КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Утопический социализм прошел в своем развитии несколько этапов
Первый этап — XVI —XVIII вв. (Мор, Кампанелла, Мабли, Морелли, Бабеф). Мелье, Мабли, Морелли строят свои коммунистические утопии на основе требований разума и естественного права. Габриэль Мабли (1709—1785) рисует общую картину утопической республики равенства, частично излечившейся от порожденных неравенством имущества зол. Он уповает преимущественно на мирные политические акции и на законы как на средства, которые могут обеспечить такое равенство. Чтобы приблизиться к заветному общественному состоянию, необходимо, считал Мабли, принять целый ряд законов, уравнительных по своей направленности. Первый — закон против роскоши во всех ее видах. Государству следует культивировать простые потребности и нравы. Второй — закон об отказе государства от какого-либо покровительства торговле и купечеству, ибо присущий коммерции дух алчности противоречит духу всякого хорошего правления. Третий — закон, регулирующий порядок наследования. Имущество завещателя надлежит равномерно распределять между членами его семьи или даже передавать в руки неимущих данной округи. Четвертый — закон об ограничении самих владений отдельных граждан, об установлении их пределов. Г. Мабли считал демократическую республику наиболее подходящей политической оболочкой для общества, сумевшего "доработаться" до коммунистического строя. Программно-политическая установка Гракха Бабефа (1760 — 1797) — яростного противника частной собственности и всего с нею связанного — заключается в требовании построить на месте существовавшей прежде антинародной государственности "народное государство". Представители раннего утопического социализма считали: чтобы избавиться от пороков деспотизма и рабства, надо уничтожить частную собственность и просветить народ. Это был ранний, уравнительный социализм, который предполагал равенство в области политических прав, равенство общественного и имущественного положения всех и каждого, уничтожение не только классовых привилегий, но и самих классовых различий. Это был аскетически суровый, спартанский социализм, запрещавший всякое наслаждение жизнью. Томмазо Кампанелла (1568—1639) в книге "Город Солнца" развивал свои оригинальные трактовки жизненного уклада людей в идеальной теократической общине. Он по-новому подошел к решению проблемы власти и управления, выдвинув три главных принципа: 1) основными задачами нового государства должна быть организация производства и распределения, управления воспитанием граждан; 2) эти задачи должны решаться при активном участии ученых; 3) новый общественный строй требует широкого участия народа в управлении государством. Такой организации власти и управления история еще не знала. Однако идеи Кампанеллы носили в значительной мере абстрактный характер, представления о будущем у него были достаточно примитивны. Второй этап развития утопического социализма связан с именами Сен-Симона, Фурье и Оуэна, которые изображали будущее общество как общество изобилия, способное удовлетворить все человеческие потребности и обеспечить расцвет личности. Резко критикуя существующий общественный строй и считая, что буржуазные революции обычно связаны с кровавым террором, французские утописты хотели освободить сразу все человечество по-, средством разума. Они считали, что социализм есть выражение, абсолютной истины, разума и справедливости и стоит только открыть эту истину, как социализм покорит весь мир. Так, Анри Сен-Симон (1760—1825) полагал, что цель общества может быть достигнута созданием одной централизованной системы планового хозяйства, что на смену системы управления людьми при новом строе придет система управления вещами и процессами производства. Блестящим критиком результатов буржуазной революции, политической и правовой системы капитализма был Шарль Фурье (1772—1837). В отличие от Сен-Симона, придававшего решающую роль разуму, Фурье на первый план выдвигал идею вечной и неизменной природы человека, в основе социального развития которого лежат различные страсти. Самой возвышенной страстью является энтузиазм, который порождает творческие порывы в труде, соревнование, что ведет к повышению производительности труда, всестороннему удовлетворению потребностей членов ассоциации. Жизнедеятельность же последней регулируется самими ее членами, правила выполняются добровольно. Общее руководство осуществляет избираемый всенародно ареопаг. В своих политических воззрениях Роберт Оуэн (1771 — 1858) большие надежды возлагал на государство, которое призвано обеспечить становление нового строя — сети коммун с единым порядком управления на основе общего свода законов. Это должно быть коллективное общество, основанное на общественной собственности и общем труде членов коммуны, равенстве их прав и обязанностей, гуманной системе воспитания, высокой нравственности. Управляют коммуной ее члены в соответствии со своими способностями и общими интересами. Государственная власть необходима лишь на период образования коммун, способствуя их, созданию. Для Оуэна идеал — самоуправляющаяся федерация свободных и автономных коммун, действующих на основе конституций. Законодательная власть в коммуне принадлежит (по конституции) общему собранию ее членов в возрасте старше 21 года, исполнительная власть — совету, который избирается общим собранием и подотчетен ему. Утопические социалисты сформулировали ряд перспективных идей: об отмирании политических функций власти; о преодолении политического отчуждения; об отмирании государства в связи с прогрессом промышленности, развитием цивилизации и культуры. Все представители критического утопического социализма единодушны в том, что новый общественный строй положит конец войнам и военным столкновениям между народами. Защита Отечества для ранних утопистов — общенародное дело. Они резко критиковали наемные армии и выступали за всеобщее вооружение народа, понимали необходимость вооруженной защиты нового строя. Как отмечал Ф. Энгельс, в то время общественные конфликты еще только зарождались, а средства их разрешения были развиты еще меньше. Такому "незрелому состоянию капиталистического производства, незрелым классовым отношениям соответствовали и незрелые теории"1. Утопический социализм не сумел "ни разъяснить' сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту собственную силу, которая способна стать творцом нового общества "2.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |