Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование рабовладельческого государства в Древнем Риме




Последним образцом рабовладельческого типа государства была Римская империя. Общественно-экономические отношения достигли наивысшего развития. Римское государство, сформированное из городской общины, первоначально во многом было сходно с греческими полисами. В конце III в. до н.э. Древний Рим превращается в сильнейшее рабовладельческое государство Западного Средиземноморья. В I-II в. до н.э. Рим - это гигантская империя, включающая значительные области Западной и Юго-Западной Европы, Северной Африки и Переднего Востока.

Во всемирно-историческом развитии роль Древнего Рима очень велика. По словам немецкого профессора Р. Иеринга, Рим три раза диктовал миру свою волю, три раза создавал единство народов. Первый раз это единство получило свое выражение в создании Римского государства, второй раз - в Римско-католической церкви, третий раз в результате рецепции римского права.

В Риме была создана высокая античная культура, которая легла в основу развития европейской цивилизации. Греко-римская античная цивилизация на определенном этапе своего развития вобрала в себя достижения всех народов Средиземноморья, синтезировала их и дала толчок к дальнейшему развитию европейской культуры.

Периодизация истории римского государства представлена такими периодами:

1. Разложение первобытнообщинного строя и образование рабовладельческого государства от основания города Рима в 753 г. до н.э. до 509 г. до н.э. (до изгнания последнего римского царя Тарквиния Гордого).

2. 509-27 гг. до н.э. - период республики.

3. 27 г. до н.э.- 476 г. н.э. - период монархии, который делится на 2 этапа:

а) принципат (27 г. до н.э. - 284 г. н.э.);

б) доминат (284 - 476 гг. н.э.).

 

С момента основания Рима и до 509 г. до н.э. у римлян существовал родовой строй, который находился в состоянии разложения. В Риме было 300 родов. Десять родов составляли курию (военная и религиозная единица). Десять курий составляли племя (трибу).

В состав римской городской общины входили патриции, клиенты и плебеи. К полноправным гражданам римской городской общины относились патриции, которые должны были обязательно принадлежать к одному из родов и быть зачислены в одну из курий. Кроме полноправных граждан, имелась группа клиентов, которые находились в личной и наследственной зависимости от полноправного человека (патрона). Клиент обязан был следовать за патроном на войну, оказывать ему всяческую помощь и почтение. Патрон обязан был защищать его, в том числе и в суде, т.к. клиент не мог сам себя защищать. Эти отношения охранялись обычаями и религией. Плебеи составляли группу лично неполноправных граждан Рима, которые были лично свободными, имели право собственности на землю, платили налоги и отбывали военную службу, заключали сделки и могли самостоятельно выступать и защищать себя в суде. Они не нуждались в патронате. Однако плебеи были лишены права участвовать в управлении общины.

Управление в Риме в I период (753-509 гг. до н.э.) можно представить следующей схемой:

 

 

       
   
 
 

 


Царь был военачальником, верховным жрецом и производил суд по государственным преступлениям. Он имел неограниченное право наказания. Апелляция на его решения не допускалась. Его должность была выборной.

В состав сената входили старейшины из 300 родов. Сенат был совещательным органом при царе, однако пользовался большим влиянием на решение многих вопросов. Его роль уже в первый период была значительной. Народное собрание (куриатные комиции) состояло из полноправных членов общества, которые собирались по куриям. Каждая курия имела один голос. Полномочиями Народного собрания являлись:

- принятые или отвергнутые предложения сената;

- избрание всех должностных лиц, в том числе и царя;

- объявление войны.

Жреческие коллегии играли значительную роль в Римском государстве. Понтифики - это римские священнослужители. Их коллегия занимала центральное место в римском государственном культе, т.к. она осуществляла надзор за другими жреческими коллегиями, ведала составлением календарей, обрядами, жертвоприношениями, погребальным культом, сакральным правом. Первоначально коллегия состояла из 5, а позднее из 15 членов. Во главе стоял Великий понтифик, который мог приговаривать к смертной казни за сакральные преступления.

Коллегия авгуров существовала до эпохи Империи. Для своих предсказаний авгуры пользовались громом, молнией, полетом и голосами птиц. С течением времени гадание авгуров превратилось в формальную процедуру.

Коллегия фециалов состояла из 20 членов. В их обязанности входило точное соблюдение принципов международного права (например, объявление войны, заключение договоров, выдача лиц).

К IV в. до н.э. в Риме разложение родового строя и социальная дифференциация привели к изменению в государственном строе. Плебеи, несшие все тяготы военной службы, были неполноправными, и поэтому стремились к уравниванию в правах с полноправными гражданами.

