КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организационные структуры инновационного менеджмента
Организационные структуры инновационного менеджмента — это организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками. На рис. 1.3 представлена в схематичной форме организационная структура научно-инновационной сферы в России. Центральное место в ней занимают организации, осуществляющие инновационную деятельность, научные исследования и разработки. К числу научных организаций относятся все организации (учреждения, предприятия), выполняющие исследования и разработки в качестве основной деятельности либо имеющие в своем составе подразделения, основной деятельностью которых является выполнение исследований и разработок, независимо от их принадлежности к той или иной отрасли экономики, организационно-правовой формы и формы собственности. С точки зрения их специализации могут быть выделены научные организации, ведущие исследования преимущественно в той или иной области знаний (общенаучного профиля) или отрасли экономики (отраслевого профиля).
ставе организации (учреждения, предприятия, фирмы). Наличие таких подразделений не зависит от принадлежности организации к той или иной отрасли экономики, от организационно-правовой формы собственности. Среди организационных структур инновационного менеджмента особая роль принадлежит малым фирмам. Одной из важнейших проблем инновационного бизнеса является проблема финансирования. В решении этой проблемы участвуют организации, занимающиеся поддержкой инновационных фирм и предпринимателей. Такими организациями являются инкубаторы бизнеса (бизнес-инкубаторы) и инкубаторы технологий. Рассмотрим более подробно сущность и направления деятельности таких организаций. Возрастание сложности и комплексности научных исследований и разработок способствовало появлению и развитию бизнес-инкубаторов. Главное назначение «инкубаторов» — поддержка мелкого, преимущественно инновационного, предпринимательства. В различных литературных источниках инкубаторы называют по-разному: «инновационный центр», «предпринимательский центр», «технологический бизнес-центр». Несмотря на разные названия, отличительной особенностью данной формы организации инновационной деятельности является то, что бизнес-инкубаторы занимаются развитием не конкретного товара, а независимого хозяйствующего субъекта. Первые бизнес-инкубаторы появились в конце 70-х — начале 80-х годов и придерживались двух стратегических линий. Первая стратегия базировалась на предоставлении вновь создаваемым фирмам помещений. Вторая стратегия также предусматривала выделение помещений, но основным в ней было оказание всякого рода услуг и патронаж фирм. В развитых капиталистических странах при создании и функционировании бизнес-инкубаторов практически используется вторая стратегия. Однако в России при крайне высоких ставках за аренду помещений первое направление является существенной формой поддержки научно-технического предпринимательства. В странах с рыночной экономикой инкубаторы организуются и финансируются за счет средств местных органов власти, университетов и других учебных заведений, промышленных корпораций, субсидий (часто возвратных) от центрального правительства. Вместе с тем деятельность бизнес-инкубаторов базируется на использовании значительных объемов капитализированных средств, т.е. средств, уже вложенных в недвижимость и научно-производственные фонды, причем это — долговременные и рисковые вложения. В результате создание бизнес-инкубаторов могут осуществить только стабильные в финансовом отношении структуры. Большинство бизнес-инкубаторов представляют собой смешанные предприятия. Среди них можно выделить четыре основных вида: • корпоративные; • общественные; • университетские; • частные. Бизнес-инкубаторы различаются по преобладающему источнику финансовых средств и по целям создания. Следует отметить, что между бизнес-инкубаторами имеются серьезные различия, что делает неправомерным универсальный подход при их образовании. При создании бизнес-инкубаторов большое значение имеет детальная проработка учредительских документов. Как правило, процедура прохождения фирм-клиентов через бизнес-инкубатор предусматривает четыре основных этапа. 1. Отбор клиента из числа претендентов. Критериями отбора 2. Вселение и первый год работы в условиях технопарка. 3. Становление и рост фирмы, увеличение числа ее работ- 4. Выход фирмы. 5. Администрация помогает «созревшему» клиенту подыскать Большинство мелких американских компаний, пользующихся услугами бизнес-инкубаторов, как правило, связаны с использованием высоких технологий. При этом только 60% фирм на первом этапе существования покрывают издержки самостоятельно. Следует также отметить, что лишь 50% фирм могут представить обоснованный бизнес-план своей деятельности, следовательно, особенно важно эффективное функционирование управленческого блока бизнес-инкубатора. Успешная деятельность бизнес-инкубатора обеспечивается гибкой политикой в подборе потенциальных клиентов, надежной экспертизой предлагаемых к реализации проектов и идей, дифференцированным подходом к деятельности инкубируемых фирм на различных этапах их функционирования. Доходы инкубаторов как коммерческих предприятий складываются из следующих источников: • арендная плата, получаемая от клиентов, за наем помеще- • продажа