Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общества. Понятие, структура и виды политической системы

Понятие, структура и виды политической системы

В отечественной и зарубежной политической литературе в зависимости от подходов и используемых при этом критериев существуют самые различные точки зрения на понятие политической системы. Последняя определяется как комплекс взаимо­действий элементов, посредством которых достигается властное распределение ценностей (Д. Истон), как совокупность взаимо­действующих ролей (Г. Алмонд), как некоторый итог процесса политики (К. фон Бойме), как система государственных, обще­ственных организаций и трудовых коллективов, участвующих в реализации власти и управления в обществе (М. Н. Марченко), как система, состоящая из идей и политических ценностей, органи­заций, институтов, норм, отношений, традиций (Р. Манд, Б. Н. То-порнин, А. Лопатка) и т. д.

Такое разнообразие мнений само по себе естественно, ибо, с одной стороны, отражает закономерный процесс постоянного на­копления и развития научных данных о политической системе, подчеркивает ее сложный и противоречивый характер, а с дру­гой — выделяет различные субъективные методологические и идеологические позиции авторов.

Более или менее универсальное (сквозное) и самое общее понятие политической системы, отражающее сущность и содержа­ние политической материи, можно дать на основе рассмотренных нами критериев. Политическая система — это комплекс инсти­туциональных образований, которые выявляют потребности и интересы социальных групп, формируют и организуют взаимо­действие людей по осуществлению публичной власти на соот­ветствующей территории. Определение же конкретной полити­ческой системы зависит от ее структуры, вида и содержательно-функциональных характеристик.

По своей структуре любая политическая система, как отмеча­ется в литературе, представляет собой сложное явление, состоящее из нескольких подсистем (Ю. А. Тихомиров, В. Е. Чиркин, К. С. Гаджиев, А. И. Демидов, А. А. Федосеев и др.). На наш взгляд, можно выделить следующие компоненты (блоки) полити­ческой системы:

1) личностно-организационный блок обозначает взаимосвязь политики и человека. Все люди, так или иначе, подвергаются поли­тическому воздействию в самых различных формах. Но это одна грань данного отношения. Вторая заключается в том, что наибо­лее "подготовленные" индивиды через разнообразные организа­ционно-политические формы активно участвуют в выработке по­литических идей и норм, формировании политической власти. Именно человек как гражданин, депутат, член партии и движения творит политику, реально влияет на политическое развитие обще­ства. Каковы люди, такова и политика;

2) организационно-институциональный блок охватывает со­вокупность политических объединений (государство, политичес­кие партии, общественно-политические организации и движения). Особое место здесь принадлежит государству, от сущности и фор­мы которого зависят сущность, виды и функции политической си­стемы. В качестве сугубо политических явлений выступают партии, которые могут представлять интересы класса (классовые), нации, этнических групп (национальные), конфессий (религиозные), всех слоев населения (патриотические), отдельных групп, лидеров (ха­ризматические) и т.п.

Важное значение имеют общественно-политические органи­зации и движения, которые не могут удовлетворить интересы сво­их членов без участия в политике, без вмешательства государ­ства;

3) нормативно-регулятивный блок включает в себя полити­ческие и правовые нормы, обычаи и традиции. При этом следует иметь в виду то обстоятельство, что правовые нормы исходят от государства, органов местного самоуправления или народа в це­лом и поэтому всегда являются одновременно политическими нор­мами. Часть же политических норм, исходящих от политических партий, общественно-политических организаций, не являются пра­вовыми. Политические нормы выполняют организационную и ре­гулятивную функции в политической системе, носят формализо­ванный характер, документированы, обеспечиваются контрольным механизмом и политической ответственностью;

4) организационно-деятельностный блок имеет несколько уровней: а) политические отношения, складывающиеся между го­сударством и иными политическими организациями, и прежде все­го по поводу участия в осуществлении политической власти; б) по­литические отношения между негосударственными объединения­ми; в) политическая деятельность, охватывающая действия конк­ретных людей как представителей или членов политических орга­низаций;

5) интеллектуально-психологический блок (политическое сознание) отражает идеологические и психологические характе­ристики системы. Политическое сознание населения, его отдель­ных слоев и групп, а также индивидов может формироваться под влиянием идеологии либерализма, консерватизма, радикализма, социализма, национализма, шовинизма, расизма и т. д. Политичес­кое сознание выступает в качестве основного условия формирова­ния политического порядка, политической культуры;

6) информационный блок.

Все обозначенные блоки, тесно взаимодействуя, составляют целостную политическую систему. В действительности невозмож­но отделить, изолировать отдельных личностей от политических организаций, а последних — от политических идей, норм, отноше­ний, как нельзя, скажем, разорвать связь между разумом и мыс­лью, языком и словом.

Политические системы "живут", функционируют во времени и пространстве, так как представляют собой одну из основных форм движения социально-классовой материи. Их можно клас­сифицировать по различным основаниям. В частности, в зависимости от политического режима различают демократические, авторитарные и тоталитарные политические системы. С позиций марксистской теории, имея основанием классификации категорию "общественно-экономическая формация", выделяют политические системы рабовладельческого, феодального, буржуазного и социа­листического общества. Учет географических, территориальных факторов позволяет говорить о европейских, азиатских, северо­американских и иных региональных системах. Национальные, ре­лигиозные, языковые, общие и особенные черты предопределяют характеристики арабских, индуистских, мусульманских и других политических систем. Внутри политической системы конкретно­го общества в качестве своеобразных политических систем-обра­зований могут выступать и ее структурные элементы: государ­ство, политические партии, общественно-политические объедине­ния.

Политическая система
 
Личность – носитель политического интереса как внутреннего осознанного источника политического поведения
 
Политические организации, институты публичной власти как центры управления и регулирования общественными процессами
 
Политическое сознание - характеризуется зависимость политической жизни от осознанного отношения людей к своим властно значимым интересам
 
Политические отношения – выражают устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и институтами власти
 
Политическая деятельность – характеризует зависимость политической жизни от осознанного отношения людей к своим властно значимым интересам
 
Политические нормы, обычаи и традиции – складываются в процессе взаимодействия субъектов политики по поводу реализации политической власти

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общая характеристика политической системы общества | Общества. Закономерности развития политической системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.