоление традиции нивелирования разнообразия российских, регионов и в этой связи разработка комплексной peгиональной стратегии долговременной и вписанной в общую стратегию обществ, развития России; - строительство новой РФ требует новых принципов и форм взаимодействия регионов, многие из которых уже стали реальностью, но процесс этот потребует немало времени и усилий. Изучение этих проблем предполагает peгиональный анализ и учет всех факторов и явлений, на них влияющих - исторических, природно-ресурсных, этнических, религиозных, экологических, политических, а также внутрирегиональных и межрегиональных связей. Поэтому регионоведение опирается на такие научные и учебные дисциплины, как экономика региона, управленческие и юридические науки, экономическая история, экономическая и социальная география, демография, социология, статистика, религиоведение, этнография, экология и т.д. Объектом регионоведения является регион как исторически сложившееся социальное пространство, имеющее способность к самовоспроизводству и развитию. Регион складывается на основе комплекса взаимодействующих факторов: территории, природных условий, общности истории и культуры, демографических и социальных качеств населения; экономической, политической и правовой структур. Регионы являются подсистемами государств либо надгосударственных цивилизационных ареалов. Регионы сами выступают в качестве макросистем для локальных (местных) сообществ: городов, сельских районов и т.п. Предметом регионоведения являютсязакономерности и особенности социального, экономического, политического, культурного воспроизводства, функционирования и развития регионов. Функции регионоведения: 1. Теоретико-методологическая (формирование понятийного аппарата дисциплины, разработка методологии анализа региональных процессов) 2. Познавательная (формирование знания о регионе, региональных процессах, региональной политике в целом и о государственной региональной политике в частности, о роли этой регионов в жизни общества) 3. Мировоззренческая (способствует выработке определенного видения действительности как в разрезе регионов (субъектов Федерации, муниципальных образований и т.д.), так и в целом в государстве и обществе). 4. Ценностно-ориентирующая (функция должна давать достаточно точную оценку событиям в регионе или в регионах государства в целом) 5. Управляющая (разработка методов и технологий управления региональными процессами) 6. Прогностическая функция раскрывает тенденции развития региональных процессов и явлений в целом через прогноз. Как научное направление регионоведение складывается под воздействием тенденций и факторов, которые могут быть отнесены к двум группам: 1. Социально-политические обстоятельства (сформировавшие "социальный заказ") 1) формирование новой общественной среды, связанной с процессами регионализации, развитием федерализма и местного самоуправления, с превращением регионов в субъекты и факторы общественной жизни; 2) появление регионального лоббизма в федеральных органах государственной власти, результатом чего явилось формирование новой региональной политики Центра, разработка законопроектов, подготовка исполнительной властью различных программ во всех сферах региональной жизни и т.д.; 3) необходимость поддержания политико-экономического единства страны; 4) необходимость выравнивания уровней социально-экономического развития регионов России; 5) рост этнокультурных потребностей населения; 6) расширение комплекса внешних связей регионов. 2. Научные дисциплины, на пересечении которых формируется и содержательно наполняется регионоведение. Принято считать, чторегионалистика как междисциплинарная научная теория возникла после второй мировой войны, потому что именно в это время соответствующая проблематика приобрела актуальное значение. В качестве важного фактора, повлиявшего на развитие региональной теории, необходимо отметить распад колониальной системы и возникновение молодых стран с острейшими потребностями в решении региональных проблем – минимизация уровня развития различных регионов. Поворотным моментом в теории регионализма можно назвать появившуюся более двадцати лет назад концепцию мировых систем И. Валерстайна. Мир-системная модель американского социолога И. Валерстайна - была первой попыткой совмещения анализа существующих проблем регионального развития и начавших активно себя проявлять тенденций глобализации. Термин «региональная наука» ввел в обиход американский экономист Уолтер Изард, высказав мнение, что региональная наука шире, чем региональная экономика и, поэтому, должна изучать пространство, регионы, их системы. Тем не менее, долгое время региональная наука развивалась преимущественно в лоне экономики или географии. Ее основатель У.Изард отмечал, что «наука о регионах должна вторгнуться в область теории, в которой центральное место займут районные структуры и функции. Такая теория должна вскрыть и обобщить взаимозависимости между системой и ее подразделениями...». В Пенсильванском университете факультет географии был переименован в факультет региональной науки, и его новая ориентация была сформулирована следующим образом: «Факультет региональной науки... имеет два главных направления: одно преследует цель разработки основ теории размещения и пространственного взаимодействия видов человеческой деятельности в их экономическом, социальном и политическом контексте; второе ориентировано на совершенствование методов анализа региональных систем, необходимых для руководства публичной политикой и частными предпочтениями....В основе теории региональной науки многое базируется на существующей и заново развивающейся теории социальной науки». Движение по созданию региональной науки было поддержано во многих странах мира. В нашей стране концепция формирования интегрального научного направления, получившего название «регионология», была сформулирована А.Сухаревым на проходившей в 1981 г. в г.Саранске Всероссийской научной конференции «Проблемы формирования и развития региональных социально-экономических систем "город—село" в республиках и областях Нечерноземной зоны РСФСР», признавшей актуальной «...задачу формирования перспективного интегрального научного направления — регионологии, которая призвана объединить усилия многих научных направлений, и прежде всего региональной экономики и экономической географии, региональной социологии и теории регионального управления». При этом отмечалось, что «регионология — это не механическая сумма базовых направлений региональных исследований, а интегральное их обобщение, результатом которого является разработка относительно самостоятельной системы законов и категорий, фундаментальных и прикладных понятий. Исходным служит понятие региона как территории с относительно целостной организацией экономической и социальной жизни, наличием определенных органов управления». Очевидно, что в данном случае, так же как и в случае с региональной наукой У.Изарда, речь шла о создании интегрального научного направления, базирующегося на междисциплинарном подходе к региону как объекту исследования. Междисциплинарный характер становящегося отечественного регионоведения проявляется в том, что системное изучение объекта осуществляется с помощью методологического и методического аппарата различных дисциплин: 1)региональная история, основы которой были заложены В. Ключевским и графом Н. Румянцевым в период реформ 60-х гг. XIX в. и которая была почти полностью разрушена в 30-50-х гг. XX в. Определенный прорыв наметился в связи с изучением проблем местного самоуправления. Исторический подход реализуется в форме как конкретно исторического изучения становления и развития территориального устройства определенной страны, так и сравнительного изучения вышеназванного процесса в разных странах. Сравнительный метод позволяет от описания конкретных фактов перейти к выявлению как общих закономерностей динамики территориальной организации различных стран, так и цивилизационных и региональных особенностей этого процесса. 2)политическая география. Изучает пространственную организацию политической жизни общества (границы, политико-территориальное деление и т.п.) и территориальные сочетания политических сил. Главным для которой является изучение размещения того или иного явления в пространстве, а не механизма его функционирования. 3)государственное строительство. Территориальная организация государства рассматривается в двух смыслах: в первом случае речь идет о территориальной организации государства как географического явления, о совокупности составных частей территории государства; во втором — о территориальной организации государства как совокупности органов публичной власти, государства как политического явления, о территориальной организации государственного аппарата. 4) Юридическая наука изучает территориальную организацию государства через анализ норм права, их применения и возникающих в связи с этим проблем и противоречий. 5)территориальное управление экономикой, изучающее совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловливающих формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в региональной системе страны и в каждом регионе. Региональная экономика разрабатывает экономические стратегические позиции регионального развития производительных сил, определяющие совершенствование территориальной организации хозяйства... Рациональное размещение производительных сил рассматривается как основа, главная составная часть региональной экономики. 6)отечественная социология представляет территориальную организацию общества как совокупность территориальных общностей людей и отношений между ними (социальном механизме функционирования и развития социально-территориальных общностей). 7)общая политология, отвечающую на злобу дня введением в свой оборот региональных "калек" основных политологических понятий типа "политический лидер" - "региональный политический лидер", "политический процесс" — "региональный политический процесс" и т.п. изучает политические аспекты территориальной организации общества, т.е. отношение последней к политической- власти, к государству. Речь идет об изучении политико-территориальной организации в органическом единстве общества и государства. В соответствии с таким подходом территориальная организация общества должна рассматриваться в качестве политико-территориальной системы, включающей в себя как территориальную организацию политической системы, государственной власти органически связанную с ней территориальную организацию гражданского общества, социальной структуры, т.е. самого населения. 8) Внешние аспекты функционирования общества как политико-территориальной системы, традиционно изучает геополитика. Геополитика призвана исследовать процессы и принципы развития государств, регионов и мира в целом, изучать, как и с помощью каких механизмов и на основе каких принципов они живут и функционируют. Ее можно рассматривать как дисциплину, изучающую основополагающие структуры и субъекты, глобальные или стратегические направления, важнейшие закономерности и принципы жизнедеятельности, функционирования и эволюции современного мирового сообщества. Взаимоотношение этих групп и факторов таково, что названное научное направление, как и регионоведение в целом, начало складываться под действием социально-политических обстоятельств, а отнюдь не по внутренней логике отечественных наук об обществе. Это обстоятельство нельзя оставлять без внимания, так как с ним связана и основная проблема становящейся науки — проблема ее самоопределения по предмету исследования. В России в последние несколько лет весьма интенсивно развиваются региональные исследования, но пока в рамках смежных дисциплин. Сегодня можно говорить лишь о том, что завершен лишь первый период формирования регионоведения в качестве самостоятельной научной дисциплины, аккумулирующей знания, почерпнутые из различных научных дисциплин, и пытающейся сформулировать свой собственный предмет исследования. Потому регионоведению сегодня присущи эклектичность, отсутствие устоявшихся понятий и терминологии, размытость подходов, сочетание подчас диаметрально противоположных взглядов у представителей разных дисциплин. Наконец, следует иметь в виду, что в силу специфики общественных процессов в России и недостатка соответствующей подготовки у российских исследователей зарубежный опыт исследований в области регионалистики до последнего времени оказывался мало востребованным.
2. Предметная область регионоведения. Модель региона в русле различных научных дисциплин
Во всякой научной дисциплине достаточно трудным делом оказываются некоторые исходные положения и понятия. В математике таковым является понятие о числе, в физике - понятие о материи и энергии, в биологии - учение о «первичном» живом веществе - клетке, в регионоведении - учение о структуризации, функционировании некоего пространства. Содержательное определение предметной области регионоведения зависит в первую очередь от интерпретации самого понятия «регион». В современной учебной и научной литературе это понятие трактуется неоднозначно, а порой и противоречиво. В узком (политико-правовом) смысле слова под регионом понимают административно-территориальные образования. В широком - территориальные образования, свободные от административных привязок. В этом смысле понятие «регион» может означать природно-климатическую зону; географическую территорию; межгосударственную территорию; экономический или хозяйственно-экологический район, историко-культурный ареал и т.п. Кроме того, в учебной и научной литературе под регионами понимаются как обширные территории, охватывающие целые континенты или группы стран, так и несколько соседствующих друг с другом субъектов Российской Федерации, отличающихся особенностями исторического развития, географического положения, природных и трудовых ресурсов, специализации хозяйства и т.д. В целом в науке под регионом понимается часть территории, обладающей общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Однако при этом каждая научная дисциплина отдает приоритет тому или иному регионообразующему фактору. Поэтому под «регионом» в этих дисциплинах подразумеваются подчас различные объекты. В географии регион — это определенный территориальный комплекс, состоящий из земли, воздуха, флоры, фауны и населения, находящихся в особых отношениях друг с другом и составляющих вместе особую часть поверхности земли. В экономике регион рассматривается как сложное соединение многочисленных звеньев производственных систем и социальной инфраструктуры, объединенных единой территорией, хозяйственной организацией и соответствующими управленческими структурами. В культурологии регион определяется как специфическое культурное образование, вписанное в общий «пейзаж», основу которого составляют однородная физическая среда и более или менее однородная экономика, составляющие каркас общественной жизни и общий фон исторического и нравственного развития. В культурологической литературе понятие «регион» часто используется также в качестве аналога особого «мира» с присущим только ему менталитетом, образом мышления, традициями, мировоззрением и мироощущением. В политологии «регион» — это часть территории одной или нескольких соседних стран с более или менее однородными природными, экономическими, социально-политическим и культурными условиями. В политологической литературе регион часто рассматривается как группа стран, которые по многим очевидным параметрам больше взаимозависимы друг с другом, чем с иными странами. При этом государства, объединенные в регион, должны иметь некий интегрирующий географический фактор, например общий выход к морю или систему естественных транспортных коммуникаций (например, Ближний или Средний Восток, Центральная или Восточная Европа). В теории государственного управления дается формально-юридическая трактовка региона как субъекта федерации или иной субнациональной единицы, чьи права и обязанности определены конституцией или иными законами. В рамках доктрины европейского интегрального федерализма определение термина «регион» включает в себя наличие таких признаков, как общая территория; определенное население; общность истории, природных условий и решаемых проблем. В Указе Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» под регионом понимается часть территории РФ, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. При этом отмечается, что регион может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов РФ. Таким образом, понятию «регион», используемому в современной научной литературе, присуще свойство полисемии. Его содержание зависит от того, какой конкретный срез жизни в регионе актуализируется той или иной наукой. Понятие «регион» в нашем курсе употребляется в узком смысле для обозначения территориального сообщества в административных границах субъекта Российской Федерации, которое характеризуется таким чертами, как целостность и управляемость. Целостность как характерная черта региона реализуется в первую очередь в социально-политическом и экономическом отношениях. В первом случае речь идет о наличии в регионе особого территориального сообщества людей, объединенного определенными историческими традициями, образом жизни, менталитетом и выступающего объектом управления со стороны органов государственной власти, осуществляющих свою деятельность в рамках Российской Федерации. С экономической точки зрения целостность региона означает наличие устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных производственных связей, пропорциональное сочетание в нем различных отраслей народного хозяйства, рациональное использование регионального природно-ресурсного потенциала. Экономическая целостность региона проявляется прежде всего в комплексности регионального хозяйства, которая означает сбалансированность и согласованное развитие его производительных сил, отсутствие значительных внутри-региональных хозяйственных диспропорций, наличие способности в условиях социальной и политической стабильности осуществлять в региональных пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов. Характерной чертой региона является также управляемость, которая самым непосредственным образом связана с административно-территориальным делением Российской Федерации. В значительной степени управляемость обусловлена целостностью региона, так как органы государственные власти должны обеспечивать управление территориальными социумами во всех сферах их жизнедеятельности в пределах своей компетенции. Использование понятия «регион» в такой интерпретации обусловлено несколькими обстоятельствами. Во-первых, с точки зрения комплексного системного управления обществом, главная роль в региональной его организации принадлежит административно-территориальным государственным образованиям, наиболее адекватно воспроизводящим структуру общества и самой территориальной системы в целом. Эти образования имеет собственную региональную политическую систему, основные институты государственной власти и управления региональными процессами. Во-вторых, такой акцент в определении понятия «регион» обусловлен российским менталитетом, для которого характерна пониженная реакция на географическое, экономическое и культурное пространство (так называемая «аспатильность» – «равнодушие к месту и границам»). В российском менталитете именно государственность рассматривается как основной фактор интеграции, задающий единое нормативно-ценностное пространство и определяющий пределы самоорганизации россиянами своей жизни в этом пространстве. Поэтому принципиально важно осознавать, что регион как субъект Российской Федерации имеет политико-правовое и ценностное измерения, которые способно трансформировать любые объективные региональные характеристики.
Контрольные вопросы
Тема 3. Регионализация и глобализация в современном мире План лекции 1. Процессы глобализации в современном мире 2. Процессы регионализации в современном мире 3. Факторы и модели глобализации 4. Факторы и уровни регионализации
Рекомендуемая литература
1. Доленко Д.В. Территориальная организация общества как объект научного исследования. //Регионология, 1999, № 2 2. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (экономика и управление). Учебное пособие. М. - Ростов н /Д: МарТ, 2000 3. Колобов О.А., Макарычев А.С. Регионализм в России: проблема определения понятия // Регионология. 1999. № 2 4. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 2000 5. Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. Ростов н/Д, 2004. 6. Салицкий А. Вызовы глобализации и проблемы крупных полупериферийных стран //Мировая экономика и международные отношения, 2002, № 2 7. Шинковский М.Ю. Российский регион: становление политического режима в условиях глобализации. Владивосток, 2000.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 9215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |