Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы национальных хозяйственных систем




Понятие «национальная экономика» тесно связано с тер­мином «экономическая система», так как оно конкретизирует данный тип экономической системы, отражает ее специфичес­кие черты, обусловленные географическим положением стра­ны, ее участием в международном разделении труда, культур­ными, историческими традициями и другими факторами.

Система означает сложную и взаимосвязанную совокуп­ность элементов, классификация которых зависит от критерия анализа.

Типологизация национальных экономических систем может быть различной:

- по уровню социально-экономического и технологического развития выделяют: высокоразвитые, развивающиеся и слаборазвитые национальные экономики;

- по структуре хозяйства: аграрные, индустриальные, постиндустриальные общества;

- по размерам территории страны: малые страны, средние страны, крупные и крупнейшие страны;

- по региональному признаку: страны азиатско-тихоокеанского региона, европейские страны, африканские и т. д.;

- по национальному признаку: экономика Австрии, Беларуси, Болгарии, Венгрии, Японии и т. д.;

- по степени включенности в мировую экономику: закрытого и открытого типов;

- по степени зрелости различают: формирующиеся, зрелые или развитые;

- по типу и границам государственного вмешательства в экономику: свободную или либеральную, административно-командную, смешанную;

- по механизму координации: традиционную, рыночную и командную (плановую).

Подобная типологизация систем позволяет выявить основ­ные черты, системообразующие элементы национальных эко­номик, уточнить совокупность форм и механизмов функцио­нирования систем. Каждый из видов экономической системы, реализуясь в конкретных условиях, приобретает свои особен­ности. Так складываются современные модели экономических систем.

Под социально-экономической моделью понимают комплекс хозяйственных институтов, определяющих принци­пы, направления деятельности, дееспособность экономичес­кой и социальной систем в конкретных природных условиях страны и региона.

Из современных рыночных моделей выделяют следующие: американская, японская, различные европейские модели.

Американская модель экономики основывается на свободном частном предпринимательстве, стремлении к личной выгоде и богатству. Для нее характерны высокая индивидуальная актив­ность и ответственность. Государство поддерживает на основе частичных льгот и пособий малообеспеченные слои населения.

Японскую модель характеризуют такие признаки, как опора на национальные приоритеты, высокий уровень дисциплины, производительности труда, государственное программирова­ние экономики.

Китайская модель смешанной экономики - рыночный механизм и негосударственный сектор экономики значительно усилили свою роль в годы реформ, однако государственное регулирование (во многом в форме «направляющего планирования»), распределение по труду и социальные гарантии продолжают оставаться приоритетными направлениями социально-экономической политики. Данная модель может быть определена как преимущественно социалистическая модель смешанной экономики.

Германска модель социального рыночного хозяйства и социального правового государства,которая увязывает расширение конкуренции с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка. Данная модель сформировалась на основе ликвидации концернов и предоставления возможности развития всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким). Особыми льготами пользуются мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины и технические нормы.

Шведская (модель «государства благосостояния») – отличается сильной социальной политикой, направленой на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения НД в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Такой тип экономических отношений возможен только в условиях высоких налогов. Функция производства ложится на частные предприятия, действующие в уловиях конкуренции, а функция обеспечения высокого уровня жизни – на государство.

Белорусская модель социально ориентированной экономи­ки согласно НСУР — это высокоэф­фективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников — в высокопроизводительном труде, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов.

Характерные черты белорусской модели разви­тия экономики являются:

• сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;

• равенство различных форм собственности, в основе кото­рого лежит главный критерий развития экономики — эффективность ведения хозяйства;

• многовекторность внешнеэкономической политики как важнейший принцип адекватного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей;

• активизация интеграционных процессов со странами СНГ и Россией, Евросоюза;

• эффективная социальная политика государства, инвести­ции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресная социальная помощь.


Страны Европы постепенно движутся к созданию единой общеевропейской модели по следующим направлениям:

1) создание единого внутреннего рынка;

2) формирование экономического и валютного союза;

3) гармонизация финансовой политики;

4) сближение социальных моделей;

5) обеспечение единых условий предпринимательской де­ятельности и поддержка конкурентной среды;

6) принятие единых правил и механизмов регулирования экономики.

 

Каждая страна должна строить свою собственную модель национальной экономики на базе опыта развитых стран, но без механического копирования, смешения различных черт.

 

 

Тема 2: Экономический потенциал Беларуси.

 

2.1. Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны.

2.2. Система потенциалов НЭ Беларуси.

2.2.1. Природно-ресурсный потенциал.

2.2.2. Демографический и трудовой потенциалы.

2.2.3. Научный, научно-технический и инновационный потенциалы.

2.2.4. Производственный потенциал.

2.2.5. Инвестиционный потенциал.

2.2.6. Внешнеэкономический потенциал.

 

2.1. Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны.

Под совокупным экономическим потенциалом понимается максимально возможная способность национальной экономики производить товары и услуги в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков.

Состав совокупного экономического потенциала Беларуси:

• природно-ресурсный потенциал;

• демографический и трудовой потенциалы;

• научный, научно-технический и инновационный потенциалы;

• производственный потенциал;

• инвестиционный потенциал национальной экономики;

• внешнеэкономический потенциал;

• экологический потенциал.

Экономический потенциал зависит не только от абсолютных объемов ресурсов и производственных возможностей, но и от степени их использования. Высокий уровень совокупного экономического потенциала имеют страны с развитыми производительными силами и рыночной экономикой.

 

2.2. Система потенциалов НЭ Беларуси.

 

2.2.1 Природно-ресурсный потенциал.

Под природно-ресурсным потенциалом понимают совокупность природных ресурсов данной территории, природных условий, явлений и процессов, которые используются или могут быть реально вовлечены в хозяйственную деятельность при данных технических и социально-экономических возможностях общества с условием сохранения среды обитания человека.

Размер природно-ресурсного потенциала — это сумма потенциалов отдельных видов природных ресурсов — земельных, водных, лесных, минерально-сырьевых и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.