Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религия и политическое сознание




Религия как особая форма общественного сознания истори­чески предшествовала сознанию политическому. Но с возникно­вением политического сознания религиозное сознание стало ак­тивно проникать в него, придавая ему религиозную окраску. Так, с возникновением государства получило широкое распростране­ние религиозное освещение государственной власти и ее верхов­ного носителя. На Древнем Востоке это освещение часто доходи­ло до прямого обожествления верховного правителя государства.

Тезис о том, что государственная власть исходит от Бога, стал важнейшим положением христианской религии и играл большую роль в политической жизни европейских стран периода средневе­ковья. В то время религия нередко прямо влияла на политику различных государств, о чем свидетельствуют многочисленные религиозные войны. На базе религиозного мировоззрения созда­вались и ныне создаются различные организации, активно уча­ствующие в политической жизни. В средние века — это военно-религиозные ордена (например, тевтонский орден, орден иезуитов, орден рыцарей Храма), в настоящее время — конфессиональные профсоюзы, клерикальные политические партии и др.

Религия — это не только мировоззрение (религиозная фи­лософия), но и связанные с ней обряды, первоначальное назначе­ние которых заключалось в том, чтобы каким-то образом воздей­ствовать на поведение сверхъестественных существ и сил. Ни одна религия не обходится без обрядов, которые самым непосред­ственным образом воздействуют на сознание и поведение людей, да и сама вера в существование сверхъестественных сил практи­чески выглядит как вера в чудодейственные последствия обря­дов.

К примеру, наделение правителя верховной государственной властью во многих странах Древнего Востока сопровождалось специальным религиозным обрядом, чтобы подчеркнуть божествен­ное происхождение самой власти. Христианская религия заим­ствовала из иудаизма обряд помазания правителя елеем, разрабо­тав свои детали этого действия, которое прошло через средние века и сохранилось до наших дней, как и представление о прави­теле в качестве "помазанника Божия". До наших дней торже­ственное вступление монарха на престол, означающее официаль­ное начало его царствования, связывается с религиозным обрядом коронации, который поэтому обязательно проводится в религиоз­ном храме. В ряде стран члены парламента, прежде чем присту­пить к своим обязанностям, должны принести клятву верности конституции на Священном писании (на Библии в христианских странах, на Коране — в мусульманских).

Религиозная форма общественного сознания проявляется не только в обрядах, совершаемых в отдельных случаях, но и в по­вседневной жизни. Поэтому каждая религия создает свои прави­ла (нормы) поведения для верующих. Считается, что религиоз­ные нормы установлены Богом и доводятся до сведения верующих человеком, избранным Богом для этой исключительной миссии. Законы Моисея, с этой точки зрения, не его собственное творение — они лишь поведаны через него Богом тем, кто обязан со­блюдать их; предписания ислама, первым пророком которых был Мухаммед (Магомед), тоже считаются верующими мусульманами исходящими от Аллаха.

Религиозные нормы регулируют и взаимоотношения между людьми, но прежде всего взаимоотношения, между людьми и Бо­гом. Есть среди них и такие, которые возлагают на людей взаим­ные обязанности. Эти религиозные нормы одновременно являют­ся нравственными или правовыми. Нарушение религиозных норм признается "грехом", за который виновного карает сам Бог. На деле служители культа, не дожидаясь "кар небесных", сами при­меняют к нарушителям земные санкции.

Православная церковь сыграла важную роль в становлении и укреплении сильного централизованного Российского государ­ства. Она давала русским людям духовную опору в их противо­стоянии мусульманскому Востоку и католическому Западу, кото­рые на разных исторических этапах представляли угрозу для го­сударственного и религиозного существования России.

Церковные идеологи пропагандировали грандиозную концеп­цию, рассматривающую Москву как новый Вечный город, как на­следницу Рима и Константинополя. Они постоянно предупрежда­ли царей об их священном долге превратить Московию в "новую христианскую империю". Следовательно, в формировании докт­рины о величии России, представлений о ее масштабности, патрио­тической государственности, особом пути России и т. д., составля­ющих компоненты политического сознания россиян, православная вера сыграла ведущую роль.

До 1917 г. русская православная церковь была по сути дела частью государственного аппарата, т. е. непосредственно религи­озно-политическим институтом, во многом определявшим полити­ческое сознание россиян.

Термину "православие" можно дать такое толкование: про­славление права (славить право) как Богом данного искусства добра и справедливости. Православная вера традиционно прида­вала российской государственности божественный ореол, прису­щими ей средствами и способами поднимала ее престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания, мира и разумного порядка. В наше смутное время у православия также имеются немалые возможности для оздоров­ления духовной жизни в стране и укрепления Российского госу­дарства и правопорядка.

Э. Бернштейн утверждал, что конечная цель — ничто, дви­жение — все. Нет сомнения — без движения, действий цель не­достижима. Но не менее верно и другое: движение без цели, как правило, бессмысленно, оно становится блужданием в тумане.

Великие политические идеи и идеологии — это сплав корен­ных интересов, великих политических ценностей и целей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.