Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития статистики и ее задачи на современном этапе

Статистика прошла многовековую историю развития, прежде чем стать наукой в современном ее понимании.

Элементы статистического учета были известны еще в глубокой древности. Например, в Китае более чем за две тысячи лет до нашей эры проводились исчисления населения по полу и возрасту; в Древнем Риме велась статистика численности населения и имущественного положения граждан. Эти сведения в основном использовались в военных целях или при обложении налогами. В Древней Руси основными учетно-статистическими источниками были летописи, в которых приводились данные о возникновении и развитии городских поселений, расположенных на водных путях, о наличии в них храмов, церквей, монастырей, жилых строений.

Зарождение статистики как науки началось лишь во второй половине XVII столетия. В 1746 г. немецкий ученый Готфрид Ахенваль (1719 — 1772 гг.) впервые начал читать в Марбургском, а затем в Геттенгенском университетах новую учебную дисциплину, которую он и назвал статистикой. Ученый выбрал такое название не случайно: термин «статистика» происходит от латинского слова status, что переводится как состояние, поэтому выбранное название хорошо отражало основное содержание курса - описание политического состояния и достопримечательностей государства.

В дальнейшем это направление развития статистики получило название описательного, т.к. представители этого учения стремились:

а) систематизировать существующие способы описаний государств;

б) создать теорию такого рода описаний, разработать их подробную схему;

в) вести описание только в словесной форме, без цифр и вне динамики, т. е. без отражения особенностей развития государств в те или иные периоды времени, а только лишь на момент наблюдения.

Гораздо ближе к современному пониманию статистики как науки была английская школа политических арифметиков, которая возникла на 100 лет раньше немецкой описательной школы.

Школа политических арифметиков имела два направления:

§ статистико-экономическое, которое возглавлял основатель школы В. Петти (1623 - 1687 гг.).

§ демографическое, основоположниками которого являлись Дж. Граунт (1620 - 1674 гг.) и Э. Галлей (1656 - 1742 гг.)

Политические арифметики ставили целью изучать общественные явления с помощью числовых характеристик путем обобщения и анализа единичных фактов, а также стремились показать закономерности развития общественных явлений, проявляющихся в массовых статистических данных.

В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки — статистико-математическое. Среди представителей этого направления следует отметить бельгийского статистика А. Кетле (1796 — 1874 гг.) — основоположника учения о средних величинах. Дальнейшее развитие это направление получило в работах представителей английской математической школы: Ф. Гальтона (1822 - 1911 гг.), К. Пирсона (1857 - 1936 гг.); Стьюдента (В. Госсета) (1876 - 1937 гг.), Р. Фишера (1890 — 1962 гг.); М. Митчела (1874—1948 гг.) и др. Последователи этого направления считали основой статистики теорию вероятностей, составляющую одну из отраслей прикладной математики.

Кроме того, большой вклад в развитие статистики как науки внесли и отечественные ученые: И.К. Кириллов (1689—1737 гг.), И.Ф. Герман (1755 - 1815 гг.), Д.Н. Журавский (1810 - 1856 гг.), Н.Н. Семенов - Тян-Шанский (1827 — 1914 гг.), Ю.Э. Янсон (1835 - 1893 гг.), А.А. Чупров (1874 - 1926 гг.), B.C. Немчинов (1894 - 1964 гг.), С.Г. Струмилин (1877 - 1974 гг.), В.Н. Старовский (1905—1975 гг.) и др.

С течение времени сфера применения статистических исследований заметно расширилась, что привело к изменению содержания самого понятия «статистика». В настоящее время оно употребляется в четырех значениях:

1) отрасль практической деятельности, цель которой сбор, обработка, анализ и публикация массовых данных о различных явлениях общественной жизни;

2) статистические методы (в том числе методы математической статистики), применяемые для изучения социально-экономических явлений и процессов;

3) совокупность цифровых данных, характеризующих различные стороны жизни государства, а также данные, представляемые в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономики, и публикуемые в сборниках, справочниках, периодической прессе, которые являются результатом статистической работы;

4) отрасль знания и учебная дисциплина, обладающая определенной спецификой и изучающая количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественным содержанием.

Таким образом, статистика как наука прошла многоэтапный процесс развития и сложилась в результате теоретического обогащения накопленного человечеством передового опыта учетно-статистических работ, обусловленных прежде всего потребностями управления жизнью общества.

Сегодня статистика продолжает развиваться. Одним из ключевых направлений реформирования статистики на современном этапе является обеспечение взаимосвязи статистических показателей, отражающих хозяйственные процессы, происходящие на микро- и макроуровнях, при этом приоритет отдается микроуровню – статистике предприятий.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Статистика | Предмет и метод статистики. В экономическом образовании объектом изучения статистики выступает общество, а также протекающие в нем процессы и закономерности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.