Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформы в области просвещения и печати

Необходимость преобразований в народном образовании и печати была вызвана: 1) Общей либерализацией общественной жизни; 2) Потребностью стимулирования развития буржуазных отношений, предпринимательства, требующих создание слоя образованных, инициативных людей; 3) Ростом промышленного производства, переоснащением промышленности, тянувших за собой повышение квалификации (грамотности) рабочих; 4) Качественными изменениями в сфере финансов, управления и суда, военном деле т.д., а значит возрастающей потребностью в специалистах.

Реформы начального, среднего и высшего образования базировались на отказе от сословно-феодальных принципов, характеризовались освобождением учебных заведений в той или иной мере от мелочной опеки государства и контроля правительственных органов.

Начало царствования Александра II ознаменовалось мерами, означавшими отход от устоев николаевской эпохи в университетском образовании: 1) в 1855 г. прием студентов, ограниченный ранее 300 чел. на университет, разрешался в неограниченном количестве; 2) реставрировались кафедры философии и государственного права; 3) с 1856 г. восстанавливалась практика командировок выпускников за границу для подготовки к профессорскому званию.

В 1856 г. началась разработка нового университетского устава, проект которого был подготовлен к 1958 г. Обсуждение проекта велось медленно и втайне. Вплотную к разработке реформы высшей школы правительство приступило в конце 1861 г. под влиянием студенческих волнений. К декабрю проект был опубликован, разослан заинтересованным лицам и 18 июня 1863 г. Университетский устав был утвержден императором.

Устав, хотя и не удовлетворил всех требований сторонников академической свободы, все же исходил из понимания университетов как центров обучения и науки и необходимости отмены чрезмерной регламентации их деятельности. Он стал наиболее либеральным из уставов царской России и дал довольно широкую автономию университетам.

Устав 1863 г. предназначался для 5 университетов (Петербург, Москва, Казань, Харьков, Киев, с 1865 г. – Одесса). В них реализовывался принцип самоуправления: 1) Управление университетом передавалось советам профессоров, избиравший с последующим утверждением министра ректоров, проректоров и профессоров. Если факультетскому собранию не удавалось выбрать декана, его выборы передавались также в совет; 2) Совет с утверждения министра делил факультеты на отделения, заменял одни кафедры другими, отправлял выпускников, выбранных факультетами, за границу в научные командировки; 3) Совет распределял предметы по факультетам и утверждал факультетские постановления о порядке их преподавания, утверждал в ученых степенях, утверждал сметы расходов и т.д.; 4) Факультетские собрания также были наделены широкими полномочия, но их решения требовали утверждения университетским советом; 5) Устав 1863 г. установил (восстановил) университетский суд (как в немецких университетах), предназначавшийся для рассмотрения дисциплинарных дел о нарушении студентами порядка в университете. Суд состоял из 3-х судей-профессоров; 6) Университеты имели собственную цензуру, свободно выписывали из-за рубежа книги, журналы и газеты, которые не подлежали проверке на таможне.

Значение: Считается, что устав 1863 г. значительно расширил свободу науки и преподавания, создав условия для эффективной деятельности университетов, повысив их научно-исследовательский потенциал.

Однако устав 1863 г. не допускал в университеты женщин, которые, кому позволяли средства, получили высшее образование за рубежом. Это вызывало опасения царизма, поскольку способствовало распространению революционных идей из-за границы. С конца 1860-х гг. в России распространяется женское высшее образование – высшие женские курсы. Наиболее известны: 1) Лубянские (Москва, 1869); 2) Владимирские (СПб., 1870); 3) проф. Герье (Москва, 1872); 4) Бестужевские (СПб., 1878); и т.д. (в Казани, Киеве).

Школьная реформа. 14 июля 1864 г. было утверждено " Положение о начальных народных училищах ". Главное: Предоставлялось право с разрешения властей открывать начальные школы общественным учреждениям и частным лицам. В пореформенной России сложилось 4 вида начальных школ: 1)Министерские, учрежденные Министерством народного просвещения; 2)Частные, заведенные частными лицами (таких школ было немного); 3)Земские; 4)Церковноприходские, подчинявшие себе создаваемые по инициативе крестьян сельские "школы грамоты".

19 ноября 1864 г. был утвержден " Устав гимназий и прогимназий ". Он вводил принцип формального равенства в среднем образовании для людей всех сословий и вероисповеданий. Гимназии делились на: 1)Классические, с преимущественным преподаванием гуманитарных дисциплин; 2)Реальные, где увеличивался объем преподавания математики и естествознания за счет сокращения часов на гуманитарные предметы. • Те и другие семиклассные.

Уставом 1864 г. учреждались прогимназии - четырехклассные учебные заведения, соответствовавшие первым четырем классам классической гимназии. Окончившие прогимназию мог ли поступить в 5-й класс классической гимназии.

Цензурная реформа связана с принятием 6 апреля 1865 г. " Временных правил о печати ". Они: 1) Отменяли предварительную цензуру для оригинальных сочинений объемом не менее 10 печатных листов, а для переводных - не менее 20 листов; 2) Центральные периодические издания могли освобождаться от предварительной цензуры по усмотрению министра внутренних дел за денежный залог от издателя; 3) Освобожденные от предварительной цензуры периодические издания могли подвергаться административному воздействию: "предостережениям" (после трех таких "предостережений" журнал или газета закрывались), денежному штрафу, временной приостановке на полгода или прекращению издания; 4) От цензуры освобождались правительственные и научные издания.

 

7. Военные реформы 1861–1874 годов

Предпосылки преобразований армии: 1) Поражение в Крымской войне, вскрывшее военно-техническую отсталость николаевской армии; 2) Необходимость догнать в техническом отношении уровень оснащения армий Европы; 3) Необходимость сократить расходы на содержание регулярной армии, самой крупной тогда на планете в мирное время (1,5 млн.), но не способной к быстрому развертыванию; 4) Либерализация общественного порядка, ликвидация сословности. После отмены крепостного права крестьянство жило в условиях личной свободы, что естественно противоречило рекрутскому уставу; 5) Развитие системы образование; 6) Бурное развитие путей сообщения (ж/д), в свою очередь, военная реформа способствовала строительству транспортных средств; 7) Милитаризация международной обстановки (усиление Пруссии-Германии), а также ее молниеносная победа над Францией (1870 г.); 8) Кризис в сознании военных, их низкая квалификация (отсутствие инициативности, отупение офицерского состава).

Проведение военных реформ начинается с назначением в ноябре 1861 г. на пост военного министра либерально настроенного генерала Д.А. Милютина. Преобразования армии заключали комплекс мероприятий, которые логично закончились одной из Великих реформ – военной реформой 1874 г.

В 1860-х гг. в рамках преобразований армии: 1) Проводилась децентрализация военного управления: на основе положения 1864 г. создавались военные округа (15) со своими управлениями (у нас Западносибирский округ). Укреплялась военная власть на местах, повышалась эффективность управления; 2) Сокращались сроки солдатской службы до 15 лет, отменялись телесные наказания – шпицрутены и т.д.; 3) Расширялись права военного министра, в министерстве сокращалась бюрократическая переписка; 4) В 1867 г. был принят новый военно-судебный устав, учитывавший положения Судебных уставов 1864 г. Вводились три судебные инстанции – полковой, военно-окружной и главный военный суды; 5) Проводилась реформа военно-учебных заведений. В 1863 г. военные гимназии, в 1864 г. учреждались военные училища, в которые поступали воспитанники военных гимназий. Военных инженеров, артиллеристов, кавалеристов готовить стали 16 юнкерских училищ с трехлетним сроком обучения. Высшее военное образование давалось в военных академиях - Академии Генерального штаба, Артиллерийской, Инженерной, Военно-медицинской и во вновь учрежденной Военно-юридической; 6) С 1862 г. началось переоснащение армии (например, перевооружение нарезным оружием: внедряется «берданка»).

Преобразования 1860-х гг. мало коснулись рекрутской системы. Но преобразования в европейских армиях, с особой остротой поставили вопрос об ее отмене. В 1870 г. Д.А. Милютин представил Александру II доклад о введении всеобщей воинской повинности и получил его одобрение. 1 января 1874 г. Александр II утвердил " Устав о воинской повинности ".

По закону 1874 г.: 1) Все воинские силы Российской империи делились на 4 разряда: регулярные армия и флот, иррегулярные войска (казачество), запасные войска и ополчение. 2) Устанавливалась всеобщая воинская повинность. Все мужское население страны старше двадцати лет без различия сословий подлежало призыву в армию. Срок службы в сухопутных войсках составлял 6 лет, на флоте 7 лет затем оставались в запаси с последующим зачислением в ополчение. Вводилась система льгот: социальных (например, освобождались от службы единственный сын, единственный кормилец при малолетних братьях и сестрах, те, у кого старший брат отбыл срок службы) и образовательных (так, сокращались сроки службы до 4 лет для окончивших начальную школу, до 3 – городскую школу, до 1,5 лет – гимназию, до полгода для имевших высшее образование). Около 15-20% освобождались по физической непригодности.

Военные реформы 1861-1874 гг. сыграли важную роль в повышении боеспособности русской армии. Сразу побеждена Турция. Однако результаты этих реформ сказались не сразу. Военно-учебные заведения еще не могли восполнить острую нехватку офицерских кадров, процесс перевооружения армии затянулся на несколько десятилетий.

 

8. Внутренняя политика правительства в 80-е–начале 90-х гг. XIX в.

1 марта 1881 г. народником Гриневицким был убит Александр II. Это стало поводом к повороту политики самодержавия в сторону реакции, контрреформ, которые преследовали цель ограничить характер и действие реформ 60-70-х гг. Основными идеологами контрреформ считаются Толстой (министр внутренних дел), Победоносцев (обер-прокурор Синода), Катков (публицист). С их подачи возрождалась теория официальной народности, выржаемая формулой «православие, самодержавие, народность », выдвинутая еще в царствование Николая I тогдашним министром просвещения графом С.С. Уваровым. Контрреформы – это сдвиг вправо в политике самодержавия, стремившегося укрепить свою социальную базу – сословие помещиков, позиции которого были подорваны «Великими реформами» и объективными условиями социально-экономического развития страны.

Контрреформы в области печати и образовании: 1). В 1882 г. вышли новые правила о цензуре, устанавливавшие строгий административный надзор за газетами и журналами, усиливавшие репрессивные меры в их отношении. Прекратили существование многие периодические издания («Отечественные записки» Салтыкова-Щедрина, «Дело», «Голос»); 2). В 1884 г. издан, написанный Катковым, университетский устав, фактически ликвидировавший автономию университетов. Ранее выборные должности ректоров, деканов, профессоров стали назначаемыми, министр просвещения начал назначать преподавательский состав. Внимание теперь уделялось политической благонадежности преподавателей. Некоторые именитые прогрессивные ученые были уволены (например, историк В.И. Семевский), другие вынуждены были уволиться (например, биолог И.И. Мечников); 3). В 1887 г. последовал указ «о кухаркиных детях», закрывший доступ в гимназии «детям кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей»; 4). С 1887 г. при поступлении в вузы стали требовать характеристику о благонадежности.

Наиболее показательной и реакционной контрреформой эпохи Александра III стало учреждение судебно-административных учреждений – земских участковых начальников. По мнению современников-либералов этот акт преследовал цель восстановить власть помещиков над крестьянством, утраченную ими в 1861 г.

В соответствии с законом от 12 июля 1889 г. в 40 губерниях России, где имелось помещичье землевладение, создавалось 2200 земских участка (по 4–5 в каждом уезде) во главе с земскими начальниками. В уездах создавались съезды земских начальников, которые состояли из административного и судебного присутствий. Земские начальники назначались министром внутренних дел по представлению губернаторов и губернских предводителей дворянства из местных дворян. К кандидатам предъявлялись цензы: 1). Имущественный: обладание свыше 200 десятин земли или недвижимым имуществом на сумму не менее 7500 руб.; 2). Образовательный: высшее образование; 3). Выслуги лет: не менее 3-х лет работы в должности мирового посредника, или мирового судьи, или члена губернского по губернским делам присутствия.

В функции земских начальников входили: 1). Надзор и контроль над деятельностью крестьянских сельских и волостных учреждений; 2). Всесторонняя опека не только крестьянского, но и всего податного населения других непривилегированных сословий; 3). Суд по незначительным делам.

Судебные контрреформы начались раньше остальных, поскольку «новые» суды, установленные в соответствии с либеральными Судебными уставами сразу не вписались в самодержавный политический строй. Мероприятия по устранению либеральных судебных порядков активизировались в связи с громкими процессами 1870-х гг. (по делу В. Засулич, морозовских ткачей и т. д.), проводились они и после цареубийства.

Направления судебных контрреформ: 1). Уменьшение пределов компетенции суда присяжных и повышение цензовых ограничений для присяжных заседателей, с тем, чтобы сделать их состав более лояльным правительству и повысить репрессивность суда «общественной совести»; 2). Ограничение независимости суда и несменяемости судей (мировых судей стали назначать, с 1875 г. не открывались советы присяжных поверенных и т. д.); 3). Ограничивалась гласность процесса (министр юстиции получил право своей властью закрывать двери судебных заседаний для публики); 4). В 1889 г. был фактически ликвидирован мировой суд и заменен земскими начальниками; 5). С 1894 г. под председательством министра юстиции Н.В. Муравьева работала «муравьевская» комиссия, призванная окончательно перекроить Судебные уставы.

Контрреформы в области местного самоуправления связаны с принятием в 1890 г. «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» и в 1892 г. «Городового положения». Смысл земской контрреформы состоял в том, чтобы урезать принципы бессословности и выборности, хотя формально они сохранялись. Так, землевладельческая курия, по которой ранее могли баллотироваться землевладельцы всех сословий, теперь стала курией дворян-землевладельцев. Ценз для дворян уменьшился вдвое, а число гласных от землевладельческой курии существенно увеличивалось за счет уменьшения числа гласных по городской и сельской куриям. В результате удельный вес дворян в земствах повысился.

Вместе с тем земская контрреформа усилила зависимость земств от администрации. Теперь губернатор фактически полностью контролировал деятельность земских учреждений. Он мог отменить любое постановление земств, поставить на обсуждение земских собраний любой вопрос.

Городская контрреформа значительно урезала избирательные права городского населения. От участия в городском самоуправлении устранялись трудящиеся массы города и мелкая буржуазия. В результате резко сократилось число избирателей в думы, например: в Петербурге – с 21 тыс. до 8 тыс., в Москве – с 20 до 7 тыс. избирателей. Таким образом, правом участвовать в выборах в городское самоуправление имели не более 0,7 % горожан.

Кроме того, еще более усилилась система опеки и административного вмешательства в дела городского самоуправления. Губернатор контролировал и направлял всю деятельность городских дум и управ. Сами городские головы и члены городских управ стали рассматриваться как состоявшие на государственной службе чиновники, а не как избранные представители городского населения.

Программа контрреформ не была полностью реализована. Объективные социально-экономические процессы развития страны оказались сильнее попыток самодержавия усилить сословно-дворянский элемент. Сопротивление передовой общественности не позволило царизму осуществить возврат к дореформенным порядкам.

9. Реформы 1860-1870-х гг.: создание условий для формирования промышленной буржуазии

В развитии России, ее экономики и политики, предпринимательства во второй половине XIX–начале ХХ вв. выделяются 2 самостоятельных этапа, имевших свои особенности: 1) с 1860-х гг. до конца XIX в.– пореформенный период; 2) конец XIX в.–1917 г.– период монополистического развития капитализма.

Пореформенный период характеризуется как «переломный», когда: 1) происходила ломка феодальных отношений в сельском хозяйстве; 2) шел процесс (завершался) технического перевооружения промышленности; 3) создавался механизированный транспорт, в т. ч. железнодорожный; 4) складывались новые, характерные для капиталистического общества социальные слои – буржуазия и пролетариат.

Перечисленное указывало на необратимую эволюцию страны по капиталистическому пути, условием которого стали реформы 60-х–70-х гг. XIX в. В результате этих преобразований предпринимательство получило существенные стимулы для развития (по существу, сложилось предпринимательство современного типа), а именно: 1) отмена крепостного права создала слой граждански самостоятельных людей, который содержал в себе огромные потенции для предпринимательства; 2) судебная, земская, городская реформы предоставили юридические и политические гарантии предпринимателям со стороны государства, допустили их в сферу принятия властных решений; 3) реформы в сфере образования (университетский устав 1863 г., устав гимназий 1864 г.) сделали возможным создание слоя образованных, инициативных людей, так необходимых для развития предпринимательской среды.

Преобразования, непосредственно повлиявшие на становление промышленной буржуазии: 1) финансовые: а) в 1860 г. учреждался Государственный банк, который получил право преимущественного кредитования торговых и промышленных заведений; б) отменялась система откупов, которая с 1863 г. заменялась акцизной системой; 2) законы 1863 и 1865 гг. определили структуру торгово-промышленного класса. Приобретение прав на «купечество» в полном объеме становилось доступным всем российским подданным, имеющим необходимые капиталы. Желающие заниматься предпринимательской деятельностью могли купить свидетельство, дающее возможность войти в одну из двух купеческих гильдий: а) к первой гильдии относилась оптовая торговля (плата за гильдейское свидетельство составляла 565 руб.); б) ко второй–розничная торговля и фабрично-заводская промышленность (плата–от 40 до 120 руб.).

Вместе с тем, в эпоху Великих реформ крупная буржуазия стремилась к созданию учреждений, представлявших ее интересы. В 1872 г. в Петербурге основан Совет торговли и мануфактур путем слияния Мануфактурного и Коммерческого советов. Но он действовал неэффективно, поскольку это оказалась бюрократическая конструкция, которая в себя включала: 1) центральное правительственное учреждение, состоявшее из чиновников (сам совет), с обширной компетенцией; 2) представительные местные учреждения, не имевшие почти никакой власти.

Между тем, предпринимательское сообщество в пореформенный период начинает сознавать необходимость создания собственных, автономных от государства организаций: 1) в 1866 г. в Петербурге образовано Русское техническое общество; 2) в 1868 г. возникло Общество для содействия промышленности и торговле; 3) в 1873 г.–Общество для содействия русскому торговому мореходству. · Общества создавались по инициативе капиталистов, но в их составе преобладала интеллигенция. Главным направлением деятельности обществ было просветительское.

В 70-х–80-х гг. возникают организации буржуазии, защищающие ее интересы в отдельных отраслях промышленности: 1) в 1871 г.–Совет съезда горнопромышленников Юга России; 2) в 1880 г.–Совет съезда горнопромышленников Уральской горной области; 3) в 1888 г.–Совет съезда мукомолов и Совет съезда бакинских нефтепромышленников.

Социальной базой формирования промышленной буржуазии служили представители купечества, отчасти мещанства и преимущественно разбогатевшего «капиталистого» крестьянства. Из среды крестьян вышли известные династии русских фабрикантов–Гучковы, Коноваловы, Рябушинские, Прохоровы, Морозовы и т. д. В пореформенный период прослеживалась тенденция увеличения общего числа предпринимателей, особенно крестьян-предпринимателей, входящих во вторую гильдию. Например, в Москве таких было: в 1870 г.–около 10 %, в 1896 г.–около 25 %. Росла численность крупной буржуазии: она увеличилась с 800 тыс. в начале 1880-х гг. до 1,5 млн. к концу XIX в.

О бурном развитии торгово-промышленной деятельности свидетельствовали изменения социального состава населения (особенно городского). С 1863 г. (перепись городов) до 1897 г. (первая Всероссийская перепись) городское население увеличилось в 2,5 раза, с 6,1 млн. до 16,8 млн. при общем росте населения в 1,5 раз, а удельный вес городских жителей возрос с 8 до 13,4 %. К концу XIX в. 52,3% городского населения были те, кто жил наемным трудом.

Вообще, в пореформенный период города развивались как торгово-промышленные и транспортные центры. Развитие капитализма и рост буржуазных слоев общества вызвал процесс концентрации населения в наиболее крупных городах. В 1863 г. в городах с населением 50 тыс. и более проживало 27 % городского населения, в 1897 г.–53 %. (в Петербурге проживало 1,3 млн., в Москве–1,04 млн., в Одессе–406 тыс., Риге–256 тыс., Киеве–247 тыс.

В целом, реформы 1860-х–1870-х гг. создали экономические условия для становления промышленной буржуазии, но тормозом для ее дальнейшего развития стали политические условия, полуфеодальное самодержавие, не желавшее делиться властью с нарождающимися социальными слоями.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Судебная реформа 1864 года | Предпринимательство в ведущих отраслях промышленности и освоение новых экономических районов в пореформенной России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.