Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поведение личности в организации

Вопрос 43.

1. Понятие поведения сотрудника в организации

2. Факторы, определяющие поведение личности в организации

3. Типы поведения личности в организации

4. Регламентация организацией поведения ее членов

1. Поведение сотрудника в организации — совокупность действий человека, определяемых занимаемой им жизненной позицией и осознанием своего места в организации.

Организация заинтересована в таком поведении своих работников, которое характеризуется добросовестным и надежным выполнением должностных обязанностей, проявлением активности, инициативы и готовности принятия дополнительной ответственности в случае необходимости.

2. Можно выделить семь основных групп факторов, определяющих поведение сотрудника организации:

 

- личностные характеристики сотрудника;

- его мотивация;

- особенности восприятия;

- критериальная основа;

- круг общения;

- социальная роль;

- статус.

Личностные характеристики сотрудника:

- общие качества:

• ум;

• интеллект;

• наблюдательность;. общительность;

• работоспособность;

• организованность;

- специфические качества:

• способности к тому или иному виду деятельности;

• аналитические способности;

• обучаемость;

- подготовленность к определенному виду деятельности - наличие соответствующих:

• знаний;

• умений;

• навыков;

• опыта работы;

- направленность социальной активности личности;

- биологически обусловленные способности:

• темперамент;

• здоровье;

• выносливость;

- склад характера;

- психологические особенности и психическое состояние:

• стиль работы;

• степень возбудимости;

• сила и гибкость психики;

• склонность к апатии, депрессии, приподнятому настроению.

Мотивация сотрудника определяет ориентиры и цели, которых он хочет достигнуть, а также способы их достижения и в конечном итоге тип поведения.

Восприятие представляет собой процесс интерпретации представлений об окружающем мире, тип реакции на поступающую информацию:

- принятие;

- отторжение;

- "поведение страуса".

Восприятие сотрудника предопределяют следующие факторы:

- обстоятельства, рабочая обстановка;

- кругозор, адекватность и глубина видения реальной ситуации;

- стереотипы и предрассудки, присущие сотруднику;

- личностные и социальные характеристики сотрудника и другие факторы.

Критериальная основа — это те характеристики личности сотрудника, которые определяют его выбор и принятие решение о своем поведении в организации.

В критериальную основу входят:

- система ценностей, разделяемая человеком;

- верования, которых придерживается человек;

- расположение к людям, работе;

- принципы человека, которым он следует в своем поведении.

На поведение работника влияет не только его служебный, но и личный круг общения сотрудника.

Социальная роль предопределяет определенные социальные ожидания, которые предъявляются к поведению сотрудника.

На ролевое поведение работника влияют:

- стереотипы, связанные с ролью;

- личность индивида;

- истолкование им своей роли;

- ее соответствие возможностям и желаниям сотрудника.

Статус — положение сотрудника в иерархии организации.

Статус может быть:

- формальным (должность, заработок обладателя);

- неформальным (пол, возраст, культура, опыт, связи и др.).

3. Выделяют четыре основных типа поведения работника в организации:

- "преданный и дисциплинированный член организации", характеризуется следующими чертами:

• полностью принимает ценности и нормы поведения, установленные организацией, и искренне старается вести себя в соответствии о ними;

• старается способствовать реализации интересов организации посредством своих действий;

- "приспособленец ", для которого характерны:

• неприятие ценностей организации;

• внешнее поведение, отражающее следование принятым в организации нормам и формам поведения;

• достижение состояния внутреннего комфорта при необходимости руководить или подчиняться;

. вероятность совершения действий, противоречащим интересам организации;

- "оригинал", характеризующийся тем, что:

• он приемлет ценности организации, но не приемлет установленных норм поведения;

• часто испытывает трудности во взаимоотношениях с коллегами и руководством;

• нуждается в предоставлении свободы выбора форм поведения для успешной работы в организации;

- "бунтарь", которого отличают:

• неприятие ни ценностей организации, ни норм поведения;

• постоянное противоречие с окружающими и инициация конфликтных ситуаций;

• обусловленность такого рода поведения отсутствием соответствующих навыков и привычек, а также непониманием важности норм и ценностей поведения в организации.

4. Регламентация поведения сотрудников со стороны организации заключается в том, что руководство:

- устанавливает:

• круг обязанностей;

• соответствующие им права и полномочия сотрудников;

• меру ответственности каждого из них;

• стандарты делового общения;

- ставит общеорганизационные цели;

- поддерживает в сотрудниках ощущение их ценности;

- внедряет определенные схемы ролевого поведения и ролевого взаимодействия.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Автоматизация процессов управления персоналом прошла в своем | Мотив, стимул труда. Мотивирование и стимулирование
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.