КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Россия в международной миграции рабочей силы
На протяжении большей части XX в. международный рынок труда формировался без участия России. В период, когда складывались основные потоки международной миграции, СССР проводил политику жесткого контроля за всеми формами движения трудовых ресурсов. Международная трудовая миграция рассматривалась в советской экономической науке как порождение капитализма и необходимое условие его господства. Тем не менее Советский Союз, как и другие страны социализма, не мог совсем оставаться в стороне от процессов, происходивших на мировой арене. Значительное число рабочих и специалистов ежегодно выезжали из Советского Союза в другие государства, в основном социалистические (Китай, Монголию, Северную Корею, Кубу, Вьетнам), а также страны «третьего мира» (Индию, Египет, Сирию, Ирак и др.). С началом перестройки, а затем и распада СССР меняется взгляд на проблемы трудовой миграции. В 1991 г. был принят закон «О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР», позволявший каждому гражданину свободно выезжать и работать за рубежом. В дальнейшем были приняты Указы Президента Российской Федерации «О мерах по введению иммиграционного контроля» и «О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы». В настоящее время по мере формирования рынка труда в России все более отчетливо проявляются и элементы международного рынка труда: • экспорт рабочей силы; • импорт рабочей силы; • участие в международном рынке труда без прямой эмиграции из России. Вопросами международной миграции в РФ в 90-е гг. занималась Федеральная миграционная служба России, затем с 2000 г. Министерство по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ, а с 2002 г. Федеральная миграционная служба МВД РФ. Подписаны межправительственные соглашения по вопросам трудовой миграции с Монголией, Китаем, Вьетнамом, странами Персидского залива, Германией, Люксембургом, Аргентиной, Венесуэлой, Финляндией, Японией, Северной Кореей, Австрией, Швейцарией, Чехией, Словакией и другими странами. Немаловажное значение для РФ имеет и сотрудничество с Международной организацией по миграции (MOM), основанное на подписанном в марте 1992 г. договоре. MOM обеспечивает плановую и упорядоченную миграцию, имеет сложившуюся организационную структуру, осуществляет обмен опытом и обеспечивает информацией потенциальных мигрантов и соответствующие государственные организации о ситуации на рынке труда той или иной страны (в том числе по профессиям, квалификации, условиям найма). Для России MOM был разработан ряд программ по профессиональной подготовке российских специалистов. Таким образом, происходит постепенное включение нашей, страны в международный рынок труда. Уже сейчас Россия одновременно импортирует и экспортирует рабочую силу. По официальным данным Госкомстата РФ, валовая миграция (суммированный показатель числа граждан России, выезжающих за рубеж, и иностранцев, въезжающих в РФ) за период 1992-2002 гг. превысила 9,8 млн. чел. При этом на протяжении всего указанного периода миграционное сальдо (разница между числом въезжающих в страну и числом выезжающих из нее) в России было положительным, достигнув в 2002 г. итоговой суммы более чем в 3,5 млн. чел. Иными словами, в страну больше въезжало иностранных граждан, чем выезжало из нее граждан РФ. Причины этого явления связаны: • с экономическими и социально-политическими последствиями распада СССР; • с изменением национально-политической ориентации во вновь возникших на постсоветском пространстве государствах (когда их руководство в своей деятельности встало на путь фактического свертывания связей с Россией); • с более стабильным экономическим положением России (с конца 90-х гг. XX в.) и более высоким уровнем жизни в ней по сравнению со многими странами СНГ, а также Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока; • с существенно лучшими возможностями, чем во многих сопредельных странах, решения проблем занятости. Своего максимального уровня это сальдо достигло в 1994 г. - 810 тыс. чел., а затем оно начало снижаться - с 502 тыс. в 1995 г. до 78 тыс. в 2002 г. Определяющую роль в формировании такого положительного сальдо сыграла активная миграция прежде всего русскоязычного населения из бывших республик СССР: итоговое превышение числа въехавших в страну из республик СНГ и стран Балтии над въехавшими из России в эти государства в 1992-2002 гг. составило 4,7 млн. чел., сократившись с 612 тыс. в 1995 г. до 124 тыс. в 2002 г. Напротив, миграционное сальдо со странами дальнего зарубежья в указанный период было отрицательным: из России эмигрировало на 1,2 млн. чел. больше, чем иммигрировало в нее. В целом же к началу XXI в. России выдвинулась в тройку ведущих стран центров иммиграции (после США и Германии). В среднем в 1992 2002 гг. в США ежегодно въезжали 924 тыс. чел., в Германию 865 тыс. чел., а в Россию 609 тыс. чел. Всего официально въехало в РФ за указанные одиннадцать лет 6,7 млн.