КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Символизм. Стиль Модерн
Искусство стран Восточной Европы. Венгрия. В первой половине XIX в. в изобразительном искусстве развивается романтизм и классицизм. В батальном жанре работает В. Мадарас, в бытовом жанре – Мункачи («Мужчина в плаще»), интересны пейзажи К. Марко Старшего («Альвефельдский пейзаж»). Во второй половине XIX в. развивается крестьянский жанр и пейзаж (Л. Паал «В лесу», «Облака»). В архитектуре преобладает классическое направление. Одна из самых знаменитых построек этого времени – здание Национального музея в Будапеште, архитектор Михай Поллак. Чехия. В первой половине и середине XIX в. работают два крупных художника – Иозеф Навратил и Иозеф Манес. И. Навратил занимался декоративно-орнаментальной росписью, в то же время писал реалистические натюрморты («Разрезанные апельсины»).И. Манес – живописец, поэт, музыкант. Он романтик с реалистическим языком воплощения. В его творчестве преобладает крестьянская тема и портрет («Июль. Покос»). Во второй половине XIX в. исторический жанр развивается в творчестве Чермака («Гуситы, обороняющие перевал»), в бытовом жанре и как пейзажист работает Пуркине. Польша. В середине XIX в. урывками работает Михайловский, который являлся обновременно видным общественным деятелем. На его картинах изображены кони, всадники, битвы. Позднее он перешел к пейзажам и крестьянской тематике («Конная ярмарка», «Сенько»). Матейко – мастер исторической живописи, романтик(«Станчик на балу у королевы Боны в Ва веле»). 1870-1880-е гг. – высшая точка развития реализма. В этом стиле работает А. Герымский («Повстанческий патруль», На песочном карьере на Висле»). Югославия. В Сербии работают известные портретисты К. Данил и Авралиович. Румыния. У Николае Григориеску природа и человек-труженик – главные темы его творчества (Крестьянка из Мисчела», «Возвращение с работы»). Болгария. Здесь преобладает реализм (творчество И Ангелова «Жницы», и Я. Вешина «Гайдуки).
ЛЕКЦИЯ Сюзанна А. Стерлоу. Арт Нуво. Дух прекрасной эпохи. «Белфаксиздатгрупп», 1997. Натаниэл Харрис Г. Климпт. М.: Изд. «Спика», 1995. Символизм. (Франция и Бельгия 1870-1900 гг.). Стилю модерн предшествовал символизм, некоторое время эти явления развивались параллельно. Иногда трудно определить, к какому направлению принадлежат работы мастеров того времени. Творчество Климта, Ходлера, позднего Редона, некоторые работы Дени можно отнести и к искусству модерна, и к символизму. Если обозначать разницу между символизмом и модерном, то можно сказать, что это переход от станковой живописи, выражающей мироощущение художника, к воплощению определенного стиля. Символизм проявился главным образом в станковой живописи, он не обладал стилевой определенностью и по времени предшествовал модерну. Модерн как стиль сложился в архитектуре и прикладных искусствах и лишь отчасти повлиял на живопись, прежде всего декоративную. Символизм в поэзии – это интеллектуальная фаза размышления над излиянием бесконечной чувствительности (декадансом). Франция – родина символизма. Но в это время складывается единое литературно-художественное целое стран Франции и Бельгии. Теоретическим основоположником символизма был Шарль Бодлер, изложивший свой взгляд в труде «Эстетические достопримечательности. Он говорит, что мир – продукт Божественного воображения и метафизическое мышление поэта, художника постигает его целостность, переводит иерографическую тайнопись природы на внятный человеку язык. Предметные формы – лишь словарь, текст на его основе надлежит построить. Воображение – «королева способностей».
История символизма во французской живописи открывается творчеством Пьера Пюви де Шаванна и Гюстава Моро. Пьер Пюви де Шаванн (1824-1898) родился в зажиточной бургунской семье, собирался посвятить себя наукам. После путешествия по Италии (1847 и 1848 гг.) решает стать художником. Исследователи отмечают близость образов Пюви греческой вазописи, помпейским росписям, фрескам Джотто и Мантеньи. Символизм Пюви выражен не в аллегории, а в организации форм, создающих новый мир («Священная роща», «Видение античности», «Христианское вдохновение», «Белая скала», «Лето, «Девушки и Смерть», «Девушки у моря», «Сострадание», «Пасторальная поэзия). Гюстав Моро (1826-1898) по-своему перерабатывает мифологическую тематику. Мир Моро – зачарованный мир фантасмагорических пейзажей, призрачной архитектуры и дремотных состояний («Эдип и сфинкс», «Орфей», «Галатея», «Гесиод и муза», «Явление», «Юпитер и Семела», «Мертвый поэт и кентавр», «Фаэтон», «Осень», «Женщина и стрекоза»). Он определяет для себя принципы живописи «прекрасной инерции» и «необходимого великолепия». Эжен Карьер (1849-1906) интересен символикой цвета и «трансформатизмом» в живописи. Согласно его взгляду, свет несет заряд метафоричности, он берется в двойном значении – материальной стихии и духовной энергии. Насыщенность материальной формы светом ассоциируется с сиянием внутренней жизни, духовной просветленностью. Свет наполняет форму изнутри. Художник часто пишет женские и детские портреты («Женщина с пантерой», «Фея с грифонами», «Елена под стенами Трои», «Туалет»). Одилон Редон (1840-1916) занимается графикой, литографией, в 1890-х гг. обращается к живописи. Он создает фантастические образы, использует метафору («Смеющаяся», «Поцелуй матери», «Улыбающийся паук», «Возможно, первая попытка зрения осуществиться в цветке», «Глаз с цветком мака», «Профиль света», «Стена открывается и появляется череп», «Игрок», «Ворон», «Христос святого сердца», «Будда», «Закрытые глаза»). Последние работы мастера – образы цветов, бабочек как изменчивых, трепещущих сгустков света. В 1889 г. сложилась группа Наби (от древнееврейского слова «пророк»). Морис Дени (1870-1943) стремился соединить непосредственно воспринимаемую реальность и предварительно заданную гармонию. Работы соотносятся с религиозным символизмом. В картинах условное сокращение цветовых диапазонов, орнаментальная трактовка сюжета («Женщина среди цветов», «Мечта», «Профиль женщины в окне», «Лестница в листве», «Музы»). Эдуар Вюйар (1868-1940) превращает повседневный мир в красоту («Дама в синем», «Сидящая девушка», «Узорчатое платье»). Бельгиец Джеймс Энсор (1840-1949) с 1883 г. работает в двух противоположенных манерах: живописной, текучей (преимущественно пейзажи) и линейно-плоскостной (сатирические произведения, темы маскарада). В первой технике написаны картины «Христос, шагающий по водам», «Христос, усмиряющий бурю», «Поражение восставших ангелов». Во второй художественной манере написаны полотна «Скандализованные маски», «Интрига», «Добрые судьи», «Жандармы», «Страждущий человек», «Битва золотых шпор».
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |