КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие феодального государства Англии в XI-ХII вв
Окончательное утверждение феодальных отношений было связано с нормандским завоеванием 1066 г., которое закрепило характерную особенность английского феодализма - политическое объединение государства и централизацию государственной власти. Завоеванные и конфискованные у англосаксонской знати земли были поделены между завоевателями. Однако, объявив себя в 1086 г. верховным собственником земли, Вильгельм-Завоеватель распорядился землей следующим образом: большую часть земли отдал в условное держание в качестве лена своим феодалам-вассалам, причем эти земли были расположены в разных районах страны; другая часть земли (сравнительно незначительная) была оставлена у англосаксонской знати, которая согласилась служить новому королю. В Англии сложился принцип феодальной зависимости: вассал моего вассала - мой вассал, что обусловливало укрепление королевской власти. Влияние нормандского вторжения было значительным для развития феодализма в Англии. Это, прежде всего, было связано с отсутствием в Англии, в отличие от стран Западной Европы, феодальной раздробленности и с усилением королевской власти. Причины были следующие: 1. Сосредоточение в руках короля огромного земельного фонда, что стало материальной основой его власти. 2. Установление прямой вассальной зависимости всех феодалов от короля способствовало оформлению феодально-иерархической лестницы. 3. Необходимость удерживать господство над враждебным населением и закрепощаемым крестьянством (хотя это имело относительный и временный характер из-за противоречий со стремлением феодалов к политической самостоятельности). 4. Завоеватели были вынуждены сплачиваться вокруг короля, т.к. находились в окружении врагов. 5. Сохранялся антагонизм между англосаксонской и нормандской знатью. 6. Нормандские короли находили прочную основу среди мелких и средних феодалов, которые были заинтересованы как в закрепощении крестьян, так и в защите от деяний крупных феодалов. 7. Противоречия между нормандской знатью, которая была поставлена в привилегированное положение, и англосаксонской знатью, занимавшей более подчиненное место, а также между светскими и духовными феодалами, способствовали укреплению власти короля. Особенностью взаимоотношений светской и духовной власти в этот период было то, что условия землевладения английского духовенства были приравнены к условиям светских феодалов. Духовенство должно было нести военные повинности королю и платить налоги. Господствующее положение королевской власти по отношению к церковной было официально закреплено в изданных в 1164 г. Генрихом II Кларендонских конституциях. Во-первых, король объявлялся верховным апелляционным судьей по церковным делам. Во-вторых, без соглашения короля никто не мог быть отлучен от церкви, сами же представители духовенства должны были в случае необходимости немедленно являться в королевский суд. В-третьих, в случае замещения вакантных высших духовных должностей, которые проводились только в результате выборов, согласие короля было обязательным. В-четвертых, конституции закрепляли все вассальные условия землевладения духовенства. Если бы Генрих П не отступил от ряда положений этих конституций, то они реально бы сыграли свою роль в усилении королевской власти. В Англии в ХП-ХШ вв. в результате судебной реформы Генриха П сложилась система финансовых и судебных учреждений, развивалось единое для всей страны «общее право». Таким образом, в Англии сложилась относительно сильная централизованная феодальная монархия, усилению которой способствовал рост городов (центры ремесла и торговли). Расположенные на королевской земле города часто получали право на самоуправление. Городские привилегии оформлялись в специальных хартиях. В это время распространение получил очень популярный принцип: если крепостной человек прожил в городе 1 год и 1 день, то считался свободным. Нуждаясь в защите, горожане поддерживали королевскую власть, что также усиливало централизованное феодальное государство. Развитие товарно-денежных и рыночных отношений также облегчало политическое объединение страны. Государственный строй Англии после нормандского завоевания можно представить в следующей схеме:
Король обладал сравнительно сильной властью, которая характеризовалась: - верховной собственностью короля на все земли; - сосредоточением высшей военной, судебной и законодательной властей. Королевская курия состояла из представителей феодальной знати, которые ведали разными отраслями управления. Она фактически участвовала в управлении наряду с королем, являясь высшим органом государственного управления, высшим судебным и финансовым органом. Например, как высший судебный орган Королевская курия рассматривала следующие дела: - где затрагивались интересы короля; - рассматривались споры между вассалами короля; - решенные местными судами, на которые подана апелляция. Из Королевской курии выделилась Палата шахматной доски, специальный орган по финансовым делам государства, а также по делам о совершенных преступлениях чиновниками финансового ведомства на местах. В курию входили высшие должностные лица, которым вверялись важнейшие отрасли управления. Так, маршал командовал войском, камерарий управлял земельными владениями и имуществом короля, канцлер руководил государственной канцелярией, юстициарий был первым помощником короля и замещал его во время отсутствия. Судебная система состояла из следующих органов, которые сохранились еще от англосаксонского государства: - королевский суд, - суды феодалов, - суды в графствах. Изменения в судебной системе были связаны, во-первых, с отделением церковных судов от светских, во-вторых, с введением ограничений юрисдикции феодалов в разрешении споров между ними и их вассалами о свободных держаниях земли. Эти изменения провел Вильгельм I. Следующий шаг был предпринят Генрихом П, который провел реформу судебной системы. 1. Судебная власть была сосредоточена в королевских судах, состоявших из профессиональных судей. 2. Денежные поступления в королевскую казну увеличивались в виде судебных пошлин. 3. Были заложены основы для создания суда присяжных.
