КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Греции и Рима
Политические учения Древнего Востока, Лекция 1.2. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Политическая социология как учебная дисциплина У политологии как пауки и политологии как учебной дисциплины немало общего, но есть между ними и различия. Во-первых, политология — учебная дисциплина полностью базируется на политологии — науке. Поэтому чем весомее и масштабнее научные достижения, тем содержательнее и полнее учебная дисциплина. У них один и тот же предмет изучения и преподавания — политические явления общественной жизни. Во-вторых, у науки и учебной дисциплины различные цели, задачи, субъекты. Наука включает в себя творческую деятельность ученых по получению истинных знаний путем использования методологического арсенала, а также всю сумму наличных знаний как результат научного производства. Следовательно, в отличие от целей других видов деятельности цель науки — приращение, накопление истинных знаний, расширение научных горизонтов и тем самым стимулирование любой другой деятельности, в том числе педагогической. Цель и задачи учебной* дисциплины — доведение до обучаемых (студентов) при помощи методических приемов в ходе учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний. В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система политологии как науки обусловлена реальной системой изучаемых ею социально-политических явлений и максимально к ним приближена. Система же политологии как учебной дисциплины во многом производна от усмотрения составителей учебных программ, количества отведенных на ее изучение часов, личных качеств преподавателей. В юридических вузах нашей страны в качестве самостоятельной учебной дисциплины изучается история политических и правовых учений, по которой имеется богатая научная и учебная литература1 В данной главе мы кратко остановимся на основных этапах становления и развития мировой политической мысли. Становление и развитие политологических учений отражает борьбу за политическую власть между различными социальными группами, классами, нациями. На всех этапах развития политологии шел процесс накопления, развития, аккумуляции знаний о политике и политических явлениях. В основе зарождающейся политологии лежали господствовавшие во II —I тыс. до н.э. религиозно-мифические представления о власти и политическом порядке как о божественном пред назначении. Правовые и политические учения стран Древнего Востока (Индии, Китая, Персии) и Древнего Запада (Греции, Рима) рассматривали императоров, царей, жрецов и других представителей власти как потомков или наместников богов, наделяли их божественными чертами. К основным источникам древневосточной политической мысли относятся мифология, Пятикнижие Моисея и другие произведения Ветхозаветной части Библии, Законы Хаммурапи — древневавилонский политико-правовой памятник XVIII в. до н.э., учение персидского мыслителя VIII в. до и. э. Заратустры (Зороастра), учение древнекитайского мыслителя Конфуция. Первые политические категории и понятия, появившись в философско-этической форме, заложили фундамент собственно теоретического обоснования государства и политики. В произведениях Конфуция ("Суждения и беседы"), Платона ("Государство", "Политик"), Аристотеля ("Политика", "Этика") политическая наука понималась как учение о высшем благе человека и государства, о лучшем государственном устройстве. Взгляды Конфуция (ок. 551 —479 до н.э.) изложены в книге "Лунь юй" ("Беседы и высказывания'), составленной его учениками. Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора ("сына неба") уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей. Конфуций высоко ценил благо гражданского мира, отвергал бунты и борьбу за власть, был сторонником ненасильственных методов правления, призывал правителей, чиновников наподданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. В целом добродетель в трактовке Конфуция — это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, куда входят правила ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы о людях (шу), долга (и) и т. д. Эта нормативная целостность, в которую входят все основные формы социально-политического регулирования того времени, за исключением норм позитивного закона (фа), представляет собой единство моральных и правовых явлений. Для Конфуция и его последователей характерно скорее примиренческое и компромиссное, нежели критическое отношение к существующим порядкам. Вместе с тем присущее конфуцианству требование соблюдения в государственном управлении принципов добродетели выгодно отличает это учение и, от типичной для политической истории Китая практики деспотического правления, и от теоретических концепций, оправдывавших деспотическое насилие и отвергавших моральные сдержки в политике. Учение Конфуция об искусстве управления обществом — богатейшая традиция. Свое право на управление чиновники должны доказать высокой моралью, знаниями, заботой о подданных, их достатке и воспитании. Мудрый руководитель должен хорошо знать, что любят (богатство, престиж) и что ненавидят (бедность и презрение) люди; дельный чиновник должен уметь все видеть, все слышать, осторожно высказывать свое мнение, избегать рискованного и опасного действия. "Одно-единственное слово может свидетельствовать об уме или глупости человека, особенно правителя, истинность и уместность которого может подчас решить судьбу государства". Современные страны, в которых сохраняются и развиваются конфуцианские традиции, добиваются поразительных успехов. Основными политологическими произведениями Платона (427 —347 до н.э.) являются трактаты "Государство", "Законы", диалог "Политик". Политика, по Платону, есть царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. Политика возникает тогда, когда в обществе появляется необходимость регулирования взаимоотношений между людьми. С одной стороны, политика — это "единое знание" о том, как нужно управлять обществом, с другой — это "искусство управления всеми людьми". Целью политики является "забота... о целом человеческом обществе"1, "благо всего государства"2. В отличие от богов, которые управляют людьми, непосредственно руководствуясь божественной справедливостью, политики — люди, и поэтому несовершенны. Лишь немногие избранные, души которых постигли божественную истину, знают, как правильно руководить людьми, и могут хорошо управлять обществом. Отрицательные формы политического устройства могут постоянно переходить друг в друга, оставаясь несовершенными и несправедливыми. Чтобы прекратить кругооборот форм правления, необходимо утвердить на земле "идеальное государство", основанное на божественной справедливости. Высшая цель "идеального государства" заключается в том, чтобы наилучшим По мнению Платона, идеальное государство должно состоять из трех обособленных сословий: мудрецов-философов, являющихся одновременно правителями; стражей-воинов, призванных охранять государство от внутренних и внешних врагов; народа, т. е. ремесленников, крестьян, земледельцев, которые подчинялись двум другим сословиям. В конце жизни Платон значительно пересмотрел многие положения своего учения. В диалоге "Законы" он изображает "второй по достоинству" государственный строй', где уже допускаются частная собственность, деньги, семья у всех сословий. Однако здесь значительно возрастает контролирующая роль государства, строжайше регламентирующего все общественные отношения. Форма политического устройства такого государства — аристократическая республика. Платон в "Законах" различает два вида государственного устройства: первый — где над всем стоят правители, второй — где и правителям предписаны законы. Причем речь при этом идет 0 справедливых законах — "определениях разума", установленных ради общего блага государства в целом, а не блага какой-то ограниченной группы, захватившей власть. О значении правовых законов для нормального развития государства и ограничения произвола правителей Платон писал так: "Я вижу близко гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги"2. На страже законов стоит правосудие. Всякое государство перестает быть государством, если суды в нем не устроены надлежащим образом. Идеальное государство как правление лучших и благородных — аристократическое государственное устройство. Такой лучший (по Платону) тип государственного устройства можно назвать двояко: если среди правителей выделится кто-нибудь один, то правление будет царской властью, если несколько — то аристократическим. Дальнейшее развитие политическая мысль античности получает в сочинениях Аристотеля (384 — 322 до н.э.). Он подверг критике учение Платона о совершенном государстве, не выдвинул на первое место "абсолютно наилучшую" форму государства, а предпочел говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Считая, что предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей приведет к уничтожению государства, Аристотель был убежденным защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи. Аристотель, опираясь на результаты платоновской политической философии, первый выделил специальное научное изучение определенной области общественных отношений в самостоятельную науку о политике. Согласно Аристотелю люди могут жить только в обществе, в условиях политической системы, поскольку "человек по природе своей есть существо политическое". Чтобы правильно устроить общественную жизнь, люди нуждаются в политике. С одной стороны, политика является наукой, знанием о том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве, с другой - она представляет собой умение, искусство государственного управления. Сущность политики раскрывается через ее цель, которая, по мнению Аристотеля, заключается в том, чтобы придать гражданам высокие нравственные качества, сделать их людьми, поступающими справедливо. Другими словами, цель политики - справедливое, т. е. общее, благо. Достичь данной цели нелегко. Политик должен учитывать, что люди обладают не только добродетелями, но и пороками. Поэтому задачами политики является не воспитание добродетелей нравственно совершенных людей, а воспитание добродетелей граждан. Добродетель гражданина состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам. Поэтому политик должен искать наилучшего, т. е. наиболее отвечающего указанной цели, государственного устройства. Государство - продукт естественного развития, но и одновременно высшая форма общения. Человек по природе своей есть существо политическое, и в государстве (политическом общении) завершается генезис этой политической природы человека. В зависимости от целей, которые ставят правители государства, Аристотель различает правильные и неправильные государственные устройства. Правильным он считал такой государственный строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие. При неправильном строе преследуются частные цели правителей. К правильным он относил монархию (правление одного), аристократию (правление немногих), политик» (правление многих). Столько же у него неправильных государственных форм — тирания, олигархия, демократия, — которые развиваются из соответствующих правильных форм, когда цель общего блага подменяется частными целями одного, нескольких или многих правителей. Среди правильных форм государства считает политию, которая встречается крайне "редко и у немногих". В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, он пришел к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах обшей пользы. Полития - "средняя" форма государства, и "средний" элемент здесь доминирует во всем: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. "Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй". Среди неправильных форм государства Аристотель отдает предпочтение демократии, считая ее наиболее сносной. Отступление закона от права означало бы, согласно Аристотелю, отход от политических форм к деспотическому насилию, вырождение закона в средство деспотизма. "Не может быть делом закона, — подчеркивал он, — властвование не только по праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права". Главное в государстве - гражданин, т. е. тот, кто участвует в суде и управлении, несет военную службу и выполняет жреческие функции3. Аристотель игнорировал наличие во многих государствах своей эпохи социального неравенства и рабства, а ведь рабы заведомо исключались из политической общности, хотя и составляли значительную часть населения. Аристотель предпринял гигантское но масштабам исследование "конституции" — политического устройства 158 государств (из них сохранилось только одно - "Афинская полития"). История древнеримской политической мысли охватывает период с VIII в. до н.э. по I в. н.э. В своих теоретических построениях римские авторы опирались на политико-правовые идеи греческих мыслителей, их представления об идеальном государственном устройстве. Среди произведений мыслителей Древнего Рима, где развиваются оригинальные идеи политики, выделяются поэма "О природе вещей" Кара и работы "О государстве" и "О законах" Цицерона. Тит Лукреций Кар (99 — 55 до н.э.) воспринял и развил общефилософские воззрения Демокрита и Эпикура: представления Демокрита о прогрессивном развитии людей от первоначального естественного состояния до создания упорядоченной политической жизни государства и законов и мысль Эпикура о договорном характере государства и права. Марк Туллий Цицерон (106—43 до н.э.) известен своими положениями о правовом характере государства, о справедливости и истинном законе, о естественном праве. Цицерон придал учению греческих стоиков о естественном праве ту форму, в которой оно "работало" в Западной Европе вплоть до XIX в. В работе "О государстве" Цицерон утверждает, что существует высший закон природы, источником которого являются в равной степени божественное начало и рациональная, социальная природа людей. Естественное право (высший, истинный закон) — это справедливый разум, который соответствует природе, распространяется на всех людей, призывает к исполнению долга; ограничивать его действие не дозволено, отменить его невозможно. Истинный закон один и тот же везде и всегда, действителен для всех народов ' и во все времена. Именно у Цицерона стоическую доктрину естественного права восприняли римские юристы и отцы церкви. Он различает три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию), подчеркивая, что "благоволением своим нас привлекают к себе цари, мудростью — оптиматы, свободой — народы". Перечисленные достоинства, по его мнению, должны быть представлены в смешанной форме государства, которую он вслед за Аристотелем и Полибием считал наилучшей. Значительным достижением древнеримской мысли было создание юриспруденции как самостоятельной науки. Римские юристы тщательно разработали обширный комплекс политико-правовой проблематики в области и общей теории государства и права, и отдельных юридических дисциплин (гражданского права, государственного и административного права, уголовного права, международного права). Представление греческих стоиков о свободном индивиде было использовано Цицероном и римскими юристами при создании концепции юридического лица (правовой личности, персоны).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |