Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные функции интерфейса прикладной программы с

Краткое описание функций прерывания ЗЗh

Функция инициализации (АХ=0000h)

При вызове: АХ=ООООh

Возврат: АХ - состояние оборудования:
АХ = 0000h - отсутствует драйвер «мыши» или манипулятор;
АХ = FFFFh - «мышь» готова к работе;
ВХ - количество кнопок манипулятора:
ВХ = 0000h - не две кнопки;
ВХ = 0002h - две кнопки (Microsoft mode);
ВХ = 000Зh - три кнопки (Mouse mode).

 

Выбор типа курсора в текстовом режиме (АХ=0000h)

При вызове: АХ=000АХ – выбор типа курсора:

ВХ = 00 – программируемый курсор;

ВХ = 01 – «жесткий» курсор;

СХ – АND - маска для программируемого курсора или номер верхней скэн-линии для «жесткого» курсора;

ВХ – ХOR - маска для программируемого курсора или номер нижней скэн-линии для «жесткого» курсора;

Возврат: нет.

 

Установка курсора в графическом режиме (АХ=0009h)

При вызове: АХ = 0009h

ВХ – номер столбца «горячего пятна» курсора;

СХ – номер строки «горячего пятна» курсора;

ЕS:ВХ – указатель на 32 слова масок: 16 слов АND-маски и 16 слов ХOR-маски;

Возврат: нет.

 

Установка границ перемещения курсора (АХ=0007h, АХ=0008h)

При вызове: АХ=0007h – установка вертикальных границ перемещения курсора «мыши».

АХ=0008h – установка горизонтальных границ перемещения курсора «мыши».

СХ – минимальная граница перемещения курсора «мыши».

ВХ – максимальная граница перемещения курсора «мыши».

Возврат: нет.

Функции включения/выключения курсора (АХ=0001h, АХ=0002h)

При вызове: АХ=0001h – включить курсор «мыши».

АХ=0002h – выключить курсор «мыши».

Возврат: нет.

Чтение позиции курсора и состояния кнопок «мыши» (АХ=0003h)

При вызове: АХ=ОООЗh

Возврат: ВH – байт состояния кнопок манипулятора:

бит 0 – состояние левой кнопки;

бит 1 - состояние правой кнопки;

бит 2 - состояние средней кнопки (для Моuse mode);

СХ – горизонтальная координата курсора «мыши»;

ВХ – вертикальная координата курсора «мыши».

 

Установка курсора «мыши» в новое место экрана (АХ=0004h)

При вызове: АХ – 0004h - установка вертикальных границ перемещения курсора «мыши».

СХ – горизонтальная координата курсора «мыши».

DХ – вертикальная координата курсора «мыши».

Возврат: нет.

манипулятором «мышь»

Подготовительные операции программы

Для работы по управлению манипулятором и органи­зации ввода информации прикладная программа выпол­няет различные функции прерывания ЗЗh. В настоящее время большинство драйверов «мыши» поддер­живают стандарт, введенный фирмой Мicrosoft для раз­личных функций прерывания ЗЗh. Многие системы про­граммирования имеют в своем составе библиотечные фун­кции, выполняющие обращение к той или иной функции прерывания ЗЗh. Библиотечные функции работают мед­леннее, чем непосредственное обращение к прерыванию ЗЗh из прикладной программы. Кроме того, многие про­граммисты в нашей стране используют неполные или даже несанкционированные копии систем программирова­ния, в которых библиотеки поддержки манипулятора от­сутствуют или работают некорректно. Поэтому в даль­нейшем приводятся примеры непосредственного обраще­ния к прерыванию ЗЗh, а не библиотечные функции ТuгЬо С.

Каждая программа, использующая для ввода инфор­мации манипулятор «мышь», должна выполнить ряд под­готовительных операций:

1) определить, инсталлирован ли драйвер «мыши»;

2) задать вид и форму курсора манипулятора;

3) описать границы перемещения курсора «мыши» по экрану;

4) описать «чувствительность» курсора, равную числу «микки», приходящихся на один пиксел экрана по гори­зонтали и вертикали;

5) установить порог «удвоенной» скорости курсора «мыши»;

6) «включить» курсор манипулятора (сделать его ви­димым на экране);

7) установить курсор в начальную позицию на экране в соответствии с нуждами программы.

Многие из этих действий помогает осуществить функция инициализации и определения текущего состояния драйвера манипулятора (АХ = 0000h). Ниже приводится спецификация этой функции. При вызове:

АХ – 0000h Возврат: АХ – состояние оборудования:

0000h – отсутствует драйвер «мыши» (отсутствует аппаратура, не загружен драйвер);

FFFFh – «мышь» готова к работе; ВХ – количество кнопок манипулятора:

0003h – не две кнопки;

0002h – две кнопки (режим Мicrosoft mode);

000Зh – три кнопки (режим Мouse mode).

При выполнении функции АХ = 0000h драйвер мани­пулятора приводится в состояние по умолчанию:

1) курсор манипулятора установлен в центре экрана и выключен;

2) чувствительность манипулятора по вертикали равна 2 микки/пиксел, по горизонтали – 1 микки/пиксел;

3) порог удвоенной скорости установлен равным 64 микки/с;

4)установлена форма курсора по умолчанию; 5) координаты левого верхнего угла области перемещения курсора манипулятора соответствуют координатам (0, 0), а координаты нижнего правого угла области перемещения манипулятора – максимальным координатам текущего видеорежима минус 1.

Если необходимо установить значения, отличающиеся от значений по умолчанию, используются функции уста­новки формы курсора, границ его перемещения, задания значений чувствительности и порога удвоенной скорости.

Для определения того, работоспособна ли «мышь», не­обходимо выполнить функцию АХ = 0000h и проанализи­ровать возврат в АХ. Если АХ = – 1, это указывает на готовность манипулятора к работе. Здесь следует сделать два замечания. Первое из них состоит в том, что операционная система MS-DOS «цепляет» при загрузке за вектор прерывания ЗЗh «заглушку» из единственной инструкции IRET. Поэтому выполнение инструкции INT ЗЗh даже при отсутствии драйвера не порождает никаких проблем. Второе замечание заключается в том, что успешное завершение инициализации не означает, однако, что аппаратура адаптера или самого манипулятора исправна, а свидетельствует только о том, что загружен драйвер «мыши». В ряде случаев драйвер «мыши» передает в манипулятор заранее заданную последовательность cлов информации. Эти слова вызывают в манипуляторе генерацию ответного «эха», анализ которого позволяет драйверу однозначно опознать «свою» аппаратуру манипулятора и проверить исправность цепей приема информации адаптера асинхронной последовательной связи.

Приводимый далее фрагмент С-кода иллюстрирует использование функции инициализации манипулятора «мышь».

Инициализация «мыши».

АХ = 0

Geninterrupt (0x33);

If (AX = = 0)

Puts (НЕТ мыши!);

exit(-1).

Успешное завершение инициализации позволяет продолжить работу прикладной программы по подготовке к использованию «мыши». Следующая операция связана с определением типа и формы курсора. Драйверы «мыши» в текстовом режиме работы видеоадаптера поддерживают два типа курсора:

1) «жесткий», совпадающий с обычным курсором тек­стового режима в форме нескольких сплошных телевизи­онных строк в пределах знакоместа;

2) программируемый, представляющий собой знакоме­сто с измененным атрибутом символа и, возможно, со специфицированным пользователем символом. Курсор «мы­ши» в текстовом режиме перемещается по знакоместам экрана. Выбор типа и параметров курсора «мыши» в текстовом режиме работы видеоадаптера выполняется с помощью функции АХ = 0Ah прерывания 33h, спецификация которой приводится далее.

При вызове:

АХ – 000Ah – установка курсора «мыши» в текстовом режиме; ВХ – выбор типа курсора:

00 – программируемый курсор;

01 – «жесткий» курсор; СХ – AND-маска (маска экрана) для программируемого курсора или номер верхней скэн-линии для «жесткого» курсора; DX – XOR-маска (маска курсора) для программируемого курсора или номер нижней скэн-линии для жесткого курсора Возврат: нет.

Если выбран «жесткий» курсор, то курсор мыши на экране имеет форму обычного текстового. Преимуществом такого курсора является то, что на экране присутствует только один привычный курсор и при любой операции ввода информации спользованием функций MS-DOS (например, функций стандартного ввода-вывода) кypcор «мыши» автоматически перемещается в текущую текстовую позицию BlOSa. Это не означает, однако, что драйвер «мыши» при перемещении курсора обновляет слово текущей позиции курсора в области данныхBlOSa. Поэтому без дополнительных усилий со стороны программиста не удается поместить символ на экране впозицию, на которую указывает курсор «мыши».

При формировании программируемого текстового курсо­ра используется: 1) слово видеопамяти, образованное сим­волом и атрибутом знакоместа экрана, в котором находится курсор манипулятора – screen word; 2) AND-маска – AND mask; 3) XOR-маска – XOR mask. Результирующее представление курсора на экране формируется поразрядными логическими операциями по формуле

 

screen _ word = screen _ word AND AND _ mask XOR XOR _ mask

 

При перемещении курсора в другую позицию предыдущее содержимое видеобуфера восстанавливается. Таким образом, пользователь может установить различные формы программируемого текстового курсора «мыши». Например, задание AND_mask = 00FFh и XOR_mask = хх00h приведет к тому, что текстовый курсор будет прямоугольником, сохраняющим любой предыдущий символ, атрибут которого хх. Младшая шестнадцатеричная цифра будет задавать цвет контура символа, а старшая – цвет фона. При этом, однако, возможно «исчезновение» курсора, если атрибут символа уже был равен хх. Распространенным является программируемый текстовый курсор со следующими значениями: AND­­­_mask = FFFFh и XOR_mask = 7700h. В этом случае инвертируется как цвет фона, так и цвет атрибута, что гарантирует види­мость курсора и не изменяет символ в позиции курсора. Нетрудно добиться того, чтобы курсор «мыши» на экране отображался в виде нужного символа. Например, для того чтобы, текстовый курсор «мыши» имел форму «птички» (ASCII-код FBh), необходимо задать такие маски: AND_mask – 0000h и XOR_mask – xxFBh, где хх задает атрибут символа курсора. Общеупотребительной является практика изменения формы текстового курсора для индикации обнаруженного нажатия той или иной кнопки манипулятора «мышь».

Далее приводится текст Си-функции задания парамет­ров курсора манипулятора «мышь» для текстового режима работы адаптера.

Установка заданной формы курсора в текстовом режиме. Параметр int mode – выбирает либо «жесткий» (0), либо программируемый курсор (1). Если выбран программируемый курсор, AND_mask задает маску экрана, a XOR_mask – маску курсора. В противном случае AND_mask задает номер верхней скэн-линии, a XOR_mask – номер нижней скэн-линии.

 

include <dos.h>

void set_text_cursor(1nt mode, unsigned int AND_mask,

unsigned int XOR_ mask)

struct REGPACK r;

r.r_ax = 0x0a;

r. r_bx = mode;

r. r_cx = AND_mask;

r.r_dx = XOR_mask;

intr(0x33, &r);

 

В графическом режиме работы видеоадаптера может быть описана любая собственная форма курсора в пределах прямоугольника 16 х 16 пикселов. Курсор в графическом режиме описывается двумя масками размером 16 х 16 бит каждая. Одна из масок называется AND – маской (маской экрана), другая –XOR –маской (маской курсора ). При перемещении курсора предыдущее содержимое экрана вос­станавливается драйвером «мыши». Маски, комбинируясь, определяют способ обработки текущего кода цвета пик­села на экране. Результаты обработки представлены в табл. 4. 1. Табл. 4. 1. Формирования кода цвета пикселов изображения курсора «мыши» в графическом режиме:

 

Бит AND-маски Бит XOR-маски Цвет пиксела на экране
    Цвет фона
    Белый цвет
    Текущий цвет пиксела
    Побитовая инверсия текущего цвета пиксела

С помощью различных масок можно установить любую форму курсора и добиться его видимости на любом фоне. Для режимов 4, 5 и 13h используются только четные столбцы в битовых масках; в противном случае курсор при использовании матрицы 16 х 16 имел бы слишком большие размеры. Для остальных режимов «прореживание» столбцов масок курсора не выполняется.

В графических режимах, кроме формы курсора, описывается так называемое «горячее пятно» (hot spot ) в относительных координатах, за точку отсчета которых принят верхний левый угол прямоугольника 16 х 16 пикселов. «Горячее пятно» – это тот пиксел, на который указывает в данный момент графический курсор. Описание курсора манипулятора «мышь» в графическом режиме выполняет функция АХ = 9 прерывания 33h. Далее приводится ее спецификация. При вызове:

АХ – 0009Н – установка курсора «мыши» в графическом режиме; ВХ – номер столбца «горячего пятна» курсора относительно верхнего левого угла прямоугольника курсора; СХ – номер строки «горячего пятна» курсора относительно верхнего левого угла прямоугольника курсора; ES:DX – указатель на 32 слова масок: первые 16 слов образуют AND-маску, следующие 16 слов – XOR-маску. Использование битов этих масок иллюстрирует табл. 4.1.

Возврат: нет.

Приведем текст Си-функции установки графического курсора манипулятора «мышь».

Установка заданной формы курсора в графическом режиме. Параметры char hot spot row, char hot spot col – относительные координаты «горячего пятна» курсора «мыши» в прямоугольнике курсора; unsigned int far screen and cursor masks – указатель на две подряд расположенные маски экрана и курсора; первые 16 слов массива образуют маску экрана, следующие 16 – маску курсора.

include <dos.h>

void set_graph_cursor(int hot_spot_row,

int hot_spot_column,

unsigned int far screen_and_cursor_masks);

struct REGPACK r;

r. r_ax = 9;

r.r_bx = hot_spot_column;

r.r_cx = hot_spot_row;

 

r.r_es=FP_SEG(screen_and_cursor_masks);

r.r_dх=FP_QFF(screen_and_cursor_masks);

intr(0x33, &r);

 

Для получения графического курсора, видимого на любом фоне, поступают следующим образом. Маску экрана (AND-маскy) задают состоящей из слов FFFFh, а маску курсора (XOR-маску) описывают так, чтобы в ней стояли единицы в тех битах, которые образуют очертание курсора, а нули – во всех остальных битах маски. В качестве примера приводится вызов функции set graph cursor 0 для задания графического курсора в форме наклонной стрелки.

 

XOR-маскаотображения курсора в виде стрелки


2 с/с 16 с/с

1000 0000 0000 0000 0x80001100 0000 0000 0000 0xC000
1010 0000 0000 0000 0хC000
1001 0000 0000 0000 0x9000
1010 1000 0000 0000 0хА800
1011 0100 0000 0000 0хB400
1011 1010 0000 0000 0хBA00
1011 1101 0000 0000 0хBD00
1011 1110 1000 0000 0хBE80
1011 1111 0100 0000 0хBF40
1011 1111 1010 0000 0xBFА0
1011 1111 1101 0000 0хBFD0
1011 1111 1110 0000 0xBFE0
1010 1110 0000 0000 0хAE00
1010 0011 0000 0000 0хАЗ00
1110 0011 0000 0000 0хЕЗ00

 

static unsigned screen_and cursor_masks AND-маска
Oxffff, Oxffff, Oxffff, Oxffff,
Oxffff, Oxffff, Oxffff, Oxffff,
Oxffff, Oxffff, Oxffff, Oxffff,
Oxffff, Oxffff, Oxffff, Oxffff

 

Текст исходной программы


.model small

.stack 256

.data

stat db?

col dw?

row dw?

color db 1

flag db 0

rezult db '000$'

mult10 db 10

mes_er db 'мышь не установлена', 13, 10, '$'

mes db 'пpогpамма завеpшена', 13, 10, '$'

mask_m dw 16 dup(0ffffh)

dw 8000h, 0c000h, 0a000h, 9000h

dw 0a800h, 0b400h, 0ba00h, 0bd00h

dw 0be80h, 0bf40h, 0bfa0h, 0bfd0h

dw 0bfe0h, 0ae00h, 0a300h, 0e300h

.code

cursor_on proc near

mov ax, 01

int 33h

ret

cursor_on endp

 

cursor_off proc near

mov ax, 2

int 33h

ret

cursor_off endp

 

mouse_stat proc near

mov ax, 3

int 33h

ret

mouse_stat endp

 

pixel proc near

call cursor_off

mov ah, 0Ch

mov al, color

mov bh, 0

int 10h

call cursor_on

ret

pixel endp

 

speed proc near

mov ax, 000fh

mov cx, 64

mov dx, 64

int 33h

mov ax, 0013h

mov dx, 64

int 33h

ret

speed endp

 

text_curc proc near

mov ax, 000AH

mov bx, 01

int 33h

ret

text_curc endp

 

write proc near

mov bx, 3

cicle:

idiv mult10

add ah, 30h

mov [si+bx-1], ah

mov ah, 0

dec bx

jnz cicle

mov ah, 09

mov dx, offset rezult

int 21h

ret

write endp

 

go: mov ax, @data

mov ds, ax

mov ax, 0

int 33h

cmp ax, 0

jne ner

jmp er

ner:

mov ax, 10h

int 10h

mov ax, 9

xor bx, bx

xor cx, cx

push ds

pop es

lea dx, mask_m

int 33h

call speed

call cursor_on

call mouse_stat

mov col, cx

mov row, dx

next:

mov ah, 02

mov bh, 00

mov dx, 00

int 10h

mov ax, col

lea si, rezult

call write

mov ah, 02

mov bh, 0

mov dx, 0005h

int 10h

mov ax, row

call write

mov dx, row

mov cx, col

 

mov ah, 1

int 16h

jz nosym

mov ah, 0

int 16h

cmp al, 27

je ex

nosym:

mov flag, 0

call mouse_stat

mov stat, bl

cmp col, cx

je rov_lab

mov col, cx

mov flag, 1

rov_lab:

cmp row, dx

je pix

mov row, dx

mov flag, 1

pix:

mov bl, stat

and bl, 2

cmp bl, 2

je nextc

mov bl, stat

and bl, 1

cmp bl, 1

jne next

cmp flag, 0

je next

call pixel

jmp next

ex:

call cursor_off

lea dx, mes

jmp exit

nextc:

inc color

jmp next

er:

lea dx, mes_er

exit:

mov ax, 3

int 10h

mov ah, 9

int 21h

mov ax, 4c00h

int 21h

 

End go


 

Результат работы исходной программы

 

Текст доработанной программы


.model small

.stack 256

.data

stat db?

col dw?

row dw?

color db 1

flag db 0

rezult db '000$'

mult10 db 10

mesx db 'x =$'

mesy db 'y =$'

mes_er db 'мышь не установлена', 13, 10, '$'

mes db 'пpогpамма завеpшена', 13, 10, '$'

mask_m dw 16 dup(0ffffh)

dw 8000h, 0c000h, 0a000h, 9000h

dw 8000h, 0c000h, 0a000h, 9000h

dw 8000h, 0c000h, 0a000h, 9000h

dw 8000h, 0c000h, 0a000h, 9000h

; dw a800h, 0b400h, 0ba00h, 0bd00h

; dw 0be80h, 0bf40h, 0bfa0h, 0bfd0h

; dw 0bfe0h, 0ae00h, 0a300h, 0e300h

.code

cursor_on proc near

mov ax, 01

int 33h

ret

cursor_on endp

 

cursor_off proc near

mov ax, 2

int 33h

ret

cursor_off endp

 

mouse_stat proc near

mov ax, 3

int 33h

ret

mouse_stat endp

 

pixel proc near

call cursor_off

mov ah, 0Ch

mov al, color

mov bh, 0

int 10h

call cursor_on

ret

pixel endp

 

speed proc near

mov ax, 000fh

mov cx, 64

mov dx, 64

int 33h

mov ax, 0013h

mov dx, 64

int 33h

ret

speed endp

 

text_curc proc near

mov ax, 000AH

mov bx, 01

int 33h

ret

text_curc endp

 

write proc near

mov bx, 3

cicle:

idiv mult10

add ah, 30h

mov [si+bx-1], ah

mov ah, 0

dec bx

jnz cicle

 

mov ah, 09

mov dx, offset rezult

int 21h

ret

write endp

 

go: mov ax, @data

mov ds, ax

mov ax, 0

int 33h

cmp ax, 0

jne ner

jmp er

ner:

mov ax, 10h

int 10h

mov ax, 9

xor bx, bx

xor cx, cx

push ds

pop es

lea dx, mask_m

int 33h

call speed

call cursor_on

call mouse_stat

mov col, cx

mov row, dx

 

mov ah, 02

mov bh, 00

mov dx, 0000h

int 10h

mov ah, 9

lea dx, mesx

int 21h

mov ah, 02

mov bh, 00

mov dx, 0009h

int 10h

mov ah, 9

lea dx, mesy

int 21h

 

next:

mov ah, 02

mov bh, 00

mov dx, 0004h

int 10h

mov ax, col

lea si, rezult

call write

mov ah, 02

mov bh, 0

mov dx, 000Dh

int 10h

mov ax, row

call write

mov dx, row

mov cx, col

 

mov ah, 1

int 16h

jz nosym

mov ah, 0

int 16h

cmp al, 27

je ex

nosym:

mov flag, 0

call mouse_stat

mov stat, bl

cmp col, cx

je rov_lab

mov col, cx

mov flag, 1

rov_lab:

cmp row, dx

je pix

mov row, dx

mov flag, 1

pix:

mov bl, stat

and bl, 2

cmp bl, 2

je nextc

mov bl, stat

and bl, 1

cmp bl, 1

jne next

cmp flag, 0

je next

call pixel

jmp next

ex:

call cursor_off

lea dx, mes

jmp exit

nextc:

inc color

jmp next

er:

lea dx, mes_er

exit:

mov ax, 3

int 10h

mov ah, 9

int 21h

mov ax, 4c00h

int 21h

 

End go


 

Результат модифицированной программы

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Программирование последовательного интерфейса | Сигналы интерфейса Centronics
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.