Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система планирования и прогнозирования национальной экономики Беларуси

Структура государственного управления в Республике Беларусь.

Административные

3) Экономические:

Система государственного управления Республики Бе­ларусь, построенная по функционально-отраслевому и тер­риториальному принципам, включает 25 министерств, 7 го­сударственных комитетов, 7 государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь. Перечень государственных органов управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Бела­русь, действующий в настоящее время, утвержден Указом Пре­зидента Республики Беларусь от 05.05.2006 г. № 289.

 

Рис. Структура республиканских органов государственного управления/

В соответствии с Конституцией (ст.107, п.4.) Правитель­ство (Совет Министров) Республики Беларусь обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда В состав Совета Министров Республики Беларусь входят по должности Премьер-министр Республики Беларусь, замес­тители Премьер-министра Республики Беларусь, Глава Адми­нистрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Правле­ния Национального банка, Председатель Президиума Наци­ональной академии наук Беларуси, министры, председатели государственных комитетов. Председатель Комитета государс­твенной безопасности, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ.

Постоянно действующим органом Совета Министров Рес­публики Беларусь является его Президиум в составе Премьер-министра Республики Беларусь, его заместителей, Главы Ад­министрации Президента Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля, Председателя Правле­ния Национального банка, министра экономики, министра финансов, министра иностранных дел.

Министерства и государственные комитеты являются республиканскими органами государственного управления, осуществляющими регулирование и управление в определенной отрасли (сфере) и координирующими деятельность в этой отрасли (сфере) дру­гих республиканских органов государственного управления Республики Беларусь (Например, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство здравоохранения, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и т. д.).

В центральных аппаратах министерств, государственных ко­митетов по решению Президента Республики Беларусь могут создаваться департаменты, которые являются структурными подразделениями министерств и осуществляют специальные исполнительные, контрольные, регулирующие и др. функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции со­ответствующего министерства, государственного комитета.

Важную роль в структуре государственного управления экономикой играют территориальные органы соответствую­щих министерств и экономические органы облисполкомов и Минского горисполкома, а также райисполкомов, гориспол­комов и местных администраций.

Структурные подразделения местных исполнительных и распорядительных органов, обеспечивающих реализацию на своей территории государственной политики в отдельных от­раслях и сферах экономики, подчиняются, помимо исполко­мов, соответствующим республиканским органам государс­твенного управления.

Формирование в Республике Беларусь социально ориенти­рованной рыночной экономики требует повышения эффек­тивности взаимодействия органов отраслевого и территори­ального управления при решении как общегосударственных, так и региональных проблем, что в конечном счете обеспечит переход страны к устойчивому развитию.

Государственное регулирование экономики Республики Беларусь реализуется через планирование, прогнозирование и программирование экономики.

Планирование национальной экономики — форма государственного воздействия на экономику, связанная с разработкой и практическим осуществлением планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения.. Планирование реализуется через систему планов, которые разрабатываются на различные периоды действия и имеют различные формы проявления.

С точки зрения временного аспекта планы бывают:

• долгосрочные:планы на период от 15—20 лет - отражает стратегию экономического и социального развития на долгосрочный период, главные цели, приоритеты, пути и средства их достижения;

• среднесрочные: срок 3—5 лет - конкретизируют основные направ­ления стратегии;

• краткосрочные:планы сроком до 1 года - формируются на основе пятилетних планов;

• оперативные:планы на сутки, неделю и декаду.

 

При осуществлении планирования разраба­тывается система планов:

на макроуровне: планы, программы экономического и социального развития страны на региональном уровне (планы развития отраслей, районов, городов);

на микроуровне: планы развития отдельных предприятий, имеющие вид бизнес-планов.

Выделяют следующие формы планирования:

Директивное планирование – форма народнохозяйственного планирования в условтях командной экономики, имеющая обязательный характер исполнения. Реализу­ется через административно-распределительные документы, а именно законы, указы, приказы, распоряжения, подразумева­ющие контроль за практической реализацией.

Стратегическое планирование — процесс определения целей и значений экономических показателей по основным наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (отрасли, объединений предприятий и др.), как правило, на средний срок и длительную перспективу с формированием механизма по их реализации. При этом конечный результат не является строго фиксированным, опре­деляются границы, в рамках которых колеблются показатели.

Индикативное планирование — это инструмент по реали­зации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуа­ции. Индикативный план-прогноз входит в стратегический и является практическим инструментом в развитии экономики на краткосрочный и среднесрочный периоды. Индикативный план включает в себя:

1)концептуальную часть: концепция социально-экономического развития;

2)прогнозную часть: прогноз социально-экономического развития;

3)планово-регулирующую часть: система экономических регуляторов и государственные целевые комплексные программы.

Прогнозирование — это процесс разработки прогноза, пост­роенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии, об альтернативных путях его достижения.

Прогнозы социально-экономического развития Республи­ки Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективыразрабатываются Министерством экономики совместно с заинтересованными министерствами и другими органами государственного управления. Базируются на информа­ции, представляемой Министерством статистики и анализа, Министерством финансов, другими республиканскими орга­нами государственного управления, кото­рые несут ответственность за достоверность информации, ее качественную разработку и своевременность представления по сферам их ведения.

В РБ на различные периоды времени разрабатыаются следующие документы:

1) Национальная стратегия устойчивого социально-экономичес­кого развития Республики Беларусь (НСУР) на 15 лет - разрабатывается за два с половиной года до начала прогнозируемого периода.

2) Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10-летний период - разрабатываются на основе НСУР один раз в пять лет за два года до начала прогно­зируемого периода (с погодовой разбивкой первой половины периода).

3) Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу разрабатывается на пятилетний срок. Правительство одобряет программу социально-экономи­ческого развития Республики Беларусь на среднесрочную пер­спективу и направляет ее Президенту Республики Беларусь для утверждения. После утверждения Президентом Республики Беларусь программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу используется при разработке про­гнозов социально-экономического развития Республики Бела­русь на краткосрочную перспективу.

4) Прогноз социально-экономического развития Республики Бе­ларусь на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегод­но в сроки, определяемые постановлением Совета Министров Республики Беларусь. Проект данного постановления подго­тавливается Министерством экономики совместно с заинтере­сованными и в установленном порядке вносится в Совет Ми­нистров Республики Беларусь ежегодно до 1 мая года, предшес­твующего прогнозируемому.

Корректировка долгосрочных прогнозов осуществляется один раз в пять лет за один год до начала прогнозируемого периода.

Также система планирования и прогнозирования экономи­ки Республики Беларусь включает следующие комплексные документы:

1) Государственная программа импортозамещения на 2006-2010 годы.

2) Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы.

3) Национальная программа международного технического сотрудничества на 2006-2010 годы.

4) Комплексная программа развития сферы услуг в Респуб­лике Беларусь на 2006-2010 годы.

5) Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы.

6) Программа устойчивого развития лесного хозяйства на 2007-2011 годы.

7) Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цели, функции и методы государственного регулирования | Денежно-кредитная система Беларуси
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.