услуг разного рода; • участие в прибылях тех инкубируемых фирм, в которые •I >Первые два источника являются основными, поскольку и помещение и услуги предоставляются обычно на льготных условиях. Однако при квалифицированном отборе кандидатов (для этого нужен большой конкурс, что в российских условиях вполне осуществимо) и хорошем управлении последний источник может стать достаточно весомым. С ним связаны перспективы деятельности бизнес-инкубаторов как коммерческих предприятий. Бизнес-инкубаторы способствуют ускорению использования научно-технических достижений, развитию предпринимательства в области наукоемких технологий, содействуют структурным сдвигам в экономике, росту занятости и благосостояния. При оценке деятельности бизнес-инкубаторов в международной практике используются такие показатели: • число фирм, действующих на площадях бизнес-инкубатора; • размеры этих фирм; . их возраст и происхождение; • специализация фирм (наукоемкая или нет); • процент фирм, прекращающих свою деятельность на раз-
1) коммерческой несостоятельности; 2) несостоятельности заложенных в ее основу идей или пред-
• темпы роста экономической деятельности клиентов; • перепрофилирование фирм в процессе самостоятельного При этом весомость каждого из перечисленных критериев для разных бизнес-инкубаторов неодинакова. Если бизнес-инкубатор создан при научном центре и его основной задачей является коммерциализация нововведений, то на первый план выдвигается показатель уровня наукоемкости клиентов в сочетании с параметрами их экономической деятельности. Если акцентируются проблемы оживления экономики региона, борьба с безработицей, то важнее является общее число рабочих мест, возраст фирмы и ее происхождение. Ведь если парк (инкубатор) пополняется не за счет вновь созданных предприятий, а за счет переезда уже существующих, то для региона эффект от бизнес-инкубатора будет нулевым, хотя в плане коммерческой деятельности инкубатора это и выгодно. В странах с развитой рыночной экономикой комбинация сильного научного центра с научным парком инкубаторского типа доказала свою эффективность. В условиях России инкубаторские структуры могут быть организованы на базе высших учебных заведений и научных центров. Вместе с тем, учитывая недостаточное финансирование высшей школы, целесообразно привлечение крупных финансовых инвесторов, прежде всего в лице коммерческих банков и инвестиционных фондов. Наиболее перспективным представляется специализация бизнес-инкубаторов на поддержке фирм, осуществляющих выход на рынок, в том числе на мировой, с качественно новыми товарами, производимыми с использованием новых технических и технологических принципов, обеспечивающих практическое применение фундаментальных и прикладных исследований в производстве товаров, оказании услуг, совершенствовании организации производства. В зависимости от специализации бизнес-инкубатора формируются и определяются условия для его создания: • необходимый объем финансовых средств; • материально-техническая база; • принципы отбора потенциальных клиентов; • характер предоставляемых услуг; • принципы взаимоотношений с фирмами, вышедшими из Деятельность бизнес-инкубаторов осуществляется в соответствии с выбранной стратегией. Однако при любом варианте стратегии обязательно наличие в бизнес-инкубаторе следующих высокопрофессиональных структур: • экспертного совета, осуществляющего оценку клиентов • управляющего блока бизнес-инкубатора, в функции кото-
1) разработка и корректировка индивидуальной программы 2) определение индивидуально для каждой инкубируемой фир- 3) выработка экономической и финансовой политики взаи- Перечисленные специфические функции управляющего блока являются наиболее сложными в организационном и правовом аспектах. Ошибки при их практической реализации могут привести к негативным последствиям. Создание бизнес-инкубаторов способствует ускорению научно-технического прогресса, без чего невозможны выход экономики из кризиса и ее конкурентоспособность. Инкубаторы бизнеса помогают решить проблемы поддержки научно-технического предпринимательства. Рассмотрим круг этих задач. Инкубаторы бизнеса решают задачи поддержки малых, вновь созданных фирм и начинающих предпринимателей. Они являются относительно небольшими организациями по «выхаживанию» молодых «неоперившихся» фирм и начинающих предпринимателей. Существует два вида инкубаторов бизнеса: инкубаторы наукоемкого бизнеса и инкубаторы низкотехнологичных фирм. Для Европы характерны инкубаторы первого типа, а для США — второго. Инкубатор бизнеса может быть автономным, т.е. самостоятельной хозяйственной единицей с правами юридического лица. Он действует в составе технопарка (в этом случае его называют инкубатором технологий). Инкубатор бизнеса предоставляет весь комплекс услуг для выполнения работ по становлению и развитию малых, вновь созданных и находящихся на ранней стадии развития фирм. Автономно действующие инкубаторы решают задачи поддержки нетехнологического предпринимательства и фирм обычных технологий. Инкубаторы бизнеса, находящиеся в составе технопарка, ориентированы на работу в областях высоких технологий, поддержку малых начинающих инновационных предприятий, малого инновационного бизнеса в научно-технической сфере. Изменение бизнес-среды в новой экономике привело к возникновению интернет-инкубаторов. Для новой экономики характерны: обучение как непрерывный процесс; готовность к риску; ориентация на создание новых рабочих мест; капитал как рабочий инструмент, фактор производства; быстрота изменений; формирование новых альянсов. Интернет-инкубаторы могут быть следующих типов: • венчурные инкубаторы; • венчурные акселераторы; • венчурные порталы; • сетевые инкубаторы; • вертикальные инкубаторы; • инкубаторы, ориентированные на внутренние идеи. Интернет-инкубаторы различаются набором и особенностями оказываемых услуг. Наибольшее распространение получили венчурные инкубаторы, оказывающие следующие услуги: 1) офисную инфраструктуру (помещение, мебель, офисная тех- 2) бэк-офис (квалифицированный персонал, техническая под- 3) технологическую поддержку (помощь экспертов, поста 4) консалтинговую поддержку (как собственными ресурсами 5) обучение (включая стажировку в других компаниях), по- 6) юридические и бухгалтерские услуги; 7) управление человеческими ресурсами (поиск и наем тре- 8) зонтичный брэнд инкубатора и осуществление связей (взаи- Венчурный акселератор — сервисная компания, которая оказывает начинающим предпринимателям консультационные услуги по подготовке бизнес-плана, маркетингу и позиционированию проекта, выведению на рынок, сервисные услуги, необходимые начинающей компании. Сетевые инкубаторы представляют собой смесь собственно венчурных фондов и управляющих компаний, а также могут работать с компаниями, находящимися в разных городах. Вертикальные инкубаторы специализируются на выращивании компаний, принадлежащих одному вертикальному рынку, например рынку мобильной коммерции. В таком инкубаторе могут находиться компании, занимающиеся инфраструктурными разработками (на уровне протоколов передачи данных, обеспечения безопасности и др.); компании, специализирующиеся на мобильном контенте и продаже через мобильные устройства доступа. Инкубаторы, ориентированные на внутренние идеи, создаются при участии крупных транснациональных корпораций и занимаются развитием компаний, родившихся внутри этих корпораций на базе внутренних идей. Такие инкубаторы организовываются специалистами, являющимися экспертами в какой-либо офлайновой области бизнеса. Они могут оказать услуги бизнесу по упрощению и интенсификации обмена информацией; имеют возможность на базе собственных идей формировать команды разработчиков, привлекать квалифицированных менеджеров и осуществлять общий надзор за их работой. Инкубатор технологий — наукоемкое предприятие, связанное с университетом, научно-технологическим парком или инновационным центром. Его задачи — обслуживание малых инновационных предприятий, «выращивание» новых фирм, оказание им помощи в выживании и успешной деятельности на ранней стадии развития. Инкубатор технологий может быть интегрированной частью научного парка (Великобритания), исследовательского парка (США), технопарка (Россия), Научно-промышленного парка (КНР). Инновационный центр — организация, обладающая специализированной инфраструктурой, деятельность которой направлена на содействие созданию, росту и развитию фирм, а также на развитие инновационной деятельности в регионе, сотрудничество и кооперацию между исследователями ипромышленностью, оказание услуг наукоемким фирмам в сфере информационного обеспечения, подготовки и обучения персонала в области менеджмента; ускорение реального экономического развития на основе создания региональных и международных сетей для обмена информацией и сотрудничества между фирмами. Инновационные центры являются важнейшей составляющей в организационной инфраструктуре малого инновационного предпринимательства. В России кроме информационных центров организационную инфраструктуру малого инновационного предпринимательства составляют инженерные центры, временные научно-производственные комплексы, внедренческие и инжиниринговые фирмы, научно-технологические кооперативы и другие предприятия. Наглядно организационная структура малого инновационного бизнеса представлена на рис. 1.4. Рис. 1.4. Организационная структура малого инновационного бизнеса Инкубаторы бизнеса существуют в двух видах. Они могут действовать как самостоятельные организации и составляют ядро технопарков. Нередко трудно провести грань, отличающую инкубатор от технопарка. Однако различия между ними есть: • инкубаторы бизнеса поддерживают исключительно вновь • инкубаторы бизнеса поддерживают не только фирмы вы- • инкубаторы, как правило, не имеют земли, а следователь- • политика постоянного обновления клиентов в инкубаторах По набору же услуг, функциям, целям и задачам поддержки малого предпринимательства инкубаторы практически не отличаются от технопарков. Существуют различные подходы к определению технопарка. В табл. 1.3 в обобщенном виде представлены эти определения. Таблица 1.3 Трактовка понятия «технопарк»
Временное положение о научном (исследовательском), технологическом парке. Утверждено приказом Миннауки России от 26 марта 1993 г. Определение Международной ассоциации научных парков Кембриджский университет Великобрита- нии
Под научным, исследовательским, технологическим парком (далее — технопарк) понимается организация, осуществляющая формирование территориальной инновационной среды с целью развития предпринимательства в научно-технической сфере путем создания материально-технической базы для становления развития, поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных предприятий и фирм, производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий. В своей деятельности технопарк взаимодействует с высшими учебными заведениями, ведущими научными организациями, научно-исследовательскими центрами, расположенными на данной территории Научный или исследовательский парк — структура, управляемая в соответствии с формальным соглашением о сотрудничестве с университетами и исследовательскими центрами с целью содействия созданию и развитию наукоемких предприятий путем передачи научных и технических знаний и управленческих навыков фирмам-клиентам Научный или исследовательский парк можно также определить как комплексный набор целого ряда областей деятельности внутри ограниченной географической территории вблизи университета, где усилиями предпринимателей, профессорско-преподавательского персонала в единое целое объединяются научные, производственные и финансовые ресурсы для производства новой, обладающей более высокими потребительскими свойствами и ценностями продукции Научный парк представляет собой группу производственных наукоемких фирм или исследовательских организаций, которые размещены неподалеку от ведущего исследовательского университета на участке земли с красивым, минимально измененным ландшафтом и пользуются выгодами от взаимодействия с этим университетом. Научный парк — средство формирования системы производств и прикладных исследований, соответствующих по профилю источнику научно-технического прогресса и расположенных рядом с ним Определение Ассоциации университетских исследовательских парков Северной Америки Определение Ассоциации научных парков Великобритании Определение Общего директората XIII Европейской комиссии
2 Университетский исследовательский парк — обладающая собственностью организация (юридическое лицо), которая имеет или планирует иметь землю и здания, специально предназначенные для проведения частным и государственным секторами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, размещения наукоемких фирм и сервисных служб; сотрудничает с университетом или другим высшим учебным заведением на контрактной основе или в рабочем порядке; содействует укреплению связей университета с промышленностью в сфере НИОКР, помогает развиваться новым фирмам, а также способствует экономическому развитию; оказывает помощь в передаче технологий и обмене знаниями в области бизнеса между университетами и фирмами, расположенными на территории парка Научный парк — это организация, основанная на праве частной собственности, которая поддерживает официальные и рабочие связи с университетом, другим высшим учебным заведением или ведущим научно-исследовательским центром; создана для содействия формированию и развитию наукоемких фирм и других организаций, обычно размещенных на определенной территории; выполняет функции активного управления передачей технологий и знаний в области бизнеса организациям, расположенным на ее территории Термином «научный парк» могут описываться орга Сопоставление приведенных определений позволяет сделать вывод, что технологические парки — сетевая система, объединяющая малые научно-технические предприятия, инкубаторы (бизнес-инкубаторы), информационные, консультативные и другие организации научно-технической инфраструктуры вокруг крупного научно-исследовательского института или высшего учебного заведения. Основным условием для создания и эффективного функционирования технопарков является наличие разветвленной сети научно-исследовательских организаций и наукоемких промышленных производств как основных потребителей научно-технической продукции. В развитии технопарков могут помочь региональные органы власти, обеспечив организационную и финансовую поддержку, выделив землю, предоставив в аренду помещения, экономические льготы. Выводы 1. Инновационным процессом (ИП) называется подготовка и осу- 2. ИП состоят из взаимосвязанных фаз, образующих единое ком- 3. Результатом ИП является инновация как реализованное исполь- 4. Большое значение для осуществления инновационных процессов 5. ИП имеет циклический характер. 6. Необходимо различать инновации и несущественные видоизме- 7. В зависимости от технологических параметров инновации под- 8. В зависимости от сфер деятельности выделяют инновации: техно- 9. В инновационной сфере функционируют организационные струк- Вопросы для повторении 1. Дайте определение инновации. 2. На какие группы делятся субъекты инновационного процесса? 3. Дайте определение научной работы. 4. Расскажите о циклах инновационного менеджмента. 5. Что понимают под научными исследованиями и разработками? 6. В чем различие инноваций и несущественных видоизменений в 7. Чем отличаются продуктовые инновации от процессных? 8. Как распределяются инновации по типу новизны для рынка? 9. Какие инновации могут быть на входе в предприятие9 10. Перечислите инновации системной структуры предприятия. 11. Назовите инновации на выходе предприятия. 12. Какие направления классификации инноваций в большей мере 13. В чем состоит сущность циклов Н.Д. Кондратьева? 14. Как классифицируются научные организации по секторам науки 15. Дайте характеристику организационных структур малого иннова 16. Какую роль играют технопарки в инновационном процессе?
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |