Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие права




Преобразования в области управления экономикой.

Государственный механизм. Правоохранительные органы. Вооружённые силы.

Эволюция государственно-политической системы. Конституция СССР 1977 г.

 

Дальнейшее развитие государственно-политической системы в СССР определил ХХII съезд КПСС в октябре 1961 г. В принятой на нём новой Программе партии намечался переход общества к коммунизму. Предполагалось, что в первые 10 лет (1961–1971) будет создана материально-техническая база коммунизма, последующие десять лет (1971–1981) отводились вступлению в коммунизм. В это время в стране должно было сформироваться бесклассовое общество, а государственные функции перейти к органам самоуправления трудящихся.

Новая Программа КПСС обусловила необходимость принятия новой редакции Конституции СССР, подготовка которой началась в 1962 г. Однако введение её в действие, приуроченное к 60-летию Октябрьской революции, состоялось только в 1977 г. К этому времени радикальные идеи скорого перехода к коммунизму постепенно расстворились в новых, не столь радикальных формулировках, хотя и было признано в качесте цели «построение бесклассового коммунистического общества».

Проект Конституции, подготовленный комиссией во главе с Л.И. Брежневым, был вынесен на всенародное обсуждение, в ходе которого было сделано около 400 тыс. предложений с поправками, дополнениями и критическими замечаниями. Конституция состояла из преамбулы, 9 разделов и 174 статей, отличалась высоким уровнем юридической техники и хорошо продуманным построением. Подчёркивая свою преемственность с конституциями 1918, 1924 и 1936 гг., новая Конституция СССР констатировала построение «развитого социалистического общества» и создание «общенародного государства».

Впервые в Конституции 1977 г. давалась характеристика политической системы СССР. В ней подчёркивалось, что вся власть принадлежит народу. Советы народных депутатов, составляющие политическую основу общества, признавались единственными органами государственной власти. Изменение их названия отражало достигнутую социальную однородность советского общества.

Однако в Конституции закреплялась «руководящая и направляющая» роль КПСС, что на практике означало подмену деятельности Советов партийными комитетами. Конституция закрепляла новые формы «непосредственной демократии», опробованные ещё при принятии Конституции 1936 г.: всенародное обсуждение и референдум. Новый специальный раздел «Государство и личность» отразил тенденции дальнейшего развития правового положения граждан. Повысилась роль конституционных прав, свобод и обязанностей граждан. Появились новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, критику действий государственных и общественных организаций и т.д. Впервые закреплялись права на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свободу творчества.

За каждой союзной республикой Конституция закрепила право выхода из состава СССР.

 

Г осударственный механизм

В целях дальнейшей демократизации государственной жизни подверглась реорганизации советская система. Удлинялся срок полномочий Советов: Верховного Совета – с 4 до 5 лет, местных – с 2 до 2,5 лет; снизился возрастной ценз для избрания народными депутатами: в ВС с 23 до 21 года, в ВС союзных и автономных республик – с 21 года до 18 лет. Для устранения неравенства между палатами были изменены нормы представительства: союзные республики стали посылать в ВС по 32 депутата, а при выборах Совета Союза численно увеличены избирательные округа (с 300 тыс. до 360 тыс. человек).

Предполагалось повысить контроль ВС СССР за деятельностью всех формируемых им органов. С этой же целью в 1979 г. был принят Регламент Верховного Совета СССР, определивший структуру, полномочия, порядок работы парламента и его органов, его законотворческой и контрольной деятельности. ВС СССР утверждал бюджет и ежегодные хозяйственные планы (до 1957 г. это делало правительство). Исключительной прерогативой ВС СССР было утверждение долгосрочных (пятилетних, семилетних и др.) планов.

При Хрущеве (в 1962–1963 гг.) областные, краевые и районные Советы, как и партийные комитеты, были разделены на промышленные и сельские, в 1964 г. снова соединены. Указы ВС СССР и его Президиума неоднократно провозглашали расширение прав местных советов как органов, обладающих всем комплексом полномочий в пределах своей территории.

С 1966 г. стало расти число постоянных комиссий в Совете Союза и в Совете Национальностей Верховного Совета СССР (с 5 до 16), комиссиям были предоставлены широкие права по разработке проектов законов. Рекомендации постоянных комиссий подлежали обязательному рассмотрению государственными органами и учреждениями. Преобразования закрепило Новое положение о постоянных комиссиях 1979 г.

Совершенствуются о рганы контроля. Министерство государственного контроля уступает своё место в 1962 г. Комитету партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР, который организует на местах подчинённые ему комитеты и группы. В 1965 г. все контрольные органы переименовываются в органы народного контроля, что более соответствовало доктрине общенародного государства. Разветвлённая сеть контрольных органов (в республиках, краях, областях, районах, городах, при поселковых и сельских советах, в колхозах, учреждениях, организациях и воинских частях) вовлекала в работу широкие массы населения и оказывала содействие главному, контролирующему соблюдение законности органу – прокуратуре.

Правоохранительные органы начали перестраиваться уже со второй половины 1950-х гг. Были ликвидированы министерства юстиции (союзное и республиканские), а их функции переданы Верховным и областным судам, за которыми закреплялось также руководство нотариальными конторами. Затем, в 1960 г., упразднили МВД СССР, а его функции переданы МВД союзных республик, переименованные в министерства охраны общественного порядка. Но в 1968 г. МВД СССР было восстановлено.

Одним из самых важных стал Указ Президиума ВС СССР от 8 июня 1973 г. «Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью», который предусмотрел двойное подчинение органов милиции, как по вертикали – соответствующему министерству, так и по горизонтали – местным советам. Указ подчеркнул необходимость связи милиции с общественностью, в том числе с добровольной народной дружиной по охране общественного порядка, действовавшей в СССР с 1959 г. Уже в 1962 г. в составе дружин действовали более 4 млн. человек.

На основе Конституции СССР 1977 г. преобразование правоохранительных органов продолжилось. Так, Верховный Суд СССР (по закону 1979 г.) избирался на 5 лет ВС СССР и осуществлял следующие задачи: надзор за деятельностью всех судов, обобщение судебной практики, дача разъяснений по применению законодательства.

Закон о прокуратере СССР расширил сферу прокурорского надзора, распространив его на государственные комитеты, исполнительные и распорядительные органы местных советов. В органах прокуратуры стали формироваться коллегии, в которые входили руководящие работники прокуратур (Главной военной прокуратуры, автономных республик, краёв, областей, городов), чем предполагалось развить принцип коллегиальности в правоохранительных органах.

Рассмотрением хозяйственных споров стали заниматься арбитражные суды (Госарбитраж при Совете Министров СССР и союзных республик, суды всех остальных административных единиц). Закон об адвокатуре СССР 1979 г. разрешил создание коллегий адвокатов, объединявших на добровольных началах лиц, занимающихся защитой обвиняемых, представительством интересов потерпевших, истцов, ответчиков. Адвокаты могли принимать участие в рассмотрении дел в суде и на предварительном следствии, оказывать юридическую помощь гражданам и организациям в виде консультаций.

Вооружённые силы. В 1967 г. новый закон о всеобщей воинской обязанности сократил на один год сроки действительной военной службы солдат, матросов, сержантов и старшин. Как и в Российской империи в своё время были сильно укорочены сроки военной службы для лиц с высшим образованием. Офицерская служба оставалась профессиональной. Шагом в направлении профессионализации вооружённых сил было введение специальных званий прапорщиков и мичманов в 1971 г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.