Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регулирование международного движения капитала

 

В реальной практике существуют два вида регулирования между­народного движения капитала: государственное и международное.

Государственное регулирование международного движения капи­тала. Одна из важнейших тенденций в международном движении капитала - активное воздействие государства на этот процесс/При этом государство осуществляет следующие основные функции:

1) регулирования;

2) контроля;

3) стимулирования.

Однако в государственном регулировании международного дви­жения капитала существует определенное противоречие. С одной стороны, государства стремятся снять существующие ограничения в международном движении капитала, а с другой - принимают меры по его ограничению.

Это касается, например, прямых иностранных инвестиций, по­скольку их осуществление связано с расширением прав собствен­ности иностранных инвесторов или усилением контроля с их сто­роны за отечественными предприятиями, а значит, отражается и на национальных экономических интересах стран, принимающих капитал. Характерно, что в большинстве стран мира вывоз капи­тала за границу регулируется в меньшей степени, чем приток (им­порт) капитала.

Основу государственного регулирования международного дви­жения капитала составляют национальные законы (например, об иностранных инвестициях), постановления правительств и раз­личного рода административные процедуры. Для решения задач привлечения иностранных инвестиций государство предоставляет иностранным инвесторам национальный режим принимающей сто­роны. Это значит, что условия хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и их предприятий должны быть не хуже, чем для хозяйствующих субъектов (резидентов) данной страны.

Однако иностранные инвестиции на практике нередко связа­ны с особыми, дополнительными политическими и коммерчес­кими рисками, расходами, с которыми не сталкиваются рези­денты хозяйствующие субъекты страны, принимающей капи­тал. Поэтому в национальном законодательстве некоторых при­нимающих иностранные инвестиции стран нередко предусмат­ривается предоставление иностранным инвесторам дополнитель­ных льгот:

• освобождение на определенный срок (от 2 до 10 лет) от на­логов на доходы, прибыль и дивиденды;

• предоставление льготного режима налогообложения в отно­шении реинвестиций (когда часть полученной прибыли снова вкладывается в развитие предприятия);

• льготный режим налогообложения (вплоть до освобождения от налогов вообще) заработной платы и других видов вознаграж­дений иностранных специалистов, которые привлекаются в инвестиционные проекты на контрактных началах;

• освобождение от таможенных пошлин постоянно и временно ввозимого имущества, оборудования и т. д., которое идет на раз­витие производства экспортной продукции (на внутреннем рынке страны, принимающей капитал) при условии, что это обору­дование отсутствует.

Если законодательство страны, принимающей капитал, изме­няется в худшую для инвестора сторону, то в течение определен­ного времени для уже действующих инвестиционных проектов пра­вовые нормы остаются прежними.

Однако для государственного регулирования международного движения капитала в целом характерна следующая тенденция льготный режим для иностранных инвесторов обеспечивают, как правило, некоторые развивающиеся страны или страны с пере­ходной экономикой. Главными же участниками процесса между­народного перелива (экспорта и импорта) капитала являются раз­витые страны с рыночной экономикой. Поэтому, стремясь рас­ширить «поле» своей инвестиционной деятельности и вовлечь в нее все большее количество стран, развитые страны ориентиру­ются не на льготный инвестиционный режим, а на все более еди­нообразный рыночный инвестиционный режим (фактически они выступают против «сманивания» иностранных инвесторов отдель­ными странами путем предоставления им льготного режима).

Существенную роль в регулировании международного движе­ния капитала играют страны базирования капитала, которые вме­сте со странами, принимающими капитал, часто оказывают под­держку иностранных инвестиций в различных формах, например:

1) предоставление государственных гарантий. Правительства, заинтересованные в экспорте отечественного капитала, могут предоставлять национальным («своим») инвесторам гарантии воз­рата полной (всей) суммы вложенного капитала или его части за счет государственных средств (например, в ситуации невозврата капитала по причинам национализации, стихийных бедствий, невозможности перевода прибыли, неконвертируемости национальной валюты принимающей страны и других непредвиденных об­стоятельств).

2) страхование иностранных инвестиций. Оно производится как государственными, так и частными страховыми агентствами. Ин­вестор при этом приобретает страховку от обусловленных в ней (страховке) рисков. Национальные агентства и страховые компании страхуют только своих прямых инвесторов;

4) урегулирование инвестиционных споров. Это урегулирова­ние возможно на основе:

• национального законодательства принимающей страны или национального законодательства страны базирования прямого инвестора;

• международного арбитража;

4) исключение двойного налогообложения.

Суть этой формы поддержки инвесторов состоит в следующем. Если фирма оперирует сразу в нескольких странах, то правитель­ства всех этих стран могут стремиться обложить ее национальным налогом на прибыль. Поэтому в соответствии с соглашениями между странами об исключении двойного налогообложения иностранная фирма платит в принимающей стране только ту часть налога, кото­рую она не заплатила в стране базирования.

5) административная и дипломатическая поддержка.

Страны базирования капитала обычно поддерживают своих пря­мых инвесторов за рубежом. Правительства этих государств ведут пе­реговоры с правительствами стран, принимающих инвестиции, о создании наиболее благоприятных условий для национальных (оте­чественных) инвесторов. Кроме того, национальным инвесторам оказывают поддержку торговые представительства, аппараты эко­номических советников посольств стран, вывозящих капитал, и т. д.

Международное многостороннее регулирование. Помимо двусто­ронних соглашений по иностранным инвестициям осуществля­ются и различные формы многостороннего регулирования, свя­занные с подписанием и реализацией соответствующих универ­сальных соглашений или конвенций.

Уже в 1965 г. в Международном центре по урегулированию ин­вестиционных споров МБРР была принята так называемая Ва­шингтонская конвенция «О разрешении инвестиционных спо­ров между принимающими государствами и иностранными част­ными инвесторами». В 1985 г. была принята Сеульская конвенция о создании Международного агентства по страхованию иностран­ных частных инвестиций МБРР.

Развитые формы многостороннего регулирования иностранных инвестиций используются в деятельности региональных интегра­ционных группировок и торгово-экономических союзов, таких как ЕС, НАФТА и др. Здесь формируются или уже сформированы еди­нообразные или сопоставимые инвестиционные режимы.

Однако наиболее универсальным, с точки зрения степени ох­вата стран современного мира, является принятое в рамках ВТО Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС TRIMS, Trade Related Investment Measures), в котором зафиксирован целый ряд положений, связанных с проблемами страхования, урегулирования инвестиционных споров, занятости, трудовых отношений.

ТРИМС запрещает своим участникам использовать ограничен­ный круг мер торговой политики, которые могли бы оказывать влияние на иностранные инвестиции и которые можно было бы рассматривать как меры, противоречащие режиму наибольшего благоприятствования и национальному режиму. Например, нельзя принуждать иностранных инвесторов использовать в порядке, пред­писанном национальным законодательством, определенную долю национальных товаров для производства своей продукции, а так­же требовать от предприятия с иностранными инвестициями по­купки импортной продукции только в определенной пропорции по отношению к национальной продукции. Наконец, в соответ­ствии с ТРИМС нельзя требовать от иностранного инвестора обя­зательного экспорта фиксированной доли произведенной им про­дукции.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Международное движение капитала и проблемы внешнего долга в современной мировой экономике | Иностранный капитал в экономике России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.