Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Форма правления зарубежных стран

Читайте также:
  1. GIF -- формат
  2. I. История развития информатики
  3. I. Понятие информации. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации
  4. II стадия включает поиск информации и ее обработку.
  5. II уровень — анализ общего уровня профессионально-личностного ресурса по должностям и уровням управления.
  6. II. Возможности государственного и муниципального управления.
  7. II. Государственная служба и органы государственного и муниципального управления
  8. II. История развития муниципального управления в России
  9. II. Меры и единицы представления, измерения и хранения информации в компьютере
  10. II. Статистические и динамические информационные модели.
  11. II. ФОРМАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
  12. II. Цели, задачи и принципы студенческого самоуправления

V. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Причины разнообразия форм государства:

1. Историческая традиция развития национальной государственности. Так, устойчивость монархических форм правления в таких странах, как Великобритания, Швеция, Япония, объясняется наряду с прочим тем, что монархия в этих государствах существовала на протяжении многих столетий.

 

2. Исторические особенности становления самой национальной государственности. Например, принятие такими странами, как США, ФРГ, Швейцария, Аргентинская Республика, Мексиканские Соединенные Штаты, федеративной формы государственного устройства объясняется историческими условиями возникновения самого государства, а не национальными моментами.

 

3. Принятие той либо иной государственной формы объясняется также национальным составом населения данной страны. Именно эти обстоятельства обусловили установление федерации в таких многонациональных государствах, как, например, Индия.

 

4. Избрание той либо иной государственной формы в молодых странах, освободившихся от колониальной зависимости, в значительной степени зависело от влияния метрополии. Неудивительно, что во многих бывших колониях монархической Великобритании (Тринидад и Тобаго, Ямайка, первоначально в Индии, Пакистане) после провозглашения независимости была установлена монархическая форма правления, в то время как бывшие колонии республиканской Франции в подавляющем большинстве своем стали республиками (Республика Кот-Дивуар, Верхняя Вольта, Габон, Дагомея, Исламская Республика Мавритания).

 

Форма правления - внешнее выражение содержания государства, определяемое структурой и правовым положением высших органов государственной власти.

Характер формы правления, существующей в данном государстве зависит от организации верховной государственной власти, точнее - от определения правового положения одного высшего органа государственной власти - главы государства. И в зависимости от того, осуществляется ли эта власть одним лицом по наследству, или принадлежит выборному органу выделяют монархическую и республиканскую формы правления.

Монархия - представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия на всю жизнь. Термин "монархия" - греческого происхождения ("монос" - один, "архе" - власть) и означает "единовластие", "единодержавие".

Разновидности монархии:

1.Абсолютная монархия (самодержавие) - отсутствуют какие-либо представительные учреждения, вся государственная власть сосредоточена в руках монарха (Саудовская Аравия, Катар, Оман, ОАЭ).



2. Конституционная монархия - власть монарха значительно ограничена представительным органом. Она подразделяется на два вида:

а) Дуалистическая монархия - существуют одновременно два политических учреждения - монархия и парламент, которые делят между собой государственную власть. Дуализм выражается в том, что монарх независим от парламента в сфере исполнительной власти, он назначает правительство, которое несет ответственность только перед ним, а институт парламентской ответственности правительства отсутствует (Иордания, Кувейт, Марокко).

б) Парламентарная монархия - власть монарха ограничена не только в области законодательной, но и в сфере государственного управления и контроля над правительством. Правительство формируется парламентским путем и несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом. В отличие от дуалистической монархии здесь центральное место в системе государственных органов занимает правительство, которое не только осуществляет полномочия и прерогативы монарха, но и контролирует и направляет всю деятельность парламента (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия и др.).

ПРИМЕР:

Введение парламентарной монархии в Японии вместо дуалистической было оформлено конституцией 1947 года.

По сравнению с откровенно реакционной конституцией 1889 года новый основной закон Японии явился значительным шагом вперед на пути демократизации политической системы страны.

Это нашло свое выражение прежде всего в том, что полномочия императора были не только резко сокращены, но и фактически низведены до чисто номинального уровня. Об этом недвусмысленно говорится в ст. 4 конституции: "Император осуществляет только такие действия, относящиеся к делам государства, которые предусмотрены настоящей Конституцией, и не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти".

Как в сфере законодательной, так и исполнительной император лишен самостоятельных полномочий и ни при каких обстоятельствах не может действовать без санкции кабинета.

"Все действия Императора, - гласит ст. 3 конституции, - относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе, как с совета и одобрения Кабинета, и Кабинет несет за них ответственность".

Весьма примечательно, что конституция 1947 года лишила императора такого традиционного полномочия главы государства, как право вето. Это демократическое положение зафиксировано в ст. 59 конституции, постановившей, что законопроект становится законом после принятия его обеими палатами парламента. Император не принимает реального участия в формировании правительства. Согласно действующему законодательству премьер-министр выдвигается резолюцией парламента из числа его членов и чисто символически назначается императором.

Японская конституция, таким образом, сохранив монархическую форму правления, превратила императора в чисто символическую фигуру, наделенную лишь церемониальными полномочиями, которые жестко ограничены самим основным законом. Он лишен каких-либо "спящих" прерогатив или подразумеваемых полномочий, что характерно для таких старых монархий, как Великобритания, Швеция, Норвегия и некоторые другие.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ВЫВОД:

1. Вплоть до настоящего времени монархическая форма правления существует во многих странах.

2. Однако распространены монархии по континентам далеко не равномерно.

3. В Европе насчитывается II монархий: Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция.

4. На Американском континенте тоже 11 монархий: Канада, Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Бермудские острова, Гренада, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Кристофер и Невис, Сент-Лучия и Ямайка.

5. В Австралии и Океании б монархий: Австралийский Союз, Западное Самоа, Новая Зеландия, Папуа Новая Гвинея, Соломоновы острова и Фиджи.

6. В Азии 12 монархий: Бахрейн, Бруней, Иордания, Малайзия, Непал, Камбоджа, Кувейт, Катар, Оман, ОАЭ, Саудовская Аравия, Таиланд и Япония. И, наконец, в Африке всего лишь 4 монархии: Лесото, Маврикий, Свазиленд и Марокко.

Республика - представляет собой такую форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением.

В зарубежных странах существуют два основных вида республиканских форм правления - президентская и парламентарная республика.

1. Президентская республика - характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства (формальная отличительная черта - отсутствие должности премьер-министра). Строится по принципу жесткого разделения властей.

Характерные особенности:

• внепарламентский метод избрания президента (всенародное избрание);

• назначение президентом и отправка в отставку министров;

• отсутствие института парламентской ответственности;

• отсутствие у президента права роспуска парламента.

Это весьма гибкая и легко приспосабливающаяся к различным условиям форма правления. Она получила широкое распространение (США, Франция, Бразилия, Аргентина, Мексика и др.).

2.Парламентарная республика - характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность (формальная отличительная особенность - наличие должности премьер-министра).

Характерные особенности:

• правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате;

• участие президента в формировании правительства носит чисто номинальный характер;

• правление всегда носит партийный характер;

• глава государства избирается парламентским путем;

• нормативные акты президента требуют контрассигнации.

Парламентская республика является менее распространенной формой правления (Италия, ФРГ, Австрия, Швейцария, Финляндия, Ирландия, Исландия, Индия, Израиль, Ливан, Турция и др.).

В конкретике политической жизни той или иной страны, с учетом того или иного соотношения политических сил, сложившихся традиций или вводимых реформ, возможны смешанные формы государственного правления.

ПРИМЕР:

В Италии монархическая форма правления была отменена в результате июньского референдума 1946 года. Конституция 1947 года оформила установление парламентарной республики.

Конституция провозглашает Италию демократической республикой, основанной на труде.

Президент республики избирается на совместном заседании обеих палат парламента с участием делегатов от областей.

Президент, как глава государства и представитель национального единства, наделяется конституцией достаточно широкими полномочиями, свойственными высшему должностному лицу парламентарной республики.

В сфере законов Финляндия по форме правления является парламентарной республикой, однако президент избирается посредством прямых выборов.

Президент обладает правом созыва парламента на чрезвычайные сессии, правом роспуска парламента или одной из его палат. Конституция предоставляет президенту право вето. "Президент республики, - гласит ст. 74 конституции, - может до промульгации закона мотивированным посланием Палатам потребовать нового обсуждения. Если Палаты вновь одобрят закон, он должен быть промульгирован".

Все акты президента нуждаются в контрасигнатурепредложившего их министра, который несет за них ответственность. Конституция особо оговаривает (ст. 89), что все акты, имеющие силу закона, скрепляются также подписью председателя совета министров. Конституция предоставляет президенту право участия в формировании итальянского правительства.

Председатель совета министров, а по его предложению министры назначаются президентом и до вступления в должность приносят ему присягу. Эта процедура не может быть истолкована буквально, так как любое решение президента, касающееся кандидатуры премьер-министра, детерминировано партийным составом парламента, не говоря уже о том, что в деле назначения министров последнее слово остается за главой правительства.

Итальянское правительство формируется парламентским путем.

Особенностью итальянской парламентарной республики является то, что правительство несет политическую ответственность за свою деятельность не перед нижней палатой парламента, как это обычно бывает, а перед обеими палатами.

Еще больший разрыв между юридическим и фактическим положением высших органов государственной власти существует в Индии, где установление республиканской формы правления было оформлено конституцией 1950 года (с августа 1947 г., т.е. с момента завоевания независимости и вплоть до вступления в силу конституции Индия была доминионом и, следовательно, имела монархическую форму правления).

Главой Индийской парламентарной республики является президент, который избирается особой избирательной коллегией, состоящей из выборных членов обеих палат центрального парламента и выборных членов законодательных собраний штатов.

Избираемый парламентским путем президент наделяется конституцией весьма широкими полномочиями. Ему предоставляются не только традиционные права главы государства, но он является носителем исполнительной власти и формально рассматривается как составная часть парламента.

В сфере законодательной президенту принадлежат следующие полномочия: он созывает парламент на сессии, прерывает работу парламента и имеет право роспуска нижней палаты; он имеет право обращаться к парламенту с посланиями.

Президенпгу предоставлено право назначать 12 членов в Совет штатов и двух англо-индийцев в Народную палату.

Существенным дополнением к обычным правам главы парламентарной республики является право президента давать рекомендации по поводу внесения в парламент некоторых категорий законопроектов и отсутствие института контрасигнатуры в отношении указного права президента.

Индийская конституция отводит правительству - совету министров весьма скромную роль. Статья 74 (п. 1) гласит: "Учреждается Совет Министров во главе с премьер-министром для оказания помощи и дачи советов Президенту при осуществлении его функций". Это положение дополняется установлением "президентского порядка" формирования правительства, согласно которому премьер-министр назначается президентом, а другие министры назначаются главой государства по совету премьер-министра.

Относительно ответственности правительства индийская конституция содержит два противоречивых положения. Согласно п. 2 ст. 75 "министры занимают свои должности, пока это угодно Президенту", однако п. 3 той же статьи устанавливает, что "Совет Министров несет коллективную ответственность перед Народной палатой".

На самом деле президент никакого участия в формировании правительства не принимает. По установившимся конституционным соглашениям индийское правительство - кабинет формируется парламентским путем и несет коллегиальную ответственность за свою политическую деятельность перед Народной палатой.

Действующие конституционные соглашения заменили установленный конституцией порядок организации высших органов государственной власти на диаметрально противоположный: кабинет сосредоточивает в своих руках важнейшие полномочия по государственному руководству обществом. Он целиком осуществляет конституционные права президента и фактически контролирует законодательную деятельность парламента. Хотя индийская конституция не предусмотрела института контрасигнатуры, президент лишен какой бы то ни было возможности действовать иначе, как с санкции совета министров.

Смешанные формы правления - характеризуются сочетанием в себе элементов как парламентарной так и президентской республики (Франция).

Наиболее типичным примером смешанной республиканской формы правления является V Республика Франции. Конституция Франции 1958 года, сохранив некоторые внешние атрибуты парламентаризма, фактически оформила установление режима личной власти.

Центральной фигурой в системе высших органов государственной власти стал президент, наделенный огромными полномочиями и избираемый в отличие от IV Республики внепарламентским путем.

Первоначально он избирался особой коллегией, состоявшей из 81512 выборщиков, из числа которых на долю парламента приходилось менее 1 % голосов.

В 1962 году были введены прямые выборы президента. Конституция V Республики ограничила применение института парламентской ответственности.

Правительство формируется президентом и несет ответственность только перед ним. Весьма примечательно положение ст. 23 конституции: "Функции члена правительства несовместимы с парламентским мандатом, с любой должностью профессионального представительства общенационального характера, со всякой государственной службой или профессиональной деятельностью". Это положение выводит правительство из-под парламентского контроля.

Фактическое руководство правительством осуществляется президентом, а не премьер-министром.

Президент председательствует в совете министров, а премьер-министр - в совете кабинета, который лишь готовит решения для совета министров.

Положение премьер-министра и его отношения с президентом резко изменились в 1986 г., после того, как Социалистическая партия потерпела поражение на выборах в Национальное собрание. Возникла ситуация "разделенного правления", что привело тогда к фактической независимости премьер-министра от президента.

Президент V Республики наделяется не только полномочиями, свойственными главе парламентской республики, но и правами президента президентской республики. Более того, президент V Республики, располагая правом роспуска парламента, обладает большей фактической властью, чем глава президентской республики.

Существуют и такие формы правления, которые сочетают в себе элементы монархии и республики (Малайзия имеет редкую разновидность конституционной монархии - выборную монархию).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Форма правления зарубежных стран

Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.167.250.64
Генерация страницы за: 0.009 сек.