Процесс превращения римской родовой общины в государство завершился реформой римского царя Сервия Туллия ( VI в. до н.э.)

Сервий Туллий провел ряд мероприятий:

1.Осуществил классификацию всего населения по имущественному цензу. Эта классификация распределяла обязанности военной службы и политические права.

Все мужское население в зависимости от имущественного положения, которое определялось количеством земли, было разделено на 5 разрядов.

       
   
 
 

 


Все граждане были разделены на центурии (сотни), которые имели один голос в Народном собрании. Имущественное положение граждан определялось размером землевладения. Оценка происходила каждые 5 лет и сопровождалась религиозной церемонией.

 


Всадники должны были вооружаться за свой счет.

При голосовании достаточно согласия 1-го разряда и всадников (98 центурий), чтобы любое решение принять в своих интересах. Остальных можно было не спрашивать.

2. Второй мерой явилось создание нового вида Народного собрания - центуриатных комиций, права которых расширялись, а права куриатных комиций сокращались.

 

 

 
 

 


 

I разряд II разряд III разряд IV Разряд V разряд Ремеслен-ники, музыканты Пролетарии
80+18              

 

Всего = 193 центурии

Представители первого разряда составляли 98 центурий, то есть более половины всех центурий.

Народные собрания по трибам (трибутные)
3. И, наконец, третьей мерой было деление населения по территориальному признаку.

 
 

 


  Первоначально создано 4 городские трибы (округа), позднее добавлено 16 сельских триб

 


Каждая триба имела выборного главу, в обязанности которого входило определение имущественной состоятельности граждан и сбор податей.

 

2. Государственный строй Рима в период республики (509-27 гг. до н.э.)

При родовом строе государства как такового не существовало. Процесс возникновения государства в Риме определялся внутренним развитием римского общества, но он осложнился внешним фактором. В начале VI в. до н.э. этруски захватили власть в Риме, основали свою династию и создали государственный аппарат. Однако это была примитивная монархия. Восстание местного населения Рима в конце VI в.до н.э. ликвидировало монархию: было установлено, что общиной впредь будут управлять избираемые каждый год старейшины - магистры.

В Риме утвердилась республиканская форма правления, которая существовала 500 лет (см. Приложение, схема 8)

Высшим государственным органом считалось Народное собрание, которое созывалось только по инициативе магистратов. Оно принимало или отменяло законы, объявляло войну и заключало мир, было верховной судебной инстанцией, разбиравшей апелляцию и протесты на решения судебных органов. Народное собрание избирало всех высших должностных лиц, в руках которых находилась вся исполнительная власть. В Риме собирались три вида Народных собраний - комиций.

Центуриатные комиции собирались высшими должностными лицами - консулами. Голосование проходило по центуриям, каждая из них имела голос. Голоса подавали по строго заведенному порядку: сначала центурии первого разряда, затем второго, третьего и т.д.

Если за предложение голосовали больше 50 % голосов центурий, голосование прекращалось, а предложение становилось законом. Олигархический характер центуриатных собраний вызывал недовольство широких слоев римских граждан. Во второй половине III в. до н.э. была проведена демократическая реформа центуриатных комиций. В процессе борьбы плебеев с патрициями приобрели важное государственное значение собрания плебеев по территориальным округам - трибам. Первоначально трибутные собрания состояли из одних плебеев. По законам 449 г. до н.э., а затем 287 г. до н.э. решения трибутных плебейских комиций признавались обязательными для патрициев. В трибутных комициях стали принимать участие и патриции, а этот вид народного собрания ко II в. до н.э. стал основным и решающим в государстве. Трибутные комиции с самого начала отличались демократическим характером. Все 35 трибут имели независимо от состава населения 1 голос и пользовались одинаковыми правами. Демократический характер трибутных комиций усилился после реформ Аппия Клавдия.

Существовали два вида собраний по трибам: собрания общие для патрициев и плебеев и специально плебейские. Решения совместных собраний назывались "популисцита", а специально плебейские- "плебисцита". В общих трибутных комициях выбирались квесторы, эдилы и низшие магистраты (всего 26), а в плебейских - народные трибуны и плебейские эдилы. Народное собрание обсуждало только вопросы, внесенные магистратами и предварительно обсужденные в сенате. В Риме было три вида народных собраний: куриатные, центуриатные и трибутные. Их функции не были разграничены достаточно четко.

Члены сената назначались консулами, а с IV в. до. н.э. - цензорами. Ни один законопроект не поступал на рассмотрение Народного собрания, если его предварительно не обсудил сенат. Закон, принятый Народным собранием, становился законом после одобрения его сенатом. Сенат контролировал и руководил деятельностью Народного собрания. Магистры отчитывались о своих действиях перед сенатом. С V в. до н.э. состав сената стал пополняться из отслуживших свой срок магистров, которые после сложения своих полномочий автоматически включались в сенатский список. Этот список велся особым магистром - цензором в строго иерархическом порядке. Сначала в списке стояли имена бывших цензоров, далее шли консулы, потом преторы. Формально сенат считался совещательным органом при магистрах. Но очень скоро занял очень важное положение:

1. Сенат утверждал (до III в. до н.э.) законы, принятые Народным собранием.

2. Заведовал финансами (распределял суммы между отдельными магистратами, контролировал исполнение бюджета, ведал чеканкой монеты).

3. Ведал дипломатическими сношениями.

4. Ведал общим управлением, провинциями и некоторыми вопросами культа.

5. Решения сената назывались "сенатус-консультами".

В систему магистратур входили должностные лица, уполномоченные представлять римское государство и от его имени совершать государственные акты в области судопроизводства или управления. Законодательной властью они не обладали. Из этого вытекало также формальное отсутствие права изменять, исправлять законы, хотя фактически определенная категория магистратов приобрела эти полномочия.

Важнейшими принципами организации и деятельности магистратур были:

а) выборность;

б) коллегиальность;

в) срочность;

г) безвозмездность за исполнение государственной службы;

д) отчетность о своей деятельности.

Выборы магистратов происходили в народных собраниях - центуриатных и трибутных комициях. В виде исключения в Риме сохранялись еще с царского периода должности, замещение которых не производилось на народных собраниях: диктатор и начальник конницы.

Коллегиальность состояла в том, что на одну должность обычно избиралось два или более магистратов. Магистраты действовали не совместно, а самостоятельно, обладая всей полнотой власти. В случае несогласия с действиями одного из магистратов, коллеги могли лишить юридической силы его акты путем произнесения протеста "запрещаю". Все магистраты избирались на один год, за исключением цензоров (на 5 лет). Ответственность магистратов перед Народом состояла в том, что они могли привлекаться судом народного собрания после истечения срока пребывания в должности, а низшие даже до истечения этого срока.

Высшие магистраты обладали следующими полномочиями:

а) высшей военной властью;

б) правом созывать сенат и Народное собрание и председательствовать на них;

в) правом суда и наложения наказания;

г) правом решать периодические вопросы с дополнениями изменений и даже с исправлениями законов.

Высшая власть имела пределы в зависимости от того, где действовал магистрат. Магистраты обладали правом применять принуждения в случае неисполнения их распоряжения в виде задержания ослушников, предания суду нарушителей, наложение штрафа и ареста имущества. Каждый магистрат имел аппарат, состоявший из совета, канцелярии, в которой работали секретари и письмоводители, ликторы, глашатаи и посыльные.

Магистраты делились на ординарные и экстраординарные. К ординарным относились консулы, преторы, цензоры, эдилы, плебейские трибуны и квесторы.

Консулы избирались из патрициев, но плебеи после упорной и долгой борьбы добились издания закона Лициния и Секстия, по которому один из консулов должен был выбираться из плебеев. Полномочия консулов:

- высшее военное командование;

- руководили набором римских граждан в армию;

- осуществляли правосудие в армии;

- распоряжались военной добычей;

- заключали перемирие с врагом.

Первоначально преторы замещали консулов во время их отсутствия. Впоследствии в их компетенцию стало входить, главным образом, руководство правосудием.

Обязанностью цензоров было установление ценза граждан Рима в целях распределения их по трибам, разрядам и центуриям, зачисление во всадники и составление сенаторского списка, также принимали участие в управлении финансами государства. Цензор осуществлял надзор за нравами.

Эдилы выполняли полицейские обязанности (наблюдение за порядком в городе, устройство игр и зрелищ, снабжение продовольствием, надзор за торговлей на рынках).

Плебейские трибуны добились права избирать из своей среды двух представителей в качестве защиты своих интересов. После 49 г. до н.э. они обладали правом приостанавливать решение магистрата и решение сената, участвовали в заседаниях сената, созывали плебейские собрания и председательствовали на них.

Кроме того, существовали низшие магистратуры. К ним относились магистраты, которые выполняли полицейские обязанности, расследовали преступления, заведовали чеканкой монет, надзором за содержанием дорог и улиц.

К экстраординарным магистратурам принадлежал диктатор. Во время каких-либо чрезвычайных затруднений сенат давал поручение консулу о назначении диктатора. Диктатор назначал себе помощника - начальника конницы. Лицо, назначенное диктатором, не могло состоять в этой должности свыше 6 месяцев, распоряжаться государственной казной без согласия сената и повеления народа, выезжать за пределы государства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.