Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, признаки и источники права

Теория права

Механизм государства.

Осуществление функций государства требует образования власт­ных структур. Государственная власть осуществляется в разных сфе­рах общественной жизни, в разных формах и разными методами. Все это обусловливает создание особого механизма государства, под кото­рым понимают всю совокупность органов, призванных осуществлять управление обществом и реализовывать основные направления государ­ственной деятельности.

В механизме любого государства выделяют по меньшей мере че­тыре структурные части:

· Законодательные органы (парламенты, советы, собрания и т. д.), призванные к установлению основополагающих норм права;

· Исполнительные органы (кабинеты министров, министерст­ва, ведомства, администрация и т. п.), призванные обеспечить ис­полнение законов, в том числе и посредством издания подзаконных нормативных актов;

· Органы юрисдикции (суд, арбитраж, прокуратуры, следствен­ные органы), которые следят за законностью, возлагают ответствен­ность, решают споры;

· Материальные придатки (армия, полиция, милиция, тюрьмы и т. п.), в задачи которых входят принуждение к правомерному пове­дению, реагирование на правонарушения, проведение карательных мер, исполнение наказаний.

 

Право – система общеобязательных, социальных норм, которые устанавливаются и охраняются силой государства.

В основе теоретической конструкции права лежат признаки права, отличающие его от других социальных норм (этических, религиозных, норм обычаев и т. д.). К ним относятся:

· общеобязательность права – означает, что право является един­ственной системой социальных норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного го­сударства;

· формальная определенность права – нормы права содержат точные и детальные требования, предъявляемые к поведению людей;

· обеспеченность исполнения норм права принудительной силой го­сударства – наличие у государства арсенала мер государствен­ного воздействия на правонару­шителей (пресечение правонарушений, восстановление и защита прав граждан, юридическая ответственность правонарушителей и т.д.);

· признак многократности применения – означает, что нормы пра­ва обладают неисчерпаемостью, их применение рассчитано на неограниченное количество раз.

Источник права – это внешняя форма выражения нормы права, через которую ее нормативное содержание получает формальную определен­ность и общеобязательность.

Выделяют следующие источники права: правовой обычай, юридиче­ский (судебный) прецедент, нормативно-правовой акт, нормативный договор, референдум и правосознание.

Правовой обычай – это санкционированное государством правило поведения, сложившееся в результате постоянного и единообразного повторения каких-либо фактических отношений.Санкционированные государством обычаи приобретают характер общеобязательных правил поведения (например, обычаи делового оборота – согласно п.1 ст.5 ГК РФ обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе).

Юридический (судебный) прецедент – правовой акт, представляющий собой судебное или административ­ное решение по конкретному делу, которому государство придает об­щеобязательное значение.Суть юридического прецедента состоит в том, что ранее состоявшееся решение судебного или административного органа по конкретному делу имеет силу правовой нормы при после­дующем разрешении подобных дел. Судебный прецедент является основным источником права в странах так называемой англо-саксонской правовой системы (США, Велико­британия, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.). В российской правовой системе, относящейся к романо-германской правовой семье, акты высших судебных органов и нижестоящих судов не рассматрива­ются в качестве источника права.

Нормативно-правовой акт – это государственный правовой акт (официальный письменный документ), содержащий норму права. Среди современных источников права нормативно-правовой акт за­нимает главенствующее место.

Признаки нормативно-правового акта:

имеет государственный характер и обеспечивается принудитель­ной силой государства;

принимается с соблюдением определенной процедуры, призван­ной оптимизировать форму и содержание юридических норм;

обладает заранее установленной юридической силой и занимает определенное место в иерархии нормативно-правовых актов;

имеет четкие временные, пространственные и субъектные пределы действия;

содержит нормы права, то есть общие правила поведения, чем от­личается от индивидуальных юридических актов (приговоров и решений суда, указов о назначении на должность и т. п.).

Нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

Закон – это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.За­коны обладают высшей юридической силой по сравнению со всеми остальными актами государства.

Среди законов выделяют конституционные и обыкновенные.

Конституционные законы – это сами конституции и законы, кото­рыми в них вносятся изменения и дополнения или которые прямо предусмотрены конституцией. Принимаются такие законы квалифи­цированным большинством (2/3) депутатов законодательного органа власти.

Конституция — это единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Непосредственно к конституции примыкают конституционные (органические) законы, также закрепляющие правовые основы государства и общества (например, Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Необходимость принятия конституционных законов прямо предусматривается Конституцией РФ. Для них установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура принятия Федеральным Собранием. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108 Конституции РФ). К разновидности конституционных законов можно отнести нормативные акты о принятии поправок к гл. 3-8 Конституции РФ.

Все иные законы – обыкновенные. Они считаются принятыми, если за них проголосовало не менее половины депутатов законодательного органа власти. Обыкновенные законы не могут противоречить консти­туционным законам и не могут их отменять.

Обыкновенные законы представляют собой акты действующего законодательства, которые посвящены различным сторонам политической, экономической, социальной жизни общества. Они издаются в строгом соответствии с предписаниями Конституции РФ, конкретизируя ее положения и по своей внутренней структуре делятся на:

· текущие;

· кодифицированные.

Типичным примером текущего законодательного акта является закон о бюджете, который действует только в течение определенного года. Текущие законы могут регулировать какой-либо отдельный вопрос отрасли права.

Важное значение имеет классификация законов по отраслям права: законы о труде, уголовные, финансово-кредитные законы и т. д.

Различного рода кодексы, уставы, положения, основы представляют собой так называемые кодифицированные законы.

Кодекс (лат.Codex – книга) – это единый нормативный правовой акт, систематизирующий законодательство какой-либо отрасли права (гражданской, уголовной, земельной и т. п.). Кодекс является результатом сложной правотворческой деятельности, в ходе которой создается единый логически цельный, внутренне согласованный нормативный правовой акт.

Структурно кодекс, как правило, содержит общую и особенную части. В общей части закрепляются основополагающие принципы и нормы, которые определяют характер и содержание непосредственно действующих норм особенной части кодекса.

Например, положения Общей части Уголовного кодекса РФ (УК РФ) содержат принципы и задачи уголовного права, общие понятия уголовного права, которые конкретизируются в Особенной части.

Особую роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, которые аккумулируют основные положения той или иной законодательной отрасли, иные нормативные акты данной отрасли «подстраиваются» к отраслевому кодексу.

Кроме того, по характеру юридических норм, содержащихся в кодексах, выделяют материальные и процессуальные кодексы.

Кроме отраслевых, в системе законодательства существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, природоохранительные законы включают нормы административного, гражданского и иных отраслей права).

Подзаконный нормативно-правовой акт – нормативно-правовой акт, изданный в соответствии с законом и не противоречащий ему. Под­законные нормативно-правовые акты издаются исполнительной вла­стью в пределах ее компетенции и во исполнение действующих законов (указы и распоряжения президента, постановления и распоряжения правительства, приказы, инструкции, положения министерств и ве­домств).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория государства | Акты судебной власти
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1059; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.