КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В политическую жизнь общества
Государственной власти и способ вовлечения народа Демократия как форма организации В политологии вряд ли есть какой-либо другой термин, который использовался и используется столь часто, как термин "демократия". Многие ученые даже считают, что в XIX и XX столетиях слово "демократия", став господствующим, утратило четко очерченное, твердое содержание, а понятие "демократия" относится к числу наиболее неясных в современной политической теории. Термин "демократия" (гр. demos — народ и kratos — власть, сила) дословно означает власть народа, народовластие. Возникнув в Древней Греции, демократия прошла длинный и сложный путь развития. Она много раз гибла в огне политической реакции, но возрождалась вновь и, как правило, в более зрелом виде. На стороне демократии всегда были широкие народные массы, которые длительное время стихийно тянулись к ней, а с началом буржуазной эпохи неизменно выдвигали лозунги демократии и свободы, актуализируя их в периоды революционных преобразований. Если бы поэты писали оды в честь демократии, то, наверное, сравнили бы ее с легендарной птицей Феникс, которую сто раз сжигали, но она вновь и вновь возрождалась из пепла, И хотя сегодня у демократии немало хулителей, она была и остается одним из величайших изобретений человеческого гения. Политическая демократия — сложное, многогранное явление. Ее можно рассматривать как форму правления государства (республика), как одну из возможных форм организации и осуществления государственной власти, как способ массового привлечения людей в политическую жизнь общества и т. д. Социальная ценность демократии проявляется в том, что она воплощает в жизнь, в реальную практику многовековую мечту человечества об установлении в обществе подлинной свободы и равенства, гуманизма и справедливости, о возвышении человеческого достоинства. Ведь именно человек во всех своих социальных и личных качествах, общественных ролях (как работник, гражданин, член семьи либо той или иной социальной группы), обладающий своей неповторимой индивидуальностью, есть главное действующее лицо всех общественных преобразований. Поэтому ценность демократии надо определять прежде всего через призму интересов человека. Демократия и свобода — наиважнейшие для человека ценности. Существовала ли в веках более высокая цель? Мечта человека о демократии и свободе так же неизбывна и неугасима, как мечта о счастье. За демократию и свободу человечество платило дорогой ценой, ибо достигались они через революции, восстания, жестокую борьбу с тиранией, фашизмом, тоталитаризмом. Только в условиях демократии и свободы человек становится личностью, может максимально выразить и проявить себя в обществе, развить индивидуальную неповторимость своих задатков и талантов, обогатить свои сущностные, интеллектуальные силы и способности. Личность тем духовно, нравственно богаче, чем шире и многообразнее ее общественные связи, чем активнее она участвует в политической жизни социума. Демократия — это возвышение человеческого достоинства, уважение прав и свобод, чести и неприкосновенности человека. Она представляет собой своеобразный политико-психологический фундамент, на котором формируется гражданин, свободный человек, не способный унижать других и не допускающий собственного унижения никем и ни перед кем. В условиях дефицита демократии человек низводится до положения "винтика", безропотного исполнителя чужой воли, а его жизнь, неприкосновенность, свобода оказываются незащищенными. Демократия — это благородство, порядочность, справедливость, умение остро ставить и взвешенно решать принципиальные вопросы, поставленные жизнью. Она требует ответственности за слова и дела, за судьбы общества и государства. Во все времена одной из главных опор демократии было развитое чувство гражданственности, неотделимое от умения и готовности человека контролировать собственные действия, отвечать за свои поступки перед самим собой и обществом. В нашей недавней литературе демократия обычно рассматривалась как представительство интересов классов, крупных социальных групп. Сегодня акцент делается на личностном аспекте демократии — на неотъемлемых правах и свободах человека и гражданина, на создании максимального простора для реализации свободной, творческой и созидательной энергии человека. Демократию и свободу, поскольку это явления социальные, человек не воспринимает никакими органами чувств, и если они есть, пользуется ими, как бы не замечая их наличия. Напротив, человек начинает остро чувствовать отсутствие демократии и свободы, когда лишается их. Не случайно одна из самых суровых мер наказания за тяжкие преступления — лишение свободы. Правда, это вынужденная мера наказания, применяемая в отношении лиц, опасных для общества. Если правонарушитель не представляет опасности для общества, то лишать его свободы во всех случаях нецелесообразно, так, как перевоспитать человека вообще трудно, а в условиях несвободы почти невозможно. Именно в таком направлении развиваются новейшее законодательство и судебная практика в нашей стране. Именно на это ориентирует новый Уголовный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 января 1997 г. Демократия и самоуправление — школа массового воспитания и обучения людей. Через демократию, участие в делах государства воспитывается гражданственность, формируются политическое сознание и политическая культура масс, обогащается духовная жизнь человека и общества. История нашей страны убедительно доказала, что самые значительные успехи были достигнуты, когда открывался простор для социального творчества личности, народа. Наоборот, самые большие неудачи подстерегали общество, если насущные интересы людей игнорировались, а личная инициатива человека загонялась в прокрустово ложе административных команд, обставлялась частоколом запретительных инструкций. Демократия и самоуправление служат социально-политической основой развития гражданского общества, его самоуправляющихся структур и институтов, становления правового государства. Они обеспечивают непрерывную прямую и обратную связь населения и государственных органов и органов местного самоуправления. Велика роль демократии в осуществлении кадровой политики. Известны два основных принципа (способа) решения кадровых вопросов, выдвижения людей на руководящую работу, в представительные органы — назначение и выборность. Главные достоинства принципа назначения — оперативность, организационная простота. В ряде сфер государственного управления (прокуратура, военизированные организации) этот принцип сегодня сохраняется, и наблюдается тенденция к росту назначаемости в других сферах. Вместе с тем у принципа назначения имеются большие недостатки и в первую очередь недемократичность. Нередко людей назначают на должности по протекции, признаку личной преданности и т. д. Назначенные на должность получают властные полномочия не от народа, а от вышестоящего руководителя, что порождает несбалансированность общественных связей и зависимостей: в подчинение к назначенному лицу попадают сотни и тысячи людей, а назначенный от этих сотен и тысяч оказывается независим. Отсюда у него развиваются, так сказать, социальные зрение и слух, адресованные вверх по служебной лестнице, и известные глухота и слепота по отношению к низам, простым людям. Именно здесь лежат корни консерватизма, бюрократизма, безответственности, подхалимства и др. Выборность — единственно возможный путь формирования представительных органов и лучший способ решения кадровых вопросов. Выборный руководитель испытывает не только эмоциональный подъем в связи с тем, что ему оказаны уважение и доверие, но и большую политическую и моральную ответственность перед избравшими его. Возрастает требовательность к себе и другим. Появляются и властные полномочия, и моральное право требовать от каждого работника качественного выполнения своих обязанностей. Идея и практика выборности руководителей содержит мощный потенциал для изменения психологических установок и стереотипов рядовых работников по отношению к категории "начальство" и к своему собственному статусу. В прошлые, особенно застойные, времена сформировались психологические установки на самоотчуждение от власти и управления. В обыденном сознании они выражаются формулами "Начальству видней", "Мы люди маленькие, нас не спрашивают". На смену названным формулам должны прийти принципиально новые установки "Народу видней", "Глас народа — Божий глас", "Нам принадлежит власть, мы должны решать". Наличие этих двух типов установок как раз и отражает противоречивый, переломный характер нашего времени. Хотя психологические установки инертны и трудно ожидать, что они быстро изменятся, от того, насколько значительным будет сдвиг в сторону демократически активной установки, зависит многое в судьбах страны. Анализируя альтернативу "выбрать — назначить", следует помнить, что выборы — более сложный способ решения кадровых проблем, плюсы и минусы которого во многом зависят от рациональных процедур их проведения. К несомненным достоинствам выборов относится то, что с их помощью создается демократический механизм выдвижения на основе инициативы снизу талантливых людей на все уровни государственного управления, в том числе политических лидеров. Однако при плохих организации и проведении все достоинства выборов сводятся на нет. Наконец, демократия — единственно возможный способ выявления, аккумуляции воли народа и возведения ее в закон, важная гарантия проведения законов в жизнь. Основные принципы демократии — это исходные положения, руководящие идеи, вытекающие из природы общества и государства, на основе которых строится демократия. Если те или иные принципы длительное время соблюдаются, то они перерастают, в демократические традиции страны. Демократические принципы часто закрепляются в конституциях и действующем законодательстве. Основными принципами демократии являются: 1) признание народа первоисточником и первоносителем власти; 2) равенство всех перёд законом и судом; 3) наличие у граждан официально признанных, закрепленных в законах и гарантированных широких прав и свобод; 4) решение вопросов большинством путем голосования и право меньшинства на оппозицию; 5) равные возможности участия в политической жизни для всех граждан; 6) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; 7) выборность, подотчетность, сменяемость органов государственной власти, местного самоуправления; 8) право беспрепятственного контроля за деятельностью органов государства со стороны народа через формы прямой демократии; 9)политический плюрализм и многообразие мнений. Народная демократия исходит из того, что первоисточником власти является народ в целом. Представление о народной демократии восходит к глубокой древности. Научные основы ее заложил Ж. Ж. Руссо в концепции народного суверенитета. Развернутую характеристику народной демократии дал американский президент А. Линкольн, по мысли которого демократия исходит от 'народа, осуществляется народом и в интересах народа. Большую роль в развитии учения народной демократии сыграл марксизм. К. Маркс и Ф. Энгельс открыли и сформулировали закон о возрастающей роли и активности народных масс в истории. Они считали, что подлинный демократизм вытекает изобщественных форм собственности и коллективизма, что народ — творец истории и своей судьбы. Марксизм определяет самоуправление как управление народом посредством самого народа. Однако реализовать на практике народную демократию оказалось очень сложно. Реальная демократия выступает в лучшем случае как власть большинства, в худшем — как господство меньшинства (элиты) при формальном согласии большинства. Плюралистическая (лат. pluralis — множественный) демократия характерна для большинства западноевропейских государств. Французский политолог М. Дюверже утверждает, что в современном обществе происходит "диффузия", или распыление, власти. Властные полномочия осуществляют и государство, и множество негосударственных объединений граждан — заинтересованных групп, партий, объединений и движений, способных влиять на государство. Отсюда основным субъектом политики признается не народ, а группа, считается, что только через группу личность может реально участвовать в политической жизни и защитить свои интересы. Здесь важное значение придается обеспечению баланса интересов различных социальных групп, созданию противовесов узурпации власти наиболее могущественными общественными группами или большинством граждан. Гигантским шагом вперед в развитии теории и практики демократии стал либерализм. История становления и развития демократических ценностей насчитывает не одно столетие и связана с именами многих выдающихся мыслителей — Дж. Локка, И. Канта, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона и др. Каковы основные демократические идеи и ценности либерализма? Во-первых, либерализм сделал акцент на личностный (индивидуалистический) аспект демократии. Для него и индивидуальный разум — высший политический приоритет, что выражается в признании неотчуждаемых прав, свобод человека и гражданина, его автономии по отношению к государству, обществу, группе. Во-вторых, либеральное мировоззрение с самого начала тяготело к признанию идеала индивидуальной свободы в качестве универсальной цели. Основная предпосылка либерализма — вычленение человеческой индивидуальности, убеждение человека в своем врожденном, естественном праве на самореализацию. В-третьих, в лоне либерализма родилась концепция разделения единой государственной власти на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную, действующие на принципе сдержек и противовесов. Здесь сфера действия государства ограничивается охраной правопорядка. В-четвертых, либерализм наряду с индивидуальной свободой признает равенство возможностей, равенство всех перед законом и судом. Но речь идет о равенстве, а не об уравниловке. У людей разные способности, но в той, или иной мере они есть у каждого. Поэтому человек должен постоянно развивать свои способности и благодаря этому вызывать заинтересованность у других индивидов. В современных условиях либеральная демократия используется лишь частично, потому что ее использование постоянно "наталкивается" на необходимость преодоления противоречий между индивидуальными, групповыми и общественными интересами. Государство обязано не только гарантировать индивидуальные права и свободы, но и с помощью права регулировать экономические и социальные процессы с целью гармонизации интересов различных слоев общества. Этого-то и не учитывали наши отечественные либералы. Формы демократии. Демократия может существовать и действовать в определенных организационных и правовых формах. Поэтому проблемы ее организационного и правового оформления всегда были актуальными. В зависимости от способа осуществления государственной власти, от ее носителей и организационно-правового оформления демократия выражается в двух основных формах — представительной и непосредственной (прямой). Представительную демократию олицетворяют выборные коллегиальные и единоличные органы и избираемые должностные лица, которые действуют от имени избравших их граждан, официально представляют их. Во всем мире представительная демократия остается главной формой осуществления государственной власти. При таком подходе демократия понимается как непрерывно действующее и ответственное перед народом представительное управление. В Российской Федерации единоличными представительными органами являются Президент РФ, президенты республик, коллегиальным законодательным и представительным органом — Федеральное Собрание (парламент). Представительные коллегиальные органы и выборные должностные лица действуют в субъектах Федерации, а также в местном самоуправлении. Непосредственная (прямая) демократия имеет местоt когда граждане сами, непосредственно (лично) осуществляют государственную власть; избирают депутатов в представительные органы, принимают наиболее важные решения путем Прямого волеизъявления. В ст. 3 Конституции Российской Федерации говорится: "Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы". Непосредственная демократия позволяет включать в политическую жизнь все взрослое население страны, осуществлять эффективный контроль за деятельностью государственных органов и должностных лиц, но она не способна обеспечить непрерывное и профессиональное государственное управление. Представительная и непосредственная формы демократии не исключают, а взаимодополняют и взаимоусиливают друг друга. Демократия и дисциплина. Между демократией и дисциплиной существуют глубокое единство и взаимодействие, повышающие их социальную ценность, роль и значение в обществе, хотя в реальной жизни их нередко противопоставляют друг другу. Истинная демократия строится на дисциплине и невозможна без нее. Демократия и дисциплина одинаково опираются на основополагающий принцип любого социального управления — единство решения и исполнения. Даже самые правильные демократически подготовленные и принятые решения без надлежащей дисциплины неизбежно "повисают в воздухе", превращаются в нереализованные возможности. Сегодня никто, видимо, точно не знает, сколько неплохих законов, указов Президента, постановлений Правительства не исполняется по причине крайне низкой исполнительской дисциплины. Следовательно, демократия без дисциплины неизбежно начинает работать на холостом ходу: демократические решения принимаются, но не выполняются. Дисциплина же без демократии оборачивается голым командованием, администрированием, окриком. Демократия придает дисциплине сознательный и добровольный характер. Безоглядное и безмерное увлечение ранним буржуазным либерализмом, индивидуализмом в нашей стране привело к невиданным ранее перекосам демократии и дисциплины, свободы и порядка, до крайности обесценило и ослабило их. Народ же стал все настойчивее требовать сильной; диктаторской руки для наведения в стране порядка.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |