Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Атмосфера, ее состав

Природопользование, его виды. Рациональное и нерациональное природопользование.

Природопользование – теория и практика рационального использования человеком природных ресурсов.

Рациональное природопользование – система деятельности, обеспечивающая экономное использование природных ресурсов и их воспроизводство.

Нерациональное природопользование – система деятельности, ведущая к подрыву восстановительных сил биосферы, исчерпанию природных ресурсов.

Рациональное природопользование включает изучение, охрану, освоение, преобразование ресурсов. Все ресурсы охраняются совместно, добываемые ресурсы используются максимально полезно, достигается воспроизведение и сохранение естественных ресурсов.

Ресурсосбережение – производство и реализация конечных продуктов с минимальным расходом вещества и энергии и с наименьшим воздействием на биосферу.

Энергосбережение – организационная, научная, практическая и информационная деятельность, направленная на эффективное использование энергоресурсов в расчете на единицу конечного полезного эффекта, снижение потерь топливно – энергетических ресурсов в процессе их добычи, переработки, хранении, транспортировки.

Атмосфера, от (греческого слова atmos – пар), газообразная оболочка Земли и других небесных тел. Располагается на уровне 2000км. над поверхностью Земли. Основные слои атмосферы:

1. Тропосфера – высота до 16 – 18 км. на экваторе, и 7 – 8 км. на полюсах, содержит до 80% всей массы воздуха и весь водяной пар.

2. Стратосфера – 60 км.

3. Мезосфера – 80 – 85 км.

4. Ионосфера – 80 -800 км.

5. Экзосфера – 2000 км.

Химический состав: O2 до 21% (по объему), N2 – 78%, аргон Ar – около 1%; CO2 -0,23%.

Под атмосферной пылью понимают взвешенные в воздухе твердые частицы с диаметром более 1 мкм, она имеет как природное, так и искусственное происхождение.

Аэрозоли – частицы 0,1 – 0,001 мкм – твердые и жидкие, которые могут быть заряжены положительно или отрицательно.

Свойства атмосферы:

1. не пропускает на Землю большую часть метеоритов и космической пыли, космического излучения.

2. смягчает суточные колебания температуры

3. распределяет свет от Солнца

4. передает звук (скорость звука в воздухе 330 м/сек)

5. поддерживает процесс горения

6. переносит влагу.

Уровень загрязненности атмосферного воздуха

Загрязнения подразделяются на естественные и антропогенные по происхождению. По масштабам распространения на: локальные и глобальные. Загрязнители разделяют на:

- основные – SO2, NO2, NO,CO2, CO и пыль

- специфические – NH3, HCL, фенол, формальдегид, свинец, мышьяк.

Для каждого вещества, загрязняющего атмосферный воздух, установлена предельная допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ, которая не оказывает на человека ни прямого, ни косвенного воздействия. Установлено два норматива ПДК – максимально разовый (ПДК мр) и среднесуточный (ПДК сс), измеряется в мг/м3, оцениваются – первая по действию в течении 0,5 часа, вторая – в течении 24 часов. Если ПДК для вещества не определена, то руководствуются ориентировочными безопасными уровнями воздействия (ОБУВ).

Преобразование и использование солнечной энергии

Солнечное излучение характеризуется числом часов, когда солнце не закрыто облаками. Для РБ это примерно 1800 часов в год. Для преобразования солнечной энергии в электрическую используют фотогенератор, представляющий собой пластину, собранную из большого числа более мелких пластин размером 100 х 100 мм, соединенных в электрическую цепь, получают «солнечную батарею». Батарея стоит дорого, требует постоянного обслуживания (удаление мусора, пыли, снега с ее поверхности). Стоимость 1 кВт. час электроэнергии, полученной от солнечной батареи, в 4 – 6 раз выше электроэнергии от обычных электростанций. В РБ целесообразны 3 варианта использования солнечной энергии:

1. использование домов солнечной архитектуры (ориентация домов на южную сторону, устройство подогревателей воды, гравийных аккумуляторов тепла в подвалах домов).

2. солнечные коллекторы, гелиоводонагреватели, фокусирующие солнечную энергию зеркала на водонагревателях для горячего водоснабжения.

3. производство электроэнергии с помощью солнечных батарей.

Потенциал «солнечной энергетики»

1м2 поверхности солнечной батареи вырабатывает до 1400 кВт.час в год, 1м2 поверхности гелиоводонагревателя способен нагреть примерно 175 л. до 50 С в сутки, экономит в год природного газа 145 м3 или 240 кг. каменного угля.

Ветроэнергетика – процесс преобразования механической энергии движения воздуха с помощью электрогенератора в электрическую энергию. Установки дорогие, срок окупаемости в зарубежных странах до 10 – 12 лет. Эффективно работают при скорости ветра более 5 м/сек. В РБ средняя скорость ветра не более 3 м/с, поэтому требуются специальные ветроустановки и выбор места их работы в местах с максимальной скоростью ветра (районы Фаниполя, Брасавские озера – первые опытные установки). В РБ можно вырабатывать с помощью ветра до 7 млрд. кВт.час электроэнергии, экономя при этом до 2 млн. условного топлива (потенциал ветроэнергетики).

Контрольные вопросы

1. Определите, что будет являться природными ресурсами в Вашей будущей профессии.

2. Приведите собственные примеры исчерпаемых возобновляемых ресурсов в РБ.

3. Объясните, что такое «нерациональное природопользование?»

4. Раскройте сущность понятия «энергосбережение».

5. Назовите основные свойства атмосферы.

6. Проанализируйте причины недостаточного использования гелиоэнергетики и ветроэнергетики в РБ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Природные ресурсы – различные способы существования, которые люди находят в природе | Земельные ресурсы, их состояние и использование в РБ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.