чел. Вместе с тем, начиная с 1995 г. число въезжающих в Россию иммигрантов снижается: в 1994 г. в РФ прибыло 1,15 млн. чел., а в 1995 2002 гг. этот показатель снизился с 842 тыс. чел до 185 тыс. чел. Основная часть иммигрантов (98,5 % от общего числа въехавших в Россию) приходилась на бывшие республики СССР страны СНГ и Балтии. В 19921994 гг. их доля составляла вообще около 100 %, а в 1995 2002 гг. этот показатель уменьшился с 99,3 % до 96,0 % (с соответствующим ростом доли мигрантов из стран дальнего зарубежья). Несмотря на то, что число государств - экспортеров рабочей силы в Россию давно уже превышает сотню стран, в реальной практике подавляющая часть въезжающей в РФ иностранной рабочей силы приходится на достаточно ограниченное количество государств. Так, на долю «большой пятерки» (Украина, Белоруссия, Турция, Китай, КНДР) к концу 90-х гг. приходилось более 68 % всей иностранной рабочей силы, а на «большую десятку» (плюс Югославия, Польша, Грузия, Молдавия, Армения) примерно 83 %. При этом Украина и Белоруссия дают почти 72 % всей рабочей силы из ближнего зарубежья, а Турция, Китай, КНДР и Югославия - свыше 33 % работников из стран дальнего зарубежья. К недостаткам указанной страновой структуры стран-экспортеров рабочей силы в Россию относится то, что среди них фактически нет ни одной экономически высокоразвитой страны. В территориальном аспекте основная часть иностранной рабочей силы сконцентрирована в Центральном экономическом районе 34,5 %, больше всего в г. Москве и Московской области 27,8 %, а также на севере Западной Сибири Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа 17,8 %, в Белгородской области 5,1%, Приморском крае 4,7% и Краснодарском крае 3,3 %. Учитывая неравномерность распределения иностранной рабочей силы по территории России, можно утверждать, что для РФ миграция иностранной рабочей силы является как общефедеральной, так и региональной проблемой. Соответственно, общая отраслевая направленность миграции иностранной рабочей силы в Российскую Федерацию определяется отраслевой направленностью тех регионов страны, в которые она приходит в наибольших масштабах (например, в Тюменской области это нефтедобыча и строительство). Как правило, иностранные рабочие заняты в регионах России на трудоемких производствах (на которых не стремится работать местное население). В соответствии с официальными данными в 2002 г. в промышленности России было занято 22,5 % трудящихся иностранных граждан, в торговле и общественном питании 14,9 %, в сельском хозяйстве 12,6%, в строительстве 7,6%, на транспорте 6,5 %. Эта ориентация особенно характерна для привлекаемой иностранной рабочей силы из Украины (заняты в основном в промышленности и строительстве), Турции (строительство), Китая (строительство и сельское хозяйство). Учитывая то, что в указанных странах велика безработица, Россия фактически «помогает» указанным странам решать ее проблемы («оттягивая» на себя часть безработных). Помимо указанных отраслей иммигранты работают и в других отраслях экономики России: в образовании, рыночной инфраструктуре, в сфере управления (прежде всего на предприятиях с иностранным капиталом). Именно в последние из указанных сфер (управление, рыночная инфраструктура, образование) направляются граждане из развитых стран с рыночной экономикой. Например, из числа иммигрантов из Великобритании на эти сферы приходится 88% (данные сферы развиваются прежде всего в Москве, Санкт-Петербурге, других крупных центрах Российской Федерации). Открытость границ и несовершенство законодательной базы привели к увеличению нелегальной миграции в нашу страну. Численность нелегалов в России в начале XXI в. оценивается различными ведомствами страны (Федеральной миграционной службой МВД РФ, Госкомстатом РФ, пограничной и налоговой службами) от 3 до 10 млн. чел. Среди нелегально въезжающих в РФ иностранных граждан преобладают граждане стран СНГ, Китая, Вьетнама, КНДР, Афганистана, а также ряда стран Африки. Рост нелегальной иммиграции ведет к целому ряду очевидных негативных последствий: • возрастание масштабов утечки финансовых ресурсов из Росии,крупномасштабная неуплата налогов и др.; • формирование значительных по численности этнических «анклавов» в тех регионах России, которые вовсе не испытывают недостатка в трудовых ресурсах, а, напротив, являются трудоизбыточными регионами, обладающими весьма благоприятными условиями для проживания и ведения бизнеса (Краснодарский и • активное участие части нелегальных иммигрантов в теневом и откровенно криминальном бизнесе, угрозы их участия в международном терроризме; • в перспективе нарастание таких многочисленных этнических анклавов создает уже угрозы национальной военной и геополитической безопасности страны. Особым аспектом нелегальной иммиграции является в значительной степени неконтролируемый поток иммигрантов из Китая, прежде всего в дальневосточные регионы России. По имеющимся оценкам, в начале XXI в. в Амурской области, Хабаровском и Приморском краях проживали 5,5 млн. чел., а в приграничных районах Китая -102 млн. чел., при этом дефицит рабочей силы в указанных российских регионах составлял 5 млн. чел, а численность безработных в сопредельных китайских регионах - 8 млн. чел. Учитывая сложившуюся ситуацию, можно предположить, что иммиграция рабочей силы в Россию будет нарастать. Основной ее приток ожидается из стран ближнего зарубежья, откуда в конце 90-х гг. в поисках работы устремились в Россию легально и нелегально сотни тысяч строителей, водителей, работников сферы услуг, чернорабочих. Проведенные исследования показывают, что в Россию прибывают лица активного трудоспособного возраста, имеющие достаточную профессиональную подготовку. Причем ряд их характеристик лучше, чем у трудоспособного населения некоторых регионов России. Ожидается увеличение иммиграции и из стран дальнего зарубежья. По прогнозам, в дальнейшем иммиграция, должна стабилизироваться на уровне 100 - 150 тыс. чел. в год. Положительный баланс межгосударственной миграции (в страну больше въезжает, чем выезжает из нее) и увеличение иммиграции не должны пугать, так как исследования подтверждают, что прямой связи между увеличением числа иностранных рабочих и ростом безработицы в настоящее время не существует. Внешняя трудовая миграция пока не оказывает существенного влияния на экономику и рынок труда России, составляя 1,5- 2% занятого населения. Кроме того, увеличение количества иммигрантов оказалось своевременным для России, вступившей в очередную стадию демографического кризиса. Для сравнения: нынешнее экономическое благосостояние США, Германии и других европейских государств во многом обеспечено активным привлечением иностранной рабочей силы. Основные отрицательные моменты иммиграции связаны с беженцами и нелегалами: они оказывают давление на рынок труда, увеличивая число безработных, и, следовательно, затраты на социальное обеспечение, ухудшают криминогенную ситуацию и повышают социальную напряженность в обществе. Принципиально политика России по отношению к иностранной рабочей силе ориентирована прежде всего на защиту национального рынка труда. Российские граждане обладают приоритетным правом на трудоустройство. Однако недостатком проводимой в стране миграционной политики является то, что она по существу не влияет на целевую направленность потоков иммигрантов и не оказывает эффективного воздействия на распределение иностранной рабочей силы по территории России. При этом в некоторых регионах страны налицо противоречивые тенденции, когда с ростом безработицы одновременно высоким остается спрос на иностранную рабочую силу. В октябре 2002 г. вступил в действие Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», целью которого является упорядочение иммиграционного процесса в стране. Закон определил правовое положение иностранных граждан в РФ, он регулирует отношения между иностранными гражданами и органами власти, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в России и осуществлением ими на территории нашей страны трудовой, предпринимательской и иной деятельности. Закон дает определение не только иностранного гражданина, но и таких понятий, как «лицо без гражданства», «миграционная карта», «вид на жительство», «иностранный работник», «депортация», «разрешение на работу» и др. Однако проблемой остается тот факт, что изменения в иммиграционном законодательстве России не решили к настоящему времени такие сложные проблемы, как установление эффективных барьеров для нелегальной иммиграции в РФ и предоставление возможностей трудоустройства и достойных условий и уровня жизни для российских соотечественников, проживавших за рубежом, прежде всего в странах СНГ и Балтии, и вернувшихся в Россию. Другой составляющей процесса международной миграции рабочей силы в России является эмиграция. После того, как в 1991 г. был фактически разрешен свободный выезд за пределы России, количество эмигрировавших было особенно велико в 1992 г. более 673 тыс. чел., затем это число постепенно сокращалось, достигнув в 2002 г. 107 тыс. чел. Эмиграционный поток первой половины 90-х гг. состоял более чем на 50 % из немцев, русских было около 25 %, евреев 13 16%. В последующие годы постоянно возрастала доля русских. В страновой структуре российской эмиграции (в отличие от иммиграции) существенно ниже была доля стран ближнего зарубежья 84,7 % выехавших из России в 1992 г., а к 2002 г. этот показатель уменьшился до 49,6 %. Маршруты российской трудовой миграции в основном совпадают с направлением потоков международной миграции в страны Западной Европы (прежде всего в Германию) и Северной Америки. Для нашей страны негативное значение имеет то, что среди трудовых эмигрантов увеличивается число ученых, высококвалифицированных врачей и инженеров, программистов, писателей, музыкантов, художников, потенциальных специалистов: аспирантов, студентов, стажеров. По имеющимся данным, они составляют около 30 % всех эмигрантов. Убытки, связанные с этим явлением, могут достигнуть 60 млрд. долл. в год (сейчас некоторыми специалистами они оцениваются в 45 млрд. долл.). Лишь 811 тыс. россиян в год устраиваются работать за границей легально через государственные структуры и частные агентства. Около 90 % трудоустраиваются самостоятельно, без социальных гарантий и отчислений в российский бюджет. По имеющимся оценкам, отрицательные для экономики России последствия миграционной политики 90-х гг. преодолеть будет сложнее, чем решить проблемы восстановления и развития производственного и экспортного потенциала страны. Тенденции значительной трудовой эмиграции сохраняли свое действие несмотря на позитивную динамику экономического развития России в 1999 - 2003 гг. В то же время росту эмиграции противодействуют внешние и внутренние факторы: старение экономически активного населения, в том числе и той его части, с которой были связаны значительные потоки эмиграции в 90-е гг. (в 1999 г. 57,8 % научных кадров России находилось в возрасте от 50 до 59 лет, еще 18 % - старше 60 лет, а молодежь в возрасте до 29 лет составляла лишь 7,7 %), незнание большой частью населения иностранных языков, низкий уровень доходов подавляющей части населения (для поездки за границу нужны значительные средства), ограниченность квот на въезд в иностранные государства и др. В настоящее время предпринимательская деятельность по трудоустройству граждан России за рубежом лицензируется и ею занимаются организации и фирмы, имеющие соответствующие лицензии. Желающие уехать работать за границу могут также обратиться в Управление по делам трудящихся-мигрантов Минтруда и заполнить там анкету. Потом работодатели отбирают кандидатов, которые проходят тестирование. Как правило, контракт заключается на 3 - 4 года. С рядом стран подписаны межправительственные соглашения по вопросам трудовой миграции и соглашения о статусе российских мигрантов. Так, в соглашении с Германией оговариваются: возраст работника, сроки найма, условия труда и его оплаты, медицинское обслуживание, вопросы квот (2 тыс. чел. в год) и др. Что касается приглашения иностранных граждан для работы в Российской Федерации, то заинтересованные в работниках-иностранцах работодатели представляют в Минфедерации соответствующие заявки. Министерство определяет квоты на привлечение иностранных граждан в целом и по группам профессий. Решение о выдаче разрешения принимается в течение 30 дней, при необходимости проведения экспертизы - до 45 дней. Подтверждается право трудовой деятельности иностранного работника, служащее средством социальной зашиты эмигранта. От указанной процедуры освобождаются отдельные категории иностранных граждан (беженцы, постоянно проживающие на территории РФ и др.). Упрощенный порядок установлен для приглашаемых на работу в РФ высококвалифицированных иностранных работников в случае их найма на предприятия с иностранными инвестициями. Пока еще рано говорить о приоритетности эмиграционной или иммиграционной политики в отношении рынка рабочей силы в России. Акцент в первом случае должен быть сделан на обеспечение условий возвращения специалистов, а во втором на трудоустройство потоков беженцев и вынужденных переселенцев из стран «ближнего зарубежья» и регионов, охваченных гражданскими конфликтами.
Контрольные вопросы и задания 1. Как изменились масштабы международной трудовой миграции и каковы ее новые тенденции в последней четверти XX в.? 2. Раскройте основные позитивные и негативные последствия международной трудовой миграции для стран-доноров (вывозящих рабочую силу) и стран-реципиентов (ввозящих рабочую силу). 3. Каковы основные направления и формы регулирования процессов международной миграции рабочей силы? 4. Охарактеризуйте основные тенденции международной эмиграции и иммиграции в России с начала 90-х гг. XX в. по настоящее время. 5. Какие страны являются экспортерами рабочей силы в Россию? 6. Назовите регионы России, являющиеся «центрами притяжения» иностранной рабочей силы.
Лекция 13. Платежный баланс
1. Понятие и структура платежного баланса
2. Роль платежного баланса в регулировании экономики
3. Платежный баланс Российской Федерации
1. Понятие и структура платежного баланса
Обобщение всей суммы взаимосвязей страны с мировым хозяйством выступает в виде платежного баланса (далее - ПБ) страны. По методологии МВФ ПБ есть статистическая система, в которой отражаются все экономические операции между резидентом данной страны и резидентами других стран (нерезидентами), которые произошли в течении определенного периода времени. По другому, ПБ это таблица соответствия внешних доходов и расходов, в которых зафиксированы все валютные поступления, полученные данной страной от других стран, а также все средства, выплаченные страной другим странам в течении определенного периода (обычно одного года).Таким образом, ПБ страны это документ, отражающий операции между резидентами и нерезидентами и показывающий взаимоотношения национальной экономики с мировым хозяйством. Резидентом данной страны является любое физическое или юридическое лицо, имеющее основное место жительства и центр экономического интереса в данной стране. Экономическая сделка любой акт обмена, в котором товар, экономическая услуга или право собственности на активы переходят от резидента одной страны к резиденту другой. Любая сделка имеет две стороны: кредит отток стоимости, за которым должен последовать встречный платеж от нерезидентов, и дебет приток стоимостей, за который должен платить резидент данной страны. ПБ составляется по бухгалтерскому принципу двойного счета. Каждая сделка отражается в кредитовом счете со знаком «+»(поступление валюты в страну) и на дебетовом со знаком «-» (страна расходует валюту). Все статьи ПБ подразделяются на 2 группы в зависимости от экономической природы сделок. 1-я часть ПБ это счет текущих операций, состоящий из трех разделов: а) торговый баланс (экспорт-импорт товаров и услуг), б) текущие доходы (оплата труда работников и перевод прибылей от инвестиций), в) текущие трансферты. Если по итогам всех сделок обязательства резидентов данной страны превышают требования к нерезидентам, то баланс текущих операций отрицателен, т.е. страна живет не по «доходам» и должна покрывать дефицит текущих операций за счет привлечения иностранных инвестиций, отражаемых во 2-ой части ПБ. Во 2-ую часть ПБ «Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами» включается счет операций с капиталом и финансовый счет, в частности, прямые и портфельные инвестиции, а также другие инвестиции (торговые кредиты, займы, валюта и депозиты). Обычно к этому балансу примыкает статья «Ошибки и пропуски». Структуру баланса можно представить в виде схемы. (рис. 13.1). Важный аспект группировки статей проведения различия между основными и балансирующими статьями. Согласно концепции МВФ, сальдо баланса по текущим операциям и статьям движения капиталов (за
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |