КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 1. Государственные финансы как экономическая категория, их сущность, структура и функции
В обыденной жизни понятие «финансы» часто ассоциируется с деньгами, с денежными отношениями. Да и сами денежные отношения очень часто называют финансовыми. Однако «финансовые отношения» и «денежные отношения» — это не тождественные понятия. «Денежные отношения» — более широкое понятие, тогда как финансы — лишь часть денежных отношений. Как известно, деньги — это всеобщий эквивалент, особый товар, выделившийся из товарного мира для удобства обмена товара на товар. Возникновение денег связано с появлением товарного производства. В условиях товарного производства деньги выполняют множество функций. Они выражают стоимость товара, служат средством обмена, платежа и накопления. Они могут также использоваться в расчетах между странами. Деньги в своем развитии прошли ряд этапов и подверглись значительным изменениям в процессе развития человеческого общества. А что представляют из себя современные деньги ?. Современные деньги, как и прежде,- это обособившаяся форма меновой стоимости, посредством которой осуществляется связь участников рыночной экономики, сопоставление издержек производства и обращения. В соответствии с изменением господствующей формы денег правомерно определять их как кредитный знак стоимости. В этой связи нельзя не отменить противоречие между юридической и экономической трактовками денег в России. Так, статья 128 Гражданского Кодекса РФ трактует деньги как вещь, хотя деньги – не вещь, а исторически определенная форма экономических отношений между людьми, возникающая в процессе товарного обмена. Денежное выражение стоимости товара есть его цена. В свою очередь, в категории «цена» представлены определенные взаимоотношения между продавцом и покупателем, когда при обмене товара на деньги некоторое количество денег возвращается к собственнику товара. Деньги не всегда сопровождают движение товаров или услуг. Собственник денежных средств может передавать их другим лицам на условиях платности и возврата по истечении определенного времени. В таком случае возникают кредитные отношения. Работник, нанимаясь и трудясь на предприятии, получает заработную плату. В таком случае между работником и работодателем также возникают денежные отношения. Во всех перечисленных случаях имеют место денежные отношения, для которых общей характеристикой является возмездность (эквивалентность). Если ты платишь деньги — получаешь товар; если выполняешь определенную работу — получаешь заработную плату; если берешь деньги в кредит — платишь процент и т.п. Однако такая возмездность характерна не для всех денежных отношений. Выделяется особая группа денежных отношений, для которой характерным является преимущественно неэквивалентное движение денег.Именно эта группа денежных отношенийи представляет собой финансовые отношения. Обособление части денежных отношенийв особую категорию«финансы» связано с появлением такого важного субъектахозяйственной жизни, как государство. Государствудля выполнения своих функций всегда были необходимы денежные средства, которые формировались восновном за счетперераспределения созданного продукта, через налоги.Само наличие государства обязывало граждан и хозяйствующих субъектов отдавать часть своих доходов на общие нужды. Так возниклиденежные отношения, которые нельзя в полной мере назвать эквивалентными. К предпосылками возникновения государственных финансов помимо возникновения самого государства можно отнести - высокий уровень рыночных отношений; - широкое использование денег; - формирование самых разнообразных денежных доходов; - наличие устойчивой правовой системы. Государство изымало через налоги денежные средства. Но в каждом конкретном случае, для каждого налогоплательщика,будь - то хозяйствующийсубъект или гражданин, установитьпрямую связь между тем, сколько ты отдали сколько получил взамен от государства в виде общественных блат, было невозможно. В этом случае возникали неэквивалентные денежные отношения, основу которых составляли уже не столько экономические, сколько меры правового, принудительного характера. Поэтому мы можем отметить, что одной из самых существенных черт государственных финансов является то, что они базируются на принудительном изъятии части доходов, но это принуждение основывается также на законах.Поэтому так важна надежная правовая база для всех экономических отношений в целом и для формирования государственных финансов в частности. В результате этих отношений формировались централизованные денежные фонды государства. Эти фонды государство использовалона финансирование армии, содержание госаппарата,осуществление экономической и социальной политики. По мере того, как возрастала роль государства, расширялась, прежде всего, его экономические функции, рос объем централизованных денежных фондов государства. Сегодня в бюджетах большинства развитых стран сосредоточено до половины всего национального ВВП. Для цивилизованной жизни, экономического роста и развития общества необходимо, чтобы государство выполняло определенные функции, поскольку «свободная рука» рынка — иллюзорное понятие. К функциям государства в западной модели рынка относятся: ■ национальная безопасность; ■ безопасность граждан, сохранность их собственности; ■ достаточный уровень образования; ■ обеспечение соблюдения договорной дисциплины между субъектами хозяйствования и гражданами; ■ поддержание макроэкономической стабильности; ■ воспроизводство человека, сохранение среды обитания; ■ ослабление социальных последствий бедности, устранение последствий природных катаклизмов. Все функции Государства направлены на поддержание развития индивида как субъекта государственной заботы. В целом в идеальной модели государства, разработанной Международным валютным фондом (МВФ), государство и является носителем тех функций, которые направлены на развитие человеческого капитала. Их выполнение является его обязанностью не только потому, что без них общество не может существовать, но и потому, что коммерческие фирмы даже в наиболее развитых странах не заинтересованы в выполнении этих функций при заключении коммерческих сделок. Обращающиеся на рынке товары и услуги — все то, что обеспечивает доход различных граждан, — относится к коммерческому сектору, и здесь господствует рынок. Но этот сектор не способен оказывать общественные услуги — это может делать лишь государство. Рынок как саморегулирующаяся система не в состоянии функционировать без общественных услуг. Когда речь идет о преимуществах для всех, т.е. для общества в целом, а не для отдельных лиц, государство должно предоставить такую услугу и силой своей власти обеспечить ее финансирование через механизм налогов, а не через акт купли-продажи. Каждое государство реализует присущие ему функции с помощью свойственной национальным особенностям государственной структуры. В результате перераспределения формировались не только централизованные фонды государства, но и децентрализованныеденежные фонды хозяйствующих субъектов и граждан (домашних хозяйств). Фирмы, реализовав продукцию и уплатив налоги, получали денежные средства, которые они уже моглииспользовать по своему усмотрению. Граждане, работники, получив заработную плату и уплатив налоги, также получали в свое распоряжение денежные средства, которые использовали для удовлетворения своих потребностей. Так происходило обособление части денежных средств и выделение особой группы денежных отношений, которая функционировала исключительно на стадии распределения и перераспределения совокупного продукта. Именно она и получила название финансов. Таким образом, финансы как экономическая категория представляют собой часть денежных отношений, которые опосредуют неэквивалентное движение денег, возникают на стадии перераспределения созданного продукта и связаны с наличием государства как органа управления. Такой подход отражен и в самом термине «финансы» (finances — денежные средства). Считается, что впервые его ввел французский ученый Ж. Боден в 1577 г. в своей работе «Шесть книг о республике». В русский язык этот термин перешел в XVIII в. и в течение долгого времени употреблялся как синоним понятию «казна». Русский профессор права Московского университета Семен Ефимович Десницкий в работе «Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи» так определял финансы: «Финансы заключают в себе смысл пространный: они имеют предлогом доставление государству надельных и довольных по его надобности доходов». В изданном в начале XIX в. Академией наук толковом словаре отмечалось: «Финансы, фр. Государственная казна, собираемая с подданых для содержания Государства и всех частей оного, как-то: Государева дома, армии, флота, государственных министерств и других статских чинов и пр. пр. После опубликования в 1889 г. профессором Санкт-Петербургского университета В.А. Лебедевым работы «Финансовое право» под финансами стали понимать не только государственные доходы, но и все материальные и личные средства, которыми располагает государственная власть. Более широкая трактовка финансам была дана в работах СЮ. Витте. В Конспекте лекций о Народном и Государственном хозяйстве он определяет финансы не только как доходы государства, но и его расходы, включая государственный долг. В современном понимании финансы представляют собой систему денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованных денежных средств государства в целях выполнения его функций, а также децентрализованных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств с целью обеспечения условий их расширенного воспроизводства. При этом необходимо иметь в виду следующие обстоятельства. Первое. Уровень и состояние финансов во многом определяются тем, как обстоят дела в реальном секторе производства. Это обусловлено производным характером финансов и тем обстоятельством, что финансы — это лишь часть денежных отношений, возникающих на стадии перераспределения созданного продукта. Поэтому от того, каков объем созданного в обществе продукта, зависит и объем финансовых средств, которым реально могут располагать государство, хозяйствующие субъекты и граждане. Второе. Финансы, будучи категорией перераспределения, существенно отличаются от других стоимостных категорий, которые в условиях рыночного хозяйства также выполняют функции перераспределения (цена, кредит). Если такие денежные категории, как цена, заработная плата, прибыль, кредит, обусловлены системой экономических отношений и наличием товарного производства, то финансы как категория перераспределения, порождена самим фактом наличия государства. Третье. Хотя финансы связаны с перераспределением созданного продукта, они оказывают свое влияние на весь ход воспроизводственного процесса, главным образом через налогии государственное финансирование. Таким образом, подводя итог, следует отметить,что финансы как экономическая категория — это особая группа денежных отношений, обладающих одновременно следующими признаками: 1) это денежные отношения, связанные с перераспределением созданного общественного продукта; 2) их наличие обусловлено существованием государства как органа управления; 3) это отношения, которые опосредуют преимущественно неэквивалентное денежное движение; 4) основой их существования и формирования является сфера материального производства; 5) они оказывают существенное влияние на весь ход воспроизводственного процесса, главным образом через налоги и государственное финансирование. В Российской Федерации вся совокупность финансов составляет финансовую систему государства. Она состоит их двух основных сфер: сферы централизованных финансов и сферы децентрализованных финансов. Финансовые ресурсы первой сферы являются собственностью государства, в то время как децентрализованные финансовые ресурсы – это собственность субъектов хозяйствования, относящихся к рыночному сектору. Дадим краткую характеристику структуры финансовой системы. В Российской Федерации, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 83). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень (см. схема 1).
Рис.1 Схема классификации государственных финансов Все три уровня государственных и муниципальных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему. В структуре государственных и муниципальных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней — федерального, регионального (субъекта РФ) и местного. Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов. Поэтому для достижения сбалансированности бюджетов существует система перераспределения средств между бюджетами разных уровней Финансовая система государства делится на: 1) централизованные финансы: • государственный бюджет; • внебюджетные фонды; • государственный кредит; • финансы государственных предприятий; • государственное страхование; 2 ) децентрализованные финансы: • финансы коммерческих предприятий и организаций; • финансы некоммерческих организаций; • финансы кредитных организаций; • финансы страховых организаций; 3) финансы домашних хозяйств. Централизованные финансы представляют собой финансы государства и используются для регулирования национальной экономики в целом. С их помощью денежные средства хозяйствующих субъектов и граждан аккумулируются в бюджетных и внебюджетных фондах государства в целях удовлетворения общественных потребностей. Децентрализованные финансы — это денежные средства (доходы и накопления) хозяйствующих субъектов. Они используются для производства и реализации товаров и услуг, а также воспроизводства капитала и рабочей силы. Именно они составляют основу финансовой системы. Поскольку преобладающая часть финансовых ресурсов сконцентрирована у предприятий, то и стабильность финансовой системы зависит от устойчивости их финансового положения. Финансы предприятий представляют собой совокупность экономических денежных отношений, связанных с образованием первичных доходов и накоплений, их распределением и использованием. Финансы предприятий выполняют две функции: 1) формирования и использования денежных доходов и фондов; 2) контрольную. На организацию децентрализованных финансов существенное влияние оказывают отраслевые особенности и особенности организационно-правовой формы предприятий. По отраслевой принадлежности финансы предприятий можно разделить на финансы: промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, строительства, дорожного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и т.п. Исходя из организационно-правовых форм децентрализованные финансы делятся на финансы коммерческих и некоммерческих предприятий. Для коммерческих организаций основной целью является получение прибыли. Они функционируют как хозяйственные товарищества, общества, в том числе и как акционерные общества. Цель некоммерческих организаций и их основная деятельность не сводятся к получению прибыли и ее распределению между участниками. Они функционируют в форме финансируемых собственником учреждений, относящихся к непроизводственной сфере, потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных фондов и т.п. В качестве особого звена децентрализованных финансов выступает страхование, которое представляет собой совокупность перераспределительных отношений, возникающих по поводу защиты имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных средств страхового фонда, формируемого из страховых взносов. Выделение страхования в качестве самостоятельного звена финансовой системы обусловлено наличием в условиях рыночной экономики рисков, связанных с возможностью наступления чрезвычайных обстоятельств, результатом которых могут быть весьма существенные материальные потери как хозяйствующих субъектов, так и граждан. Такими чрезвычайными обстоятельствами могут быть стихийные бедствия (наводнение, пожар); непреднамеренные действия других лиц (аварии), а также экономические действия (потеря прибыли в результате забастовок, колебания валютных курсов и т.п.). Хотя наступление страхового случая носит вероятностный характер, однако хозяйствующие субъекты и граждане пытаются себя обезопасить путем отчисления части денежных средств в специальные страховые фонды. Использование средств страхового фонда связано только с наступлением и последствиями страхового случая. Именно эти особенности страховых отношений и выделяют их в особую группу финансовых отношений. Выделяют личное и имущественное страхование. Объектом личного страхования выступают жизнь и здоровье граждан (страхование жизни, от несчастных случаев, детей, дополнительной пенсии и т.п.). Объектом имущественного страхования выступает имущество в различных видах и имущественные интересы страхователя. К традиционным разновидностям имущественного страхования относятся страхование: имущества граждан и предприятий; автомобилей; воздушного и водного транспорта; строений; основных и оборотных фондов предприятий; грузов и т.п. В настоящее время существует также страхование предпринимательских рисков: банковских кредитов и залоговых операций; биржевых операций и сделок; потерь от колебания валютных курсов; от инфляции; рисков по новой технике и технологии; от потери прибыли и т.п. Финансы домохозяйств — это денежные средства граждан, которыми они располагают в рамках отдельной экономической ячейки общества. Такой ячейкой является домохозяйство. Домохозяйство охватывает совместно проживающих людей, ведущих общее хозяйство, поэтому финансы домохозяйств — это денежные отношения между гражданами, совместно ведущими общее хозяйство. Они используются в целях удовлетворения личных и семейных потребностей и являются материальной основной жизни граждан. Выделяют денежные доходы и денежные расходы домохозяйств. Денежные доходы домохозяйств включают: 1) оплату труда членов семьи; 2) доходы от предпринимательской деятельности, операций с личным имуществом и кредитно-финансовых операций; 3) государственные пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты. Денежные расходы бюджета домохозяйств подразделяются на три группы: 1) потребительские расходы (покупка потребительских товаров, товаров длительного пользования, оплата услуг); 2) налоги, обязательные платежи и добровольные взносы; 3) денежные накопления и сбережения
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |