Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования, предъявляемые к КИС




Этапы проектирования КИС

Наряду с приведенной выше технологией проектирования клиент-серверной КИС можно рассматривать этапы проектирования КИС, например, при каскадной модели разработки: анализ, проектирование, разработка, интеграция и тестирование, внедрение, сопровождение.

Напомним кратко содержание этих этапов.

Анализ. Обследование и создание моделей деятельности организации, анализ (моделей) существующих КИС, анализ моделей и формирование требований к КИС, разработка плана создания КИС.
Проектирование. Концептуальное проектирование, разработка архитектуры КИС, проектирование общей модели данных, формирование требований к приложениям.
Разработка. Разработка, создание прототипов и тестирование приложений, разработка интеграционных тестов, разработка пользовательской документации.
Интеграция и тестирование. Интеграция и тестирование приложений в составе системы, оптимизация приложений и баз данных, подготовка эксплуатационной документации, тестирование системы.
Внедрение. Обучение пользователей, развертывание системы на месте эксплуатации, инсталляция БД, эксплуатация.
Сопровождение. Регистрация, диагностика и локализация ошибок, внесение изменений и тестирование, управление режимами работы ИС.

КИС должны отвечать ряду обязательных требований:

1. использование архитектуры клиент-сервер с возможностью применения большинства промышленных СУБД;
2. поддержка распределенной обработки информации;
3. модульный принцип построения из оперативно-независимых функциональных блоков с расширением за счет открытых стандартов (API, COM+, CORBA и другие);
4. обеспечение поддержки технологий Internet/intranet;
5. гибкость;
6. надежность;
7. эффективность;
8. безопасность.

• Гибкость, способность к адаптации и дальнейшему развитию подразумевают возможность приспособления КИС к новым условиям, новым потребностям предприятия. Выполнение этих условий возможно, если на этапе разработки КИС использовались общепринятые средства и методы документирования, так что по прошествии определенного времени сохранится возможность разобраться в структуре системы и внести в нее соответствующие изменения, даже если все разработчики или их часть по каким-либо причинам не смогут продолжить работу. Следует иметь в виду, что психологически легче разобраться в собственных разработках, пусть даже созданных давно, чем в чужих решениях, не всегда на первый взгляд логичных. Поэтому рекомендуется фазу сопровождения системы доверять лицам, которые ее проектировали.
Любая ИС рано или поздно морально устареет, и встает вопрос о ее модернизации или полной замене. Разработчики ИС, как правило, не являются специалистами в прикладной области, для которой разрабатывается система. Участие в модернизации или создании новой системы той же группы проектировщиков существенно сократит сроки модернизации.
Вместе с тем возникает риск применения устаревших решений при модернизации системы. Рекомендация в таком случае одна – внимательнее относиться к подбору разработчиков ИС.

• Надежность. Надежность КИС подразумевает ее функционирование без искажения информации, потери данных по «техническим причинам». Требование надежности обеспечивается созданием резервных копий хранимой информации, выполнения операций протоколирования, поддержанием качества каналов связи' и физических носителей информации, использованием современных программных и аппаратных средств. Сюда же следует отнести защиту от случайных потерь информации в силу недостаточной квалификации персонала.

• Эффективность. Система является эффективной, если с учетом выделенных ей ресурсов она позволяет решать возложенные на нее задачи в минимальные сроки.
В любом случае оценка эффективности будет производиться заказчиком, исходя из вложенных в разработку средств и соответствия представленной информационной системы его ожиданиям.
Негативной оценки эффективности КИС со стороны заказчика можно избежать, если представители заказчика будут привлекаться к проектированию системы на всех его стадиях. Такой подход позволяет многим конечным пользователям уже на этапе проектирования адаптироваться к изменениям условий работы, которые иначе были бы приняты враждебно.
Активное сотрудничество с заказчиком с ранних этапов проектирования позволяет уточнить его потребности. Часто встречается ситуация, когда заказчик чего-то хочет, но сам не знает чего именно. Чем раньше будут учтены дополнения заказчика, тем с меньшими затратами и в более короткие сроки система будет создана.
Кроме того, заказчик, не являясь специалистом в области разработки ИС, может не знать о новых информационных технологиях. Контакты с заказчиком во время разработки для него информационной системы могут подтолкнуть заказчика к модернизации его аппаратных средств, применению новых методов ведения бизнеса, что отвечает потребностям как заказчика, так и проектировщика. Заказчик получает рост эффективности своего предприятия, проектировщик – расширение возможностей, применяемых при проектировании информационной системы.
Эффективность системы обеспечивается оптимизацией данных и методов их обработки, применением оригинальных разработок, идей, методов проектирования (в частности, спиральной модели проектиро-вания ИС).
Поскольку работать с системой придется обычным людям, являю-щимся специалистами в своей предметной области, но зачастую обла-дающим весьма средними навыками в работе с компьютерами, интерфейс ИС должен быть им интуитивно понятен. В свою очередь, разработчик-программист должен понимать характер выполняемых конеч-ным пользователем операций.
Имеет смысл еще до сдачи КИС в эксплуатацию предоставить разработчикам возможность попробовать себя в роли конечных пользователей. Встречались случаи, когда такой подход приводил к отказу от использования на рабочем месте оператора манипулятора типа «мышь», что, в свою очередь, приводило к многократному повышению производительности оператора.

• Безопасность. Под безопасностью, прежде всего, подразумевается свойство системы, в силу которого посторонние лица не имеют доступа к информационным ресурсам организации, кроме тех, которые для них предназначены, что достигается с помощью различных методов контроля и разграничения доступа к информационным ресурсам.
Защита информации от постороннего доступа обеспечивается управлением доступом к ресурсам системы, использованием современных программных средств защиты информации. В крупных организациях целесообразно создавать подразделения, основным направлением деятельности которых было бы обеспечение информационной безопасности, в менее крупных организациях следует назначать сотрудника, ответственного за данный участок работы.
Система, не отвечающая требованиям безопасности, может причинить ущерб интересам заказчика, прежде всего имущественным. В этой связи следует отметить, что согласно действующему в России законодательству ответственность за вред, причиненный ненадлежащим качеством работ или услуг, несет исполнитель, то есть в нашем случае разработчик ИС. Поэтому ненадлежащее обеспечение безопасности КИС заказчика в худшем случае обернется для исполнителя судебным преследованием, в лучшем – потерей клиента и утратой деловой репутации.
Помимо злого умысла, при обеспечении безопасности КИС приходится сталкиваться еще с несколькими факторами. В частности, современные ИС являются достаточно сложными программными продуктами. При их проектировании с высокой вероятностью возможны ошибки, вызванные большим объемом программного кода, несовершенством компиляторов, человеческим фактором, несовместимостью с используемыми программами сторонних разработчиков в случае модификации этих программ и т.п. Поэтому за фазой разработки ИС неизбежно следует фаза ее сопровождения в процессе эксплуатации, в которой происходит выявление скрытых ошибок и их исправление.
Например, однажды при проектировании КИС курс доллара США в одной из процедур разработчики обозначили константой. На момент ввода в эксплуатацию этой системы курс доллара был стабилен, по-этому ошибка никак себя не проявляла, а была выявлена только через некоторое время в период роста курса.
Требование безопасности обеспечивается современными средствами разработки ИС, современной аппаратурой, методами защиты информации, применением паролей и протоколированием, постоянным мониторингом состояния безопасности операционных систем и средств их защиты.
И наконец, самый важный фактор, влияющий на процесс разработки, – знания и опыт коллектива разработчиков ИС.

 

 

Тема 6. Корпоративные компьютерные сети: сетевое и межсетевое взаимодействие. Классификация и характеристики ИВС. Модель OSI. Многоуровневая модель сети Интернет

Корпоративные компьютерные сети (ККС) – неотъемлемая часть КИС. ККС базируются на системе распределенной обработки данных. Распределенная обработка данных – это обработка данных, выполняемая на независимых, но связанных между собой компьютерах, представляющих территориально распределенную систему. Как правило, система распределенной обработки данных реализуется в виде информационно-вычислительной сети (вычислительной сети). Информационно-вычислительная сеть (ИВС) – это система компьютеров, объединенных каналами передачи данных.

Основные показатели качества ИВС:

· полнота (выполнение всех предусмотренных для сети функций по доступу к ресурсам, по совместной работе узлов, по реализации всех протоколов и стандартов работы);

· производительность (среднее количество запросов пользователей сети, исполняемых за единицу времени);

· пропускная способность (количество данных, передаваемых через сеть за единицу времени);

· надежность (среднее время наработки на отказ);

· достоверность (показатель своевременности информации поглощается достоверностью: если информация поступила несвоевременно, то в нужный момент на выходе системы информация недостоверна);

· безопасность (способность сети обеспечить защиту информации от несанкционированного доступа);

· прозрачность (невидимость особенностей внутренней архитектуры сети для пользователя: в оптимальном варианте он должен обращаться к ресурсам сети как к локальным ресурсам своего собственного компьютера);

· масштабируемость (возможность расширения сети без заметного снижения ее производительности);

· универсальность (возможность подключения к сети разнообразного технического оборудования и ПО от разных производителей).

ИВС в зависимости от охватываемых ими территорий подразделяются на локальные, региональные и глобальные.

Локальной называется сеть, абоненты которой находятся на расстоянии 10 – 15 км друг от друга. ЛВС объединяет абонентов, расположенных в пределах небольшой территории. Обычно ЛВС привязана к конкретному объекту. К классу ЛВС относятся сети отдельных предприятий, фирм, банков, офисов, корпораций и др. Такие ЛВС часто используют инфраструктуру глобальной сети Интернет, их принято называть корпоративными сетями или сетями интранет.

Региональные сети связывают абонентов города, района, области или небольшой страны. Расстояние между абонентами региональной сети составляют десятки - сотни км.

Глобальные сети объединяют абонентов, удаленных друг от друга на значительное расстояние, часто расположенных в разных странах или на разных континентах. Взаимодействие между абонентами такой сети осуществляется на базе телефонных линий связи, систем радио- и спутниковой связи.

Управление передачей и обработкой данных в разветвленной сети требует формализации и стандартизации соответствующих процедур (выделения и освобождения ресурсов, установления и разъединения соединений, маршрутизации, согласования, преобразования и передачи данных, контроля правильности передач и др.). Эти задачи решаются с помощью системы протоколов и стандартов, регламентирующих процедуры взаимодействия элементов сети при установлении связи и передаче данных. (Необходимость стандартизации протоколов важна еще и для понимания сетями друг друга при взаимодействии.)

Протокол – это набор правил и методов взаимодействия объектов ИВС, охватывающий основные процедуры, алгоритмы и форматы взаимодействия, обеспечивающие корректность согласования, преобразования и передачи данных в сети.

Международная организация по стандартизации (ISOInternational Organization for Standartization) разработала систему стандартных протоколов – модельвзаимодействияоткрытых систем (OSI – Open System Interconnection), называемую еще эталонной семиуровневой логической моделью открытых систем. Открытая система – система, доступная для взаимодействия с другими системами в соответствии с принятыми стандартами.

OSI базируется на разделении всех процедур взаимодействия на отдельные функциональные уровни, для которых проще создать стандартные алгоритмы построения. (OSI) представляет собой самые общие рекомендации для построения стандартов совместимых сетевых программных продуктов и служит базой при разработке совместимого сетевого оборудования. В настоящее время модель OSI является наиболее популярной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5935; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.