Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационные структуры инновационного менеджмента




Организационные структуры инновационного менеджмента —

это организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками.

На рис. 1.3 представлена в схематичной форме организацион­ная структура научно-инновационной сферы в России. Централь­ное место в ней занимают организации, осуществляющие инно­вационную деятельность, научные исследования и разработки.

К числу научных организаций относятся все организации (учреждения, предприятия), выполняющие исследования и раз­работки в качестве основной деятельности либо имеющие в сво­ем составе подразделения, основной деятельностью которых яв­ляется выполнение исследований и разработок, независимо от их принадлежности к той или иной отрасли экономики, органи­зационно-правовой формы и формы собственности. С точки зрения их специализации могут быть выделены научные органи­зации, ведущие исследования преимущественно в той или иной области знаний (общенаучного профиля) или отрасли экономи­ки (отраслевого профиля).


 


 


 

ставе организации (учреждения, предприятия, фирмы). Наличие таких подразделений не зависит от принадлежности организа­ции к той или иной отрасли экономики, от организационно-правовой формы собственности.

Среди организационных структур инновационного менедж­мента особая роль принадлежит малым фирмам.

Одной из важнейших проблем инновационного бизнеса яв­ляется проблема финансирования.

В решении этой проблемы участвуют организации, зани­мающиеся поддержкой инновационных фирм и предпринимате­лей. Такими организациями являются инкубаторы бизнеса (бизнес-инкубаторы) и инкубаторы технологий. Рассмотрим более под­робно сущность и направления деятельности таких организаций.

Возрастание сложности и комплексности научных исследо­ваний и разработок способствовало появлению и развитию биз­нес-инкубаторов. Главное назначение «инкубаторов» — под­держка мелкого, преимущественно инновационного, предпри­нимательства.

В различных литературных источниках инкубаторы называют по-разному: «инновационный центр», «предпринимательский центр», «технологический бизнес-центр». Несмотря на разные названия, отличительной особенностью данной формы органи­зации инновационной деятельности является то, что бизнес-инкубаторы занимаются развитием не конкретного товара, а независимого хозяйствующего субъекта.

Первые бизнес-инкубаторы появились в конце 70-х — нача­ле 80-х годов и придерживались двух стратегических линий. Первая стратегия базировалась на предоставлении вновь созда­ваемым фирмам помещений. Вторая стратегия также предусмат­ривала выделение помещений, но основным в ней было оказа­ние всякого рода услуг и патронаж фирм. В развитых капитали­стических странах при создании и функционировании бизнес-инкубаторов практически используется вторая стратегия. Одна­ко в России при крайне высоких ставках за аренду помещений первое направление является существенной формой поддержки научно-технического предпринимательства.

В странах с рыночной экономикой инкубаторы организуются и финансируются за счет средств местных органов власти, уни­верситетов и других учебных заведений, промышленных корпо­раций, субсидий (часто возвратных) от центрального правитель­ства. Вместе с тем деятельность бизнес-инкубаторов базируется


на использовании значительных объемов капитализированных средств, т.е. средств, уже вложенных в недвижимость и научно-производственные фонды, причем это — долговременные и рис­ковые вложения. В результате создание бизнес-инкубаторов мо­гут осуществить только стабильные в финансовом отношении структуры.

Большинство бизнес-инкубаторов представляют собой сме­шанные предприятия. Среди них можно выделить четыре основ­ных вида:

• корпоративные;

• общественные;

• университетские;

• частные.

Бизнес-инкубаторы различаются по преобладающему источ­нику финансовых средств и по целям создания. Следует отме­тить, что между бизнес-инкубаторами имеются серьезные разли­чия, что делает неправомерным универсальный подход при их образовании. При создании бизнес-инкубаторов большое значе­ние имеет детальная проработка учредительских документов.

Как правило, процедура прохождения фирм-клиентов через бизнес-инкубатор предусматривает четыре основных этапа.

1. Отбор клиента из числа претендентов. Критериями отбора
являются новизна идеи и реальность ее воплощения в жизнь
силами малой фирмы. Если претендент признается перспектив-­
ным, с ним заключается договор на аренду помещения, что тре-­
бует ежемесячного подтверждения сторон, который может быть
расторгнут по желанию одной из них. Тогда клиент в месячный
срок обязан освободить занимаемую площадь.

2. Вселение и первый год работы в условиях технопарка.
Клиент получает финансовую, техническую и прочую помощь
на льготных условиях. Технопарковые структуры предоставляют
высококлассные консультации по организационно-экономичес-­
ким аспектам деятельности малых фирм: ведению бухгалтерско-­
го учета, налогам, юридическим проблемам, — по вопросам использования всевозможных правительственных программ.

3. Становление и рост фирмы, увеличение числа ее работ-­
ников.

4. Выход фирмы.

5. Администрация помогает «созревшему» клиенту подыскать
новое помещение и переехать.


Большинство мелких американских компаний, пользующихся услугами бизнес-инкубаторов, как правило, связаны с использо­ванием высоких технологий. При этом только 60% фирм на пер­вом этапе существования покрывают издержки самостоятельно. Следует также отметить, что лишь 50% фирм могут представить обоснованный бизнес-план своей деятельности, следовательно, особенно важно эффективное функционирование управленче­ского блока бизнес-инкубатора.

Успешная деятельность бизнес-инкубатора обеспечивается гибкой политикой в подборе потенциальных клиентов, надеж­ной экспертизой предлагаемых к реализации проектов и идей, дифференцированным подходом к деятельности инкубируемых фирм на различных этапах их функционирования.

Доходы инкубаторов как коммерческих предприятий скла­дываются из следующих источников:

• арендная плата, получаемая от клиентов, за наем помеще-­
ний;

• продажа услуг разного рода;

• участие в прибылях тех инкубируемых фирм, в которые
парк (инкубатор) как предприятие вложил свои средства.

•I >Первые два источника являются основными, поскольку и по­мещение и услуги предоставляются обычно на льготных условиях. Однако при квалифицированном отборе кандидатов (для этого нужен большой конкурс, что в российских условиях вполне осуществимо) и хорошем управлении последний источник мо­жет стать достаточно весомым. С ним связаны перспективы дея­тельности бизнес-инкубаторов как коммерческих предприятий.

Бизнес-инкубаторы способствуют ускорению использования научно-технических достижений, развитию предпринимательст­ва в области наукоемких технологий, содействуют структурным сдвигам в экономике, росту занятости и благосостояния.

При оценке деятельности бизнес-инкубаторов в международ­ной практике используются такие показатели:

• число фирм, действующих на площадях бизнес-инкубатора;

• размеры этих фирм;

. их возраст и происхождение;

• специализация фирм (наукоемкая или нет);

• процент фирм, прекращающих свою деятельность на раз-
личных этапах существования вследствие:

 

1) коммерческой несостоятельности;

2) несостоятельности заложенных в ее основу идей или пред­-
посылок;


 


 

• темпы роста экономической деятельности клиентов;

• перепрофилирование фирм в процессе самостоятельного
существования.

При этом весомость каждого из перечисленных критериев для разных бизнес-инкубаторов неодинакова. Если бизнес-инку­батор создан при научном центре и его основной задачей явля­ется коммерциализация нововведений, то на первый план вы­двигается показатель уровня наукоемкости клиентов в сочета­нии с параметрами их экономической деятельности. Если ак­центируются проблемы оживления экономики региона, борьба с безработицей, то важнее является общее число рабочих мест, возраст фирмы и ее происхождение. Ведь если парк (инкубатор) пополняется не за счет вновь созданных предприятий, а за счет переезда уже существующих, то для региона эффект от бизнес-инкубатора будет нулевым, хотя в плане коммерческой деятель­ности инкубатора это и выгодно.

В странах с развитой рыночной экономикой комбинация сильного научного центра с научным парком инкубаторского типа доказала свою эффективность.

В условиях России инкубаторские структуры могут быть ор­ганизованы на базе высших учебных заведений и научных цен­тров. Вместе с тем, учитывая недостаточное финансирование выс­шей школы, целесообразно привлечение крупных финансовых инвесторов, прежде всего в лице коммерческих банков и инве­стиционных фондов.

Наиболее перспективным представляется специализация биз­нес-инкубаторов на поддержке фирм, осуществляющих выход на рынок, в том числе на мировой, с качественно новыми това­рами, производимыми с использованием новых технических и технологических принципов, обеспечивающих практическое при­менение фундаментальных и прикладных исследований в про­изводстве товаров, оказании услуг, совершенствовании органи­зации производства.

В зависимости от специализации бизнес-инкубатора форми­руются и определяются условия для его создания:

• необходимый объем финансовых средств;

• материально-техническая база;

• принципы отбора потенциальных клиентов;

• характер предоставляемых услуг;

• принципы взаимоотношений с фирмами, вышедшими из
бизнес-инкубатора.


Деятельность бизнес-инкубаторов осуществляется в соответ­ствии с выбранной стратегией. Однако при любом варианте стратегии обязательно наличие в бизнес-инкубаторе следующих высокопрофессиональных структур:

• экспертного совета, осуществляющего оценку клиентов
для «выдержки» в соответствии с выбранной специализа-­
цией бизнес-инкубатора;

• управляющего блока бизнес-инкубатора, в функции кото-­
рого помимо управления независимой хозяйственной струк­-
турой входят:

 

1) разработка и корректировка индивидуальной программы
прохождения инкубируемой фирмой всех этапов ее жизнедея-­
тельности в бизнес-инкубаторе;

2) определение индивидуально для каждой инкубируемой фир­-
мы достаточного объема льгот;

3) выработка экономической и финансовой политики взаи­-
моотношений с вышедшими из инкубатора фирмами.

Перечисленные специфические функции управляющего бло­ка являются наиболее сложными в организационном и право­вом аспектах. Ошибки при их практической реализации могут привести к негативным последствиям.

Создание бизнес-инкубаторов способствует ускорению науч­но-технического прогресса, без чего невозможны выход эконо­мики из кризиса и ее конкурентоспособность. Инкубаторы биз­неса помогают решить проблемы поддержки научно-техничес­кого предпринимательства. Рассмотрим круг этих задач.

Инкубаторы бизнеса решают задачи поддержки малых, вновь созданных фирм и начинающих предпринимателей. Они явля­ются относительно небольшими организациями по «выхажива­нию» молодых «неоперившихся» фирм и начинающих предпри­нимателей. Существует два вида инкубаторов бизнеса: инкуба­торы наукоемкого бизнеса и инкубаторы низкотехнологичных фирм. Для Европы характерны инкубаторы первого типа, а для США — второго.

Инкубатор бизнеса может быть автономным, т.е. самостоя­тельной хозяйственной единицей с правами юридического лица. Он действует в составе технопарка (в этом случае его называют инкубатором технологий). Инкубатор бизнеса предоставляет весь комплекс услуг для выполнения работ по становлению и разви­тию малых, вновь созданных и находящихся на ранней стадии развития фирм. Автономно действующие инкубаторы решают


задачи поддержки нетехнологического предпринимательства и фирм обычных технологий. Инкубаторы бизнеса, находящиеся в составе технопарка, ориентированы на работу в областях высо­ких технологий, поддержку малых начинающих инновационных предприятий, малого инновационного бизнеса в научно-техни­ческой сфере.

Изменение бизнес-среды в новой экономике привело к воз­никновению интернет-инкубаторов.

Для новой экономики характерны: обучение как непрерывный процесс; готовность к риску; ориентация на создание новых ра­бочих мест; капитал как рабочий инструмент, фактор производ­ства; быстрота изменений; формирование новых альянсов.

Интернет-инкубаторы могут быть следующих типов:

• венчурные инкубаторы;

• венчурные акселераторы;

• венчурные порталы;

• сетевые инкубаторы;

• вертикальные инкубаторы;

• инкубаторы, ориентированные на внутренние идеи.

Интернет-инкубаторы различаются набором и особенностя­ми оказываемых услуг. Наибольшее распространение получили венчурные инкубаторы, оказывающие следующие услуги:

1) офисную инфраструктуру (помещение, мебель, офисная тех-­
ника, компьютеры, внутренняя сеть, внешняя связь, доступ в Ин-­
тернет, конференц-залы и т.п.);

2) бэк-офис (квалифицированный персонал, техническая под-­
держка и т.п.);

3) технологическую поддержку (помощь экспертов, поста­
новка системы управления, развитие интеллектуальной собст-
венности);

4) консалтинговую поддержку (как собственными ресурсами
инкубатора, так и путем привлечения отраслевых экспертов);

5) обучение (включая стажировку в других компаниях), по-­
вышение уровня компетенции менеджеров и специалистов;

6) юридические и бухгалтерские услуги;

7) управление человеческими ресурсами (поиск и наем тре­-
буемых ключевых специалистов);

8) зонтичный брэнд инкубатора и осуществление связей (взаи­-
модействие с венчурными инвесторами — органами государст-­
венной власти, аналогичными крупными компаниями из дру­-
гих стран).


Венчурный акселератор — сервисная компания, которая ока­зывает начинающим предпринимателям консультационные услу­ги по подготовке бизнес-плана, маркетингу и позиционирова­нию проекта, выведению на рынок, сервисные услуги, необхо­димые начинающей компании.

Сетевые инкубаторы представляют собой смесь собственно венчурных фондов и управляющих компаний, а также могут ра­ботать с компаниями, находящимися в разных городах.

Вертикальные инкубаторы специализируются на выращива­нии компаний, принадлежащих одному вертикальному рынку, например рынку мобильной коммерции. В таком инкубаторе могут находиться компании, занимающиеся инфраструктурными разработками (на уровне протоколов передачи данных, обеспе­чения безопасности и др.); компании, специализирующиеся на мобильном контенте и продаже через мобильные устройства доступа.

Инкубаторы, ориентированные на внутренние идеи, создаются при участии крупных транснациональных корпораций и зани­маются развитием компаний, родившихся внутри этих корпора­ций на базе внутренних идей. Такие инкубаторы организовыва­ются специалистами, являющимися экспертами в какой-либо офлайновой области бизнеса. Они могут оказать услуги бизнесу по упрощению и интенсификации обмена информацией; имеют возможность на базе собственных идей формировать команды разработчиков, привлекать квалифицированных менеджеров и осуществлять общий надзор за их работой.

Инкубатор технологий — наукоемкое предприятие, связанное с университетом, научно-технологическим парком или иннова­ционным центром. Его задачи — обслуживание малых иннова­ционных предприятий, «выращивание» новых фирм, оказание им помощи в выживании и успешной деятельности на ранней стадии развития.

Инкубатор технологий может быть интегрированной частью научного парка (Великобритания), исследовательского парка (США), технопарка (Россия), Научно-промышленного парка (КНР).

Инновационный центр — организация, обладающая специали­зированной инфраструктурой, деятельность которой направлена на содействие созданию, росту и развитию фирм, а также на развитие инновационной деятельности в регионе, сотрудничест­во и кооперацию между исследователями ипромышленностью,


оказание услуг наукоемким фирмам в сфере информационного обеспечения, подготовки и обучения персонала в области ме­неджмента; ускорение реального экономического развития на основе создания региональных и международных сетей для об­мена информацией и сотрудничества между фирмами.

Инновационные центры являются важнейшей составляющей в организационной инфраструктуре малого инновационного пред­принимательства.

В России кроме информационных центров организационную инфраструктуру малого инновационного предпринимательства составляют инженерные центры, временные научно-производ­ственные комплексы, внедренческие и инжиниринговые фир­мы, научно-технологические кооперативы и другие предпри­ятия. Наглядно организационная структура малого инновацион­ного бизнеса представлена на рис. 1.4.

Рис. 1.4. Организационная структура малого инновационного бизнеса

Инкубаторы бизнеса существуют в двух видах. Они могут действовать как самостоятельные организации и составляют яд­ро технопарков.

Нередко трудно провести грань, отличающую инкубатор от технопарка. Однако различия между ними есть:


инкубаторы бизнеса поддерживают исключительно вновь
создаваемые и находящиеся на ранней стадии развития
фирмы;

• инкубаторы бизнеса поддерживают не только фирмы вы­-
соких технологий, но и малый бизнес самого широкого
спектра деятельности (нетехнологический бизнес);

• инкубаторы, как правило, не имеют земли, а следователь-­
но, и программ привлечения на нее филиалов и предста­-
вительств крупных корпораций, сдачи в аренду участков
клиентским фирмам под строительство офисов и других по-­
мещений;

• политика постоянного обновления клиентов в инкубаторах
соблюдается жестче, чем в технопарках.

По набору же услуг, функциям, целям и задачам поддержки малого предпринимательства инкубаторы практически не отли­чаются от технопарков.

Существуют различные подходы к определению технопарка. В табл. 1.3 в обобщенном виде представлены эти определения.

Таблица 1.3

Трактовка понятия «технопарк»

 

Основание Определение
1 2
Положение Минобразова­ния России об университет­ском технопар­ке от 20 апреля 1999 г. Технопарк — организация, являющаяся юридиче­ским лицом или в соответствии с законодательством Российской Федерации исполняющая по доверенно­сти правомочия юридического лица, имеющая тес­ные связи с одним или несколькими высшими учеб­ными заведениями и/или научными центрами, про­мышленными предприятиями, региональными и ме­стными органами власти и управления и осуществ­ляющая на находящейся под ее юрисдикцией терри­тории формирование современной инновационной среды с целью поддержки инновационного пред­принимательства путем создания материально-тех­нической базы, социокультурной, сервисной, фи­нансовой и иной базы для эффективного становле­ния, развития, поддержки и подготовки к самостоя­тельной деятельности малых и средних инновацион­ных предприятий, коммерческого освоения научных знаний, изобретений, ноу-хау и наукоемких техноло­гий и передачу их на рынок научно-технической продукции с целью удовлетворения потребности в этой продукции региона и страны

Временное по­ложение о на­учном (иссле­довательском), технологиче­ском парке. Ут­верждено при­казом Мин­науки России от 26 марта 1993 г.

Определение Международ­ной ассоциа­ции научных парков

Кембриджский

университет

Великобрита-

нии


Продолжение табл. 1.3

Под научным, исследовательским, технологическим парком (далее — технопарк) понимается организация, осуществляющая формирование территориальной инновационной среды с целью развития предпри­нимательства в научно-технической сфере путем создания материально-технической базы для ста­новления развития, поддержки и подготовки к са­мостоятельной деятельности малых инновационных предприятий и фирм, производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий. В своей деятельности технопарк взаимодействует с высши­ми учебными заведениями, ведущими научными организациями, научно-исследовательскими цен­трами, расположенными на данной территории Научный или исследовательский парк — структура, управляемая в соответствии с формальным согла­шением о сотрудничестве с университетами и ис­следовательскими центрами с целью содействия созданию и развитию наукоемких предприятий пу­тем передачи научных и технических знаний и управленческих навыков фирмам-клиентам Научный или исследовательский парк можно также определить как комплексный набор целого ряда областей деятельности внутри ограниченной гео­графической территории вблизи университета, где усилиями предпринимателей, профессорско-препо­давательского персонала в единое целое объединя­ются научные, производственные и финансовые ресурсы для производства новой, обладающей бо­лее высокими потребительскими свойствами и ценностями продукции

Научный парк представляет собой группу производ­ственных наукоемких фирм или исследовательских организаций, которые размещены неподалеку от ведущего исследовательского университета на участ­ке земли с красивым, минимально измененным ландшафтом и пользуются выгодами от взаимодей­ствия с этим университетом. Научный парк — сред­ство формирования системы производств и при­кладных исследований, соответствующих по про­филю источнику научно-технического прогресса и расположенных рядом с ним


Определение Ассоциации университет­ских исследо­вательских парков Север­ной Америки

Определение Ассоциации научных пар­ков Велико­британии

Определение Общего дирек­тората XIII Европейской комиссии


Окончание табл. 1.3

2

Университетский исследовательский парк — обла­дающая собственностью организация (юридическое лицо), которая имеет или планирует иметь землю и здания, специально предназначенные для проведе­ния частным и государственным секторами научно-исследовательских и опытно-конструкторских ра­бот, размещения наукоемких фирм и сервисных служб; сотрудничает с университетом или другим высшим учебным заведением на контрактной осно­ве или в рабочем порядке; содействует укреплению связей университета с промышленностью в сфере НИОКР, помогает развиваться новым фирмам, а также способствует экономическому развитию; ока­зывает помощь в передаче технологий и обмене знаниями в области бизнеса между университетами и фирмами, расположенными на территории парка Научный парк — это организация, основанная на праве частной собственности, которая поддержива­ет официальные и рабочие связи с университетом, другим высшим учебным заведением или ведущим научно-исследовательским центром; создана для содействия формированию и развитию наукоемких фирм и других организаций, обычно размещенных на определенной территории; выполняет функции активного управления передачей технологий и зна­ний в области бизнеса организациям, расположен­ным на ее территории

Термином «научный парк» могут описываться орга­
низации, известные под другими названиями («иссле­
довательский парк», «инновационный центр», «центр
развития передовых технологий» и т.д.), если их
деятельность отвечает названным выше критериям
Научный парк, как правило, представляет собой
территорию, на которой реализуется проект разви­
тия и которая находится неподалеку от одного или
нескольких вузов или научно-исследовательских
институтов (или поддерживает рабочие контакты с
ними); имеет условия, благоприятные для органи­
зации новых наукоемких фирм и их последующего
развития; активно содействует передаче технологий
из научно-исследовательских институтов в фирмы
и организации, расположенные на территории на­
учного пар ка или в ближайшем окружении_________


Сопоставление приведенных определений позволяет сделать вывод, что

технологические парки — сетевая система, объединяющая малые научно-технические предприятия, инкубаторы (бизнес-инкубато­ры), информационные, консультативные и другие организации на­учно-технической инфраструктуры вокруг крупного научно-иссле­довательского института или высшего учебного заведения.

Основным условием для создания и эффективного функцио­нирования технопарков является наличие разветвленной сети научно-исследовательских организаций и наукоемких промыш­ленных производств как основных потребителей научно-техни­ческой продукции. В развитии технопарков могут помочь ре­гиональные органы власти, обеспечив организационную и фи­нансовую поддержку, выделив землю, предоставив в аренду по­мещения, экономические льготы.

Выводы

1. Инновационным процессом (ИП) называется подготовка и осу-­
ществление инновационных изменений.

2. ИП состоят из взаимосвязанных фаз, образующих единое ком­-
плексное целое.

3. Результатом ИП является инновация как реализованное исполь­-
зованное изменение.

4. Большое значение для осуществления инновационных процессов
имеет диффузия — распространение во времени уже однажды освоен-­
ной и использованной инновации в новых условиях или местах приме-­
нения.

5. ИП имеет циклический характер.

6. Необходимо различать инновации и несущественные видоизме­-
нения в продуктах.

7. В зависимости от технологических параметров инновации под­-
разделяются на продуктовые и процессные. По типу новизны для рын­-
ка инновации делятся на новые для отрасли в мире; новые для отрасли
в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

8. В зависимости от сфер деятельности выделяют инновации: техно­-
логические, производственные, экономические, торговые, социальные,
в области управления.

9. В инновационной сфере функционируют организационные струк­-
туры наукоемкого бизнеса, которые поддерживают инновационные фир­-
мы и предпринимателей.


Вопросы для повторении

1. Дайте определение инновации.

2. На какие группы делятся субъекты инновационного процесса?

3. Дайте определение научной работы.

4. Расскажите о циклах инновационного менеджмента.

5. Что понимают под научными исследованиями и разработками?

6. В чем различие инноваций и несущественных видоизменений в
продуктах и технологических процессах?

7. Чем отличаются продуктовые инновации от процессных?

8. Как распределяются инновации по типу новизны для рынка?

9. Какие инновации могут быть на входе в предприятие9

10. Перечислите инновации системной структуры предприятия.

11. Назовите инновации на выходе предприятия.

12. Какие направления классификации инноваций в большей мере
отражают новизну и инновационные изменения?

13. В чем состоит сущность циклов Н.Д. Кондратьева?

14. Как классифицируются научные организации по секторам науки
и типам организаций?

15. Дайте характеристику организационных структур малого иннова­
ционного бизнеса.

16. Какую роль играют технопарки в инновационном процессе?


 

 



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.