Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и основные категории социологии




Тема 1. Социология как наука

КУРС ЛЕКЦИЙ

Перечень источников для самостоятельного изучения

учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»

 

 

1. Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей.- М., 2002. стр.180-192

2. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учеб. Для вузов. – М., 1988.стр. 229-257.

3. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.- М., 2002

4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.- М., 2001. стр. 194-234

5. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка.

6. Власенков А. И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. М. 2001 стр. 195, 300-310

7. В.В. Бабайцева русский язык. Сборник заданий 10-11 кл. стр.45, 94, 122, 137, 195.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка (любое издание).

 

Рецензия

на курс лекции дисциплины «Русский язык и культура речи», составленный преподавателем Оренбургского колледжа статистически, экономики и информатики Горячевой М.В. для студентов всех специальностей СПО.

Курс лекции составлен в соответствии требованиям ГОС СПО на основе рабочей программы по предмету «Русский язык и культура речи» и предназначен для решения проблемы орфографической, пунктуационной грамотности и общей речевой культуры студентов.

Включены следующие темы: «Язык и речь», «Фонетика», «Лексика и фразеология», «Словообразование», «Части речи», «Нормы русского правописания», «Синтаксис», «Текст. Стили речи».

В результате изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» студенты должны сформировать необходимый комплекс знаний и умений, который позволит им ориентироваться в любых ситуациях, возникающих в рамках трудовой деятельности.

 

 

Преподаватель высшей квалификационной категории О.Н. Пахилько.

 

Рецензенты:

 

кандидат филологических наук,

доцент кафедры журналистики ОГУ ______________ Т.М. Жаплова

 

 

преподаватель высшей квалификационной

категории ФГОУ СПО ОКСЭИ ______________ О.Н. Пахилько

 

Социология - наука об обществе, о становлении, развитии и функционировании социальных институтов и социальных общностей, о взаимодействии этих общностей и личности.

Социология рассматривает общество как целостную систему, в единстве абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.

Макросоциологический подход ориентирует на анализ социальных структур, социальных общностей, классов, слоев, групп, а также систем и процессов, в них происходящих. Этот подход позволяет исследовать мировые общественные системы в их взаимодействии; различные типы культур в их развитии и влиянии на общество; социальные институты, социальные структуры и глобальные процессы. Применение макросоциологического подхода направлено на исследование общества как целостного социального организма.

Микросоциологический подход используется для анализа социальных процессов в конкретных сферах общественной жизни и социальных общностях. Его назначение состоит также в исследовании социального поведения, социального взаимодействия, мотивации действий.

Социологическая наука, как и всякая другая наука, обладает структурой, позволяющей разделить ее на теоретическую и прикладную (эмпирическую).

Теоретическая социология ставит и решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов общественного развития и социальных изменений, разработкой социологических концепций, методологий и методов, приемов социологического исследования и анализа. Теоретическая социология объясняет социальную реальность на уровне общих и специальных тенденций ее функционирования и развития.

Прикладная социология рассматривает общетеоретические положения применительно к конкретным сферам общественной жизни (социологии образования, социологии культуры, социологии политики, социологии молодежи и т.д.).

Основным содержанием прикладных социологических исследований является анализ статистических данных, опросы групп населения, тесты, наблюдения, анкетирование и т.п.

В центре внимания современной социологии находятся следующие проблемы:

формирование и поведение личности в обществе;

социальная структура общества и ее элементы (классы, страты, этносы, возрастные и половые группы и др.);

деятельность социальных институтов. К числу важнейших социальных институтов относятся: семья, образование, наука, экономика, политика, религия;

основные условия и формы жизнедеятельности общества (труд, досуг, экология и др.).

В процессе изучения социологии студенты сталкиваются с определенным кругом понятий:

социализация- усвоение индивидумом норм и ценностей своей группы, благодаря чему человек как существо биологическое превращается в существо общественное, что означает его вхождение в ту или иную социальную группу, те или иные социальные отношения. Именно в результате социализации человек формируется как личность;

социальный статус - положение человека в обществе, связанное с возрастом (возрастной статус), унаследованное от рождения (предписанный статус), приобретенное индивидом в обществе благодаря собственным усилиям (достигаемый статус);

социальная роль- поведение, которое ожидается от человека в зависимости от занимаемого им (статуса) социального положения;

стратификация - социальное неравенство, проявляющееся в расположении друг над другом социальных слоев (страт), их взаимосвязи, определяемые обладанием средствами производства, богатством, властью, престижем;

социальный конфликт- несовпадение, зачастую противопоставление социальных интересов, действий, путей их достижения, характеризующих любое общество в силу его неоднородности;

социальный контроль- совокупность правовых и моральных норм и ценностей, обеспечивающих социальную стабильность общества, преодоление конфликтов, наказание или поощрение соответствующего поведения личности, социальной группы;

общественное мнение- взгляды, оценки, суждения, разделяемые большинством населения или его частью. Изучение общественного мнения - один из важнейших инструментов социологического исследования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.