Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеологии в России

Развитие политического сознания и политической

Политическая наука и идеология

Политическая наука и политическая идеология, несомненно, соотносимые явления и понятия. Между ними прослеживают единство, различия и многостороннее взаимодействие.

Единство между политической наукой и идеологией состо­ит в том, что наука и идеология связаны с интересами. Как уже отмечалось, идеи без интереса бесплодны, абстрактны. Но и по­литическая Наука будет чужда жизни, если в ее тайниках найдется места личному интересу исследователя. Кроме того, иде­ология может в той или иной мере быть научной, а значит, она в такой же мере может совпадать с политической наукой. По­этому бывает трудно провести грань между политической нау­кой и идеологией. Эта грань смещается то в сторону науки, то в сторону идеологии, иногда наличествует подмена одного дру­гим.

Политическая наука как самостоятельная отрасль гуманитар­ного знания имеет идеологическое измерение. Любой исследова­тель подвержен влиянию идеологических пристрастий, споров и дискуссий. Подход исследователя к уяснению и Трактовке любо­го сколько-нибудь значительного политического Явления в значи­тельной степени определяется его идеологическими установкам и ориентациями. Тут вопрос состоит только в масштабе этой тен­денциозности.

Сказанное подтверждается и тем фактом, что большинство западных политологов по своим подходам, установкам, симпатиям и антипатиям характеризуются как либералы, консерваторы, социал-демократы, марксисты и др. В основе такой классификации, несомненно, лежит момент идеологической оценки. Поэтому речь должна идти не о деидеологизации, а об утверждении плюрализма идейно-политических течений, подходов, методологических принципов, их сосуществовании, терпимости друг к другу и открытости в отношениях.

Вместе с тем наука и идеология далеко не одно и то же. Политическая наука может выполнять идеологическую функцию, для нее главное — поиск истины, открытие объективных закономерностей. Если конкретные факты не соответствуют положением науки, то последняя пересматривается, изменяется. Идеология чаще всего ориентируется только на те факты, которые ее подтверждают, и игнорирует факты, которые ей противоречат. Она ее пристрастна, чем наука, нередко бывает лживой и апологетичной. Поэтому идеология — весьма удобное средство воздействия на умы людей.

Истоки политических идей следует искать в процессе ста­новления и развития Киевской Руси — первого древнерусского государства, возникшего в результате объединения славянских племен. Идейным стержнем русской государственности стало христианство, а точнее, одна из его ветвей — православие. Ос­новные каноны православия: не убий, не укради, не блуди и дру­гие, предопределили основные черты характера народа: его ду­ховность, трудолюбие, коллективность, терпимость, миролюбие, державность. Согласно православным представлениям люди на Земле лишь готовятся к вечной жизни на том свете. Соблюдая хри­стианские заповеди, они служат Богу, который все видит и зна­ет. Наместником Бога на Земле является царь-государь. Поэто­му начавшийся добровольно процесс распространения и внедре­ния православных религиозных идей в народные массы затем активно поддерживался власть имущими. Отсюда патернализм политической власти и толерантность народа по отношению к ней.

Однако сказанное выше вовсе не означает, что такой путь развития для России был абсолютно однозначным. Следует отметить, что еще на ранних стадиях развития русской госу­дарственности появились политические идеи и реалии демок­ратического толка. Ярким примером был Новгород — вечевая феодальная республика (XII —XV вв.). Вече — собрание свободного мужского населения города решало все наиболее важ­ные вопросы жизни Новгородской земли. Решения принима­лись большинством голосов. Хотя и здесь определенное влия­ние оказывали религиозные политические идеи. Руководитель новгородской церкви принимал участие в государственной де­ятельности, имел свой суд, собственную бюрократию и воин­ские формирования.

Одной из особенностей процесса развития российской поли­тической идеологии являлся ее интернациональный характер. Огромная территория, многонациональный состав народов тре­бовали от государственной власти бережного отношения к соци­ально-экономическим укладам и нравственно-религиозным усто­ям различных наций и народностей. Разумеется, в истории Рос­сийского государства взаимоотношения власти и отдельных на­родов не всегда были патерналистскими. Политическое сознание и идеология испытывали на себе и воздействие таких факторов, как насильственное присоединение, подавление восстаний, депор­тация.

Важными вехами на пути формирования политических идеи в России стали: отмена крепостного права, судебная и земская реформы, которые дали новый импульс развитию самобытной рос­сийской демократии. Самобытность заключалась в сочетании светских и православных идей, возвышении коллективного, об­щественного над личным, индивидуальным, в смешении монар­хических и республиканских идей, народности и державности. Глубокий исторический след оставили конституционные проек­ты декабристов, учитывавшие труды А. Н. Радищева и М. М. Сперанского, американских и европейских исследовате­лей демократии, революционно-демократические идеи А. И. Гер­цена, В. Г. Белинского. В это же время зародились идеи право­вого ограничения монархии, построения правового государства, которые в дальнейшем развивались, в рамках российского кон­ституционализма. Важный вклад в развитие правовой и поли­тической идеологии XIX —XX вв. внесли русские правоведы ли­берального направления Б. Чичерин, П. Новгородцев, Б. Кистяковский, В. Гессен и др.

Накануне революции 1905 года в России существовало многоцветье политических течений. Оппозицию самодержавию составляли либеральные демократы и революционеры (социал-демократы, эсеры, анархисты). Первая русская революция выявила весь своеобразный смешанный тип политического сознания, в котором стихийный радикализм вполне совмещался с монархизмом. Рабо­чий класс в значительной мере избавился от этой двойственности в ходе революции, крестьянская же масса должна была пройти более длительный путь. Февральская, Октябрьская революции привели в конечном итоге к становлению моноидеологии — ком­мунистической.

Коммунистическая идея пришла в Россию с Запада и попала, как оказалось, на благоприятную почву православия, коллектив­ности и державности. По существу ее постулаты были сходными с канонами православия, только она их выражала в социально-по­литической и сугубо светской форме. С приходом к власти боль­шевиков религия была заменена идеологией марксизма-лениниз­ма, бог — социалистическим государством, рай — светлым буду­щим. Отчасти поэтому коммунистическая идея просуществовала достаточно длительное время и с массовым эффектом. Однако абсолютно нереальная конечная цель и в особенности формы и средства достижения этой цели, перерождение партийно-идеоло­гической верхушки обрекли ее на неудачу на данном историчес­ком отрезке времени,

Сегодня Россия переживает мировоззренческий кризис, кото­рый по своим корням и последствиям, может быть, является более сложным и трудноразрешимым, чем социально-экономические и политические неурядицы. На нынешнем этапе общественного раз­вития, с нашей точки зрения, предпочтительнее отдать дань идео­логическому плюрализму. Нельзя исключать возникновение но­вых, реанимации в откорректированном виде "старых" идей и те­чений. Все чаще и аргументированнее звучит тезис о русской на­циональной идее, которая могла бы сплотить державнообразующую нацию и все остальные нации и народности, проживающие на территории государства.

Пророческими считаются слова выдающегося русского мыс­лителя И. Ильина: "Будущее скрыто от человеческого взора. Мы не знаем, как сложится государственная власть в России после большевиков. Но знаем, что если она будет антинациональной и противогосударственной, угодливой по отношению к иностранцам, расчленяющей страну и патриотически безыдейной, то революция не прекратится, а вступит в фазу новой гибели; и тогда все пред­полагаемое нами будет отсрочено. Но придет час, когда русская национальная власть вступит ради спасения России на указывае­мые нами пути"'.

Нет сомнения в том, что Россия обретет идеологическую уве­ренность на путях реализации общегуманистических и демокра­тических идеалов, сочетающихся с российским патриотизмом, державностью и народностью, борьбы за подлинные и непосредствен­но действующие права и свободы человека, формирования право­вого гражданского общества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные идеологические течения в современном мире | Лекция 2. 3. Личность как носитель социальной жизни. Социализация личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.