Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственные

• черносошенные.

Процесс прикрепления крестьян к земле распространялся на всех сельчан, что обусловило общегосударственный характер крепостного права. Тенденция сближения поместий с вотчинами отразилась соответственно на сближение прав феодалов на поместных и вотчинных крестьян.

Указ 1714 г. о единонаследии снял правовое различие между поместными и вотчинными крестьянами. Введение в 1718-1721 гг. подушной подати сближало разные слои феодально-зависимого населения (дворовые и деловые люди уравнивались в податном отношении с крестьянами).

Таким образом, отчетливо проявилась тенденция к объединению разных групп населения в одну категорию государственных крестьян с единым правовым статусом, что превратило их в одну податную массу. При Петре I была резко усилена эксплуатация крестьян, как феодалами, так и государством. Крепостное право распространилось и на сферу промышленности. На охрану крепостничества был направлен весь государственный аппарат.

Одним из основных направлений в развитии органов государственного управления в сторону абсолютизма является их бюрократизация. В конце XVII в. существенно уменьшается роль земских соборов, ограничивается деятельность Боярской думы. Она превращается в контрольный орган, наблюдавший за деятельностью исполнительных органов и органов местного управления. Но в 1711г. с образованием Сената этот орган исчез окончательно.

Эволюционизировала и приказная система в направлении ее централизации:

а) произошло сокращение числа приказов (в 1677 г. их было 60, в 1682 - 53, в 1684 -38);

б) более строгое разграничение их функций.

Параллельно создавались специальные приказы, которые контролировали деятельность других приказов. Появление Монастырского приказа было связано с подчинением церкви общей системе государственной централизации.

Если во второй половине XVII в. в России происходило отмирание сословно-представительных органов, то в I четверти XVIII в. - строительство новой системы государственных органов.

При Петре I получило дальнейшее развитие и укрепление самодержавия. Впервые (в арт. 20 Артикула воинского) было дано законодательное определение абсолютизма.

В 1721 г. Сенат провозгласил Петра I императором, самодержцем всероссийским. Полномочия императора стали шире, чем царей. В государстве не существовало государственного учреждения, которое ограничивало бы власть императора. Только император мог издавать законы. Он обладал высшей административной властью (ему подчинялись все органы государственного управления), был главой судебной власти, представлял государство в международных отношениях, подписывал важнейшие международные документы. Императору принадлежала высшая церковная власть, которую он осуществлял через специально созданный Синод. Должность главы русской православной церкви - патриарха была упразднена.

Согласно Указу о престолонаследии 1722 г. Петр I установил новый порядок престолонаследия, по которому царь «кому хочет, тому и определит наследство». Такое положение императора в системе государственных органов определяло форму правления - абсолютную монархию.

В 1711 г., отправляясь в Прусский поход, Петр I издал указ о создании нового государственного органа - Сената, что стало важным началом в образовании абсолютистского аппарата управления. Все назначения и отставки сенаторов осуществлялись царем. Приняв присягу на верность государю, сенаторы под угрозой смертной казни в случае ее нарушения должны были послушно исполнять любые повеления государя.

Первоначальный состав Сената из-за своей несостоятельности был в 1722 г. изменен. В соответствии с Указом 1722 г. «О должности Сената» он состоял из лиц, назначаемых императором. Этот документ запрещал членам Сената быть одновременно членами коллегий.

Сенат возглавлял систему государственного управления и был по отношению ко всем другим органам высшей инстанцией. Действовавшие приказы, коллегии и местные органы в определенные сроки подавали в Сенат свои отчеты.

Разделы II-VII Указа содержат вопросы компетенции Сената, в частности:

а) дела, которые не могли решать коллегии;

б) вопросы, связанные с началом военных действий, со стихийными бедствиями, беспорядками;

в) жалобы на «неправый суд» коллегий и канцелярий;

г) назначение на должности чиновников государственного аппарата.

Сенат постоянно действовал под контролем императора. Сила сенатных указов определялась тем, что они издавались при одобрении императора и никогда не противоречили его воле. Издаваемые Сенатом акты не имели высшей юридической силы закона. Таким образом, Сенат принимал лишь участие в обсуждении законопроектов, а также публиковал императорские указы и давал толкование законодательства.

С целью усиления контроля со стороны императора при Сенате были учреждены должности генерал-прокурора и обер-прокурора, которые назначались и отстранялись только монархом. Им подчинялись прокуроры при коллегиях.

Генерал-прокурор руководил заседаниями Сената и осуществлял контроль за его деятельностью.

Таким образом, структура Сената складывалась постепенно.

В составе Сената было создано два отделения: Расправная палата - по судебным делам, и Сенатная контора - по вопросам управления. Кроме этого, Сенат имел еще вспомогательные органы: рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары.

С конца XVII - начала XVIII вв. происходили существенные изменения в приказной системе. Появились новые приказы и ликвидировались ненужные старые. Однако и в тех, и в других наблюдалась тенденция к объединению ведомств с однородными функциями. Важное значение в преобразовании приказной системы имела созданная в 1699 г. Бурмистерская палата, переименованная позже в Ратушу, которая объединяла управление посадскими и торговыми людьми, а также выполняла функции по сбору налогов.

Еще одной особенностью приказной системы было то, что в рассматриваемый период, в связи с уменьшением роли духовенства в государственных делах и ограничением государством церковной собственности, финансовые привилегии церкви были обращены в пользу государства. На исполнение этого и была направлена деятельность Монастырского приказа.

Образцом сочетания старых и новых тенденций был Преображенский приказ, в котором сосредоточивались руководство борьбой с политическими противниками Петра I, управление Преображенским и Семеновским полками, охрана общественного порядка. Он также имел исключительное право суда по политическим преступлениям.

На базе приказной системы были образованы коллегии. Однако система коллегий складывалась постепенно. Первоначально по указу 1717 г. было создано 9 коллегий: Военная, Берг, Ревизион (бюджетная), Иностранных дел, Адмиралтейская, Юстиц, Камер (торговля), Штатс-контор (ведение государственных расходов), Мануфактур (промышленная).

Всего к концу первой четверти ХУШ в. существовало 13 коллегий. Их деятельность определял Генеральный регламент 1720 г. Создание системы коллегий завершило процесс бюрократизации государственного аппарата. Создание 13 коллегий, вместо 80 существовавших в XVII в. приказов, обеспечило абсолютной монархии четкое распределение ведомственных функций, единые нормы деятельности, разграничение сфер государственного управления.

Таким образом, развитие системы высших органов шло в направлении окончательного оформления абсолютизма в соответствии со следующими закономерностями:

• усиление власти монарха;

• полная ликвидация пережитков сословно-представительной монархии;

• бюрократизация государственного аппарата, выражающаяся в объединении однообразных функции управления;

• установление четкой системы подчиненности низших органов высшим;

• разрыв с сословным принципом комплектования.

Существовавшая прежде система местного управления также не соответствовала новым требованиям русского абсолютизма централизации управления. Развитие всероссийского рынка создавало новые межрайонные связи и условия нового административно-территориального деления.

Изменения в структуре органов местного управления произошли в ходе реформы 1708 г. К местным органам управления относились: в губерниях - губернаторы и вице-губернаторы, в провинциях - воеводы, обер-коменданты, земские комиссары. Вначале было учреждено 8 губерний, затем их количество возросло до 11. Согласно реформе 1719 г. 11 губерний были разделены на 45 провинций, которые делились на округа. Администрация провинций подчинялась коллегиям. Система органов городского управления была реорганизована в 1718 - 1720 гг. Наряду со старыми органами создавались новые магистраты, которые подчинялись губернаторам. Общее руководство проводил Главный магистрат. В 1727 г. магистраты были преобразованы в ратуши.

Таким образом, и система местного управления стала более централизованной и бюрократической.

В рассматриваемый период становления и утверждения русского абсолютизма соответственно изменялись системы центральных и местных органов власти и управления. В результате был создан огромный бюрократический государственный механизм, который приводил в движение все отрасли управления.

Основными признаками этой системы управления были:

• централизация управления;

• более четкое разграничение компетенций между разными уровнями управления;

• единообразное устройство и строгая регламентация деятельности государственных органов;

• установление государственного надзора.

В результате преобразований Петра I Русское государство было превращено в огромную и сильную империю. Монарх рассматривался как верховный носитель законодательной власти. Об этом свидетельствует такая статистика: во второй половине ХVII в. был издан 1821 указ (в среднем 36 указов в год); в первой половине ХVIII в. ежегодно издавалось примерно по 160 указов.

Законотворчество Петра I характеризовалось следующими особенностями:

• более высоким уровнем обобщения нормативного материала;

• меньшей казуистичностью;

• более четкой схемой и последовательностью;

• более высоким уровнем юридической техники;

• детальной регламентацией многих сторон жизни: хозяйственной деятельности, быта, развлечений;

• заимствование всего западного, доходившего порой до абсурда, (например, правовые акты без особой надобности были засорены массой иностранных слов, особенно германоязычных. Так, в Табеле о рангах русские слова встречаются в виде исключений). Петр использовал систему права Швеции и Дании, которые отразились на судопроизводстве, процессе и уголовном праве России. На законодательство о землевладении и о крестьянах влияло западноевропейское право;

• целью петровских законов было провозглашение «всеобщего блага», т.е. всеобщей заботы о своих подданных;

• развивалась отраслевая дифференциация законодательства. Началась систематизация права. Петр I в своем законодательстве пошел по пути создания отраслевых кодексов. Например, Воинский артикул, Морские уставы были посвящены процессуальному праву и судоустройству в военной юстиции.

Таким образом, при абсолютизме в России система феодального права постепенно оформлялась в систему отраслевых законодательных актов; кодифицированных, т.е. система права укладывалась в систему законодательства. Законодательство охватывало все стороны государственной и общественной жизни и регулировало общественные отношения в интересах, прежде всего, дворянства.

Окончательное оформление кодификации русского права произойдет значительно позже - в XIX веке.

 

Контрольные вопросы

1. Какие полномочия имела Боярская Дума при великом князе?

2. Когда окончательно оформилась приказная система? Назовите её признаки.

3. Что означала система «кормлений»?

4. Чем отличались земские соборы от западноевропейских органов сословного представительства (парламента, Генеральных штатов и рейхстага)?

5. Когда было принято Соборное Уложение? Определите его значение.

6. Определите особенности законотворчества Петра I.

7. Чем отличался российский абсолютизм от абсолютизма стран Западной Европы?

 


Приложение 1 (схемы 1-11)

 

СХЕМА 1

       
 
 
   
СХЕМА 2

 

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
  Кон. 3 тыс. лет до н.э. - первые крупные города в долине Инда. От II тыс. до н.э. - сер. I тыс. н.э. - ведический период. VI - IV вв. до н.э. - появление первых крупных государств. IV в. до н.э. - II в.н.э. - империя Маурьев.    
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Наиболее законченные формы сословно-кастового деления

 

ВАРНЫ КАСТЫ
Брахманы (священнослужители, жрецы) Кшатрии (воины, правители) Вайшии (землевладельцы, ремесленики) Шудры (слуги)     Появляются на определенном этапе, когда варновый статус расходится с фактически занимаемым местом в обществе
Источники рабства: 1) захваченный под знаменем; 2) за содержание; 3) рожденный в доме; 4) купленный; 5) подаренный; 6) по наследству; 7) в силу наказания.

 

СХЕМА 3

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

 

       
   
 
 


ЦАРЬ  

 

 
 

Мантрипаришад ИЗ СОВЕТНИКОВ ЦАРЯ МАНТРИНОВ И МАХАМАТРОВ    

 

ВЕДОМСТВА

 

 

ФИНАНСОВОЕ ВОЕННОЕ ВНУТРЕННИХ РАБОТ

 

           
 
СХЕМА 4
 
   
 
   

 


ПРАВИТЕЛИ ПРОВИНЦИЙ § ЗАЩИТА ТЕРРИТОРИИ § ОХРАНА ПОРЯДКА § СБОР НАЛОГОВ § СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

ОКРУЖНЫЕ НАЧАЛЬНИКИ   «ДУМАЮЩИЙ О ВСЕХ ДЕЛАХ»

 

       
   
 
 

 

 


ЦАРСКИЕ  
ЦАРЬ С БРАХМАНАМИ ИЛИ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИЕЙ (САБХА) БРАХМАН + 3 СУДЬИ ВНУТРИОБЩИННЫЕ И КАСТОВЫЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ИЗ 3-Х СУДЕЙ (НАЧИНАЯ С 10 ДЕРЕВЕНЬ) СПЕЦ. СУДЫ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

 

 
 

  :НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ВОИНЫ + НАЕМНИКИ
ОСОБЕННОСТИ: Þ БЫЛА КАСТОВОЙ Þ ВЫПОЛНЯЛА И ПОЛИЦЕЙСКИЕ ФУНКЦИИ

СХЕМА 5

 

Древний Вавилон
Кон. 4 тыс. лет до н.э. - нач. 3 тыс. лет до н.э. - первые города-государства Кон. 3 тыс. лет до н.э. - окончательное объединение племен ХХIV в. до н.э. - объединение северной и южной частей двуречья при царе Саргоне ХХII - ХХ вв.до н.э - правление династии Ура 1792 - 1750 гг. до н.э. - правление царя Хаммурапи VII - VI вв. до н.э. - нововавилонское царство  
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ
АВИЛУМ - «ЧЕЛОВЕК», «СЫН ЧЕЛОВЕКА» МУШКЕНУМ - ЦАРСКИЙ СЛУЖИЛЫЙ ЧЕЛОВЕК НИЗШЕЙ КАТЕГОРИИ
СВОБОДНЫЕ

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ВЕРХУШКА

ЦАРЬ

 

ЦАРСКИЕ ЧИНОВНИКИ   ХРАМОВЫЕ ЧИНОВНИКИ   КУПЦЫ (ТАМКАРЫ)

ЖРЕЧЕСТВО НЕ СЛОЖИЛОСЬ В ОФОРМЛЕННОЕ СОСЛОВИЕ   КРЕСТЬЯНЕ-ОБЩИННИКИ   РЕМЕСЛЕННИКИ
РАБЫ
ДРЕВНЕВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО: НОВОВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО: ПРОДАВАЛИСЬ, ЗАКЛАДЫВАЛИСЬ, СДАВАЛИСЬ В НАЕМ МОГЛИ БЫТЬ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦАМИ-АРЕНДАТОРАМИ, ИМЕТЬ СЕМЬЮ, БРАТЬ И ДАВАТЬ ССУДУ

СХЕМА 6

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Соответственно появились чины | Сохранили свое влияние и общинные органы управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1061; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.