4. Ассизы Генриха П предусматривали создание института разъездных судей. В 1166 г. была принята Кларендонская ассиза, которая устанавливала для разъездных судей и шерифов правила охраны порядка и преследования его нарушителей. Страна была разделена специально на 6 округов, для каждого из которых назначались по 3 разъездных судьи. Они должны были исполнять судебные функции, наблюдать за деятельностью местных чиновников и сбором налогов. В королевской курии для рассмотрения судебных дел было создано специальное отделение, которое позже стало называться судом королевской скамьи. Создание института разъездных судей способствовало созданию в Англии единой судебной системы, что в свою очередь обусловливало укрепление государственности в целом. Из схемы местного управления, очевидно, что деление страны осталось прежним. Изменения произошли только в руководстве графствами. Несмотря на то, что во главе графств продолжали оставаться формально олдермены, реальной властью уже обладали шерифы, которые назначались королем. Шерифы наделялись широкими полномочиями: они обладали высшей финансовой, судебной, военной и полицейской властью в графстве, а также контролировали исполнение законов короля. Таким образом, изменения в местном управлении, как и в остальных сферах управления, были направлены на усиление королевской власти и на централизацию государственности.
3. Образование сословно-представительной монархии в Англии в XIII-XIV вв.
С XIII в. в Англии процессы феодализации развивались в условиях усиливающихся многосторонних противоречий не только в среде феодалов, но и с королевской властью, которая зачастую проводила непопулярную политику в отношении знатных феодалов (конфискацию земель) и остального населения (вводились новые сборы и повинности). Феодальная система Англии имела ряд характерных особенностей, которые отличали ее от других стран. 1. Неравномерное развитие крепостничества, что было обусловлено преобладанием свободного держания земли в некоторых районах, а также относительно большей свободой английских вилланов. 2. Экономические условия обусловили ранний переход натурального хозяйства к товарно-денежному. Последствиями стали увеличение товарообмена между городом и деревней; замена натуральных повинностей денежными, обезземеливание крестьян, использование наемного труда. 3. Окончательно уничтожались различия между нормандскими и англосаксонскими феодалами, произошло их объединение. 4. Одновременно в феодальной среде усилилось расслоение на крупную феодальную знать (лордов), средних и мелких земледельцев (рыцарей). 5. Происходило разложение сельской общины. Однако главное заключалось в том, что проводимой королевской политикой было недовольно практически все население страны. В начале XIII в. в Англии возникло мощное оппозиционное движение за ограничение королевской власти. В период правления короля Иоанна Безземельного (1199-1216 гг.) еще более обострились деспотизм и произвол королевской власти, что привело к серьезному конфликту короля с баронами. Незаконно взимая щитовые деньги (денежные взносы, сумма которых составляла общую стоимость вооружения ополченцев, поставляемых королевскими вассалами своему сеньору во время войн), король вызвал недовольство не только дворянства, но и духовенства. Кроме того, из-за неудачной внешней политики Англия потеряла практически все владения на континенте. Более того, Иоанн из-за разногласий с Римским папой был отлучен от церкви, а на Англию был наложен интердикт, по которому были запрещены религиозные обряды: венчания, отпевания умерших и т.д. Восстание баронов против Иоанна Безземельного поддержали рыцари и горожане. К ним присоединились церковь и часть крестьянства. В 1215 г., воспользовавшись слабостью королевской власти, английские бароны заставили короля подписать Великую хартию вольностей. Большинство статей хартии закрепляли временную победу баронов над королем. Так, ст. 21 предоставляла привилегии графам и баронам в том, что штрафы с них могли взыскиваться только им равными и «не иначе, как сообразно роду проступка». Хартия ликвидировала право короля вмешиваться в споры крупных феодалов с их вассалами о свободных земельных держаниях (ст. 34). Таким образом, бароны могли безнаказанно лишать своих вассалов земельных владений. Для регулирования вассальных отношений хартия предусматривала, что «никто не должен быть принуждаем к несению большей службы за свой рыцарский лен или за другое свободное держание, чем та, какая следует с него» (ст. 16). Согласно ст. 12 щитовые деньги и пособия «не должны взиматься в королевстве... иначе как по общему совету королевства нашего». В Хартии были также сформулированы важнейшие юридические принципы судебно-административной системы феодальной Англии (ст. 17, 20,21, 39, 40 и др.). Так, ст. 38 содержит положение, по которому чиновникам запрещалось привлекать к ответственности только по устному заявлению без свидетелей. Ст. 39 гласила, что «ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его и по закону страны». Вокруг этой статьи разгоралось много споров о том, можно ли считать это гарантией неприкосновенности личности. Например, профессор П. Н. Галанза категорически заявляет: «эту статью нельзя рассматривать как прообраз гарантии неприкосновенности личности. Ведь в ней говорится только о свободных людях» /7/. Возможно, именно как прообраз и можно рассматривать, т.к. проблеме гарантий защиты от произвола уделялось достаточно много внимания в этом документе. Более того, нужно учитывать время и условия постановки этой проблемы. Впервые в Великой хартии вольностей 1215 г. была провозглашена, пусть даже в такой постановке, проблема прав человека, гарантии его неприкосновенности. Анализируя документ, можно выделить еще одну группу т.н. «конституционных статей», реформирующих государственный механизм Англии. Например, ст. 61 предусматривала создание комитета из 25 баронов, которые должны были «всеми силами блюсти и охранять и заставлять блюсти мир и вольность...», а в случае нарушений «вместе с общинами всей земли принуждать и теснить короля всеми способами, какими только могут». Фактически закреплялось право баронов на вооруженное восстание против короля, что неизбежно привело бы к возрождению феодальной раздробленности, если бы Хартия впоследствии соблюдалась. Уже в ХШ в. она подверглась некоторым изменениям. Прежде всего, была исключена неугодная ст. 61. Может сложиться ошибочное мнение о том, что Хартия способствовала ослаблению королевской власти, централизации государства и даже узаконивала феодальную раздробленность. Напротив, во-первых, в Хартии только ограничивался произвол королевской администрации, но не ликвидировался центральный аппарат короля. Во-вторых, содержатся статьи, направленные против феодальной раздробленности. Например, ст. 35 с требованием установления единства мер и весов по всей стране, и ст. 39 - соблюдения закона при арестах. В-третьих, статьи 12 и 14 предусматривали создание совета королевства, который должен был ограничивать власть короля по взысканию налогов. Это впоследствии стало юридической основой для создания сословно-представительного органа в Англии - парламента. Аннулированная в конце 1215 г. Иоанном при поддержке Римского папы, Великая хартия вольностей подтверждалась Генрихом Ш, Эдуардом I и Эдуардом П. Забытая в конце XV и XVI веков, она была использована в начале английской буржуазной революции для обоснования права парламента контролировать действия королевской власти. Новый конфликт за ограничение королевской власти разразился в 1258 г. Генрих Ш под давлением баронов принял Оксфордские провизии, установившие режим баронской олигархии. Был создан специальный совет 15 баронов, который контролировал деятельность всех должностных лиц. Без согласия совета баронов ни одно решение короля не могло быть принято. В 1259 г. недовольные этой политикой рыцари представили королю Вестминстерские провизии, которые должны были защищать интересы рыцарей и свободных крестьян. Отказ Генриха Ш соблюдать Оксфордские провизии привел к гражданской войне 1263-1267 гг. Королевскую оппозицию, которая была представлена недовольными баронами, рыцарством, горожанами и свободными крестьянами, возглавил Симон де Монфор. В результате войны был создан первый в истории Англии парламент (1265 г.), состоявший из баронов, духовенства, а также представителей рыцарей и городов, и который окончательно утвердился в 1295 г. Он стал как бы моделью (образцом) для последующих английских парламентов. Таким образом, в Англии произошел переход к новой, еще более централизованной, форме феодального государства, к сословно-представительской монархии. Парламент созывался по воле короля, который имел право абсолютного вето на все его законопроекты. Первоначально он определял размеры налогов. В XIV в. роль парламента существенно усиливается, особенно после разделения его на 2 палаты: верхнюю палату лордов и нижнюю палату óбщин. После разделения представители от городов и рыцари от графств оказались объединенными в одной палате. Полномочия парламента значительно расширились и включали: - издание законов стало исключительным правом; - право решать размеры сборов в пользу королевской казны; - право осуществлять контроль за высшими должностными лицами; - право осуществлять в некоторых случаях судебные функции. Однако в начальный период становления парламента все его полномочия ограничивались вмешательством короля. Так, провозглашенное исключительное право парламента на издание законов было ограничено еще Эдуардом II (1307-1327 гг.), который требовал, чтобы ни один закон не был принят без согласия короля. Но, с другой стороны, любой королевский указ становился законом только с одобрения парламента. Постепенно к XV в. законодательные полномочия парламента окончательно оформились. Четкой системы избрания в парламент долгое время не существовало, пока парламент не стал активно участвовать в государственном управлении. Уже тогда избранными могли быть лица только дворянского происхождения, т.е. имевшие земельную собственность. Избрание в парламент стало привилегией.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |