Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-политических явлений

Историческая взаимосвязь и преемственность

В политической мысли прошлого сконцентрирован громадный политико-правовой опыт прошлых поколений. Их идеи и до­стижения дошли до нас и получили новое развитие, оказываютI заметное влияние на современные политические и правовые воззрения и практику.

Идея преемственности политики имеет очень давнюю исто­рию. Уже древние отстаивали самостоятельность данного фено­мена. Политика — особая реальность, действующая по собствен­ным законам. Платон первым (а затем Аристотель и позднее Полибий) сформулировал циклическую теорию политических режи­мов, сменяющих друг друга в строгой последовательности. Арис­тотель обозначил около двадцати форм правления, следующих друг за другом в историческом развитии.

Монтескье почти полностью заимствовал у древних тезис о разложении и перерождении политических структур, анализиро­вал причины возникновения исторических и политических систем, взаимосвязи формы правления и законодательства.

К. Маркс и Ф. Энгельс считали политику вторичной, зависимой от экономики. Так, Ф. Энгельс писал: «Экономическая сторо­на отношений является в истории более фундаментальной, чем сторона политическая».

Большое влияние на развитие современного социологическо­го подхода к политике оказали Г. Спенсер и Э. Дюркгейм. Так, Г. Спенсер видел сущность эволюции общества в переходе от гомогенности к гетерогенности, в развитии тенденции роста внут­ренней дифференциации и одновременно совершенствования про­цесса интеграции, открыл прямую связь политического строя с характером международных отношений и внешней политикой. Дюркгейм классифицировал социальные факторы, определяющие поведение личности (материальные и духовные).

Представители европейской политической традиции М. Вебер, Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс концентрировали внимание на источниках и результатах значительных социоэкономических и политических изменений, на изучении таких проблем, как "класс", "элита", "бюрократия".

С середины XX в. в американской политической науке рас­пространяется бихевиористский подход. Суть его заключается в том, что объектом исследования становятся реальные действия (поведение) людей, политические системы, политическая власть и борьба за ее распределение и перераспределение, политические взаимоотношения индивида и общества. Истон, Алмонд и др. раз­рабатывают фундаментальную теорию государственного управле­ния, выясняют, как политическая система из традиционной стано­вится современной. Появляется интерес к идеям ненасилия, де­мократии, становления нового мирового порядка* спасения приро­ды, научно-технической революции в лоне технократического со­знания политики, политической модернизации современных об­ществ, взаимосвязи и взаимозависимости субъектов мировой по­литики, политической интеграции.

Теория договорного происхождения государства тоже по­явилась в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объе­динения людей с целью обеспечения справедливости. В трудах мыслителей XVII —XVIII вв. Г. Гроция, Б. Спинозы, А. Радище­ва, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо и др. эта теория получила полное развитие. Теория впервые показала, что государство воз­никает (пусть в силу объективных причин) как результат, созна­тельной и целенаправленной деятельности людей. Это фактичес­ки первый созданный людьми общественно-политический инсти­тут, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь и деятельность индивидов, групп, классов, всего общества. Дого­ворная теория положила начало учению онародном суверенитете, о подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их сменяемости.

Идея правового государства встречается в трудах Аристо­теля, Цицерона. Основы концепции правового государства разрабатывали во второй половине XVII в. Дж. Локк и его совре­менники. Сам термин "правовое государство" введен в научный оборот в первой трети XIX в. (К.Т. Велькер, Р. фон Моль, И. Кант и др.). Правовое государство противопоставлялось абсолютной монархии, где правовые нормы либо действовали ограниченно (со­словное общество), либо применялись по воле одного человека. Понятие правового государства включает в себя либерально-де­мократические идеи универсальности права, равенства всех, вклю­чая политические институты, перед законом.

У современной концепции правового государства много сто­ронников.

Концепция разделения властей в классическом виде была сформулирована в XVII —XVIII вв. Наибольший вклад в ее раз­работку внесли такие политические мыслители, как Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, Дж. Мэдисон. Смысл идеи разделения властей со­стоит в том, чтобы ограничить возможность сосредоточения госу­дарственной власти в руках одного лица или института, защитить права и свободы граждан.

В современной юридической и политической практике пред­ставления о демократическом и правовом государстве неотделимы от принципа разделения властей. Современная дискуссия о раз­делении властей идет вокруг политической власти, реально осуще­ствляемой основными институтами политической системы.

Идея разделения властей закреплена в Конституции Россий­ской Федерации.

Теория суверенитета. Термин "суверей" ("носитель сувере­нитета") в государственно-правовом смысле введен в научный обо­рот французским ученым XVI в. Ж. Боденом. Попытки ограни­чения суверенитета одной личности предпринимались постоянно разных революций они привели к возникновению конституцион­ных монархий. Носителем верховной власти остается один чело­век, но его права в осуществлении власти уже ограничены писаным сводом основных законов (конституцией) либо исторической тра­дицией. Борьба против верховной власти одной личности ведет, к расширенному толкованию понятия суверенитета..

Суверенитет как верховную власть следует отличать от суве­ренитета государства как независимого субъекта мировой полити­ки. Принцип суверенного равенства государств закреплен в Уста­ве ООН и является одним из общих принципов современного международного права.

Теория демократии имеет давнюю историю, причем многие мыслители древности, в том числе Платон и Аристотель, рассмат­ривали демократию как не самую лучшую форму государствен­ной власти. Переосмысление демократических ценностей связано с Великой французской революцией 1789—1794 гг., когда демок­ратию стали понимать как вполне определенное направление мысли, политики и социально-политическое движение.

К. Маркс и Ф. Энгельс начали создавать свою теорию научно­го коммунизма с идеи "завоевания демократии революционным пролетариатом". Они утверждали, что демократия относится ко всем остальным государственным формам как к своему Ветхому завету. При демократии "не человек существует для закона, а закон суще­ствует для человека". Основы теории демократии заложены в тру­дах французского мыслителя А. Токвиля (1805 — 1859). В рамках теории демократии сложилось современное учение о правовом го­сударстве, гражданском обществе, правах и свободах человека.

В настоящее время неодолимое движение масс к демократии стало важнейшей характерной чертой и особенностью развития мирового политического процесса.

Теорию политического плюрализма разрабатывают Э. Дюркгейм, М. Дюверже, Р. Даль, Р. Дарендорф, Основу их взглядов составляют положения о том, что в современном обществе классы как таковые исчезли, а вместо них существуют различные взаимо­действующие социальные слои, интересы которых не являются антагонистическими, они вполне примиримы. В этих условиях государство выполняет функцию согласования интересов различных групп, выступает арбитром между конкурирующими политическими силами, призвано не допустить преобладания одних над другими.

Идейный плюрализм, или плюрализм мнений, — результат различного отражения объективной действительности в сознании разных индивидов, вечная естественная форма человеческого раз­номыслия, без которого невозможно само поступательное разви­тие человечества. Суть политического плюрализма состоит в объек­тивной обусловленности различных интересов и позиций классов и социальных групп, а значит, в многообразии их форм выраже­ния в политической сфере.

Социалистическая идея является достижением всего челове­чества, Ее формирование и развитие шли в контексте историческо­го процесса. Коммунистические идеи, концепции утопического социализма имеют тысячелетнюю традицию. Их элементы наличе­ствуют в раннем христианстве, в народных социально-религиоз­ных учениях, ересях, произведениях устного народного творчества. От представителей утопического социализма идут теоретические и практические взгляды на переустройство общества в XX в. Социа­лизм — одно из крупных политических течений XIX и XX вв. Он проявляется в трех основных измерениях: 1) как идея, теоретичес­кая концепция; 2) как политическая деятельность какого-либо дви­жения или партийной организации; 3) как реализованная обще­ственная и политическая структура — социалистическая система. Следует различать, по меньшей мере семь основных направлений социалистической теории: 1) западная социал-демократия (демок­ратический социализм); 2) советский ортодоксальный марксизм-ленинизм; 3) китайский социализм; 4) реформистские концепции (Югославия, "Пражская весна", еврокоммунизм); 5) социализм в странах "третьего мира" как концепция стратегии постколониаль­ного развития, образования национальной общности, модернизации политических институтов; 6) неомарксистские течения "новых ле­вых", западных интеллектуалов, сторонников критической теории (югославская группа "Праксис", последователи Грамши, экзистен­циализм, критическая социология и неоанархистские, а также нео­либеральные течения в студенческом движении и помимо него)1; 7) новый социализм, цель которого путем эволюционного развития, реформ, рациональной организации жизни и эффективного управ­ления, утверждения широкой демократии, подлинного народовлас­тия, законности, правопорядка, политического плюрализма, на осно­ве многообразия форм собственности, которые будут находиться в процессе исторической трансформации, добиваться нового качества жизни2.

Важным этапом социалистической мысли, попыткой дать от­веты на новые вопросы, поставленные ходом истории в первой половине XIX в., является марксизм. К. Маркс и Ф. Энгельс, опираясь на широкий пласт культуры, синтезировали, сблизили и углубили предшествовавшие исследования. Они соединили диа­лектическую философию Гегеля, английскую политическую эко­номию (Смит, Рикардо), французский социализм (Сен-Симон, Фурье, Прудон, Бланки, Блан) и исторические работы того време­ни (Тьери, Гизо). Цель их общей теории — дать научное объясне­ние действительности и социальной истории, отразить политическую практику и руководство ею. Стержнем марксистского пони­мания политики выступают учение о классовой борьбе, ориента­ция на преимущественно насильственную реализацию классовых целей. В свое время К. Маркс высказал фундаментальную мысль: новое общество обязательно вырастает из старого естественным путем, если этого естественного пути нет, то не будет и нового общества; социализм постепенно вырастает из капитализма. Разумеется, отдельные положения Марксова учения сегодня требуют уточнения. Однако было бы неправильным отрицать его значение в развитии общественной мысли, пытаться замалчивать его научную значимость. М. Вебер, А. Цукерман отмечали, что "ни одна школа, ни одно направление, ни одна теория не могут претендовать на господ­ствующее положение, на истину в конечной инстанции. Все они "смертны", преходящи, относительны, но в то же время ни одна из принятых парадигм не является столь слабой, чтобы это не давало • основания отрицать полезность того или иного теоретического подхода или заставляла сторонников другого подхода отказаться от теории, в рамках которой они работают"'. В наше время — время социальных преобразований — как никогда остро чувствуется потребность в глубоком понимании закономерностей развития политической жизни общества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политическая мысль России | Понятие социально- политической жизни. Ее основные элементы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.159 сек.