Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нового исторического типа культуры

Русская культура во второй половине XIX века. Складывание

Во второй половине XIX в. в связи с развитием буржуазных отношений, стиранием сословных границ (вызванном, в т.ч. Великими реформами), складывается новый (современный) тип культуры, который характеризуется: 1). Господством рационалистического мышления; 2). Расширением социального состава, вовлечением всех социальных слоев; 3). Складыванием единой национальной культуры (достигшая определенного уровня развития культура нации, формирующаяся в условиях возникновения и утверждения капиталистического уклада); 4). Утверждением современных форм культуры (книгоиздательства, общественных библиотек, музеев, консерваторий и т.д.); 5). Наличием людей, поддерживающих духовные ценности (в пореформенной России это меценаты).

Однако к концу XIX в. процесс складывания нового типа культуры был не завершен. Причины этого в незавершенности модернизации российского общества, почему сохранялись пласты патриархальной культуры, количественная и качественная ограниченность социальной элиты, противоречия между петербургской культурой и культурой народа. Тормозом развития культуры был помещичий класс.

Не смотря на это, наблюдалось очень быстрое развитие культуры, которое приравнивают к скачку. Прежде всего, оно наблюдалось в области просвещения и печати: 1). В 1860-е–1890-е гг. вырос уровень грамотности в 3 раза; 2). Численность начальных и средних школ в России возросла с 8 тыс. до 79 тыс., а число учащихся в них с 450 тыс. до 3,8 млн.; 3). Становилось более доступным высшее образование (открывались новые университеты – Сибирский, Новороссийский, технологические и политехнические институты, земледельческие академии); 4) Ближе становилось женское образование (к 1890-м насчитывалось около 200 женских гимназий), в том числе высшее (открывались высшие женские курсы, самые знаменитые Бестужевские в Петербурге в 1878 г.); 5). Выросло число периодических изданий со 104 до 800, и среди них ежедневных газет с 7 до 100. Оформился тип «толстого» журнала, публиковавшие материалы самой разнообразной тематики («Русская мысль», «Вестник Европы», «Русское богатство», «Современник»); 6). Издание книг выросло более почти в 6 раз, во столько же возросло число книжных лавок, количество типографий увеличилось с 96 до 1300.

В области науки наиболее существенен был прорыв в истории (Соловьев, Ключевский), географии (Семенов-Тян-Шанский, Миклухо-Маклай, Пржевальский), в естественных науках (Менделеев).

В сфере техники примечательны открытия Яблочкова (нить накаливания) и Можайского (самолет).

Русская литература второй половины XIX в. считается самой философской и социальной в мире. Социальные проблемы оказались в центре внимания живописи (Перов). Обозначилась тенденция к объединению художников. В 70-х–80-х гг. «законодателями мод» в живописи были художники из «Товарищества передвижных художественных выставок» под руководством Крамского (Саврасов, Шишкин, Куинджи, Поленов, Репин, Суриков).

В сфере музыки композиторы тоже тяготели к объединению: в 60-е–70-е гг. многие из самых талантливых входили в содружество «могучая кучка» (Балакирев, Бородин, Кюи, Мусоргский, Римский-Корсаков). Крупнейшим явлением музыки было симфоническое творчество Чайковского.

В театральном искусстве достижения связаны, прежде всего, с именем А.Н. Островского, оказавшего огромное влияние на утверждение реализма.

Крупные изменения произошли в архитектуре и скульптуре. Промышленный прогресс потребовал внедрения архитектурных форм, нужных для индустриального развития страны, - железнодорожных вокзалов, заводов, торговых центров и банков. В общем, все большее влияние оказывал стиль модерн, но сохранялось и стремление к стилизации "под старину", таким образом, для сооружений была свойственен эклектизм.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Реформы С.Ю. Витте | Промышленного переворота и его особенности в России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.