Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировые цены и основные виды внешнеторговых цен

При анализе процессов, происходящих в мировой торговле, и пользуется понятие мировых цен, под которыми понимают цены крупномасштабных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли.

Основные характеристики мировых цен следующие: 1) они устанавливаются в свободно конвертируемой валюте; 2) это цены на товары ведущих производителей и постав­щиков (продавцов), имеющих существенную долю в общем объеме данной продукции и постоянно воспроизводящих (сохраняющих) свое ведущее положение на данных товарных рынках;

3) применительно к рынкам топливно-сырьевых товаров речь о ценах в регионах мира, где сосредоточено их производство и (или) торговля (это цены так называемых базисных или ]репрезентативных (представленных) рынков).

Рассмотрим некоторые примеры установления мировых цен на важнейшие сырьевые товары.

Мировыми ценами на нефть являются официальные продаж­ные цены стран членов ОПЕК. При этом в качестве базисных цен используются цены на легкую аравийскую нефть ФОБ (FOB free on board, свободно на борту в соответствии с принятыми в ми­ровой торговле Правилами международных коммерческих терми­нов «Инкотермс» (Incoterms). Рас-Таннура (основного нефтяного порта в Саудовской Аравии на берегу Пер­сидского залива с годовым грузооборотом около 400 млн. т нефти). Мировыми ценами на нефтепродукты считаются цены основ­ных товарных рынков района Карибского моря, а в Западной Европе ФОБ Роттердам (Нидерланды) и ФОБ/СИФ (CIF cost, insurance, freight стоимость перевозки, страхование и фрахт судна) Амстердам, Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия). Определяющими ценами на каменный уголь являются цены крупнейших экспортеров США и Австралии и импортеров Японии и стран Западной Европы. В качестве ориентира исполь­зуются цены СИФ Амстердам, Роттердам, Антверпен.

Мировыми ценами на железную руду принято считать цены крупнейших экспортеров Австралии, Бразилии, Канады. На практике используются среднестатистические цены импорта шведской железной руды «Кируна Д» СИФ Роттердам.

Определяющую роль в ценах на медь, свинец, цинк играют котировки Лондонской биржи металлов (ЛБМ) и цены, установ­ленные на их базе. На базе котировок ЛБМ реализуется около 70 % производимой в мире рафинированной меди и не менее 2/3 про­изведенного в мире рафинированного свинца.

Мировыми ценами на алмазы и бриллианты являются цены единственного монополиста Алмазного синдиката. У него име­ется своя Центральная сбытовая организация (ЦСО), которая ре­шает вопросы о повышении или понижении цен на ювелирное сырье. На практике единственным доступным показателем явля­ется исчисленный на основании официальных сообщений Алмаз­ного синдиката индекс средних цен. На рынке бриллиантов миро­выми ценами считаются экспортные цены крупнейших изготови­телей и экспортеров Индии, Израиля и Бельгии, но на прак­тике оперируют среднестатистической ценой суммарного экспор­та Бельгии и Израиля.

Следует подчеркнуть, что мировые цены выступают как об­щий ориентир при определении цен конкретных внешнеторговых сделок. Однако цена внешнеторгового контракта всегда очень кон­кретна и зависит от широкого спектра ценообразующих факторов и реальных обстоятельств (экономических, политических, соци­альных).

Обратим внимание также на то обстоятельство, что на практи­ке существуют противоречия между внутренней и международ­ной торговлей и, соответственно, между внутренними и мировыми ценами. Так, например, если конкретное предприятие на внут­реннем рынке является крупнейшим поставщиком, определяю­щим масштабы продаж и уровень цен внутри страны, то далеко не очевидно, что и в сфере международной торговли оно будет занимать такие же позиции и, соответственно, автоматически оказывать определяющее воздействие на мировые цены.

В реальной практике имеются примеры решающей деятельности в основных центрах мировой торговли фирм тех стран, которые сами по себе не являются крупнейшими производителями данного вида продукции. В частности, во многом определяющую роль в тор­говле нефтью и нефтепродуктами играет англо-голландская ком­пания «Ройал Датч Шелл», а репрезентативными (представитель­ными) центрами Антверпен, Роттердам и Амстердам.

Рассмотрим вопрос об основных видах внешнеторговых цен.

В общей совокупности этих цен выделим 5 основных групп.

1. Контрактные ценыэто цены, которые согласовали между собой продавцы и покупатели в ходе переговоров. Они сохраня­ются на протяжении всего периода действия контракта, если в ходе выполнения внешнеторговых поставок по соглашению сто­рон контрактные цены не пересматриваются.

Контрактные цены обычно подразделяются на следующие ос­новные подвиды: твердая фиксированная цена; твердая фиксиро­ванная цена с возможностью последующей корректировки; цена с последующей фиксацией; скользящая цена; смешанная цена.

Суть твердой фиксированной цены состоит в том, что она устанав­ливается на дату подписания контракта и не изменяется до оконча­ния его исполнения. Как правило, такие цены используются в ситу­ации, когда сроки реализации контрактов непродолжительны и в этот период не ожидается каких-либо существенных скачков цен. Подобные цены на практике выгодны продавцам в ситуации, когда есть предпосылки для понижения цен на данные товары на рынке.

Использование твердой фиксированной цены с возможностью последующей корректировки связано с оговариванием условий кор­ректировки цен с учетом возможных ценовых изменений на рын­ке (например, могут измениться цены на сырье и комплектую­щие изделия, из которых производится данная продукция).

Использование цен с последующей фиксацией связано с тем, что к контракте устанавливаются соответствующий принцип опреде­ления цен, а также источники ценовой информации и дата, на которую цены фиксируются. Такого рода цены целесообразно при­менять тогда, когда в период исполнения контракта на рынке ожи­дается существенное повышение цен, масштабы которого оце­нить точно представляется достаточно сложным. Этот способ це­нообразования наиболее подходит также для долгосрочных кон­трактов, когда в течение ряда лет будут осуществляться периоди­ческие поставки товара.

Использование скользящих цен связано с осуществлением сто­ронами (продавцами и покупателями) соответствующих расчетов по принятой в контракте формуле, первую часть которой состав­ляет базовая цена, аналогичная по своей сути твердой фиксиро­ванной цене, а вторая часть представляет соотношение долей ос­новных видов издержек по производству товара. Особое значение приобретает учет в формуле именно тех издержек, по которым в период исполнения контракта возможны существенные измене­ния. Как правило, скользящие цены используются в контрактах, связанных с поставкой сложных и уникальных товаров, имеющих продолжительный цикл изготовления.

Смешанная цена представляет собой комбинированный вари­ант цены, когда одна ее часть является твердой фиксированной ценой, а другая скользящей ценой.

Контрактные цены являются коммерческой тайной и поэтому не публикуются. Однако на практике контрактные цены на опре­деленный товар в конкретном регионе и при наличии ограничен­ного круга продавцов и покупателей бывают известны. Поэтому практической задачей для всех внешнеторговых фирм являются сбор ценовой информации и создание соответствующего банка

данных.

При заключении внешнеторговых контрактов используются раз­личные виды скидок: количественные (используются в за­висимости от величины или серийности поставок товаров); бо­нусные (предоставляются крупным оптовым покупателям, ко­торые, как правило, являются постоянными клиентами, за обус­ловленный объем реализации товара); скидки «сконто» (пре­доставляются при оплате товара покупателем наличными деньга­ми или за долгосрочное осуществление платежей); дилерские (предоставляются оптовым и розничным торговцам, агентам и посредникам); временные (применяются главным образом при реализации продукции массового спроса, которая носит сезон­ный характер); специальные (предоставляются покупателям, с которыми внешнеторговая фирма имеет длительные устойчи­вые связи и иные формы особых отношений); закрытые (пре­доставляются на продукцию, которая реализуется в рамках внут-рифирменных поставок или по специальным межправительствен­ным соглашениям).

Специфическим подвидом контрактных цен в международной торговле являются трансфертные цены, по которым реализуются товары в рамках международных (транснациональных) корпора­ций. Здесь фактически существует собственный внутренний ры-нок и цены устанавливаются в рамках общей ценовой политики корпорации, направленной в ряде случаев на уход от высокого налогообложения. В трансфертных ценах проявляются и указан­ные выше закрытые скидки.

 

2. Справочные ценыцены продавца, публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях и т. д., по каналам компьютерной информации. Существенное значение здесь имеют специаль­ные ценовые справочники. Широкое развитие в последние годы получил рынок электронных информационных услуг. Современные
информационные технологии позволяют получать доступ практи­чески ко всем видам информации о ценах, которая накапливается в автоматизированных базах данных. Однако между ценами в справочниках (справочными ценами) и фактическими ценами внеш­неторговых сделок всегда существует определенная разница, мас­штабы которой зависят от соответствующих реальных обстоятельств.

3. Биржевые ценыцены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах. В основном это относится к тор­говле сырьем и полуфабрикатами. Биржевые цены очень опера­тивно отражают изменения, происходящие на рынке данного товара, поскольку биржевые котировки являются фактически цена­
ми сделок именно в данный момент времени. Однако недостаток
биржевых цен состоит в том, что они не отражают другие важные
элементы современной международной торговли, связанные с це­нообразованием (например, условия поставки, условия платежа и др.). Кроме того, с биржевыми ценами связана проблема, кото­рая состоит в том, что они часто изменяются под воздействием искусственных, нередко спекулятивных факторов. Среди наибо­лее известных в мировой торговле бирж можно назвать Лондон­
скую биржу металлов, Чикагскую биржу (на ней осуществляются
котировки и продажа зерна), Нью-Йоркскую биржу хлопка и др.

4. Цены аукционовцены, складывающиеся в результате аук­ционных торгов. Данный вид международной торговли достаточ­но специфичен он связан с торговлей пушниной, чаем, цвета­ми, предметами искусства.

5. Статистические цены, или цены статистики внешней торгов­
лиусредненные цены, публикуемые в различных национальных
и международных справочниках. Поскольку это усредненные цены,
то они не показывают конкретную цену конкретного товара. Од­нако они характеризуют общую динамику цен в международной
торговле, складывающиеся при этом тенденции и могут исполь­зоваться как своеобразный ценовой ориентир при заключаемых внешнеторговых сделках.

' Контрольные вопросы и задания

1. Назовите различия в понятиях «внутренний рынок», «нацио­нальный рынок», «международный рынок» и «мировой рынок».

2. Охарактеризуйте понятия «торгуемые товары» и «неторгуе­мые товары».

3. Что представляет собой конъюнктура мирового рынка и ка­ковы основные уровни ее исследования?

4. Назовите современные конъюнктурообразующие факторы.

5. В чем состоят достоинства и недостатки отдельных, исполь­зуемых в настоящее время, методов прогнозирования мирового

рынка?

6. Охарактеризуйте современные ценообразующие факторы, действующие в мировой торговле.

7. Каковы формы воздействия государства на цены междуна­родной торговли? Проиллюстрируйте их использование на конк­ретных примерах.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ценообразование на мировых товарных рынках | Сущность, причины и формы вывоза капитала
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.