КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Трудовые ресурсы
Темпы роста населения и другие показатели демографического процесса определяют количественные параметры трудовых ресурсов мира, играющих огромную роль в развитии мировой экономики. Под трудовыми ресурсами понимают часть населения в определенном возрасте, обладающую способностью к труду и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности. Основную часть трудовых ресурсов составляет экономически активное (или самодеятельное) население. Оно включает занятых и ищущих работу, т. е. это лишь основная доля ресурсов, так как остальное трудоспособное население учится, занято только домашним хозяйством пли проходит службу в вооруженных силах, не являясь кадровым составом армии. В официальных оценках в самодеятельное население не включаются участники так называемой теневой экономики. Сюда относятся иммигранты, работающие на подпольных предприятиях, пенсионеры, занимающиеся официально не зарегистрированными подработками, студенты, практикующие нелегальное репетиторство, и др. Необходимо отметить также и участников торговли наркотиками, лиц, занимающихся другими подпольными спекуляциями, проституцией и т.д. В конце 90-х гг. самодеятельное население мира оценивалось примерно в 3 млрд человек, что составляло около половины общей численности. Десятка стран, имеющих наибольшие размеры экономически активного населения, выглядела в это время следующим образом: Китай — 726 млн человек, Индия — 410, США — 110, Россия — 78, Бразилия — 74, Пакистан — 49, Нигерия — 47, Германия — 41, Мексика — 38, Франция — 29 млн человек самодеятельного населения. В развитых странах активное население растет медленнее его общего прироста. Здесь отрицательно сказывается, прежде всего, рост безработицы и ряд других факторов. Недостаточно высокие темпы роста работающих, повышают демографическую нагрузку. Например, в последние годы на 1000 трудоспособных лиц в Италии приходилось 638 иждивенцев, в Великобритании — 629, США — 544, Германии — 478. Самодеятельное население помимо количественных оценок имеет качественные характеристики. Важнейшими среди них являются уровень образования кадров и их квалификация. Трудно преувеличить в настоящее время экономическую роль образования. Речь идет не только об общем значении образования в условиях НТР, гигантских технологических изменениях, вызванных ей, возрастании объемов знаний, необходимых работникам. Высокий уровень квалификации рабочих, техников, инженеров необходим, чтобы выжить в условиях растущей конкуренции в современной мировой экономике. Это требует создания более совершенной системы образования, не уступающей лучшим мировым образцам, и постоянного ее совершенствования. В развитых странах в последние десятилетия происходят радикальные преобразования в организации и содержании деятельности системы образования. По данным ОЭСР, в огромной степени возрастают расходы на образование. В конце 90-х гг. в развитом мире они достигли 1 трлн долл. в год. В системе образования развитых стран работают 4 млн преподавателей и проходят обучение 80 млн студентов и учеников. Функционируют 320 тыс. образовательных учреждений, в том числе 5 тыс. университетов и высших школ. Необходимым условием нормального функционирования образования, повышения его экономической и социальной роли стало систематическое расширение и усложнение материально-технической базы учебных заведений. Это потребовало значительного увеличения инвестиций. Первыми на этот путь вступили США, где за период 1950—1990 гг. капиталовложения в оснащение школ выросли более чем в 10 раз (с 1,25 до 13,1 млрд долл.). Соответствующие расходы в высших учебных заведениях увеличились почти в 40 раз (с 0,34 до 12,5 млрд долл.). Хотя в европейских странах и Японии это произошло на 5—7 лет позже, рост инвестиций в сферу образования в Западной Европе и Японии по темпам был вполне сравним с американским опытом. Расходы на образование, как правильно подчеркивают специалисты ЕС, приобрели «жизненно важное стратегическое значение для предприятий». Изменения в сфере образования происходит и в развивающихся государствах. Так, даже в наименее развитых странах удельный вес грамотного населения повысился за последние 30 лет с 29 до 46%. Но, несмотря на это, и в настоящее время свыше половины граждан НPC остаются полностью неграмотными. А в развитых странах совершенствование системы образования содействовало улучшению качества рабочей силы. Более высокая квалификация стала важным фактором роста производительности труда. Большое влияние на современное развитие трудовых ресурсов оказывает сохранение и укрепление здоровья человека, что рассматривается как одна из важнейших экономических и обще-гуманитарных проблем. В годы после Второй мировой войны в ряде стран возникает развернутая система социально-экономических и медицинских мероприятий, имеющая цель сохранить и повысить уровень здоровья каждого человека и населения в целом. Принят ряд законов, регулирующих деятельность органов здравоохранения и условия пользования медицинской помощью. Совершенствуется страховая медицина, основой которой является принцип полной или частичной компенсации расходов граждан за медицинскую помощь. Растет число врачей и другого медицинского персонала, увеличивается количество медицинских учреждений, улучшается их техническое оснащение. Важным общим показателем роста здравоохранения является эволюция расходов на медицину. Совокупный бюджет здравоохранения США, лидирующих в этой сфере, а также в ряде стран Западной Европы и Японии увеличивался практически в течение всех послевоенных лет, хотя и разными темпами. Удельный вес этих расходов в стоимости ВВП вырос с 5% (1970г.) до 9-10% (2000г.). Расходы на медицину, приходящиеся в среднем па душу населения, превышают сейчас уровень начала 70-х гг. примерно в 3 раза. Конечно, в сфере современного мирового здравоохранения сечь немало проблем. Важной среди них является социальная дифференциация медицинского обслуживания. Негативно влияет на здоровье людей большое потребление спиртных напитков, рост использования наркотиков, все более широкое распространение СПИДа. Но в целом успешное развитие системы здравоохранения в развитых и многих развивающихся странах позволяет сохранять и умножать трудовые ресурсы общества. Расходы на укрепление здоровья людей обладают высокой экономической эффективностью, обеспечивают продление жизни и их работоспособности. По приблизительным расчетам, они приносят в 2—3 раза большие доходы, чем их собственные размеры. Известный французский демограф и экономист А. Сови справедливо указывал на необходимость постоянного роста затрат на здравоохранение. Мнение о том, что развитие медицины дает возможность сократить расходы на медицинское обслуживание, считал ученый, должно быть отвергнуто. «Доля национального дохода, затрачиваемая на здоровье людей, будет все увеличиваться». И хотя, к примеру, во Франции она достигла высокого уровня, но «все же, — отмечал Сови, — француз расходует больше на алкогольные напитки, чем на свое здоровье».
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |