Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совокупности обычаев, норм, символов




Общие представления о культуре как

Изначально термином культура обозначали "действие по возделыванию, обработке чего-либо". Состояние человеческого сообщества все более определяется наличием одновременно существующих, различных по своим истокам (этническим, географическим и др.) мировоззренческих и технологических оснований жизненного устройства - различных типов культуры. Особенно существенно, что постепенно данные различия стали осмысленно фиксируемыми и критически оцениваемыми. Представители отдельных обществ, социальных слоев и групп получили возможность и выработали навыки сравнения различных образов жизни и идей, лежащих в их основе. Так или иначе, но ни одно общество не обходится без "институтов социализации", деятельность которых прямо или косвенно поддерживается его элитно-властными структурами и направлена на воспроизводство его культурных особенностей.

Эти особенности можно четко зафиксировать, разложить по параметрам и описать. Их и называют нормами. Культурную норму можно определить как усвоенный в процессе социализации тип отношений и способы его проявления. Нормы - основание культуры, ее наиболее стабильный компонент. Нормы могут меняться (и реально меняются), но происходит это медленно, десятилетиями и столетиями, особенно если это не целенаправленный, а стихийно-эволюционный процесс.

Иное дело - ценности. В отличие от норм ценности принимаются каждым человеком осознанно. У любого человека есть свой набор ценностей. Эти ценности человек защищает и пропагандирует. Осознанность принятия ценностей предполагает возможность их быстрой смены, замены одних ценностей на другие. Это происходит, как правило, вследствие каких-либо эмоциональных потрясений, путем логических рассуждений или критики. Известно немало примеров радикального изменения ценностных ориентаций отдельных личностей, малых и больших социальных групп. Так, например, в России после 1917 года процессы изменения ценностного слоя культуры происходили весьма интенсивно. Аналогичные процессы (правда, противоположной содержательной направленности) вновь активизировались после начала реформ рубежа 80-х - 90-х годов. Под ценностями можно понимать значимые для личности, оберегаемые ею некоторые образцы материальной культуры и идеи, воплощаемые с помощью имеющихся возможностей.

Ценности - более подвижный компонент культуры по сравнению с нормами. Ценности и нормы могут составлять различные комбинации. Именно сочетание определенных норм с тем или иным набором ценностей и составляет культурные особенности какого-либо общества (общности). Чем больше в рамках общества существует групп с различными нормативными и ценностными основаниями, тем менее стабильно данное общество.

Большие социальные группы и социальный состав населения

Человек, как правило, - член какого-то конкретного общества, а внутри него - определенной локальной социальной группы (нескольких групп). Реальная жизнь представляет собой запутанный клубок взаимосвязей с другими людьми.

Группа – это нечто большее чем собрание людей. Социологи называют группой двух или более индивидов, которые имеют общие позиции и связаны друг с другом в относительно устойчивых моделях социального взаимодействия.

Первичная группа – это два или более индивидов, имеющих непосредственные, личные, тесные взаимосвязи друг с другом (друзья, члены семьи, возлюбленные).

Вторичная группа объединяет двух или более индивидов, участвующих в безличных отношениях и собравшихся вместе для достижения некой конкретной практической цели (продавец и покупатели в магазине).

Мощное влияние на нас оказывают не только группы, которым мы непосредственно принадлежим, но и группы, в которые мы не входим. В соответствии с этим социологи сочли полезным провести грань между внутренними и внешними группами.

Внутренняя группа – это группа, с которой индивид идентифицирует себя и к которой он принадлежит.

Внешняя группа – это группа, с которой индивид не идентифицирует себя и к которой он не принадлежит.

Мы обозначаем различия между двумя этими группами по принципу «мы» и «они». Некоторые границы основываются на территориальных признаках (квартал, район, страна). Другие вызваны социальными различиями (этнические, религиозные, политические, профессиональные, социально-экономический класс).

Референтные группы. Это социальные единицы, на которые индивид ориентируется при оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий. Референтная группа может быть или не быть группой, к которой принадлежим мы сами. В группы людей объединяют социальные связи. По своему характеру социальные связи могут быть поверхностными, мимолетными, ситуативными, мало значимыми, неустойчивыми (социальные контакты) или сравнительно устойчивыми, многократными, скоординированными с действиями других.

 

Возникновение и предназначение социальных институтов

Для того чтобы человек оптимально входил в систему общественных отношений (социализировался) и для поддержания социального контроля над своими членами в обществе действуют разнообразные социальные институты.

Социологи рассматривают институты как устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и трансформирующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности.

Институты – это культурные модели, ориентированные на решение проблем общественной жизни.

Понятие социального института означает, что мы объединены в рамках систем отношений (групп), в которых взаимодействуем друг с другом (играем роль) на основе взаимопонимания (культурных моделей), определяющего поведение, ожидаемое от нас как от данного типа (статуса) людей.

Известный социолог Г. Ленски определил ряд ключевых социальных потребностей, которые порождают процессы институционализации:

· потребность в коммуникации (образование, язык, связь)

· потребность в производстве продуктов и услуг

· потребность в распределении благ

· потребность в безопасности граждан, защите их жизни

· потребность в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, пенитенциарная система)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.