Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Недостатки рынка




Достоинства рынка

Сущность заработной платы и ее форм.

Понятие дохода.

Понятие рыночного равновесия в экономике.

Конкуренция.

Понятие и структура рынка.

Лекция № 3. РЫНОК КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Цель: проанализировать рынок как экономическую категорию

 

1. Понятие рынка. В экономической теории рынок — это сфера экономических отношений между людьми по по­воду купли-продажи товаров и услуг, основанная на принципах добровольности и равенства в обмене.

Рынок выполняет важные функции:

- функцию саморегулирования экономики, основанную на взаимодействии спроса и предложения, с помощью которой даются ответы на вопросы: что, как и для кого производить?

- стимулирующую функцию, позволяющую победить в конкурентной борьбе сильнейшим;

- учетную функцию, посредством которой устанавлива­ются пропорции в обмене товаров, определяются цены и подаются информационные сигналы продавцам и покупателям;

- посредническую функцию, позволяющую сводить агентов рынка.

Рынок не является идеальной формой экономических связей в обществе, поэтому неоднократно делались теоретические попытки обосновать возможность нерыночного развития — от Т. Мора и Т. Кампанеллы до К. Маркса и построения социализма в СССР. Однако на сегодняшний

день рынок — наиболее эффективная форма хозяйствования, так как реализует самую понятную людям вещь — материальную заинтересованность в результатах их труда.

Обеспечивает свободу выбора деятельности и ответственность за результаты.

Эффективно распределяет ресурсы на основе рационального ведения хозяйства.

Гарантирует гибкость и приспо­собляемость к изменениям условий хозяйствования.

Обладает высокой чувствитель­ностью к новым технологиям и товарам, позволяющей реализо­вать достижения НТП.

Действует на основе принципа саморегулирования.

Создает систему побудительных мотивов и материальных стимулов к хозяйственной деятельности.

Представляет собой нестабильную систему, подверженную спадам и подъемам.

Не гарантирует людям права на труд и доход, порождает экономическое и социальное неравен­ство.

Не обеспечивает защиты окружающей среды.

Не охватывает фундаментальных исследований в науке.

Ориентируется только на денеж­ный доход, не способствует решению социальных задач.

2. Структура и инфраструктура рынка. Рынок — сложное экономическое явление. Он имеет определенную структуру, т.е. внутреннее строение. Чтобы его лучше понять и объяснить, используют различные классификации. Итак, рынок различается по:

объектам (товаров и услуг, рабочей силы, информационный, финансовый т.д)

субъектам (покупателей, продавцов, посредников, госзаказов и т.д.);

географическому полож. (местный, региональный, национальный, мировой);

уровню насыщенности (избыточный, равновесный, дефицитный);

характеру продаж (оптовый, розничный);

степени зрелости (неразвитый, формирующийся, развитый);

отраслям (автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.д.);

соответствию закону (легальный, нелегальный (черный, серый, розовый)).

В экономической теории существует своя особая классифи­кация рынка — по степени влияния продавцов и покупате­лей на формирование рыночной цены. По этому критерию можно выделить рынки:

— совершенной конкуренции

— несовершенной конкуренции

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.