КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Преобразования в области управления экономикой
После смерти И.В. Сталина в 1953 г. начался период частичной либерализации общественных отношений. Были предприняты попытки реформировать административно-командную систему. Курс на демократизацию коснулся, прежде всего, сферы управления экономикой. В целях повышения её эффективности с середины 1950-х гг. СССР проводит мероприятия по рационализации и ослаблению негативных последствий крайней централизации управления. Во-первых, был осуществлён ряд мер по расширению прав союзных республик, которые получили возможность самостоятельно распоряжаться своим бюджетом (государственный бюджет СССР фиксировал лишь суммы расходов по каждой республике в целом), утверждать планы производства и распределения всех видов промышленной продукции, производимой в республиках. В ведение союзных республик были переданы около 15 тыс. предприятий, в том числе текстильной, лёгкой, рыбной промышленности, строительных материалов, автомобильный и речной транспорт. За Союзом оставалась координирующая роль, кроме того, в его управлении по-прежнему оставались все ведущие отрасли экономики. В 1957 г. по инициативе Н.С. Хрущева отраслевой принцип управления промышленностью и строительством был заменён территориальным. Чтобы приблизить управление к производству, преодолеть ведомственные барьеры, многие общесоюзные и республиканские министерства были упразднены, а вместо них появились Советы народного хозяйства (совнархозы), располагавшиеся в каждом из 105 экономических административных районов, на которые была поделена страна. Однако радикальных изменений в экономике, отрицавшей рыночные механизмы, не произошло. После смещения Н.С. Хрущева в 1964 г. начался возврат к централизации советского государства и к отраслевому принципу управления промышленностью. Были воссозданы союзные и союзно-республиканские министерства и ведомства (Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике). Закон о Совете Министров СССР 1978 г. зафиксировал наличие 80 министерств и государственных комитетов, подчинённых Совету Министров СССР. Главным инструментом экономической политики в 1960-е гг. становится пятилетний план. Делается попытка сочетать плановые начала с принципами хозяйственной автономии предприятий в решении вопросов планирования и стимулирования «производственной экономики». Было сведено к минимуму число обязательных показателей, введены некоторые новые, в частности, стоимость реализованной продукции, фонд заработной платы и др. Часть доходов оставалась теперь в распоряжении предприятий и они могли направлять их на развитие социальной сферы (столовые, детские сады, профилактории и т.п.). Ведомственный принцип в сфере управления и планирования оставался, однако, самым серьёзным препятствием на пути реформ, ибо вертикальная подчинённость хозяйственных органов исключала их горизонтальное взаимодействие. Стремление интенсифицировать производство породило идею более широкого вовлечения в управление хозяйством трудовых коллективов. 17 июня 1983 г. ВС СССР принял Закон «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями», по которому целый ряд управленческих вопросов передавался решениям собраний и конференций трудовых коллективов (участие в планировании, организации производства, поощрениях отличившихся работников и пр.). Но все решения носили сугубо совещательный и рекомендательный характер.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |