КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Морфолого-синтаксический способ образования слов
Морфемный способ образования слов Основные способы образования слов Вопросы для самостоятельного изучения студентами. Лексико-синтаксический способ образования слов. Морфолого-синтаксический способ образования слов. Морфемный способ образования слов. Основные способы образования слов. Тема 4. Словообразование Тип лекции: обзорная План: - Что изучает морфемика? - Что значит неморфологический способ словообразования? Способы словообразования устанавливаются в зависимости от того, какие средства используются для образования новых словообразований, основным способом русского словообразования является морфемный. В зависимости от того, какие морфемы используются для образования слова, выделяются следующие виды морфемного словообразования: 1. Приставочный – образование слова при помощи приставки: писать – переписать, город – пригород. 2. Суффиксальный – образование слова при помощи суффикса: гриб-грибник, дерево – деревянный. 3. Приставочно-суффиксальный – образование слова при помощи одновременного присоединения приставки и суффикса: глотать – проглотить, одеяло – пододеяльник. 4. Постфиксальный – образование слова при помощи постфикса: мыть – мыться, расчесывать- расчёсываться. 5. Приставочно-постсуффиксальный – образование слова при помощи одновременного присоединения приставки и постфикса: думать – вдуматься. 6. Бессуффиксный – образование слова без суффиксов и приставок: бегать – бег, синий – синь. 7. Сложение – путем сложения образуются сложные и сложносокращенные слова: лесостепь – лес + степь, юго-восток – юг + восток. 8. Сложносокращенные слова – в результате сложения нескольких сокращенных основ или одной основы с целым словом: колхоз – коллективное хозяйство, завуч – заведующий учебной частью, ООН – Организация Объединенных Наций.
Морфолого-синтаксический способ образования слов. Морфолого-синтаксический способ образования слов – это образование путем перехода из одной части речи в другую. Например, столовая – имя прилагательное, столовая – имя существительное; вокруг – наречие, вокруг – предлог. Принадлежность такого слова к той или иной части речи можно определить только в контексте. Например, столовая ложка (прилагательное) – пообедать в столовой (существительное); благодаря друзей за помощь (деепричастие), благодаря помощи друзей (предлог). В современном русском языке морфолого-синтаксическим способом наиболее активно образуются существительные. Переход разных частей речи в имена существительные называется субстанцией – будущее время глагола –наше будущее. 1.3. Лексико-синтаксический способ образования слов Лексико-синтаксический и лексико-семантический способы образования слов При лексико-синтаксическом способе слова образуются из словосочетания, путем слияния слов последнего в одно слово: с ума сошедший – сумасшедший, сей час – сейчас. При лексико-семантическом способе слово образуется в результате расщепления многозначного слова на слова – омонимы: спутник (человек) – спутник (космический аппарат).
Перечень источников:
1. Русский язык. Учебное пособие. Минск Литература 1997. 2. Тихонов А.Н. школьный словообразовательный словарь русского языка – М., 1996.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |