КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль свободных (специальных) экономических зон в мировом движении капитала
В мировом хозяйстве имеются анклавы, в которых движение капитала имеет ярко выраженную специфику. Появление зон с особым экономическим статусом, так называемых свободных (специальных) экономических зон (СЭЗ) стало одной их характерных особенностей мировой экономики в последние десятилетия XX в. СЭЗ часть территории государства с особым, льготным режимом хозяйственной, инвестиционной и внешнеторговой деятельности. Сама идея создания СЭЗ проста: если данная страна в данный момент времени по каким-либо причинам не может пойти на широкое (полное) открытие своей экономики для иностранного капитала (например, она проводит курс на импортозамещение, что требует осуществления определенных протекционистских мер), то она может «открыть себя» для мировых хозяйственных связей в рамках конкретных, более или менее компактных территорий. В рамках таких территорий (зон) создается специальный (особый), более благоприятный, чем на территории всей страны, инвестиционный климат для зарубежных инвестиций и льготный внешнеторговый режим. В виде части территории может выступать отдельное предприятие (или группа предприятий). В этом случае говорят о функциональном подходе к образованию СЭЗ. Однако более распространен другой подход- территориальный, согласно которому особый режим получают все предприятия, расположенные на территории, определенной как СЭЗ. Основными признаками СЭЗ являются: • определенная обособленность зоны от остальной территории страны в хозяйственном, торговом, валютно-финансовом отношениях; • беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров; • создание льготных условий экономической деятельности и финансовых стимулов для иностранных инвесторов, вплоть до снятия каких-либо ограничений на их деятельность; • существенно более тесная связь с мировым рынком, чем у национальной экономики в целом. Ныне в мире насчитывается несколько тысяч зон с особым режимом хозяйственной деятельности. При этом выделяются их различные виды: • зоны беспошлинной (свободной) торговли; • экспортные промышленные зоны (или зоны поощрения экспорта); • зоны развития новых и высоких технологий (технопарки, технополисы); • специальные экономические зоны (агрополисы, экологические зоны или экополисы, туристские зоны); • комплексные, многоотраслевые свободные зоны. Особым видом СЭЗ являются оффшорные зоны. В мировой хозяйственной практике широкую известность получили специальные экономические зоны, созданные в конце 70-х гг. в юго-восточных районах Китая. Успешный опыт, накопленный этой страной в первые годы функционирования зон, позволил в середине 80-х гг. увеличить число специальных экономических зон. Важнейшими факторами, обеспечившими успех, стали продуманная и последовательная налоговая политика, а также стабильность нормативной базы. Стремление использовать в условиях России международный опыт вылилось в образование целого ряда свободных экономических зон (в частности, в Калининградской области, СЭЗ «Находка» в Приморском крае). Однако практика их функционирования показывает, что они не стали ускорителем экономического роста и в целом пока не оправдали возлагавшихся на них надежд, хотя и позволили решить некоторые локальные проблемы. Среди основных причин слабого развития этой формы хозяйствования незавершенность нормативной базы (к началу 2001 г. не был принят обсуждавшийся в течение ряда лет закон о СЭЗ) и непоследовательность в осуществлении уже принятых управленческих решений, что во многом объясняется отсутствием ясной и взвешенной федеральной экономической политики в отношении СЭЗ. В результате российские СЭЗ, по сути дела, лишены целенаправленной государственной поддержки, а потому в большинстве случаев остаются формальными образованиями. Глобализация мировой экономики, наиболее ярко проявившаяся в финансовой сфере, по-новому высветила проблему оффшорных финансовых центров или зон, которых в мире насчитывается несколько десятков. Под оффшорным финансовым центром понимается территория, на которой созданы льготные условия для деятельности нерезидентов, т. е. юридических и физических лиц, с точки зрения банковского и валютного законодательства не имеющих центра экономической деятельности на данной территории. Географически оффшорный финансовый центр может представлять собой целое государство (как правило, небольшое по территории) или часть государства. Примерами первого рода могут служить Люксембург, Лихтенштейн в Европе; Белиз, Панама в Центральной Америке; Бахрейн, Ливан на Ближнем Востоке; Сингапур в Азии, а также некоторые островные государства в Океании и Карибском регионе. Ко второму роду оффшорных центров относится Дублин. В некоторых случаях термин «оффшорные центры» используется в более широком смысле - для характеристики мировых финансовых центров. Созданный в мае 2000 г. при поддержке глав центральных банков и министерств финансов стран «большой семерки» «Форум финансовой стабильности», основной задачей которого является определение системных рисков при развитии глобальной экономики и создание международных правил и стандартов для финансовых институтов, опубликовал рейтинг надежности («прозрачности») оффшорных зон: • в первую группу вошли: Гонконг, Сингапур, Люксембург, Швейцария, Дублин, острова Гернси, Мэн и Джерси; • вторую группу составили: Андорра, Бахрейн, Барбадос, Беруды, Гибралтар, Лабуан (Малайзия), Макао, Мальта, Монако; • к третьей группе отнесены: Антилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Белиз, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, острова Кука, Коста-Рика, Кипр, Ливан, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Маврикий, Науру, Антильские острова (Нидерланды), острова Ниуэ, Панама, острова Сент-Китс и Нвейс, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Сейшелы, Багамы, Терке и Кайкос, Вануату. В оффшорных финансовых центрах сосредоточена значительная часть мировых финансовых активов, по некоторым оценкам, до 6 трлн. долл. В этих центрах открыты либо филиалы, либо дочерние структуры крупнейших банков мира. Так, например, на Бермудских островах зарегистрировано около 1,5 тыс. страховых компаний. Привлекательность оффшорных центров объясняется прежде всего льготным налоговым режимом для нерезидентов: налог на предпринимательскую деятельность либо отсутствует, либо незначителен; отсутствует подоходный налог, а уровень конфиденциальности чрезвычайно высок. Именно поэтому оффшорные финансовые центры в ряде случаев рассматриваются как налоговые «убежища» (налоговые «гавани»), в которых для иностранных юридических и физических лиц также устанавливается льготный налоговый режим (полное или частичное освобождение от уплаты налогов). Одним из последствий глобализации стало обострение проблемы сбора налогов государственными органами. Перевод штаб-квартир многих компаний в оффшорные центры явился излюбленным способом ухода от уплаты налогов. По данным ОЭСР, использование налоговых убежищ в 90-х гг. возрастало экспоненциальными темпами. Поэтому ОЭСР в 2000 г. опубликовала доклад, где в обобщенном виде содержатся материалы по недобросовестной налоговой практике. ОЭСР предала гласности список 35 оффшорных финансовых центров, которые своими чрезмерно льготными налоговыми правилами наносят ущерб международной торговле и инвестициям. Первоначальная реакция ряда оффшорных центров была весьма негативной. Однако следует ожидать дальнейшего ужесточения налоговой практики, поскольку уклонение от уплаты налогов в некоторых случаях достигает огромных масштабов. В ноябре 2000 г. ОЭСР предложила 35 налоговым гаваням, занесенным в «черный список», принять коллективное обязательство по обеспечению более высокой степени прозрачности экономики и налаживанию сотрудничества с ОЭСР в деле борьбы с уклонением от уплаты налогов.
4. Проблема «бегства» или «утечки» капиталов
Кроме обычных, «законных» существуют и другие формы вывоза капитала, связанные с понятиями его «утечки» и «бегства». В данном случае имеются в виду нелегальный перевод денежных средств за границу или отказ от их репатриации в нарушение действующего нормативного режима. К нелегальным формам «утечки» капитала из страны относятся: • сокрытие, полный или частичный неперевод, невозвращение в установленные сроки экспортной валютной выручки; • невозврат валютной выручки под предлогом форс-мажорных и иных обстоятельств; • фиктивные импортные контракты и непогашение импортных авансов; • необоснованные авансовые отчисления при импорте в счет будущих поставок товаров, которые нередко не осуществляются вообще; • искусственное занижение по договоренности с иностранными партнерами цен на экспортируемую продукцию и завышение цен на импортируемую продукцию (в таком случае ценовая разница в виде валютной выручки «оседает» за рубежом); • «уход» капитала из страны на основе осуществления неэквивалентных бартерных («товар на товар») операций во внешней торговле (с занижением экспортных и завышением импортных цен); • перечисление на счета иностранных фирм валютных средств в счет оплаты фиктивных импортных услуг (маркетинговых, информационных, консалтинговых и т.д.); • внесение страхового депозита в иностранный банк для получения кредита (сам кредит при этом не берется); • нелегальный экспорт, используемый в тех случаях, когда отечественные экспортеры могут обойти процедуры таможенного • контрабандный экспорт; • нелегальный вывоз иностранной валюты; • вывоз капитала частными лицами с помощью кредитных карточек и др. Все указанные формы получили распространение в России. Некоторые исследователи данной проблемы добавляют к указанным формам утечки капитала и другие (специфические), свойственные лишь России, формы: 1. «Уход» ресурсного капитала (природных ресурсов). Природные ресурсы являются одним из основных составляющих национального богатства России, наиболее активно используемой развитыми странами с рыночной экономикой. Через внешнюю торговлю природными ресурсами, по имеющимся оценкам, из РФ ежегодно осуществляется чистый «уход» капитала в размере не менее 20 млрд. долл. По оценкам западных экспертов, при цивилизованной торговле ресурсами Россия смогла бы ежегодно получать прибыль в размере до 100 млрд. долл. 2. «Уход» производственного капитала (как правило, ограниченный той его частью, которая по своему технологическому уровню обеспечивает необходимое качество производимой продукции). Примером такого специфического вида «ухода» из страны капитала является, в частности, толлинг. Здесь зарубежный 3. «Утечка» интеллектуального капитала, представляющая собой как «утечку» самих носителей научных, научно-технических знаний (ученых, научно-технических работников, инженеров), таки научной продукции (знаний, изобретений, ноу-хау). В настоящее время имеются различные оценки масштабов «бегства» капитала из России: большинство исследователей этой проблемы оценивают его масштабы в 180 200 млрд. долл., однако некоторые из них (с учетом указанных выше специфических форм ухода капитала) полагают, что в 90-е гг. XX в. из России ушло примерно 300 млрд. долл. Свою роль в решении некоторых из указанных проблем призван реализовать Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» № 115-ФЗ от 7 августа 2001 г. В стране создан (в рамках Министерства финансов РФ) Комитет по финансовому мониторингу, занимающийся финансовыми расследованиями. Россия активно сотрудничает с Международной группой по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (ФАТФ FATF, Financial Action Task Force). В 2003 г. Россия стала членом этой организации.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |