Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В общеобразовательных и высших учебных заведениях




Экологическое образование и воспитание

Лекция 10.

История развития экологического образования

Важнейшим условием выхода человечества из экологического кризиса является изменение ценностных ориентиров людей по отношению к окружающей среде. Антропоцентрический взгляд человечества на систему «общество - природа» должен смениться биоцентрическим, при котором эгоцентрические интересы людей не должны ставиться выше принципов оптимального функционирования экосистем различного ранга (от локальных до глобальных, в т.ч. биосферы в целом). Формирование биоцентрического уважительного отношения к природе не возможно без реализации экологического образования и воспитания населения.

В неспециальном виде «экологическое образование» осуществ­лялось уже в древних цивилизациях Запада и в особенности Вос­тока. Экологическая составляющая была частью общей картины мира основоположников философии – Конфуция, Лао-Цзы, Де­мокрита, Аристотеля. В Новое время экологическое образование в неспециальном виде сопутствует зарождению и развитию эколо­гической науки.

Более тесное соединение науки экологии и экологического просвещения и образования стало формироваться одновременно с введением в научный оборот самого термина «экология» Э. Геккелем в 1866 г. Объектом экологического знания становятся уже не только живые организмы и их сообщества, но и биосфера в целом. Наконец, решающий сдвиг в становлении экологического образо­вания происходит вместе со становлением в 70-е годы XX в. соци­альной экологии, важнейшим приоритетом которой как раз явля­ется экологическое просвещение.

Российское экологическое образование имеет давние тра­диции формирования знаний о взаимоотношениях человека и при­роды. Первоначально оно складывалось на основе естествознания, которое как предмет было учреждено в школах России в конце XVIII в. Затем последовало включение естествознания в число предметов, изучаемых студентами учительской семинарии. Усилия­ми таких светил отечественного естествознания, как А. Н. Бекетов и К.А.Тимирязев, их педагогическими работами в конце XIX – начале XX в. был создан естественнонаучный фундамент экологи­ческого образования. В последующем экологическое образование и воспитание в нашей стране существенно эволюционировали.

Уже программы и указания Наркомпроса (1924 г.) ставили перед школой задачу изучения местного края и проведения работы по охране природы, по формированию у питомцев школы полезных навыков в этом государственно важном деле. В 20-30-х годах ХХ в. на­чалось внедрение в массовую практику форм и методов работы, активизирующих познавательную и практическую деятельность школьников по изучению и охране природного окружения, осо­бенно при изучении естествознания и во внеклассной работе. В 30-е годы ХХ столетия природоохранительные знания были включены в учеб­ные программы по биологии и географии, многие из которых со­хранились в неизменном виде вплоть до конца 70-х годов. В по­слевоенные годы принимается ряд постановлений по охране при­роды с участием органов народного образования в улучшении работы в деле изучения природы, разумного и любовного отно­шения к ней и ее охране. В 50-60-е годы прошлого столетия природоохранное про­свещение и воспитание молодежи быстро возрастает во всем мире, это касается и нашей страны; во всех республиках СССР прини­маются законы об охране природы; в учебном процессе усилива­ется природоохранительная тематика; в начальной школе выделя­ется самостоятельный предмет «природоведение». В 70-80-е го­ды особое внимание уделяется вопросам образования в сфере ра­ционального природопользования и охраны природы. В 1972 г. в составе Научно-исследовательского института содержания и ме­тодов обучения Академии педагогических наук СССР была соз­дана одна из первых в мире лаборатория природоохранительного просвещения. В том же году была утверждена долгосрочная ком­плексная программа исследования по охране природы стран-участниц Совета экономической взаимопомощи. Новым в эколо­гическом образовании явилась разработка программ факульта­тивных курсов по охране природы.

Методологические принципы экологического образования

Новое звучание экологическое образование получило с начала 90-х гг. ХХ в. Построение системы экологического образования базировалось на ряде методологических принципов, сформулированных еще в 1980-х годах такими учеными, как С.Н.Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Е. С. Сластенина, И. Т. Суравегина. Исходными стали представления, что человечество связано с при­родой своим происхождением, существованием и своим будущим; человеческая история - часть истории природы; целостность при­родной среды выступает естественной основой жизни в биосфере; качество экологически здоровой окружающей среды наряду с со­циальными условиями – основа физического и духовного здоро­вья человека; труд – основа взаимодействия человека и общества с природой, фактор ее изменения; изменение природной среды не­избежно, но оно имеет пределы, поэтому цели разумной человече­ской деятельности должны всесторонне учитывать проявление законов природы и др.

Учеными были разработаны специфические принципы эколо­гического образования: принцип единства познания – пережива­ния – действия; принцип непрерывности; принцип взаимосвязи гло­бального, национального и краеведческого подхода к анализу эко­логических проблем и путей их решения; принцип междисциплинарности и др., которые наряду с широко действующими в дидак­тике составили основу экологического образования.

Первый принцип из группы «специфических» ориентирует пе­дагогов на сочетание рационального познания природы и места в ней человека с чувственно-эмоциональным воздействием на уче­ника как непосредственного общения с окружающей природной средой, так и художественно-образных средств искусства. Недо­оценка этого принципа, считает И.Д.Зверев, приводит либо к чистому интеллектуализму, либо к бездоказательной мечтатель­ности, либо к расчетливому «узкому» практицизму. Принцип не­прерывности рассматривается как организационно-педагогиче­ское условие, обеспечивающее процесс становления и развития ответственного отношения к окружающей среде школьников младшего, среднего и старшего возраста в системе классно-уроч­ных и внеклассных занятий, а также всех видов общественно по­лезного труда.

В эти годы было выявлено содержание экологического образо­вания, основными компонентами которого явились знания и цен­ностные ориентации. В качестве ядра системы экологического об­разования А. Н. Захлебный выделяет четыре взаимосвязанных компонента: познавательный – основные идеи о характере взаи­модействия природы и общества, о глобальных экологических проблемах и путях их решения и т.д.; ценностный – ценностные ориентации о многосторонней общественной и личной значимости природы; нормативный – основы нравственных и правовых норм природопользования, правила поведения в окружающей среде; деятельностный – виды и способы деятельности школьников, на­правленные на формирование познавательных и практических умений экологического характера.

В настоящее время вместе с укреплением позиций нового гума­нистического типа экологической культуры все большее значение приобретает вопрос о том, какие именно представления о биосоци­альной системе «человек-общество-природа» следует прежде все­го внедрять в экологическое образование и воспитание, а какие принципы прежней потребительской культуры должны быть объ­ектом критического пересмотра.

Факт глобального экологического кризиса требует закрепле­ния в образовании и воспитании подрастающего поколения и в просвещении населения в целом нового миропонимания, а именно замены представления системы «природа и общество» на представление об объективном существовании иной системы «приро­да-общество». Научно-техническая революция, мощное усиление технической вооруженности человека в жесткой форме выявляет его полную зависимость от ресурсов живой и неживой природы. Эта драматическая ситуация должна быть в центре внимания и учителя и обучаемых.

В наше время вся живая природа планеты вовлечена в челове­ческую деятельность, в само жизнеобеспечение человеческого об­щества. В таком положении вещей сокрыт другой важнейший при­оритет современного экологического образования, на который следует обратить особое внимание. Дело в том, что обеднение ге­нофонда, безвозвратные потери видов животных и растительного мира разрушают живую природу постепенно. И это разрушение не так очевидно, оно как бы нас и не касается. Если, скажем, по­следствия загрязнения водоемов производственными отходами совершенно наглядны, то это позволяет рассматривать данную тему уже в начальной школе. Более затруднено понимание того, что чистота природных вод, газовый состав атмосферы, перера­ботка бытовых и производственных отходов, их возвращение в систему биологического кругооборота, восстановление нарушен­ных биосферных сообществ обеспечиваются живыми организмами. Включение в образовательный процесс представления о том, что основным условием эффективности названных процессов является многообразие форм жизни, - весьма непростая, требующая высо­кого мировоззренческого уровня и педагогического мастерства, но совершенно необходимая задача современного экологического образования.

Далее, важнейшим аспектом современного экологического об­разования является научная пропаганда того, что экологические законы касаются и материальной и духовной культуры и, таким образом, влияют на социальные процессы. Охрана природы через обратную связь возвращается к нам охраной благополучия челове­ка. Придерживаясь столь однозначной формулировки, нельзя, однако, позволить себе впасть в «новый антропоцентризм» и упустить проблему гуманной заботы о природе. Необходимы ши­рокий подход к теме «человек-общество-природа» и знания не только общей экологии, но и социальной экологии, включения этого предмета в весь объем просветительского и образователь­ного процесса.

В силу жизненной важности экологической проблематики обязательным принципом методологии экологического образова­ния должен стать принцип его непрерывности. Экологическое об­разование в настоящее время принято рассматривать как единую систему, основными компонентами которой выступают формаль­ное (дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее) образо­вание и неформальное образование взрослого населения.

Создание системы непрерыв­ного экологического образования требует новой парадигмы: эко­логическое образование – это не часть формального образования, а его новый смысл, его цель. Мировоззренческую основу экологи­ческого образования составляют два взаимосвязанных подхода: биоцентрический и антропоцентрический, которые позволяют сформировать представления о единстве природы и человека, о путях гармонизации их взаимодействия, о коэволюции природы и общества как единственно возможном пути развития современной цивилизации, а также о структуре личности, отвечающей требо­ваниям экологической этики.

Роль школы в формировании

всеобщей экологической грамотности

Выделяет различные модели организации эко­логического образования, характерные в настоящее время для средней общеобразовательной школы – центрального звена экологического образования и воспитания. Это включение экологиче­ской информации в традиционные предметы; изучение вопросов охраны окружающей среды в специально выделенном предмете; формирование экологических знаний в разных учебных предме­тах, а затем их интегрирование в отдельный предмет; полная ре­форма учебного процесса. Однако большинство школ в стране (98%) работают по первой модели.

Ведущие специалисты школьной педагогики полагают, что учителю, занятому эко­логическим преподаванием, постоянно нужно иметь перед собою определенную сверхзадачу: знания молодого человека – выпуск­ника школы должны соответствовать передовым достижениям науки, соединенным с экологической культурой, с ее гуманистически цельным экономическим, правовым, нравственным, эстети­ческим и практическим отношением человека к природе.

Современные представления о вариативном образовании как в начальной, так и в средней школе хорошо соотносятся с преподава­нием экологии – относительно нового предмета: оба эти обстоя­тельства требуют от самого учителя и от его ученика творческого отношения к обучению, главным результатом которого должно стать воспитание ответственности человека перед природой.

Далее, не менее важно, чтобы выпускник школы входил во взрослую трудовую жизнь, имея устойчивые ценностные установ­ки бережного отношения к живой и неживой природе, по-настоящему усваивал, что можно, а что нельзя позволять себе и при производственных и при обычных, бытовых отношениях с нею. При этом учителю экологии никак нельзя стесняться высоко­го стиля изложения своего предмета, донося до сознания ученика, что его предмет действительно реально связан не только с его личным благополучием и благополучием его близких, но и всего человечества. Эмоциональный, художественный, образный под­ход к душе человека, пусть еще и совсем юного, – непременный элемент всей системы экологического просвещения, образования и воспитания.

В системе непрерывного образования дошкольное воспитание является его первой ступенью. На этой ступени у дошкольников происходят формирование привычек гигиенического характера, выработка простейших практических навыков, осознание элемен­тарных проблем окружающей среды.

В начальных классах происходит закрепление и развитие зна­ний об окружающей природной и социальной среде, полученных школьником в семье и в дошкольных учреждениях. Преподавание ведется строго, логично, обязательны также образные формы обу­чения, обращение к искусству и художественной литературе. В этом возрасте закладываются основы экологической культуры, целост­ного представления о природе, формируется научное отношение к природной среде, сознается необходимость ее охраны, усваивают­ся нормы поведения в окружающей среде и навыки элементарных экологически грамотных действий. Каждый предмет, изучаемый в начальной школе (родной язык, рисование, музыка, трудовая под­готовка и др.), по-новому раскрывает природоведческий матери­ал, обогащает и помогает развивать навыки общения с природ­ными объектами. В среднем школьном звене главная роль в эко­логическом образовании отводится теме «Естествознание» с при­влечением задач по экологии, игр, а также некоторых видов прак­тического общения с природой. В этих классах рекомендуется развивать «экологизированные» нравственные ценности, доступные подростковому возрасту. Целью воспитания детей данного возраста (11-14 лет) является формирование позитивного отно­шения к окружающей среде. Это происходит на уроках географии, биологии, литературы, физики.

В средних и старших классах при изучении интегрированных курсов «Здоровье и окружающая среда», «Биосфера и человек», «Основы экологии», «Экология человека», «Природа и культура», «Охрана окружающей среды» закрепляется и совершенствуется нравственная ориентация школьника в его отношениях с приро­дой. Здесь закладываются основы диалектического понимания единства природы и общества, а охрана природы рассматривается как часть общей культуры человека. На этом этапе формируется современное мировоззрение, строящееся на интегративных знани­ях об окружающем мире и проявляющееся в ответственном, деятельностном поведении, основанном на убежденности в необхо­димости охраны природной среды. Важна роль экологической практики.

Специалисты по школьному экологическому образованию об­ращают также внимание на планируемую последовательность преподавания учебного материала. Тематически и методически это формируется примерно и в общем виде таким образом: выяс­нение конкретного опыта общения школьника с природой; озна­комление с историей возникновения и развития экологической проблемы; формирование проблемы в современном понимании; четкое обозначение трудностей в ее решении; привитие правовых и этических норм общения человека с природой и соответствую­щая этому конкретная экологическая практика. На завершающем этапе обучения решающее значение приобретают самостоятель­ность и творческое отношение к предмету и, наконец, как уже подчеркивалось ранее, к ответственности перед природой.

Уровень современного школьного образования во многом за­висит от внедрения в постоянную практику новых оригинальных методов и приемов обучения и воспитания. Среди них можно на­звать повсеместную и непрерывную, от младших до выпускных классов компьютеризацию экологического образования. Необхо­димо и внедрение неординарных педагогических приемов, как, например, «летний экологический лагерь» или, начиная с млад­ших классов, проектных уроков, типа: «Лес – мой друг», «Город моей мечты», «Экомагазин», «Экотеатр», «Природа и искусство». В настоящее время появилось много альтернативных средних учебных заведений дополнительного экологического образования в связи с созданием современной эколого-информационной куль­туры (фермерские школы, заочные экологические лицеи для уче­ников сельских школ и малых городов, лагеря и школы по отдельным направлениям экологического и биологического образо­вания и т.д.).

Нам кажется небезынтересным опыт экологизации образования в ФРГ. С конца 80-х годов в ФРГ начался, а к настоящему времени уже завершился переход от природоохранительных принципов в образовании к экологическим, что в общих чертах совпадает с аналогичным процессом в нашей стране. Современный подход к школьному экологическому образованию в ФРГ характеризуется следующими основными принципами: экологизация затрагивает не только все школьные программы и учебники, но и всю школь­ную жизнь, когда школа рассматривается как некое «экохозяйство», полигон для внедрения экологического знания; образова­ние приобретает не целевой, а в большей мере процессуальный характер: от формирования самостоятельности учащегося, его самоопределения по отношению к природе к приобретению соот­ветствующих конкретных навыков; экологическое образование становится составной частью общего гражданского воспитания; большое внимание уделяется экологизации прикладных школь­ных дисциплин (экономика домашнего хозяйства, техника, трудо­вое обучение); в методах обучения все большее место занимает проектное обучение.

На этих принципах организована система как школьного, так и вообще экологического образования и воспитания в Германии. Совершенно очевиден в данном случае прогресс в процессе эколо­гизации. Экологизация, в свою очередь, тесно связана с экономи­ческой жизнью общества. Система взаимоотношений человека и природы здесь строится как система «природа-общество-эконо­мика». Экономизации экологии сопутствует принцип прагматиз­ма, традиционный для западноевропейской культуры в целом. Школа является рабочим местом для учащихся, учителей, для об­служивающего персонала - хозяйством, которое расходует при­родные ресурсы, потребляет энергию и продукты питания, проду­цирует отходы и т. п. Непосредственно в учебном процессе про­слеживается отчетливая ориентация на подготовку учащихся к решению в будущем конкретных локальных задач. Не случайно, школьная экологическая модель земли Нижняя Саксония носит эффективное и выразительное название «Мыслить глобально -действовать локально».

Примечательной чертой экологического образования в ФРГ, начиная со школы, является последовательное увязывание защи­ты природной среды с политической деятельностью. По этому поводу заметим, что если в Германии политизация природоохра­нительной деятельности обеспечивает последней дополнительный импульс, то в современной кризисной России, к сожалению, поли­тические страсти наносят экологии и экологической деятельности только ущерб.

 

Реализация экологического образования в педагогических вузах

Школьное экологическое образо­вание и воспитание, их прогрессивность и современность зависят в первую очередь от постановки обучения будущего преподавате­ля школы в стенах педагогического вуза. Об уровне такой подготовки дают определенное представление количественные данные, взятые нами из выборочных экспертных оценок специалистов в этой области. Так, при изучении готовно­сти выпускников вузов 1997 г. к экологическому образованию школьников до 30% из них показали высокую степень и знаний и методической подготовки. Оценка работы специалистов в разных общеобразовательных учреждениях выявила, что за период с 1991 по 1996 г. В то же время есть данные последних лет иного, негативного, характера. Исследо­вания уровня профессиональной компетентности 1300 педагогов и абитуриентов педагогических вузов показали, что около 25% педагогов не владеют в достаточной мере техникой ретрансля­ции экологических знаний, не способны вместить содержание экологического образования в рамки общих естественнонауч­ных знаний, до 50% выпускников школы – абитуриентов педаго­гических вузов – не владеют современной экологической куль­турой, продолжают придерживаться потребительских взглядов на природную среду.

Приведенная выше статистика свидетельствует о том, что, не­смотря на многие отрицательные внешние объективные факторы и недостаточную освоенность методики экологического образо­вания, здесь наблюдаются несомненные сдвиги. Налицо постоянное расширение экологической тематики, в том числе ее социальной составляющей в высшем образовании; значимость экологического образования закреплена законодательными актами, охватываю­щими и школу и профессиональное образование.

Значительно увеличился объем научных исследований в облас­ти теории и практики экологического образования, утверждается принцип непрерывного экологического образования, разработана последовательность такого образования в школе, написаны учеб­ники для школьников и методические пособия для учителей, идет экологизация всего дошкольного и школьного образования и воспитания. В итоге, наверное, можно сказать, что экологическое образование становится важным фактором реформирования, осовременивания российского образования в целом.

Недостаточная же степень развитости экологического образо­вания в вузах, конечно, объяснима: экологическое образование, тем более в его современном варианте, по историческим меркам еще очень молодо, в сущности, оно только зарождается; многие педагогические вузы еще не имеют полнопрофильного курса по экологии, в том числе по ее социальному аспекту; во многих об­ластях экологии как предмета науки и преподабания остается больше проблем, чем их решений; отчетливо сказывается и общий социальный фон - недооценка глубины экологического кризиса в нашем обществе, охваченном кризисом другого рода.

В результате эффективность экологического преподавания в школе, главном звене экологического образования и воспитания пока не удовлетворительна.

Что касается непосредственно внутривузовских проблем эко­логического образования, то полагаем, что многие из них доста­точно хорошо известны самим и преподавателям и студентам: не­хватка учебных пособий, далеко не полная оснащенность новейшей техникой исследований и т. д. Мы же здесь укажем лишь на некото­рые изъяны в постановке экологического образования, может быть, не столь очевидные.

Наверное, следует признать, что еще недостаточно разработа­на сама методологическая основа, необходимая для прикладных исследований по экологическому образованию студентов и кон­кретных методических разработок; система общего среднего об­разования не располагает устоявшимися принципами экологиче­ского образования; есть определенный разрыв между довольно неплохим уровнем общего школьного экологического образова­ния и уровнем развития эколого-педагогического образования; наметилось обострение противопоставления гуманитарной, есте­ственнонаучной и технической культур, в частности, в связи с этим в экологическом образовании объемно представлено естест­веннонаучное содержание, но существенно отстает гуманитарное, в том числе во многом обделена вниманием социальная экология. Сегодня лишь на начальной стадии находится внедрение таких специальностей и дополнительных квалификаций, как педагог-спе­циалист по социальной экологии, педагог дополнительного эколо­гического образования, педагог дошкольного экологического обра­зования, менеджер экологического образования, которые не только актуальны, но и рассчитаны на будущее, что немаловажно для ву­зовского педагогического образования. Недостаточно активно внедряются учебные программы по этноэкологии, эколого-педаго-гической практике, экологическому краеведению - столь же и свое­временные и перспективные. В вузовской подготовке слабо осваи­ваются традиции разных народов, их экологическая культура, не налажено устойчивое взаимодействие педагогических вузов и школ. Решение обозначенных и других сходных проблем, дальнейшее внимание к экологическому образованию могли бы способство­вать формированию его целостной научно обоснованной струк­туры. Такая структура, по мнению ведущих специалистов в дан­ной области, должна включать ряд элементов.

1. Экологическое образование студента педагогического вуза как компонент, органически присущий его общей культуре.

2. Формирование гуманистической среды вуза как условие раз­вития экологической культуры и практической готовности выпу­скника к школьному экологическому образованию и воспитанию в их современном и прогрессивном понимании.

3. Подготовка педагога-эколога для образования на профес­сионально-квалифицированном уровне.

Основываясь на этой структуре, выстраивается схема последо­вательного экологического образования в педагогическом вузе. На начальной стадии происходят личностное развитие и самораз­витие студента, усвоение им культурных и природных приорите­тов и ценностей изначально на образном и эмоциональном уров­нях. В соответствии с данной доминантой организуется обучение по всей общеэкологической программе. На второй стадии усваи­ваются необходимые образовательные и методические знания, складывается профессиональная компетентность будущего спе­циалиста. Как следствие, формируется целый ряд предметов фун­даментального экологического образования: общая экология, со­циальная экология, прикладная экология и т.д. На третьей стадии создаются условия для профессиональной идентификации студен­та, для выбора квалификации. На четвертой стадии студенты ус­ваивают мировоззренческие представления о системе «человек-общество-природа», осуществляется интеграция исследователь­ской и научно-педагогической деятельности в этой области; соз­даются ситуации, стимулирующие его творческое саморазвитие.

Важная роль в формировании экологической культуры обще­ства отводится социальным институтам. Так, Н.Н. Храменков вы­деляет четыре основных типа экологических социальных институ­тов, которые в зависимости от своих функций разделяются на практические, научные, педагогические и управленческие. Большое значение при этом придается средствам массовой информации (печать, радио, телевидение).

 

Экологическое воспитание

Процессы экологического воспитания и образования нераз­делимы, они находятся в постоянном взаимодействии. Особо важное значение в становлении высоконравственного отноше­ния человека к природе имеет экологическое воспитание в семье и в школе. Здесь закладываются основы гуманного отношения к природе.

Экологическое воспитание в семье во многом зависит от родительского авторитета, от того, как семья в целом и каждый взрослый в отдельности реагируют на сохранение природ­ной среды дома, в парке, в поле, в лесу и т.д. Семейная жизнь, работа родителей, их гражданское лицо, их поведение форми­руют первые ростки детского отношения к природе и человеку. Воспитание детей в семье идет посредством авторства родите­лей. Собственное поведение родителей и влияние их на де­тей – «самая решающая вещь». «Не думайте, что вы воспиты­ваете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или показываете ему. Вы воспитываете его в каж­дый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Воспитываете детей своим подлинным авторством», - говорил А.С. Макаренко. О важном значении семейного воспитания В.А. Сухомлинский писал: «Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старшие, это такая основа детского мыш­ления, которую не может заменить в этом возрасте никто». В экологическом воспитании важное значение имеет сила подражания. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое наше слово, каждый наш жест, не говоря уже о поступках, раз их видит ребенок, могут служить для него при­мером для подражания.

В дошкольных образовательных учреждениях России реше­ние проблемы экологического воспитания осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях:

воспитание начальных форм экологической культуры детей, осознанного отношения к природе, выработка первоначальных практических навыков;

развитие экологического сознания, экологической культу­ры взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста.

В 90-е гг. ХХ столетия усилилось внимание к проблемам экологи­ческого воспитания как со стороны ученых, так и со стороны практических работников. Для детей-дошкольников подготов­лена соответствующая программно-методическая литература, учебно-наглядные пособия нового поколения, а также разви­вающие игры, диафильмы, кинофрагменты и другие экранно-звуковые средства.

Школа и семья призваны заложить у человека отношение к природе как источнику уникальных материальных и духовных ценностей. В этом плане ныне значительно усиливаются эко­логические аспекты воспитания и образования в школьных про­граммах и учебных планах, более предметно ведется внешколь­ная работа.

В экологическом воспитании школьные учителя умело ис­пользуют русскую и мировую литературу. В ней есть прекрас­ные произведения, в которых с глубокой любовью изображены разные животные: стихи Пушкина и Лермонтова, Некрасова и Кольцова, рассказы Тургенева, «Каштанка» Чехова, «Сны Чанга» И. Бунина, романы Джека Лондона «Джерри островитянин» и «Майкл, брат Джерри», «Внук Тальони» П. Ширяева, «Русский лес» Л. Леонова, рас­сказы и очерки М. Пришвина, «Медвежонок» Сергеева-Ценского, полные человеческой жалости и грусти стихи Есенина «Корова», «Лисица», «Песнь о собаке», стихотворение Мая­ковского о лошади и многие другие.

После прочитанных книг и бесед с учителями ребята при­стальнее и внимательнее вглядывались в жизнь природы и убеж­дались в том, что человек должен быть чутким и сердечным участником того великого, что непрерывно совершенствуется в живой природе. Воспитывать в человеке любовь к природе с первых лет жизни – одна из самых важных задач семьи и шко­лы. Ведь это формирование человеческого характера. С этой целью для юношей и девушек необходимо широко открыть две­ри библиотеки, чтобы книги о любви к живому стали достояни­ем широкой массы молодежи, потому что сохранить природу смогут только люди, лишенные равнодушия, жестокости и зла.

Уровень общественного экологического сознания во мно­гом определяет направление и интенсивность природоохранной деятельности государственных и неправительственных органи­заций. Процессы воспитания, образования, информационно-просветительской деятельности способствуют преодолению по­требительской политики природопользования в стране, развитию экологических прав и обязанностей граждан, формирова­нию их экологического мировоззрения. Это задачи экологи­ческого воспитания и образования.

Литература

1. Когай, Е.А. Экологическая парадигма культуры и образования / Е.А. Когай // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – №4. – С. 114 – 129.

2. Лосев, А.В. Социальная экология: Учеб. пособие для вузов / А.В. Лосев, Г.Г. Провадкин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 312 с.

3. Ситаров, В.А. Социальная экология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Ситаров, В.В. Пустовойтов. – М.: Академия, 2000. – 280 с.

Литература

Основная

1. Алексеева, Т.И. Адаптации человека в различных экологических нишах Земли (биологические аспекты). Курс лекций / Т.И. Алексеева. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. – 280с.

2. Воронцов, Н.Н. развитие эволюционных идей в биологии / Н.Н. Воронцов. – М.: Издат. отдел УНЦ ДО МГУ, Прогресс-Традиция, АБФ, 1999. – 640с.

3. Лосев, А.В. Социальная экология: Учеб. пособие для вузов / А.В. Лосев, Г.Г. Провадкин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 312 с.

4. Небел, Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир: В 2 т. Т. 1–2: Пер с англ. / Б. Небел. – М.: Мир, 1993.

5. Ситаров, В.А. Социальная экология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Ситаров, В.В. Пустовойтов. – М.: Академия, 2000. – 280 с.

6. Чернова, Н.М. Основы экологии: Учеб. для 10 (11) кл. общеобразоват. учеб. заведений / Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М., Константинов; Под ред. Н.М. Черновой. – 5–е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2001. – 304 с.

 

Дополнительная

 

1. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С.Гиляров. – М.: Сов. энциклопедия, 1986. – 831 с.

2. Воронов В.К. Основы современного естествознания / В.К. Воронов, М.В. Гречнева, Р.З. Сагдеев. – М.: Высшая школа, 1999.. – 247 с.

3. Вернадский, В.И. Биосфера и ноосферология / В.И. Вернадский. – М.: Рольф, 2002. – 576 с.

4. Горелов, А.А. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.А. Горелов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 512 с.

5. Грядовой, Д.И. Концепции современного естествознания: Структурированный учебник (для вузов) / Д.И. Грядовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 239 с.

6. Дольник, В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседа о поведении человека в компании птиц, зверей и детей / В.Р. Дольник. - 4 изд. С.-Пб.: ЧеРо-на-Неве, Паритет, 2004. – 352 с.

7. Когай Е.А. Социальная экология. Человек в городской среде / Е.А. Когай // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – №1. – С.116 –131.

8. Когай Е.А. Социальная экология. Человек в городской среде / Е.А. Когай // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – №1. – С.116 –131.

9. Когай, Е.А. Концепция ноосферы, экоразвитие и коэволюция / Е.А. Когай // Социально-гуманитарные знания. – 1999. – №4. – С. 148 –161.

10. Когай, Е.А. Будущее человека в экологической перспективе (от прогнозов к стратегии устойчивого развития) / Е.А. Когай // Социально-гуманитарные знания. –1999. – №5. – С.96 – 109.

11. Когай, Е.А. Экологическая парадигма культуры и образования / Е.А. Когай // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – №4. – С. 114 – 129.

12. Когай, Е.А. Экология и космические перспективы / Е.А. Когай // Социально-гуманитарные знания. – 1999. – №4. – С.92 – 105.

13. Концепция перехода Российской Федерации к Устойчивому развитию // Экосинформ. – 1996. – № 5. – С. 5 – 13

14. Мальтус, Т.Р. Опыт о законе народонаселения / Т.Р. Мальтус // Антология экономической классики. – М.: Эконом-Ключ, 1993. – С. 9 – 134.

15. Осипов, А.И. Путь разума в поисках истины / А.И. Осипов. – М.: Издание Сретенского монастыря, 2002. – 430 с.

16. Реймерс, Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник / Н.Ф. Реймерс. – М.: Мысль, 1990. – 637 с.

17. Сергиенко, Л. Эволюционизм, мальтузианство и гуманизм / Л. Сергиенко // Здравый смысл. – 2004. – № 4 (33). – С. 31 – 32.


 

Учебное издание




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.