Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В политическую жизнь общества

Государственной власти и способ вовлечения народа

Демократия как форма организации

В политологии вряд ли есть какой-либо другой термин, кото­рый использовался и используется столь часто, как термин "де­мократия". Многие ученые даже считают, что в XIX и XX столе­тиях слово "демократия", став господствующим, утратило четко очерченное, твердое содержание, а понятие "демократия" относит­ся к числу наиболее неясных в современной политической теории. Термин "демократия" (гр. demos — народ и kratos — власть, сила) дословно означает власть народа, народовластие.

Возникнув в Древней Греции, демократия прошла длинный и сложный путь развития. Она много раз гибла в огне политичес­кой реакции, но возрождалась вновь и, как правило, в более зре­лом виде. На стороне демократии всегда были широкие народные массы, которые длительное время стихийно тянулись к ней, а с началом буржуазной эпохи неизменно выдвигали лозунги демок­ратии и свободы, актуализируя их в периоды революционных пре­образований. Если бы поэты писали оды в честь демократии, то, наверное, сравнили бы ее с легендарной птицей Феникс, которую сто раз сжигали, но она вновь и вновь возрождалась из пепла, И хотя сегодня у демократии немало хулителей, она была и остается одним из величайших изобретений человеческого гения.

Политическая демократия — сложное, многогранное явление. Ее можно рассматривать как форму правления государства (рес­публика), как одну из возможных форм организации и осуществ­ления государственной власти, как способ массового привлечения людей в политическую жизнь общества и т. д.

Социальная ценность демократии проявляется в том, что она воплощает в жизнь, в реальную практику многовековую мечту человечества об установлении в обществе подлинной свободы и равенства, гуманизма и справедливости, о возвышении человечес­кого достоинства. Ведь именно человек во всех своих социальных и личных качествах, общественных ролях (как работник, гражда­нин, член семьи либо той или иной социальной группы), обладаю­щий своей неповторимой индивидуальностью, есть главное дей­ствующее лицо всех общественных преобразований. Поэтому ценность демократии надо определять прежде всего через призму интересов человека.

Демократия и свобода — наиважнейшие для человека цен­ности. Существовала ли в веках более высокая цель? Мечта человека о демократии и свободе так же неизбывна и неугасима, как мечта о счастье. За демократию и свободу человечество платило дорогой ценой, ибо достигались они через революции, восстания, жестокую борьбу с тиранией, фашизмом, тоталитаризмом.

Только в условиях демократии и свободы человек становится личностью, может максимально выразить и проявить себя в обще­стве, развить индивидуальную неповторимость своих задатков и талантов, обогатить свои сущностные, интеллектуальные силы и способности. Личность тем духовно, нравственно богаче, чем шире и многообразнее ее общественные связи, чем активнее она уча­ствует в политической жизни социума.

Демократия — это возвышение человеческого достоинства, уважение прав и свобод, чести и неприкосновенности человека. Она представляет собой своеобразный политико-психологический фундамент, на котором формируется гражданин, свободный чело­век, не способный унижать других и не допускающий собственно­го унижения никем и ни перед кем. В условиях дефицита демок­ратии человек низводится до положения "винтика", безропотного исполнителя чужой воли, а его жизнь, неприкосновенность, свобо­да оказываются незащищенными. Демократия — это благород­ство, порядочность, справедливость, умение остро ставить и взве­шенно решать принципиальные вопросы, поставленные жизнью. Она требует ответственности за слова и дела, за судьбы общества и государства. Во все времена одной из главных опор демократии было развитое чувство гражданственности, неотделимое от уме­ния и готовности человека контролировать собственные действия, отвечать за свои поступки перед самим собой и обществом.

В нашей недавней литературе демократия обычно рассматри­валась как представительство интересов классов, крупных соци­альных групп. Сегодня акцент делается на личностном аспекте демократии — на неотъемлемых правах и свободах человека и гражданина, на создании максимального простора для реализации свободной, творческой и созидательной энергии человека.

Демократию и свободу, поскольку это явления социальные, человек не воспринимает никакими органами чувств, и если они есть, пользуется ими, как бы не замечая их наличия. Напротив, человек начинает остро чувствовать отсутствие демократии и сво­боды, когда лишается их. Не случайно одна из самых суровых мер наказания за тяжкие преступления — лишение свободы. Правда, это вынужденная мера наказания, применяемая в отноше­нии лиц, опасных для общества. Если правонарушитель не пред­ставляет опасности для общества, то лишать его свободы во всех случаях нецелесообразно, так, как перевоспитать человека вообще трудно, а в условиях несвободы почти невозможно. Именно в та­ком направлении развиваются новейшее законодательство и су­дебная практика в нашей стране. Именно на это ориентирует но­вый Уголовный кодекс Российской Федерации, введенный в дей­ствие с 1 января 1997 г.

Демократия и самоуправление — школа массового воспита­ния и обучения людей. Через демократию, участие в делах госу­дарства воспитывается гражданственность, формируются полити­ческое сознание и политическая культура масс, обогащается ду­ховная жизнь человека и общества.

История нашей страны убедительно доказала, что самые зна­чительные успехи были достигнуты, когда открывался простор для социального творчества личности, народа. Наоборот, самые большие неудачи подстерегали общество, если насущные интересы людей игнорировались, а личная инициатива человека загонялась в прокрустово ложе административных команд, обставлялась час­токолом запретительных инструкций.

Демократия и самоуправление служат социально-политичес­кой основой развития гражданского общества, его самоуправляю­щихся структур и институтов, становления правового государства. Они обеспечивают непрерывную прямую и обратную связь насе­ления и государственных органов и органов местного самоуправ­ления.

Велика роль демократии в осуществлении кадровой политики. Известны два основных принципа (способа) решения кадро­вых вопросов, выдвижения людей на руководящую работу, в пред­ставительные органы — назначение и выборность.

Главные достоинства принципа назначения — оперативность, организационная простота. В ряде сфер государственного управ­ления (прокуратура, военизированные организации) этот прин­цип сегодня сохраняется, и наблюдается тенденция к росту назна­чаемости в других сферах.

Вместе с тем у принципа назначения имеются большие недо­статки и в первую очередь недемократичность. Нередко людей назначают на должности по протекции, признаку личной предан­ности и т. д. Назначенные на должность получают властные пол­номочия не от народа, а от вышестоящего руководителя, что по­рождает несбалансированность общественных связей и зависимо­стей: в подчинение к назначенному лицу попадают сотни и тыся­чи людей, а назначенный от этих сотен и тысяч оказывается независим. Отсюда у него развиваются, так сказать, социальные зрение и слух, адресованные вверх по служебной лестнице, и извест­ные глухота и слепота по отношению к низам, простым людям. Именно здесь лежат корни консерватизма, бюрократизма, безот­ветственности, подхалимства и др.

Выборность — единственно возможный путь формирования представительных органов и лучший способ решения кадровых вопросов. Выборный руководитель испытывает не только эмоци­ональный подъем в связи с тем, что ему оказаны уважение и дове­рие, но и большую политическую и моральную ответственность перед избравшими его. Возрастает требовательность к себе и дру­гим. Появляются и властные полномочия, и моральное право тре­бовать от каждого работника качественного выполнения своих обязанностей.

Идея и практика выборности руководителей содержит мощ­ный потенциал для изменения психологических установок и сте­реотипов рядовых работников по отношению к категории "на­чальство" и к своему собственному статусу. В прошлые, особенно застойные, времена сформировались психологические установки на самоотчуждение от власти и управления. В обыденном созна­нии они выражаются формулами "Начальству видней", "Мы люди маленькие, нас не спрашивают". На смену названным формулам должны прийти принципиально новые установки "Народу вид­ней", "Глас народа — Божий глас", "Нам принадлежит власть, мы должны решать". Наличие этих двух типов установок как раз и отражает противоречивый, переломный характер нашего време­ни. Хотя психологические установки инертны и трудно ожидать, что они быстро изменятся, от того, насколько значительным будет сдвиг в сторону демократически активной установки, зависит мно­гое в судьбах страны.

Анализируя альтернативу "выбрать — назначить", следует помнить, что выборы — более сложный способ решения кадро­вых проблем, плюсы и минусы которого во многом зависят от рациональных процедур их проведения. К несомненным досто­инствам выборов относится то, что с их помощью создается де­мократический механизм выдвижения на основе инициативы сни­зу талантливых людей на все уровни государственного управления, в том числе политических лидеров. Однако при плохих организации и проведении все достоинства выборов сводятся на нет.

Наконец, демократия — единственно возможный способ вы­явления, аккумуляции воли народа и возведения ее в закон, важ­ная гарантия проведения законов в жизнь.

Основные принципы демократии — это исходные положения, руководящие идеи, вытекающие из природы общества и государства, на основе которых строится демократия. Если те или иные принципы длительное время соблюдаются, то они пере­растают, в демократические традиции страны. Демократические принципы часто закрепляются в конституциях и действующем за­конодательстве.

Основными принципами демократии являются:

1) признание народа первоисточником и первоносителем вла­сти;

2) равенство всех перёд законом и судом;

3) наличие у граждан официально признанных, закреплен­ных в законах и гарантированных широких прав и свобод;

4) решение вопросов большинством путем голосования и право меньшинства на оппозицию;

5) равные возможности участия в политической жизни для всех граждан;

6) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

7) выборность, подотчетность, сменяемость органов государ­ственной власти, местного самоуправления;

8) право беспрепятственного контроля за деятельностью ор­ганов государства со стороны народа через формы прямой демок­ратии;

9)политический плюрализм и многообразие мнений.
Разновидности демократии. В зависимости от того, какому субъекту политики (народу, группам, личности) отдается предпоч­тение при осуществлении политической власти, различают (с не­малой долей условности) коллективную (народную), групповую (плюралистическую) и индивидуалистическую (либеральную) разновидности демократии.

Народная демократия исходит из того, что первоисточником власти является народ в целом. Представление о народной демок­ратии восходит к глубокой древности. Научные основы ее зало­жил Ж. Ж. Руссо в концепции народного суверенитета. Развер­нутую характеристику народной демократии дал американский пре­зидент А. Линкольн, по мысли которого демократия исходит от 'народа, осуществляется народом и в интересах народа.

Большую роль в развитии учения народной демократии сыг­рал марксизм. К. Маркс и Ф. Энгельс открыли и сформулирова­ли закон о возрастающей роли и активности народных масс в истории. Они считали, что подлинный демократизм вытекает изобщественных форм собственности и коллективизма, что народ — творец истории и своей судьбы. Марксизм определяет самоуправ­ление как управление народом посредством самого народа.

Однако реализовать на практике народную демократию ока­залось очень сложно. Реальная демократия выступает в лучшем случае как власть большинства, в худшем — как господство мень­шинства (элиты) при формальном согласии большинства.

Плюралистическая (лат. pluralis — множественный) демок­ратия характерна для большинства западноевропейских госу­дарств. Французский политолог М. Дюверже утверждает, что в современном обществе происходит "диффузия", или распыление, власти. Властные полномочия осуществляют и государство, и мно­жество негосударственных объединений граждан — заинтересо­ванных групп, партий, объединений и движений, способных влиять на государство. Отсюда основным субъектом политики признает­ся не народ, а группа, считается, что только через группу личность может реально участвовать в политической жизни и защитить свои интересы. Здесь важное значение придается обеспечению баланса интересов различных социальных групп, созданию противовесов узурпации власти наиболее могущественными общественными груп­пами или большинством граждан.

Гигантским шагом вперед в развитии теории и практики де­мократии стал либерализм. История становления и развития де­мократических ценностей насчитывает не одно столетие и связана с именами многих выдающихся мыслителей — Дж. Локка, И. Кан­та, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона и др.

Каковы основные демократические идеи и ценности либера­лизма? Во-первых, либерализм сделал акцент на личностный (ин­дивидуалистический) аспект демократии. Для него и индивиду­альный разум — высший политический приоритет, что выражает­ся в признании неотчуждаемых прав, свобод человека и граждани­на, его автономии по отношению к государству, обществу, группе.

Во-вторых, либеральное мировоззрение с самого начала тяго­тело к признанию идеала индивидуальной свободы в качестве уни­версальной цели. Основная предпосылка либерализма — вычленение человеческой индивидуальности, убеждение человека в сво­ем врожденном, естественном праве на самореализацию.

В-третьих, в лоне либерализма родилась концепция разделе­ния единой государственной власти на три ветви — законодатель­ную, исполнительную и судебную, действующие на принципе сдержек и противовесов. Здесь сфера действия государства ограничи­вается охраной правопорядка.

В-четвертых, либерализм наряду с индивидуальной свободой признает равенство возможностей, равенство всех перед законом и судом. Но речь идет о равенстве, а не об уравниловке. У людей разные способности, но в той, или иной мере они есть у каждого. Поэтому человек должен постоянно развивать свои способности и благодаря этому вызывать заинтересованность у других индивидов.

В современных условиях либеральная демократия использу­ется лишь частично, потому что ее использование постоянно "на­талкивается" на необходимость преодоления противоречий меж­ду индивидуальными, групповыми и общественными интересами. Государство обязано не только гарантировать индивидуальные права и свободы, но и с помощью права регулировать экономичес­кие и социальные процессы с целью гармонизации интересов раз­личных слоев общества. Этого-то и не учитывали наши отече­ственные либералы.

Формы демократии. Демократия может существовать и дей­ствовать в определенных организационных и правовых формах. Поэтому проблемы ее организационного и правового оформления всегда были актуальными. В зависимости от способа осуществле­ния государственной власти, от ее носителей и организационно-правового оформления демократия выражается в двух основных формах — представительной и непосредственной (прямой).

Представительную демократию олицетворяют выборные коллегиальные и единоличные органы и избираемые должностные лица, которые действуют от имени избравших их граждан, офици­ально представляют их. Во всем мире представительная демокра­тия остается главной формой осуществления государственной вла­сти. При таком подходе демократия понимается как непрерывно действующее и ответственное перед народом представительное управление. В Российской Федерации единоличными представи­тельными органами являются Президент РФ, президенты респуб­лик, коллегиальным законодательным и представительным органом — Федеральное Собрание (парламент). Представительные коллегиальные органы и выборные должностные лица действуют в субъектах Федерации, а также в местном самоуправлении.

Непосредственная (прямая) демократия имеет местоt когда граждане сами, непосредственно (лично) осуществляют государ­ственную власть; избирают депутатов в представительные органы, принимают наиболее важные решения путем Прямого волеизъяв­ления. В ст. 3 Конституции Российской Федерации говорится: "Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы". Непосредственная демокра­тия позволяет включать в политическую жизнь все взрослое насе­ление страны, осуществлять эффективный контроль за деятельно­стью государственных органов и должностных лиц, но она не спо­собна обеспечить непрерывное и профессиональное государствен­ное управление.

Представительная и непосредственная формы демократии не исключают, а взаимодополняют и взаимоусиливают друг друга.

Демократия и дисциплина. Между демократией и дисцип­линой существуют глубокое единство и взаимодействие, повыша­ющие их социальную ценность, роль и значение в обществе, хотя в реальной жизни их нередко противопоставляют друг другу.

Истинная демократия строится на дисциплине и невозможна без нее. Демократия и дисциплина одинаково опираются на осно­вополагающий принцип любого социального управления — един­ство решения и исполнения. Даже самые правильные демократи­чески подготовленные и принятые решения без надлежащей дис­циплины неизбежно "повисают в воздухе", превращаются в нере­ализованные возможности. Сегодня никто, видимо, точно не знает, сколько неплохих законов, указов Президента, постановлений Правительства не исполняется по причине крайне низкой испол­нительской дисциплины. Следовательно, демократия без дисцип­лины неизбежно начинает работать на холостом ходу: демократи­ческие решения принимаются, но не выполняются. Дисциплина же без демократии оборачивается голым командованием, админи­стрированием, окриком. Демократия придает дисциплине созна­тельный и добровольный характер.

Безоглядное и безмерное увлечение ранним буржуазным ли­берализмом, индивидуализмом в нашей стране привело к невидан­ным ранее перекосам демократии и дисциплины, свободы и поряд­ка, до крайности обесценило и ослабило их. Народ же стал все настойчивее требовать сильной; диктаторской руки для наведения в стране порядка.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие социально- политической жизни. Ее основные элементы | Выборы в условиях многопартийности и политического плюрализма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.