КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы планирования прибыли
Планирование прибыли – главная работа при разработке бизнес - плана предприятии. В условиях постоянной конкурентной борьбы решающим показателем, определяющим «судьбу» предприятия, является величина возрастающей прибыли. Величина планируемой прибыли определяет перспективную жизнедеятельность предприятия: – курс его акций, – образование целевых денежных фондов и резервов, – прирост основных и оборотных средств, – материальное поощрение работников. Планирование прибыли производится раздельно по видам деятельности предприятия: 1)прибыль от основной деятельности (продажа товаров, услуг, работ); 2) прибыль от операционной деятельности (получение и уплата процентов, доходы от участия в деятельности других предприятий и др.); 3) прибыль от внереализационной деятельности (по валютным операциям, операциям с ценными бумагами и др.). Основные методы планирования прибыли: 1. Метод прямого счета. 2. Аналитический метод. 3. Метод нормативного планирования Метод прямого счета – наиболее простой и быстрый в использовании. Прибыль рассчитывается как разница между доходами и расходами по всем совершенным видам деятельности. Пример. Финансист предприятия имеет следующие плановые данные:
Требуется определить планируемую прибыль. Рассчитаем прибыль по каждому виду деятельности предприятия:
Прибыль от основной деятельности = 820 млн. – 510 млн. = = 310 млн. (руб.).
Прибыль от операционной деятельности = 2,3 млн. – 1,8 млн. = = 0,5 млн. (руб.).
Прибыль от внереализационной деятельности = = 1,4 млн. – 0,8 млн. = 0,6 млн. (руб.)
Общая прибыль = 310 млн. + 0,5 млн. + 0,6 млн. (руб.)
Данный метод используется при небольшом объеме и ассортименте производимой продукции. Аналитический метод – используется при широкой и стабильной номенклатуре продукции, значительных объемах производства. Методика планирования прибыли: 1. Определяются доходы предприятия в плановом периоде путем умножения доходов, полученных в отчетном периоде, на темп их роста в плановом периоде:
Доходы (пл.) = Доходы (отч.) * Троста (пл.).
2. Определяются расходы предприятия в плановом периоде отдельно по постоянным и переменным расходам. Переменные расходы увеличиваются пропорционально росту продаж:
Расходы (пл.) = Расходы (отч.) * Троста (пл.)
Постоянные расходы считаются неизменными. 3. Рассматриваются плановые расходы с учетом факторного анализа, т.е. с учетом действия факторов, которые могут увеличить или уменьшить планируемые расходы.
4. Определяется плановая прибыль. Пример. Финансисту необходимо определить плановую прибыль по данным: – в отчетном году доходы и расходы составили 530 и 370 млн. руб. соответственно, соотношение переменных и постоянных расходов составляет 70: 30; – на планируемый период намечен рост продаж на 12 %; – проведен анализ себестоимости в отчетном году, который выявил отклонение фактических расходов от плановых: а) по материалам – экономия на 6 млн. руб., б) по оплате труда – перерасход на 2 млн. руб., в) в результате структурных сдвигов пользу более рентабельных видов продукции – экономия на 3 млн. руб., г) в результате роста цен на сырье – перерасход 2,8 млн. руб., д) по прочим расходам – перерасход на 1,1 млн. руб.
Решение: Определим доходы в планируемом году:
Доходы (пл.) = 560 млн. * 1,12 = 627,2 млн.
1. Определим расходы в планируемом году: а) Переменные расходы (отч.) = 370 млн. * 0,7 = 259 млн. б) Переменные расходы (пл.) = 259 млн. * 1,12 = 290,08 млн. в) Постоянные расходы (отч.) = 370 млн.- 259 млн. = 111 млн. г) Общие расходы (пл.) = 290,08 млн. + 111 млн. = 401,08 млн.
2. Определим расходы в планируемом году с учетом данных анализа:
Расходы (пл.) = 401,08 – 6 + 2 – 3 + 2,8 – 1,1 = = 395,78 (млн. руб.).
3. Определим плановую прибыль:
Прибыль (пл.) = 627,2млн. – 395,78 млн. = 231,42 (млн. руб.).
Метод нормативного планирования – основан на использовании системы нормативов по всем видам ресурсов.
Прибыль (пл.) = Выручка (пл.) – – Нормативная себестоимость продукции.
Нормативы расходования основных видов ресурсов позволяют разработать наиболее эффективный план по прибыли. Кроме того, нормативы позволяют проводить сравнительный анализ фактически полученной прибыли с нормативным (эталонным) значением. Это дает возможность выявить отрицательные отклонения и разработать мероприятия по увеличению прибыли. Точка безубыточности В условиях рыночной экономики среди показателей деятельности предприятия главное внимание уделяется выручке, расходам и прибыли. Производитель должен ответить на вопрос, сколько нужно произвести продукции, чтобы получить запланированную прибыль? Или: на сколько можно сократить объем производства и затрат, чтобы сохранить прибыль? Таким образом, речь идет о запасе финансовой прочности. Данная проблема решается путем нахождения точки безубыточности (ТБ). Безубыточность означает равенство доходов и расходов предприятия (т.е. прибыль = 0). Ситуацию безубыточности можно выразить с помощью равенства:
В = VC + FC,
где В – выручка от реализации, VC – общая величина переменных затрат, FC – общая величина постоянных затрат.
Используем очевидные равенства:
В = р* Q,
где р – цена товара, Q – количество проданных товаров.
VC = v * Q,
где v – переменные затраты на одно изделие, Q – количество произведенных изделий.
Подставим эти равенства в уравнение безубыточности:
р*Q = Q *v + FC.
Преобразуем уравнение:
p*Q – v*Q = FC,
Q (p – v) =FC, и, наконец, Q = FC / (p – v)/.
В последнем выражении Q – это точка безубыточности (ТБ). Итак, точка безубыточности – это такое количество произведенных изделий, при котором прибыль = 0 (но нет и убытка). Точка безубыточности, умноженная на цену изделия, дает безубыточную выручку:
Безубыточная выручка = p*Q,
где Q – точка безубыточности.
Рассмотрим пример для пояснения:
Определим ТБ для данного предприятия:
ТБ = FC / (p-v) = 3 000 000 / (1 000 – 520) = 6250 шт. Безубыточные продажи = 6250 * 1 000 руб. = 6,25 млн. руб.
Итак, если предприятие будет производить менее 6250 шт. изделий, оно будет убыточным. При производстве более 6250 шт. предприятие будет получать прибыль. Покажем, как можно использовать точку безубыточности в процессе планирования и управления прибылью. Случай 1. Определение объема производства для получения запланированной прибыли. Предприятие продает продукцию по цене 200 руб. за единицу, переменные расходы в единице продукции – 120 руб. Общие постоянные расходы – 30 млн. руб. Маржинальная прибыль (МП) от производства одного изделия составляет 80 рублей. Финансист предприятия запланировал на следующий год прибыль в размере 6 млн. руб.. Требуется определить объем производства и реализации для достижения запланированной прибыли.
Решение: Очевидно, справедливо равенство:
МП = FC + Пр,
где МП – общая маржинальная прибыль, Пр – прибыль от продаж.
Разделим обе части равенства на одно и то же число – МП на одно изделие (80 руб.) Получим выражение
МП/ МПед. = (FC + Пр) / МПед.
Очевидно, что МП/ МПед = Q (т.е. количеству произведенных изделий). Подставим значения:
Q = (FC+ Пр) / МПед. = (3 млн. + 6 млн.)/80 руб. = 450 000 шт.
Итак, для получения прибыли в размере 6 млн. руб. предприятие должно произвести и продать 450 000 шт. изделий. Соответственно выручка составит 450 000 шт.* 200 руб. = 90 млн. руб. Проверим решение: 1. Определим общую плановую выручку 450 000 шт.* 200 руб. = 90 млн. руб.; 2. Определим общие переменные расходы 450 000 шт.* 120 руб. = 54 млн. руб.; 3. Определим общую маржинальную прибыль 90 млн.-54 млн. = 36 млн. руб.; 4. Общие постоянные расходы -30 млн. руб.; 5. Определим плановую прибыль 36 млн.- 30 млн. = 6 млн. руб.
Случай 2. Выбор ассортимента производимой продукции. Предприятие рассматривает вопрос о возможности включения в производственную программу выпуска изделия, которое характеризуется следующими показателями: – планируемые продажи Q = 1 000 шт., – цена изделия р = 3 000 руб., – общие переменные расходы VC =500 000 руб., – общие постоянные расходы FC = 800 000 руб. Заказчик согласен купить весь выпуск, т.е. 1 000 шт. Необходимо решить, следует ли принять заказ и включить его в производственную программу или отказать заказчику.
Решение: 1. Определим точку безубыточности заказа:
ТБ = FC / (p – v).
Для этого определим сначала переменные затраты на одно изделие:
v = VC/ Q, v = 500 000/ 1 000 = 500 руб.,
следовательно, ТБ = 800 000 / (3 000 – 500) = 320 шт. Итак, чтобы заказ был выгоден, т.е. приносил прибыль, нужно произвести не менее 320 шт. Заказчик же готов купить 1 000 шт. Следовательно, данный заказ выгоден, его стоит включить в производственную программу. 2. Определим маржинальную прибыль от производства 1 000 шт.:
МП = Выручка – VC, Выручка = 1 000 шт.* 3 000 руб. = 3 млн. руб.
МП = 3 млн. руб. – 500 000 руб. = 2 500 000 руб.
3. Определим прибыль от производства 1 000 шт.:
Прибыль = МП – FC,
Прибыль = 2 500 000 – 800 000 = 1 700 000 руб.
Вывод: предприятие имеет достаточный запас финансовой прочности. Для получения прибыли нужно произвести и продать не менее 320 шт. на сумму 960 000 руб. (320 * 3 000 руб.). Заказчик же согласен купить 1 000 шт. на сумму 3 000 000 руб. Следовательно, запас финансовой прочности составляет: 3 000 000 руб. – 960 000 руб. = 2 040 000 руб.
Случай 3. Планирование объема производства и прибыли. Известно, что предприятие «Песок – цемент» за последние два года имело следующие показатели:
Очевидно, компания испытывает серьезные затруднения. Какое решение следует принять руководству в этой ситуации? В данном случае вновь можно воспользоваться точкой безубыточности. Решение: 1. Определим цену перевозок 1 т:
1-й год -6 700 тыс. руб. / 340 т = 19,7 руб.
2-й год- 8 850 тыс. руб./ 500 т = 17,7 руб.
2.Определим себестоимость перевозки одной т:
1-й год- 9 600 тыс. руб./ 340 т = 28, 23 руб.
2-й год - 11 400 тыс. руб. / 500 т = 22, 8 руб.
3.Составим систему очевидных уравнений:
28,23 = v + FC/340
22,8 = v + FC/ 500 (вспомним, что себестоимость = = переменные постоянные затраты).
4. Решим систему уравнений и получим следующие значения неизвестных:
v = 11,3 руб., FC= 5 756,2 тыс. руб.
5. Рассчитаем точку безубыточности для 2-го года:
ТБ = FC / (p – v), ТБ = 5 756,2 / (17,7 – 11,3) = 900 (т).
Вывод: для преодоления кризиса компании следует увеличить объем грузоперевозок до 900 т в год.
Вопросы для самоконтроля 1.Назовите функции, которые выполняет прибыль в экономическом процессе. 2.Дайте характеристику системы показателей прибыли. Для чего используется тот или иной показатель? 3.Как зависит величина прибыли от принятой на предприятии учетной политики? 4.Каков механизм распределения и использования прибыли на предприятии? 5.Дайте характеристику основных методов планирования прибыли. В каких случаях используется тот или иной метод? 6.В чем заключается концепция безубыточности производства? Как рассчитать точку безубыточности? В чем ее экономический смысл?
7.Как можно использовать концепцию безубыточности в процессе планирования и управления предприятием? 8.Как определить запас финансовой прочности предприятия?
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |