КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гендерная стратификация
Гендер как стратификационная категория рассматривается в совокупности других стратификационных категорий (класс, раса, национальность, возраст). Гендерная стратификация - это процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации. Мужчины и женщины имеют различный доступ к привилегиям, престижу и власти. Проблема распределения традиционно решалась в пользу представителей мужского пола. Хотя женщины и занимают некоторые властные посты, это скорее исключение из общего правила, судя по газетным сообщениям, в которых отмечается: «она единственная женщина» и «это первая женщина». С 1970-х годов феминистские исследователи на Западе используют понятие (поло)/гендерная система. Впервые термин «поло-гендерная система» использован американской феминисткой-антропологом Гейл Рубин в статье «Обмен (торговля) женщинами» (1974): «набор механизмов, с помощью которых общество преобразует биологическую сексуальность в продукты человеческой деятельности, и в рамках которых эти преобразованные сексуальные потребности удовлетворяются» [54] . Гендерные системы являются устойчивыми, их реконструкция позволяет понять, как воспроизводятся социально организованные отношения между полами. Употребление этого термина отсылает нас к традициями структурного функционализма и привлекает внимание к изучению социальных институтов. Гендерная система - это институты, поведение и социальные взаимодействия, которые предписываются в соответствии с полом. Она включает три взаимосвязанных компонента: 1) социальную конструкцию гендерных категорий на основе биологического пола; 2) половое разделение труда, в соответствии с которым мужчинам и женщинам приписываются разные задачи; 3) социальную регуляцию сексуальности, позитивно оценивающую одни формы сексуальности и негативно - другие. Патриархат является типичной гендерной системой[55]. Патриарх – это отец и правитель в семье или племени, или, метафорически, глава церкви. В буквальном смысле патриархат – это право отца. Первоначально термин использовался антропологами и историками. В начале XVII в. английский писатель Р. Филмер использовал модель патриархальной семьи как основу для описания своих воззрений на государственное управление, при котором государь управляет страной так же, как мужчины в семьях управляют своими женами и детьми. Английский философ Дж. Локк отверг параллель между государством и семьей, но не легитимность мужской власти в семье. Феминистки предложили иное понимание патриархата как особой системы контроля над производительными и репродуктивными способностями женщин (а также детей). Понятие патриархата анализируется посредством выявления исторических, социально-экономических и социокультурных форм и типов мужского доминирования, подчиненности (субординации) женщин, гендерного распределения власти и гендерно обусловленного насилия. С точки зрения права патриархат интерпретируется как гендерная дискриминация. По определению Кейт Миллет (р. 1934) [56] (1971), «патриархат – это семейная, социальная, идеологическая, политическая система, в которой женское всегда подчинено мужскому». Социолог феминистской ориентации Сильвия Волби (1990) определила патриархат как «систему социальных структур и практик, в которых мужчины доминируют, подавляют и эксплуатируют женщин». Она выделила шесть структурных компонентов патриархата: эксплуатация мужьями труда своих жен, отношения на рынке труда, государство, мужское насилие, сексуальность, культура. Феминистка и философ Кэрол Пэйтман отмечает, что в тот период, когда в Европе формировалась концепция прав человека, патриархат как таковой не исчез, изменилась только его традиционная форма: из системы, предполагающей подчинение старшим мужчинам в общине, он превратился в братство мужчин на основе пола. Это выразилось в особом типе социального контракта, в соответствии с которым мужчины получают права как граждане, а женщины – нет. Однако предполагалось, что между женщинами и мужчинами существует «сексуальный контракт», в соответствии с которым женщины находятся под защитой мужей (1988). Гейл Рубин заменила термин патриархат более нейтральным, с ее точки зрения, понятием «поло-гендерная система» (1974). На институциональном уровне патриархат как система мужского доминирования воспроизводится посредством государства, семьи, разделения труда, религии, системы образования, и других социальных институтов. На дискурсивном уровне патриархат выражается в том, что мужская точка зрения оказывается доминирующей в социальном и гуманитарном знании, в культуре в целом, а женский взгляд и опыт оттеснены в «культурное зазеркалье». Для патриархатной мысли характерен принцип бинарной оппозиции: разум – эмоции, душа – тело, субъект – объект и т.д., при чем внутри этих пар понятий выстраивается иерархия с главенством (доминированием) первой категории. Этот дискурс конституирует определенный тип сознания, культуры, идеологии, содействующий дискриминации женщин. На уровне межличностных отношений патриархат выражается в том, что мужское общество контролируют тело и репродуктивные способности женщин через запрет контрацепции и другими методами. В феминизме существуют различные теоретические модели патриархата. Полемика ведется относительно исходной методологической позиции: является ли патриархат самостоятельной (трансисторической) формой господства мужчин над женщинами, или же выступает как часть более общей системы социального и экономического контроля, складывающейся на основе классовых, этнических, социокультурных отношений в рамках определенной общественно-экономической формации (феодализма, капитализма). Фактически спор идет о том, является ли патриархат «системой», или частью «системы». Эта дискуссия описывается в литературе как полемика между сторонниками истолкования патриархата как «единой» или как «двойственной» системы. В первом случае патриархат как форма контроля рассматривается самостоятельно; во втором – в связи с другими формами социального и экономического контроля. Сторонники понимания патриархата как «единой системы» (марксистский феминизм, радикальный феминизм) подвергаются критике за неспособность адекватно объяснить, почему капитализм и другие классовые общества принимают форму патриархата. В свою очередь, защитников интерпретации патриархата как «двойственной системы» упрекают за то, что они игнорируют собственную внутреннюю логику и закономерности развития патриархата, а также не сумели объяснить взаимодействие патриархата с другими формами социального и экономического контроля. Различия в понимании патриархата обнаруживают в себя в теоретических моделях гендерной социологии, экономики, психологии, культурологии и т.д., а также в концептуальных разработках интеграции комплексного гендерного подхода в политику и практику. Необходимо различать прилагательные патриархальный (то есть старинный) и патриархатный, обозначающий властные отношения. Что касается матриархата, то следует сказать определенно. Я. Баховен в работе «Теория материнского права» следующие положения: 1. у людей первоначально существовали ничем не ограниченные половые отношения, которые он обозначает термином «гетеризм»; 2. такие отношения исключают всякую возможность достоверно установить отца, и поэтому происхождение можно было определять лишь по женской линии — согласно материнскому праву, — как первоначально это и было у всех народов древности; 3. вследствие этого женщины как матери, как единственные достоверно известные родители молодого поколения пользовались высокой степенью уважения и почета, доходившей до полного господства женщин (гинекократии); 4. переход к единобрачию, при котором женщина принадлежала исключительно одному мужчине, таил в себе нарушение древнейшей религиозной заповеди (то есть фактически нарушение исконного права остальных мужчин на эту женщину), нарушение, которое требовало искупления или допускалось при условии выкупа, состоявшего в том, что женщина в течение определенного времени должна была отдаваться посторонним. Эти выводы сделаны на материалах изучения древних обществ, в которых существовала матрилинейная классификация родства, т.е. счет велся по материнской линии (всегда известно – кто мать, и не всегда – кто отец). Власть же в первобытных общинах оставалась мужской. В первобытной периферии Земли мы до сих пор наблюдаем значительную роль женщин в родовых общинах. Все это позволяет сделать вывод: матриархат – это миф. Тем не менее эпоха доминирования мужчин подходит к концу. Представители сильного пола просто не смогли приспособиться к современной жизни, и поэтому уступят свое место женщинам, утверждает автор статьи «Крах мужчин», американская журналистка Хана Розин. «Мужчины доминировали практически с зари человечества. Но впервые в истории ситуация стремительно меняется», - утверждает Розин. Мужчины не смогли приспособиться к постиндустриальной экономике, которая требует более традиционных и женских навыков - общительности, социального интеллекта, умения сочувствовать, договариваться и проявлять гибкость. Статистика, по словам журналистки, показывает, что мужчины быстро отстают от женщин в школе, на работе и дома. На двух мужчин, закончивших вуз, приходится три женщины с высшим образованием. Из 15 профессий, наиболее быстро набирающих популярность, женщины доминируют во всех за исключением двух. Даже в кино и на телевидении представители сильного пола изображаются идиотами и лодырями, на фоне которых выделяются более успешные женщины. Как отмечает Розин, мужчины доминировали 40 тыс. лет, а взлет женщин начался лишь 30-40 назад. Однако статистика свидетельствует, что уже более половины работающих - женщины. "Поразительно, что это произошло при жизни практически одного поколения", - цитирует Розин The Slate. У господства женщин есть свои плюсы и минусы, отмечает журналистка. Среди малообразованных слоев населения работают, учатся, воспитывают детей именно представительницы слабого пола. «Женщины добиваются большего, чем мужчины, поскольку должны заботиться о детях, надо сводить концы с концами», - говорит Розин, признавая, что этим женщинам, как и их детям, приходится не сладко. «А тот факт, что в Америке каждый пятый мужчина не работает, просто ужасен», - добавляет она, поясняя, что поэтому доминирование слабого пола не следует считать удачей. В изменившихся условиях мужчины должны перестроиться и сменить профессию, считает журналистка. При этом Розин сравнивает женщин с иммигрантами. «Некоторые говорят, что в данный момент женщины обгоняют мужчин благодаря своей физиологии и устройству мозга. Очевидно, это отчасти верно: женщины из-за природных особенностей лучше сосредотачиваются и лучше учатся. Но есть и другой фактор: женщины - аутсайдеры, и у них есть дополнительные стимулы к успеху», - говорит журналистка, отмечая, что женщины, подобно мигрантам, стремятся преуспеть любой ценой. «А мужчины, похоже, сидят сложа руки и никуда не торопятся», - заключает она. Не исключено, впрочем, что мужчины решили сами отказаться от доминирующей роли. Несколько лет назад социолог выяснили, что борьба женщин за свои права привела к тому, что многие мужчины решили переложить на слабый пол свои обязанности. В настоящее время, по словам ученых, можно говорить о стремлении уже мужчин, а не женщин к равенству. Феминизм, заявили социологи, сходит на нет, а вот борьба мужчин за свои права, напротив, набирает обороты.
Гендерная система является относительно устойчивой и воспроизводится механизмами первичной и вторичной социализации и нормативными системами общества. Так, например, для «классического капитализма» первой половины XX века публичная сфера была преимущественно сферой мужской активности, в то время как частная сфера - женской. Рыночные ценности диктовали примат публичной - мужской - индустриальной сферы, приватная - женская - домашняя сфера воспринималась как вторичная, второстепенная по значимости, обслуживающая. Соответственно, поддерживалась иерархия ролей гендерной системы, которая в феминистской теории обычно называется патриархатной. Базовым гендерным соглашением для женщины был контракт «домохозяйки», для мужчины - контракт «кормильца». Рейвин Коннелл говоря о гендерных системах, предпочитает термин «гендерные композиции» и выделяет четыре измерения гендерных отношений, которые считает самостоятельными и равнозначными, и рассматривает их дифференцированно (надо сказать, что, если в ранних работах он иногда называл их структурами, то в более поздних избегает этого термина и говорит просто об «измерениях»: – отношения власти; – производственные отношения (разделение труда); – катексис (эмоциональные отношения); – символические репрезентации. Можно сказать, что в каком-то смысле эти аспекты гендерных отношений до того описывались разными научными теориями: производственные отношения — марксизмом и социалистическим феминизмом; властные (применительно к гендеру) — феминистской теорией патриархата; катексиса — психоанализом, символическое, соответственно, теорией коммуникаций. В постиндустриальном обществе изменяются ценности культуры, в том числе меняется гендерная система. Постепенно классический базовый гендерный контракт вытесняется, по крайней мере для среднего класса, контрактом «равного статуса», в соответствии с которым на смену иерархии патриархата приходит выравнивание прав и возможностей мужчин и женщин как в публичной сфере (политика, образование, профессиональная деятельность, культурная жизнь), так и в сфере приватной (ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, сексуальность и пр.). Гендерную систему советского общества можно назвать этакратической и патримониальной. Это означает, что повседневная жизнь советских людей, их жизненные стратегии обусловливались жестким государственным регулированием, которое определяло возможности действия как в публичной, так и в приватной сфере (этакратия - власть государства). Этакратическая система поддерживалась нормализующими и контролирующими механизмами власти. Она воспроизводилась нормативными документами, идеологическими кампаниями, механизмами государственно организованного социального контроля, средствами массовой информации. В работах российского социолога Игоря Кона предложена периодизация советского гендерного порядка на основе партийно-государственной политики в отношении сексуальности и женщин [57] . Первый этап датируется 1918 - началом 1930-х г.г. И.Кон определяет его как период большевистского экспериментирования в сфере сексуальности и семейно-брачных отношений. В целом, представляется, что большевистский период может быть представлен как гендерная политика решения женского вопроса посредством дефамилизации и политической мобилизации женщин. Это радикальный этап советской политики, целью которого было высвобождение женщины из патриархальной семьи и подчинение ее интересам советского государства. Второй этап — 1930-е — середина 1950-х годов — описывается как тоталитарная андрогиния и экономическая мобилизация женщин. С конца 1920-х годов начинается традиционалистский откат в политике семейно-брачных отношений. Начало этого периода соответствует первым пятилетним планам индустриализации и коллективизации, а затем официальной декларации, согласно которой женский вопрос в Советском Союзе объявляется решенным. Символические границы данного периода — 1936 год (запрет абортов) и 1955 год (разрешение абортов). Отношение государства к абортам — важнейший показатель отношения к индивидуальному выбору женщины. Этот этап государственной мобилизации гендерного гражданства, который привел к стабилизации этакратического патримониального контракта «работающая мать». Третий этап – середина 1950-х – конец 80-х годов – приходится на период политической оттепели, начало которого датируется ХХ съездом КПСС, кампаниями массового жилищного строительства и новой постановкой женского вопроса, связанного с программой решения демографического кризиса в стране. Это этап политической либерализации и кризиса этакратического гендерного порядка. В это время общество ставит под сомнение официальные советские представления о мужественности и женственности, обсуждаются проблемы феминизации мужчин и маскулинизации советских женщин. Особое внимание уделяется проблемам мужского здоровья и деструктивного поведения. Происходит ослабление государственного контроля над частной жизнью граждан вообще и контроля сексуальной жизни в частности. Четвертый этап начинается в период политических и экономических реформ конца 1980-х годов, когда существенным образом меняется роль государства в регулировании социальных отношений вообще и гендерных в частности. Возникают и становятся допустимыми разнообразные тендерные роли. Гендерный порядок характеризуется плюрализмом ролей, индивидуализацией и сексуальными свободами, новыми возможностями для мужчин и женщин. С другой стороны, в России отчетливо проявляется дискриминация по признаку пола (прежде всего, женщин), распространяется традиционалистская идеология, во многих сферах усиливаются патриархатные тенденции и возникают барьеры для продвижения женщин, звучит лозунг возврата женщин к домашнему очагу. Первый этап: эмансипация по-советски, или «новая женщина» В большевистский период выдвигается программа решения так называемого «женского вопроса» в качестве вопроса политического. Женщины были определены как особая категория граждан, имеющая значимые отличия по сравнению с мужчинами. С одной стороны, женщина представлена как «отсталый элемент», нуждающийся в целенаправленном государственно-политическом воздействии. С другой — женщины рассматриваются как матери и строители социалистического общества. В этих качествах они должны быть мобилизованы пролетарским государством. Выдвигая тезис «политической отсталости», «закабаленности» и «темноты» женщин, большевики признавали их неготовность к советской трансформации. Именно в борьбе с отсталостью женского пролетариата заключался смысл политического решения женского вопроса. Женщины считались отсталым элементом не только потому, что их уровень грамотности статистически был гораздо ниже, чем у мужчин, но и потому, что были оплотом традиционной семьи и частной сферы — то есть тех сфер, которые должны были быть преобразованы радикальным образом. Новая политика по отношению к женщинам была представлена в нормативных актах и политических кампаниях, призванных вовлечь их в советскую публичную сферу, превратить в членов советского трудового коллектива: работниц, общественниц и матерей. В сфере занятости женщина-работница становится экономически независимой от мужчины — главы патриархальной семьи. Конституция гарантировала равную оплату за равный труд мужчины и женщины. Однако проводилась и политика гендерного различия. На национализированных предприятиях осуществлялась политика социального обеспечения и поддержки матери-работницы. Предоставлялось время и место для материнского вскармливания прямо на предприятии, гарантировались пособия матерям как в продуктовом, так и — после Гражданской войны — в денежном эквиваленте, предоставлялись отпуска, составлялись списки вредных и тяжелых условий труда, до которых не допускалась работающая женщина. В сфере политики уже с 1920-х годов устанавливаются квоты для женщин как отдельной категории населения. Учреждаются партийные структуры женотделов, организуются кампании политической мобилизации женщин — делегатские движения. Политические кампании государства направлены на преобразование советской частной сферы. В середине 1920-х годов власти начинают кампанию «За новый быт», освобождающую женщин от «кухонного рабства» через социалистическую организацию домашнего труда и мобилизацию женщины в общественное производство. Учреждение детских садов и яслей должно было способствовать решению вопроса об общественном воспитании нового человека. При этом бремя материнства не является для женщины неизбежным, что соответствует общей либерализации сексуальных нравов того времени. Государство организует работу политических и социально-воспитательных учреждений, призванных вовлечь женский пролетариат (работниц и крестьянок) в коммунистическое строительство. Политическую мобилизацию осуществляют отделы по работе среди женщин (женотделы), организованные при ЦК РКПб и партийных комитетах разного уровня. Первыми заведующими Центрального женотдела стали Инесса Арманд и Александра Коллонтай. Задачи женотделов определяются как трудовое раскрепощение работниц и крестьянок, вовлечение женщин в производство. В сфере семейно-брачных отношений были предприняты радикальные меры, направленные на изменения отношений между полами. Идеология семейной политики опиралась на положения, сформулированные классиками марксизма и социал-демократии, которые полагали, что в социалистическом обществе установятся новые свободные формы отношений между мужчинами и женщинами. В результате семья старого патриархального типа, прежде всего, буржуазная семья, для которой характерны коммерциализированные отношения и эксплуатация женского домашнего труда, отомрет. Первыми декретами советской власти был узаконен гражданский брак, зарегистрированный в органах местной администрации, загсах. Разрушалась традиционная религиозно-церковная система супружеских отношений. Семья перестает быть экономической единицей и утрачивает свою стабильность. Показательным в этом отношении становятся разводы. Декрет 1918 года облегчил процедуру развода, а согласно брачному законодательству 1926 года, расторжение брака допускалось в одностороннем порядке. В это же время были юридически уравнены фактический и зарегистрированный браки. Развестись в большевистской России было проще, чем выписаться из домовой книги; средняя продолжительность вновь заключенных браков составляла восемь месяцев, многие браки расторгались на другой день после регистрации. Советские работники (в первую очередь мужчины) могли быть мобилизованы государством на выполнение срочных задач коммунистического строительства, и воспитание ребенка ложится на плечи матери-работницы, старших членов семьи и советских воспитательных учреждений. В результате большевистская политика того времени приводит к ослаблению семейно-брачных уз. Еще один существенный аспект большевистской гендерной политики — формирование новой культуры чувств и отношений. Новая концепция любви предполагает свободу сексуальных отношений и их отделение от брака и деторождения. В соответствии с декретом советской власти, дети, рожденные в браке и вне его, были уравнены в правах. Из права изымается категория незаконнорожденного ребенка и изменяется правовой статус «внебрачной матери». Женщина является трудовой единицей, брак становится личным делом, но материнство декларируется как гражданская обязанность женщины. Большевистский гендерный проект предполагал, что родительские воспитательные функции во многом возьмут на себя советские коммунальные учреждения. Тем не менее дети имели право на алименты, выплачиваемые отцом в случае соответствующего обращения в суд матери ребенка. Реальное внебрачное отцовство установить было трудно. Для объявления мужчины отцом достаточно было заявления матери. Презумпция материнской правоты таким образом была обеспечена законодательством. В области репродуктивных и сексуальных отношений одной из поразительных по своей радикальности мер большевистской гендерной политики была легализация медицинского аборта (1920). Этот нормативный акт до сих пор часто воспринимается как символ эмансипации советской женщины [58] . Дебаты о легализации аборта начались в России еще до Первой мировой войны. Дискуссии о контроле репродуктивного поведения шли в первые десятилетия ХХ века во всей Европе. Дебаты об абортах являются симптомами женской эмансипации и сексуальной либерализации. Но эта проблематика обсуждается в контексте социальных последствий войны, массовых миграций и связанной с ними сексуальной либерализации, цену которой всегда платят женщины. В текстах большевистских идеологов того времени постоянно подчеркивалось, что этот закон является вынужденной мерой, обусловленной послевоенной разрухой. Государство изначально рассматривало материнство не как частное дело советской женщины, а как ее гражданскую обязанность. В то же время мужчины были выделены в отдельную категорию граждан, долг которых — защищать советскую родину, быть готовыми к труду и обороне. Гражданство мужчины было связано государством с воинской и трудовой мобилизацией. Итак, женщина мобилизуется государством в систему общественного коммунистического производства. При этом материнство поддерживается социальной политикой, а отцовство представляется как экономический долг. Теории материнских инстинктов и материнского счастья женщины находят выражение в официальной идеологии. Политика решения «женского вопроса» предполагает меры, обеспечивающие рост грамотности женского населения, освобождение от экономической зависимости в семье. При этом освобождение от патриархальной зависимости и «окультурирование» предполагало политическую мобилизацию женщины, закрепленную тендерным социальным контрактом между работницей-матерью и государством. Несмотря на целенаправленную политику формирования новой освобожденной женщины, в повседневной жизни сохраняются разные уклады. Данный период характеризуется смешением старого и нового быта, традиционных и новых образцов поведения, разрывом между поколениями. При этом, несмотря на все новаторство, в советской молодежной среде воспроизводятся патриархатные ожидания, которые предполагают ответственность мужа за материальное благополучие семьи (роль кормильца). Последствия большевистской политики решения «женского вопроса» были противоречивы: государство, разрушая семью и провоцируя создание женских организаций, рисковало утратить контроль над гражданами. В результате гендерная политика государства была ужесточена и пересмотрена в контексте задач социалистической модернизации 1930-х годов. Второй этап: тотальный гендерный контракт, или «работающая мать» Второй этап государственной гендерной политики[59] привел к стабилизации тендерного контракта «работающая мать». Исследователи, используя термин «гендерный контракт», подразумевают под ним следующее. В каждом обществе существуют определенные способы разделения труда по признаку пола в публичной и приватной сфере и между ними. В соответствии с гендерным контрактом определяется, кто и за счет каких ресурсов осуществляет организацию домашнего хозяйства и уход за детьми в семье и за ее пределами: неработающая мать, поддерживаемая мужем; наемные работники, оплачиваемые из зарплаты обоих супругов; родственники, государство через систему бесплатных детских учреждений и пр. Так, гендерный контракт «домохозяйки» середины ХХ века в США подразумевал жесткое разделение ролей по признаку пола — муж-добытчик зарабатывает деньги в публичной сфере, жена-домохозяйка обеспечивает организацию быта и воспитание детей. Контракт «двухкарьерной семьи» поддерживается в США и Великобритании с 1970-х годов рыночными механизмами, а в Скандинавии — государством. Советское государство поддерживало контракт «работающей матери», при котором государство обеспечивало для женщины условия совмещения двух ролей, а мужчина был в значительной степени отчужден от приватной сферы и роли отцовства. Для периода 1930-х годов характерна политика форсированной индустриализации, коллективизации и «окультуривания» советских граждан. Эти процессы и сопутствующие им принудительные миграции, «трудовая повинность» и массовые репрессии существенно видоизменяют тип семейных отношений. В результате традиционная российская семья разрушалась, на смену ей пришла новая советская семья. В 1930-е годы отчасти меняется государственная политика в отношении семьи. В официальной риторике прослеживается прославление семейно-материнского долга женщины перед обществом и государством. Производственные функции и общественная активность женщины описываются в связи с материнской ролью — контролирующей и заботящейся воспитательницы Индустриализация сопровождается новой жилищной политикой, влияющей на модели брачных отношений. Решение жилищного вопроса в период крупномасштабной миграции сельского населения в города и перетасовки городского населения осуществляется за счет массовой коммунализации жилья. Дома-коммуны в реальности остались утопией большевистского периода, но их идея реализовалась в системе рабочих бараков и общежитий. Обустройство частной жизни клеймилось как «мещанство», проявление индивидуализма, эгоизма и пережитков буржуазного прошлого. Коммунальные квартиры представляют собой пространство коллективного проживания, в котором частная жизнь граждан превращается в объект повседневного контроля и надзора. Модели семейно-брачных и интимных отношений во многом определяются физическим пространством проживания. В коммунальной квартире интимные отношения развиваются в присутствии других; это присутствие еще более ощутимо, чем в случае деревенского дома. Коммунальное сообщество становится суррогатом расширенной семьи, в которой сохраняется консервативная поляризация семейных ролей. Под бдительным надзором ближайшего окружения ролевые изменения или отклонения от предписаний затруднены. В условиях коммунального быта сексуальность не является автономной практикой удовольствия, а остается для женщин нацеленной, как правило, только на деторождение и удовлетворение потребностей мужчины. Наблюдается табуирование сексуальной жизни. Формируется поколение, для которого характерно умалчивание интимного опыта, преподносимое как добродетель. В 1936 году Постановлением ЦИК и СНК СССР запрещаются аборты. Женщина лишается репродуктивных прав, а врач за совершение аборта карается сроком лишения свободы от трех до пяти лет или присуждается к исправительно-трудовым работам. Одновременно предоставляются льготы многодетным и одиноким матерям, расширяется сеть родильных домов, яслей и детских садов, усиливается уголовное наказание за неплатеж алиментов, ужесточается процедура развода, позднее (1944) делегитимизируются фактические браки, запрещается регистрация отцовства внебрачных детей. Все эти меры направлены на укрепление официальных браков и осуществление принудительного материнства советскими гражданками. Официальная идеология утверждает, что гражданская доблесть женщин заключается в материнстве: «В нашей стране женщина-мать — это самый почетный человек. В росте численности нашего населения мы видим источник умножения богатства страны, потому что из всех ценных капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капиталом являются люди, кадры». Даже в случае развода или нежелания мужа иметь ребенка женщине предлагалось воздержаться от прерывания беременности. В этом случае обязанности материального обеспечения материнства и детства берет на себя трудовой коллектив и советское государство. Ужесточается законодательство об алиментах, взыскивание которых теперь становится ответственностью администрации предприятий, где работают отцы, и отделов НКВД. Одновременно появляется инициированная матерями-общественницами идеология, проповедующая модель равного участия супругов в домашней работе и их равной ответственности за воспитание детей, однако такие взгляды остаются маргинальными. Демографическая политика становится репрессивной. Советская печать утверждает, что ужесточение законодательства есть следствие роста благосостояния советского народа. Лозунги на плакатах в Домах матери и ребенка гласят: «Каждая женщина в нашей стране не может не хотеть быть матерью. Она знает, что ее ребенок найдет в жизни все необходимое для всестороннего развития сил и способностей». Материнский долг советских женщин позиционировался как решение демографической проблемы в условиях индустриализации и военизации советской экономики. В условиях отсутствия контрацептивной индустрии и сексуального образования женщина становится мобилизованной как репродуктивная сила, поставляющая государству граждан. Одновременно она мобилизована как работница: в период форсированной индустриализации при низкой производительности труда государство использует женскую рабочую силу как трудовой ресурс. В это время отменяются многие льготы для женщин на производстве (запреты на работу в ночные смены и в тяжелых условиях труда); создаются движения за овладение женщинами мужскими профессиями. При жестких запретах возникают новые стратегии женщин и мужчин, которые находят способы добиваться своих целей, обходя эти запреты. Рассмотрим некоторые стратегии, имеющие гендерные особенности. Среди них — 1) активное приспособление к существующим политическим и экономическим условиям (женщины-стахановки); 2) манипулирование государственной политикой поддержки женщин-матерей; 3) пассивное приспособление в повседневности к существующей гендерной политике. Стратегия активного приспособления или использования условий мобилизации связана в первую очередь с вовлечением женщин (работниц, крестьянок и жен трудящихся) в общественные движения, инициированные партией и государством. Женщины получают новые шансы и эффективно их используют. Активистки участвуют в движениях за овладение женщинами мужскими профессиями (трактористки, летчицы), в движении общественниц и пр. Другая стратегия — манипулирование политикой, ориентированной на поддержку материнства. В 1930-е годы массовый характер приобретает апелляция женщин к властям по поводу семейных конфликтов, в которых женщина считалась жертвой, и государство вставало на ее защиту. Получают распространение обращения с просьбами о помощи в розысках пропавшего супруга и взыскании алиментов. Женщины также обращались в партийные органы в случае неверности мужа и находили поддержку. Еще одна массовая стратегия — пассивное приспособление к изменяющимся требованиям гендерной политики, направленной на укрепление семьи. Во многих семьях сохраняется традиционалистский уклад или его отдельные компоненты. Семья (а не общественное производство) остается приоритетной ценностью граждан, она служит убежищем от государственного контроля. Опору семейного уклада составляли женщины разных поколений, что выражалось в поддержке семейных уз и обязанностей за счет межпоколенческих связей бабушек, матерей и дочерей. В советской семье, в условиях постоянного дефицита потребительских товаров, мобилизуются традиционные функции разделения труда между полами. Женщины вяжут, шьют, готовят, организуют быт, достают потребительские товары. У мужчин своя специализация: востребованы их навыки в традиционно мужских видах домашнего хозяйства — ремонте, мастерстве. Как следствие, женщины выполняют «тройную» роль: к материнству и работе добавляется почти профессиональное обслуживание семьи. Итак, 1930—1950-е годы — это период мобилизации женщины как репродуктивной единицы и как рабочей силы на службу государству и партии. Это период создания нового типа советской семьи, укрепления ее как ячейки социалистического общества, стабилизирующей гендерный контракт «работающая мать». Одновременно именно в условиях репрессивной политики женщины вырабатывают повседневные стратегии, в которых задействуются традиционные и новые гендерные ресурсы.
Третий этап: кризис гендерных ролей в позднесоветский период Во времена «хрущевской оттепели» и «брежневской стагнации» государство остается главным агентом регулирования занятости, семьи, социальной политики в отношении женщин, формирования образов мужественности и женственности. В этот период происходит некоторая либерализация тендерной политики и частичное восстановление приватной сферы. Либерализация гендерной политики связана с декриминализацией абортов в 1955 году и усилением государственной поддержки материнства. Кодекс РСФСР о браке и семье (1968) полностью отменил или изменил большинство законодательных актов сталинского периода. Была упрощена процедура развода, возобновлена возможность установления отцовства. Новая гендерная политика допускала принятие самостоятельных решений по поводу деторождения. Однако эта политика не сопровождается сексуальным образованием, современные контрацептивные средства остаются недоступными. В результате складывается абортная контрацептивная культура (как ее называют демографы), при которой медицинский аборт становится массовым опытом и основным способом контроля репродукции и планирования семьи. В позднесоветский период аборты стали своего рода символом женской репродуктивной и сексуальной свободы. В 1950-е годы в условиях легализации процедуры медицинского аборта по-новому проявляется репрессивно-карательный характер медицины. Аборты осуществляются массово-поточными методами, операция происходит с использованием минимальных обезболивающих средств. Существующие «абортные» возможности планирования семьи, хотя и используются повсеместно и повседневно, представляют травмирующий опыт. В официальной риторике аборт замалчивается, в медицинских практиках он становится символом наказания женщины за отказ от выполнения репродуктивной функции. Карательная функция медицины проявляется как бы невзначай — как непредвиденное последствие заботы, осуществляемой в отношении женщин в учреждениях репродуктивного здоровья. При этом государство осуществляет пронатальную (направленную на материнство) социальную политику и проводит идеологию, отождествляющую «правильную женственность» с материнством. Многочисленные, но незначительные по величине льготы беременным и матерям в 1970—1980-е годы призваны не только стимулировать деторождение. Они направлены и на натурализацию женской роли: продвижение идеологии материнства как естественного предназначения. Вместе с тем социальная инфраструктура (медицинские, детские дошкольные учреждения, сфера бытового обслуживания) не соответствует потребностям семьи, заставляя осуществлять собственные стратегии по адаптации к проблемам воспитания детей и организации быта. Использование межпоколенческих родственных связей по-прежнему является повседневной практикой. Организация приватной жизни через систему знакомств, взятки, блата, неформальной оплаты и персональных услуг в государственных учреждениях также становится массовой стратегией. Так, например, стараясь избежать и нежелательного деторождения и его альтернативы — «массово-поточного» аборта, женщины находят возможности либо обратиться к частным образом практикующим врачам, либо обеспечить к себе особое отношение со стороны медицинского персонала, используя взятки и блат. Ограниченная либерализация гендерной политики подкрепляется частичной «реабилитацией личной жизни» (приватной сферы). В первую очередь это связано с массовым жилищным строительством 1960-х годов, то есть с появлением нового типа жилья — отдельной квартиры — и новых возможностей для обустройства личной жизни. Семья становится автономной единицей; повседневные интимные отношения, воспитание детей, организация быта выходят за пределы постоянного контроля соглядатаев. Контроль за «правильным» осуществлением мужественности и женственности в большей степени, чем прежде, делегируется семье и ближайшему социальному окружению. Семья вступает в своего рода «конкурентные» отношения с государством. В официальной идеологии преобладает интерпретация семьи как «основной ячейки» общества, для которой характерно разделение ролей по признаку пола: на женщину возлагаются основные обязанности по воспитанию детей и заботе-обслуживанию. В то же время совмещение ролей матери и работницы, положение одиноких матерей становятся проблематичными, и это находит отражение в позднесоветских СМИ и социологических исследованиях. Критике подвергается и мужская роль, поскольку обнаруживаются многие проблемы, связанные с отчуждением мужчины от семьи и невозможностью осуществления роли монопольного кормильца и защитника. В конце 1950-х годов исследователи отмечают формирование так называемой неформальной публичной сферы. Это означает, что наряду с официальной общественной жизнью с ее собраниями членов партии и профсоюзов, демонстрациями лояльности в отношении режима, цензурируемой литературой и СМИ, возникают сообщества, объединяющие людей со сходными досуговыми интересами, — единомышленников, коллег, друзей, родственников, неформальные коллективы на производстве. В таких сообществах не обязательно присутствует политический протест, однако в них развиваются альтернативные ценности и представления о личной и общественной жизни. Для общества позднесоветского периода характерна организация жизни через сети знакомств (полезные связи). Так, поскольку социальная поддержка материнства остается недостаточной, дефицит и низкое качество яслей, детских садов, медицинского обслуживания и пр. заставляет женщин постоянно прибегать к знакомствам, блату, помощи родственников и друзей при уходе за детьми и решении самых разнообразных бытовых проблем. При этом женщины активно используют и те возможности, которые предоставляет государство: матери берут дополнительные отпуска, больничные листы по уходу за детьми, для того чтобы справляться с семейными заботами и домашним хозяйством. Значительная часть рабочего времени расходуется (в первую очередь женщинами) на поиск дефицитных потребительских товаров, стояние в очередях и организацию семейной/личной жизни. Изменения происходят не только на уровне частной жизни, но и в публичном освещении социальных проблем — в литературе и кинематографе и социальных науках (социология, демография, социальная статистика). Так, если идеология провозглашала моногамную семью основной ячейкой общества, а до- и внебрачные связи объявляла буржуазными пережитками или буржуазным влиянием, то кинофильмы демонстрировали коллизии разводов, любовных треугольников, конфликт поколений, отсутствие «настоящих» мужчин и алкоголизм, проблемы матерей-одиночек и пр. Женщины получили относительную свободу в принятии решения о деторождении, в некоторых сообществах процветал промискуитет. По словам Виктора Ерофеева, «русская женщина статистически на работе врала куда меньше, а дома куда меньше пила. Она соображала лучше и была укоренена в сегодняшнем дне. Она стирала, гладила, красила губы даже в самый разгар культа личности...» Разумеется, публичное обсуждение социальных проблем в этот период имеет ограниченный характер, сохраняется жесткая идеологическая цензура. Обсуждение не затрагивает идеологических и политических основ советского строя, оно ограничивается лишь так называемыми неантагонистическими противоречиями социалистического общества, включая проблемы гендерных ролей/отношений. Критика идеологии и практик мобилизованной женственности — работающей матери — и мобилизованной мужественности — служителя Отечества — воплощается в двух основных темах: «кризисе мужественности» и «дисбалансе женских ролей». Спад рождаемости приходит в противоречие с потребностями трудовой мобилизации населения, поэтому усиливается государственная политика, поддерживающая семью. Социальная поддержка видоизменяет женскую роль, усиливается акцент на материнство. Среди мер, которые могут изменить ситуацию падения рождаемости, рассматриваются пропаганда ранних браков, нежелательности разводов и увеличения размера семей. Другими мерами является экономическая поддержка материнства (увеличение числа детских садов и яслей, увеличение оплаты декретных отпусков и отпусков по уходу за ребенком, приоритеты в распределении жилья молодым семьям, разработка программ помощи семье и пр.). Идеальная советская женщина ориентирована на семью и материнство, но вместе с тем работает на советском предприятии или в учреждении, и поэтому анализу подвергается проблема совмещения ею двух ролей. Женщина, в отличие от мужчины, рассматривается в первую очередь через призму семейно-бытовых отношений и повседневных обязанностей. Но прямо или косвенно озвучивается неудовлетворенность женщин своим положением в семье и общественной сфере. Мобилизованная для выполнения целей социалистического строительства женщина испытывает трудности в реализации ролей жены и матери. Вовлеченная в общественно полезный труд, она не справляется с семейными обязанностями, следствием чего являются разводы, проблемы в воспитании детей, одинокое материнство. В качестве альтернативы рассматривается «возвращение женщины в семью». Семья позднесоветского периода сохраняет известную дистанцию от государства и потому для многих людей служит убежищем от государственного и общественного контроля. Однако идентичность состоявшейся женщины — это идентичность «работающей матери». Положение неработающей женщины-домохозяйки и бездетной женщины воспринимается как несостоявшаяся судьба или личные неудачи. Иными словами, выполнение гендерного контракта «работающей матери» является обязательным и принимаемым большинством населения, но одновременно баланс ролей становится все более напряженным. Социальное неравенство полов усиливается в браке. В социологической литературе того периода зафиксировано, что женские занятия составляют основу домашнего хозяйства и поглощают много внерабочего времени, образуя своего рода вторую смену женщин-работниц. В семье фиксируется разделение ролей по половому признаку: в «кухонной работе» «нет никакого равенства или хотя бы намека на равенство», существуют различия, касающиеся стирки белья, уборки квартиры, воспитания детей и пр. В целом мужчины оцениваются как «менее квалифицированные в домашнем труде». В домашних обязанностях замужних женщин-работниц большой объем занимает обслуживание мужа. Женщины в неполных семьях (матери детей, рожденных вне брака, вдовы и разведенные) тратят на домашние дела времени примерно на шесть часов в неделю меньше, чем матери детей в полных семьях. Социологи объясняют неравенство в бытовой сфере следующим образом. Во-первых, сохраняют свое значение патриархальные нормы поведения. Традиция ориентирует девушек на обслуживание семьи и осуществление заботы. Во-вторых, зачастую женщины разделяют домостроевские убеждения о характере домашнего труда. В-третьих, неразвитость сферы обслуживания приводит к тому, что мужчины и женщины ориентируются исключительно на потребление продуктов домашнего труда. В-четвертых, не используются резервы модернизации самого домохозяйства. Из признания социального неравенства мужчин и женщин в сфере домашнего труда следуют рецепты изменения ситуации. К ним относятся развитие сферы услуг, индустриализация быта и механизация домашнего хозяйства. Сторонники таких мер признают, однако, существование естественных ограничений политики равенства: быт, как считают они, по природе не поддается обобществлению. Домашнее хозяйство служит упрочению семьи, и потому некоторые его виды не могут быть компенсированы развитием сферы обслуживания. Другой рецепт предполагает изменения в обычаях и нравах советских людей, например, освоение мужчинами не привычных для них прежде видов домашнего труда. В советском обществе повседневные стратегии многих женщин предполагали помощь старших родственников, которая компенсировала неразвитость социальной инфраструктуры и помогала выполнять роль «работающей матери». Другой стратегией облегчения двойной нагрузки стало сознательное ограничение количества детей в семье, позволяющее более гибко совмещать обязанности. Кризис гендерного порядка проявился также в обсуждении мужской роли. В позднесоветский период критикуется «феминизация» мужчин и обсуждается их демографический «недостаток», низкая продолжительность жизни, высокий уровень заболеваемости и смертности, массовость вредных привычек, алкоголизма, производственного травматизма. Лозунг «Берегите мужчин!», получивший распространение в конце 1960-х годов, описывал советского мужчину как жертву природы, модернизации и конкретных жизненных обстоятельств. Среди мер по преодолению специфически мужских проблем предлагается более жесткий и систематический контроль за здоровьем мужчин, оздоровление семьи, усиление ответственности женщин за правильный образ жизни мужей. Однако эти меры не могли радикально улучшить ситуацию, поскольку социалистическое общество ограничивает возможности реализации «настоящей» мужественности, ориентирующейся на экономическую и политическую независимость, защиту Отечества и служение высоким идеалам. Таким образом, последняя фаза советского гендерного порядка характеризуется кризисом советских проектов мужественности и женственности. Кризис гендерного порядка проявился и в постепенной утрате государством контроля над повседневной частной жизнью граждан. Необходимо также учитывать и различия тендерных и, прежде всего, семейных укладов в разных республиках Советского Союза, в городах и деревнях, в центре и периферии. Они в совокупности определяли сложную динамику гендерного порядка в позднесоветский и постсоветский период. Четвертый этап: дилеммы гендерного различия и гендерного равенства В постсоветский период положение женщин и мужчин в обществе меняется как на политическом и идеологическом уровнях, так и на уровне повседневной организации частной сферы. Возникают новые тендерные нормы, но одновременно сохраняются советские образцы социальной организации отношений между полами. При этом меняются не только правила игры, но и возникает ситуация неясности в самоопределении (идентичности) людей. Многие заново выстраивают свою идентичность, вспоминая о дворянских, диссидентских, этнических и прочих корнях. Происходит и переопределение гендерных идентичностей. Если раньше практически любая женщина обязана была исполнять роль работающей матери, то в настоящее время допустимыми становятся и роли/идентичности домохозяйки и бездетных карьерно ориентированных женщин. Разнообразные тендерные нормы воспроизводятся в разных сообществах, от религиозных до гомосексуальных. Те образцы мужественности, женственности и отношений между полами, которые раньше считались маргинальными, даже криминальными, обрели свое право на существование. Разрушаются идеологические основания официального гендерного контракта и официальной политики в отношении женщины. На символическом (культурном) уровне выстраивается новый гендерный порядок. В СМИ, литературе, кинематографе, искусстве появляются разнообразные образцы мужественности и женственности. В обсуждение проблем гендерного устройства общества включаются новые политические силы, общественные и религиозные организации, глобальные информационные агенты, профессиональные сообщества и пр. В современном обществе тем не менее формируются идеи о восстановлении «исконных традиций» мужественности и женственности, которые могут быть приняты и распространены как новые социальные образцы и роли. Однако существуют разные трактовки «традиции» и природы женственности. Они различаются в зависимости от того, что именно в определенной идеологии считается традицией. Традиционными считаются представления о женщине как домашней хозяйке, жизненный мир которой сконцентрирован вокруг обязанностей заботливой супруги, матери, хранительницы домашнего очага. Таков идеал буржуазного семейного устройства со свойственным ему патриархатным разделением половых ролей мужчины-кормильца и женщины-домохозяйки. Существует также взгляд на западную женщину как на феминистку, разрушительницу общества, семьи и традиции. Патриархатные тенденции проявляются в дискриминации женщин в публичной сфере, в частности при найме на работу. Так, женщина оценивается как неспособная эффективно выполнять профессиональные функции, поскольку она имеет детей или собирается их завести и о них заботиться. Отмечается незащищенность женщин от насилия, в том числе сексуального, на работе и дома. Исследователи отмечают сексизм в средствах массовой информации, сексуализацию женственности, распространение порнографии и проституции. Однако патриархатный ренессанс — явление скорее временное и фрагментарное, он не определяет все изменения гендерного порядка. Тезис о ренессансе патриархата ставится под сомнение со второй половины 1990-х годов. В этот период наблюдается успешность женщин в рыночных условиях, происходит рост их общественной активности, продвижение в некоторых отраслях бизнеса и на политической арене. Женщины активны и успешны в таких видах бизнеса, как туризм и сервис, в образовании и культуре. Несмотря на спад женского политического участия, появились яркие фигуры женщин-политиков. Некоторые случаи дискриминации по признаку пола становятся известными и осуждаемыми. Сформировались сообщества, занимающиеся феминистскими и гендерными исследованиями, постоянно проходят семинары, школы и конференции, функционируют образовательные программы разного уровня. Организуются выставки, фестивали и прочее, отражающие гендерные проблемы. Вместе с тем в начале 2000-х годов политическая сфера остается устроенной по патриархатному принципу: чем больше власти — тем меньше женщин. В экономической сфере также сохраняется патриархатный принцип: чем больше ресурсов — тем меньше женщин. Сохраняется «стеклянный потолок» для женщин: нет видимых препятствий продвижению по социальной лестнице или открытой дискриминации, но женщины не могут и не хотят продвигаться в карьере, поскольку в этом случае пострадает их семья, дети, а успех может нанести ущерб образу «правильной» женственности. Тем не менее многие сферы занятости успешно удерживаются женщинами. Массовая культура и СМИ представляют разнообразные образы мужественности и женственности. Сексизм сосуществует с портретами активных, инициативных женщин. В рекламе присутствуют различные типажи — от счастливых домохозяек до бизнес-вумен или женщины с младенцем, работающей за компьютером. Модернизированный быт остается гендерно консервативным. Однако появляются и другие гендерные роли, повседневные потребности часто оказываются сильнее консервативных стереотипов. В сфере сексуальности распространяются новые образцы гендерного равенства, когда допускается сексуальная активность женщин, которые осуществляют поиск подходящего партнера, а к сексу относятся как к сфере удовольствия. Однако и в этой сфере сохраняется двойной гендерный стандарт: общество остается более толерантным по отношению к мужской сексуальной активности, чем к женской. В целом сохраняется множество элементов неотрадиционалистской идеологии (культурный сексизм), но появляются и новые возможности для женщин, реализуются стратегии, ведущие к успеху. Однако общество по-прежнему остается организованным таким образом, что сохраняется гендерное неравенство. В постсоветский период женщины продолжают нести основные нагрузки в организации быта (даже при его модернизации и при использовании наемного персонала). Соответственно у женщин остается меньше возможностей для профессионального роста, для освоения новых профессий, для самореализации в сфере занятости. Статистика показывает, что существует структурное гендерное неравенство в доступе к ресурсам. Разрыв в оплате труда возрастает (оплата труда женщин почти на 40% ниже, чем у мужчин), квалификационный опыт женщин в сфере управления значительно ниже. В условиях неравенства и нехватки ресурсов, времени, денег и квалификации, женщины прибегают к мобилизации других средств, в т.ч. к использованию сексуальной привлекательности. Современные гендерные образцы все более становятся агрессивно сексуализированными. В современном российском обществе признается, что женщины имеют равные с мужчинами права, они могут ориентироваться на различные роли, становиться профессионалами, домохозяйками, согласно своему выбору сочетать разные обязанности. Вместе с тем широко распространено мнение, что женщины обладают отличными от мужчин природно обусловленными склонностями и имеют особое предназначение, ограничивающее их карьерные профессиональные возможности. Женщины воспринимаются как особая категория граждан, нуждающихся в патерналистской социальной политике. В рамках этой идеологии подчеркивается, что у женщин есть гендерно обусловленная гражданская функция — демографическое воспроизводство нации. Воспитание детей и поддержка семьи декларируется как предмет государственного интереса и заботы. Утверждается, что в период социальных трансформаций женщина оказывается жертвой: поскольку государство не обеспечивает ее поддержкой, она не может более быть полноценной работающей матерью, то есть полноценной гражданкой. Необходима система целевых социальных прав, гарантируемых мужчинам и женщинам, призванным выполнять свой «общественный долг». Политика, связанная с решением демографических проблем, является ярким примером патерналистской поддержки женщины-матери — российской гражданки. Особенность постсоветского периода заключается в дифференциации и множественности гендерных контрактов, социальных ролей, образцов мужественности и женственности, среди которых выделяются несколько основных. Это контракты «работающей матери», «домашней хозяйки», «сексуализированной женственности».
Гендерный порядок и сфера сексуальности: патриархат и «женская власть» [60] Трансформация в 1985—2000 годах привела к структурным изменениям гендерного порядка в России. Происходит трансформация традиционного патриархата как подчинения женского начала мужскому. Возникают патриархаты. На этом фоне возникает феномен «женской власти». В современном российском публичном дискурсе распространены представления об особой власти, позволяющей женщинам достичь желаемых целей. Эту власть часто называют «женской властью». Смысловым ядром этой дискурсивной фигурации являются репрезентации «женщины-стервы», осуществляющей специфические властные стратегии, далеко не всегда одобряемые обществом. В современных книжных магазинах среди научно-популярной литературы по менеджменту и психологии общения появился новый раздел. У него есть своя терминология, категориальный аппарат, своя система доказательств, свои адепты и читатели. Российская феминистка Л. Попкова не без иронии назвала эту «отрасль» «стервологией». Многочисленные книги в разных сериях (а их число превышает несколько десятков) призывают «стерву» (т. е. женщину, ориентированную на достижения и успех) освоить искусство манипулирования мужчинами и окружающим миром, определяют цели и дают рецепты их достижения. Образ «стервы» в публичном дискурсе явно двойствен. С одной стороны, задача «стервы» — подчинить себе мужчину, заставить его реализовывать ее интересы, «обведя вокруг пальца»; способы достижения цели — «игра без правил», «манипулирование», «обольщение» и т. п. С другой стороны, в качестве «стервы» представлена карьерно ориентированная женщина, умело управляющая трудовым коллективом, обладающая высоким уровнем квалификации в сфере межличностного профессионального взаимодействия. Вот примеры некоторых названий книг, заголовков и разделов «стервологии»: «Основы дрессировки, или Как изменить мужчину без его ведома», «Записки мудрой стервы», «Стерва в пучине страстей. Мужчина в сердце и под каблуком», «Стерва высшей пробы. Игра по правилам и без», «Стерва выходит сухой из воды», «Стерва на капитанском мостике. Преимущества и издержки власти», «Искусство обольщения», «Женщина, играющая и выигрывающая», «Поймайте на крючок мужчину», «Об обладании и управлении мужчиной», «Как говорить, чтобы мужчины слушали» и т. д. Эта дискурсивная фигурация как феномен гендерного символического порядка требует социологического осмысления. Перед социологом возникают следующие вопросы. Что закодировано в термине «стерва»? Каковы представления о «женской власти» как особой стратегии достижения женщинами поставленных целей? В чем заключается специфика этой власти? Почему субъекты, которым приписываются такие стратегии, представлены негативно или иронически? В патриархатом обществе «власть женщин» является «властью слабых» и обладает следующими чертами. Во-первых, она может быть осмыслена как манипулирование или непрямое влияние на тех, кто доминирует открыто. Во-вторых, границы ее легитимности неопределенны и подвижны, а зачастую она представляется нарушением правил (это и отображено в негативных смыслах термина «стерва»). В-третьих, носители такой власти могут ускользнуть от ответственности за результаты действия, что связано с дефицитом легитимности. В-четвертых, специфическая «власть слабого пола» укоренена в сфере катексиса (семейных и интимных эмоциональных отношениях) с присущими ей отношениями власти и авторитета. В-пятых, данная власть погружена в повседневность; она индивидуализирована, рутинизирована и потому трудно распознаваема, ее трудно разрушить как таковую. В-шестых, «женская власть» как проявление патриархата может разрушиться только вместе с ним. В-седьмых, феминистская политическая стратегия должна заключаться в переосмыслении подчинения в категориях угнетения и разработке прямых солидарных стратегий построения эгалитарного гендерного порядка. В той степени, в какой публичная «власть женщин» в современной России остается неполной, неравной или недостаточно легитимной, сохраняется потребность в манипулятивных стратегиях. Особым является вопрос о том, что происходит с «властью безвластных» в процессе разрушения классического патриархата. Кризис патриархата предполагает усиление и расширение ареала «власти безвластных», с одной стороны, и кризис ее легитимности — с другой. Разрушающийся патриархат допускает женщин в публичную сферу, но ограничивает их возможности, создавая конкуренцию между субъектами разного пола в публичной сфере. Конкуренция с нарушением правил в современной российской публичной сфере (которую иногда описывают в категориях дикого капитализма) ставит женщин в невыгодные условия. Именно на этой фазе патриархата усиливается использование традиционной «женской власти» в не свойственных для нее контекстах публичного пространства. Такими стратегиями власти женщины пытаются компенсировать нехватку ресурсов прямого управления, с одной стороны, и институционализированного насилия — с другой. Однако такая власть-манипулирование не считается легитимной: полагают, что именно ее используют «стервы» — женщины, представляющие угрозу мужскому господству, замаскированному в виде «честных правил игры». Нелегитимная «женская власть» принимает разные формы, но существует две ее разновидности, которые мы считаем ключевыми, — власть сексуально-эротическая и власть заботы. В обоих случаях аффективно ориентированные действия — забота или сексуальное поведение — становятся способами извлечения благ, механизмами неявного контроля или ограничения свободы действий других. Сексуально-эротическая власть осуществляется через использование ресурсов сексуальной привлекательности за пределами легитимной сферы желания и любовных отношений. Власть заботы исполняется как манипулятивная, когда она ограничивает возможности самостоятельного действия тех, на кого направлена. Основным пространством так называемой женской власти — власти, основанной на легитимном праве осуществлять заботу и вызывать страсть, — оставалась более традиционалистская приватно-семейная сфера, сфера интимных отношений или катексиса. Легитимная власть или авторитет женщин в приватной сфере поддерживались советским государством с одной стороны, инфраструктурным дефицитом — с другой, культурными нормами гендерной поляризации — с третьей. В приватной сфере женщина как мать, жена или сексуальная партнерша обладала (и до сих пор обладает) монополией на принятие и исполнение решений; она может подчинять своей воле других зависимых. В этой сфере осуществляются особые типы «женской власти». Именно здесь женщина черпает дополнительные ресурсы, связанные с властью так называемого сексуального объекта, вызывающего страсть и ставящего в зависимость от себя, или с властью заботы как ответственного отношения, предполагающего контроль и подчинение близких. Публичная сфера была и остается гендерно асимметричной, женщинам систематически не хватает ресурсов реальной легитимной власти в публичном пространстве. Ренессанс патриархата, возникший как социальное следствие структурных реформ (речь идет о 1990-х годах), выражается в усилении неконкурентоспособности женщин на рынке труда, приводит к снижению их трудовой занятости в общественном производстве и соответственно к падению их социального статуса. Итак, в постсоветском гендерном пространстве женская власть-манипулирование осуждается как власть «стервы», но признается как распространенная стратегия. С одной стороны, эгалитарные тенденции делают ее в некоторых ситуациях менее востребованной и менее легитимной. С другой стороны, она усиливается из-за структурной неопределенности, коммерциализации социальных отношений, из-за недостатка демократической правовой культуры. Тенденции разрушения социально-экономического патриархата сочетаются с усилением культурного патриархата — андроцентризма. Несмотря на реальное доминирование женщин в организации семейной жизни, его характеризует дефицит легитимности. В настоящее время наблюдается дифференциация гендерных контрактов и столкновение эгалитарных тенденций с тенденциями усиления андроцентризма. С одной стороны, в российском гендерном пространстве существуют сегменты эгалитарного уклада, при котором нет необходимости в манипулятивных стратегиях, с другой — очевидно присутствуют традиционно организованные социальные среды, для которых характерен культурный сексизм, усиливающий значимость метиса «женской власти». Итак, патриархат как система господства предполагает определенную диалектику контроля. Структурное исключение женщин сочетается с формированием женских стратегий манипулирования. В современном российском контексте андро-центризм (или культурный патриархат) воспроизводит «женскую власть» как стратегию действия и как дискурсивную конфигурацию, но дефицит ее легитимности свидетельствует о разрушении классических патриархатных структур. Можно полагать, что власть-влияние, власть-манипулирование, представляет угрозу для достижения идеала гендерного равенства. Она воспроизводит патриархатный гендерный порядок и порождается им в силу того, что существует барьер включенности женщин в «правила игры» на равных. Разрушение «скрытой власти» будет способствовать эгалитаризации гендерного порядка и росту публичной власти женщин.
Тема восьмая. ГЕНДЕРНОЕ (ПОЛО-РОЛЕВОЕ) ПОВЕДЕНИЕ И СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ [61] Ключевые понятия: дискурсы сексуальности и сценарии сексуального поведения
Сфера сексуальных отношений может быть представлена как глубинный уровень гендерного порядка, где создаются и воспроизводятся базовые гендерные различия, которые поддерживаются публичными и приватными
Е.А.Здравомыслова А.А.Темкина дискурсами, социальными институтами и повседневными практиками. Существуют общества патриархального типа, в которых регулирование женской сексуальности составляет основу гендерных отношений. В этих случаях социальная организация сексуальности как брачно-репродуктивной задает жесткие образцы женской жизни. С другой стороны, существуют общества, в которых женская сексуальность является автономной от брака, а сфера сексуальности и гендерные роли не жестко связаны друг с другом. В таких обществах гендерные роли и идентичности многообразны и вариативны. В России в позднесоветский период происходила «невидимая сексуальная революция», сексуальность отделялась от брака и деторождения. Гендерные роли женщин были связаны с материнством, однако женская судьба не определялась исключительно рамками брака. Публичная сфера предоставляла женщинам значительные ресурсы; внебрачное материнство и внебрачная сексуальная жизнь стали в повседневности легитимными практиками. При этом государство, официальные институты и идеология либо не замечали сексуальности (соответственно не было достаточного обеспечения репродуктивного и сексуального здоровья, не хватало контрацепции, экспертной информации, образования и пр.), либо рассматривали половые отношения в браке как единственную норму советской жизни. Такой способ организации сексуальной сферы в России впоследствии получил название лицемерного. В последующих главах мы обсудим причины и последствия разной степени тендерного традиционализма и контроля над женской сексуальностью в исследуемых нами случаях.
В чем заключается гендерный подход к анализу сексуальности? В рамках данного подхода дается объяснение, почему именно женская сексуальность и женская сексуальная жизнь являются предметом пристального внимания и строгого контроля со стороны государства, сообщества, семьи, группы. Основным механизмом такого контроля является брак. Отрыв сексуальной жизни от брака не всегда и не везде являлся (и является) для женщин легитимным, однако именно эти процессы трактуются исследователями как важнейший критерий изменений в области сексуальности (Э. Гидденс, И. Кон). Поэтому брачная и внебрачная женская сексуальность является центральным фокусом нашего исследования. Мужские сексуальные практики во всех обществах подвержены меньшему контролю, хотя и в отношении мужчин существуют санкции и нормативные предписания. В гендерных исследованиях сфера сексуальных отношений - одна из структур гендерного порядка. Сексуальность анализируется исследователями как компонент гендерного порядка, относительно самостоятельный, но одновременно связанный с другими его составляющими. Коннелл рассматривает сексуальность как одну из четырех структур (моделей), в которых проявляется гендерный порядок: Ø структуры властных отношений, т. е. контроль и принуждение по признаку пола; Ø структуры социального разделения труда по признаку пола в приватной и публичной сферах и между ними; Ø структуры катексиса, т. е. социальная организация эмоциональных и сексуальных отношений; Ø символические репрезентации мужественности и женственности. Брачно-пронатальный сценарий: секс как репродукция Пронатально-брачный сценарий составляет основу повседневных дискурсов о сексуальности в позднесоветском обществе. Этот сценарий является ядром официальной политики сексуальности, он поддерживался социальной политикой, предоставляющей льготы матерям, и организацией приватной жизни, идеологией, законодательством, культурными репрезентациями. Брак выступает основной легитимной формой сексуальных отношений, а материнство — приоритетной гражданской обязанностью женщин. Пронатальная (просемейная) политика и идеология поддерживаются низкой степенью институциональной рефлексивности в отношении сексуальности. Для брачно-пронатального сценария интимных отношений характерно то, что партнеры считают брак основной легитимной формой сексуальных отношений, а деторождение и материнство — основным смыслом сексуальной жизни женщины. Рассказ о сексуальном опыте строится как рассказ о брачном союзе. Детские и юношеские сексуальные опыты в автобиографическом нарративе не описываются, рассказ о сексуальном воспитании отсутствует, знания рассказчиков о сексуальной жизни фрагментированы и недостаточны, по их собственной оценке. Последовательность событий в ходе жизненного пути предстает следующим образом. После первой романтической влюбленности следует знакомство с будущим супругом (супругой), в ходе которого происходит первый сексуальный контакт. Первый сексуальный опыт необязательно осуществляется в браке, но он связан с браком или ориентирован на него. Основанием для вступления в сексуальные отношения является брак, сексуальные партнеры — это муж и жена или жених и невеста. Смена партнеров может быть связана с разводом и последующим новым браком. Романтический сценарий: секс — это любовь Романтический сценарий составляет ядро повседневного дискурса позднесоветского периода, который Роткирх называет «жизнью страстями». Любовь легитимирует добрачные и внебрачные отношения, страсть репрезентируется как неуправляемая и неизбежная. На уровне публичных дискурсов романтический дискурсивный режим составляет ядро массово-культурных репрезентаций (литературы, кинематографа, публицистики). В рамках романтической интерпретации сексуальной жизни «на сцене» взаимодействуют «любовники», «возлюбленные», «любимые». Рассказ о сексе включает подробные истории о влюбленности, всепоглощающей страсти, губительной ревности, драматических переживаниях. Такой романтический секс не зависим от брака, хотя иногда отношения завершаются браком. Женщины и мужчины подчеркивают значимость эмоциональной вовлеченности в отношения. Сексуальное удовольствие связывается с силой привязанности. Страстная влюбленность является основанием для выбора сексуального партнера, любовь-привязанность необходима для поддержания устойчивых долгосрочных сексуальных отношений. Э. Гидденс различает три типа любовных отношений: любовь-страсть (преимущественно мужской вариант), романтическую любовь (преимущественно женский вариант) и любовь, основанную на «чистых отношениях». По утверждению Гидденса, романтическая любовь — это женский вариант осмысления интимных отношений, женский путь освобождения от союзов, организованных родителями, что прослеживается и в собранных нами жизнеописаниях. Женский романтический сценарий — это целостный рассказ о любви-сексе. Мужской романтический сценарий имеет свои особенности; он, как правило, предстает как сумма отдельных эпизодов сексуальной жизни рассказчика. Романтический сценарий сексуальных отношений, так же как и репродуктивно ориентированный, не предполагает активного обсуждения интимных отношений между партнерами. Женское сексуальное удовольствие описывается как удовлетворенность романтической стороной интимной связи. В этом сценарии сохраняется гендерный разрыв между инициативой и ответственностью мужчин, с одной стороны, и пассивностью и подчиненностью женщин и сексуальном взаимодействии — с другой. Высокая поэтизированная риторика романтической любви, культивируемая в том числе и в классической литературе, маскирует двойной стандарт в сфере сексуальности: готовность женщины отказаться от сексуального удовольствия, самопожертвование ради любимого человека, который представлен как объект поклонения, обладающий властью над возлюбленной. Обратная ситуация также возможна: любовь-страсть, испытываемая мужчиной, может заставить его нарушить социальные условности, но такие случаи менее распространены в патриархатных обществах и описываются как трагические. Коммуникативно-партнерский сценарий: секс как дружба Дискурс о дружбе составляет основу повседневных позднесоветских дискурсов, он легитимирует внебрачную и нерепродуктивную сексуальность. Его распространенность связана со значимостью социальных сетей, дружбы и неформального общения в повседневной жизни позднесоветского общества. Такое понимание сексуальных отношений воплощается в рассказах об интимности, вырастающей на основе дружбы, общения, совместных дел и интересов, общего стиля жизни. В позднесоветское время «тусовочная сексуальность» часто воспринималась как протест против официальных лицемерных регламентации. На сцене сексуальных взаимодействий действующими лицами являются друзья, близкие люди с общими интересами, принадлежащие к одному кругу. Реконструкция сексуальности в глазах женщин — это реконструкция личностной и сексуальной коммуникации, вербализуемых опытов, когда сексуальность связана с процессом переговоров и учетов интересов партнера. Партнер — это друг, человек своего круга, в его определении присутствует элемент иронии, он может быть «мальчиком», «человеком», «отцом ребенка», «кавалером», «героем-любовником». В мужской версии основания для вступления в отношения — это сексуальное влечение, стремление нравиться и доставлять удовольствие партнерше, которая принадлежит к той же дружеской компании. Ценностью являются эмоциональная привязанность, общие интересы, индивидуальные особенности партнера. Такие отношения характеризуют «открытость, способность к какой-то игре, полная искренность».
Достижительный сценарий: секс как средство производства гендерной идентичности В позднесоветских дискурсах женщинам и мужчинам приписываются разные сексуальные потребности. Различия в женской и мужской природе в официальном дискурсе легитимируются гендерно поляризованными предписаниями. На уровне повседневности сексуальность репрезентируется как выражение и как средство достижения «правильной» тендерной идентичности. Мужская сексуальность связана с реализацией влечения, «выражающего мужскую природу». Итак, «настоящий мужчина» женат, он является квалифицированным сексуальным партнером, здоровым, сексуально потентным, гетеросексуальным, не склонным к перверсиям и имеющим многочисленные внебрачные связи. Он активен, материально обеспечен, исповедует «двойной стандарт» в интерпретации мужского и женского поведения. Данная модель сходна с моделью нормативной маскулинности, описанной в социологических и феминистских исследованиях. Нормативная тендерная идентичность воспроизводится в большинстве мужских сценариев этого периода. Как пишет И. Кон, «мужская сексуальность остается более экстенсивной, предметной, не связанной с эмоциональной близостью и переживаемой не как отношение, а как завоевание и достижение. Многие мужчины по-прежнему отождествляют маскулинность с сексуальностью, осмысливая последнюю главным образом количественно — размеры члена, сила эрекции, частота сношений и количество женщин. Почти каждый юный Вертер по-прежнему втайне завидует Дон Жуану. Многие юноши ассоциируют взрослость с началом сексуальной жизни, причем "мужественность" (вирильность) отождествляется с потенцией, а ее реализация — с агрессией и насилием» [62]. В позднесоветском поколении данный сценарий является широко распространенным: с одной стороны, распространены либеральные практики, с другой — уровень контрацептивной культуры и взаимной ответственности остается низким и ответственность в основном возлагается на женщину. В таком сценарии женщина — это объект гетеросексуального желания, сексуальная востребованность является для нее чрезвычайно значимой, поднимает самооценку, служит самоутверждению.
Внебрачные связи: система оправдания В позднесоветский период моногамность супружеских отношений сохраняет нормативный характер. Однако в повседневности формируется другая норма, согласно которой при определенных обстоятельствах и при соблюдении определенных правил допускается нарушение супружеской верности. Уже в советское время было замечено, что «везде: в литературе, в кино, в театре, в нашей повседневной жизни — мы сталкиваемся с фактами внебрачной половой жизни»[63]. С. Голод приводит данные о наличии параллельных сексуальных практик у половины респондентов (у 37 % женщин и 62 % мужчин) в 1969 г. и у двух третей в 1989 г.[64]. Стратегией совладания с внебрачными отношениями и встраивания их в брачный статус является сокрытие любовных связей. Успешное сокрытие не вносит существенных изменений в брачные отношения, и многие мужчины и женщины соединяют рутину брака с новизной и яркостью внебрачных связей. Страсть и ревность описываются как неконтролируемые и неуправляемые чувства, которым человеку приходится подчиняться. Их развитие имеет цикличный характер, и со временем они проходят. Многие мужчины и женщины утверждают, что внебрачные связи, особенно тайные, укрепляют брак. Если внебрачные связи кратковременны и/или их наличие скрывается от супруга(и), они, как правило, не угрожают супружеским отношениям. По отношению к супружеским изменам двойной стандарт ослабевает, сокрытие внебрачных связей является правилом сохранения брака и для мужчин, и для женщин. Ситуация неопределенности позволяет сохранять брачные отношения, в которых супружеский секс теряет значимость, однако ценность семьи остается высокой. Итак, брачная измена признается функционально значимой в поддержании брака. Считается, что она позволяла реализовывать чувства, «естественные» потребности, давала возможность обрести новые знания и новое понимание себя, вписывая женственность/мужественность в дискурсы романтики и дружбы. Страсть, увлечения, приключения описываются российскими мужчинами и женщинами позднесоветского периода как запретные, опасные и привлекательные. Семья сохраняла свою высокую ценность, однако рутинизация сексуальных отношений в браке препятствовала «сексуальной индивидуализации», которая могла происходить за пределами брака. При этом измена угрожала браку, усиливая его хрупкость и неустойчивость. Внебрачные связи, в том числе скрываемые, постоянно создавали ситуации конфликтов, драматических переживаний, ревности. Как видим, в сфере повседневной жизни, с одной стороны, воспроизводились официальные нормы, с другой — легитимировались нормы «теневые». Сексуальные отношения в основном воспринимаются супругами как «естественные», не требующие знаний и обсуждения (пронатально-брачный сценарий); натурализация половых различий приводит к оправданию мужской активности и женской пассивности (достижительный сценарий). Одновременно в повседневности, при сохранении нормы моногамности, получают распространение практики нарушения супружеской верности. Женское удовольствие: сексуальность и идентичность Означала ли либерализация сексуальности в России позднесоветского периода расширение свобод для женщин? Практики сексуальной жизни женщин, как и мужчин, стали более либеральными и не сводимыми к супружеским отношениям. Однако эти изменения не повлекли за собой радикальных гендерных трансформаций в сексуальной сфере ни в позднесоветский период, ни в период перестройки. Женщина не стала осознавать себя в качестве активного субъекта желания, удовольствия и действия в сексуальной сфере. Вплоть до середины 1990-х гг., рассказывая о своей сексуальной жизни, женщины либо позиционировали себя как пассивные объекты, т. е. реципиентов сексуальных знаний и действий, либо — в случае их активности — испытывали трудности в коммуникации с партнером. Гендерная идентичность сексуально активной женщины не получала легитимности. Сексуальность для женщины не была непосредственно связана с телесными ощущениями, не являлась практикой удовольствия. Сексуальное удовольствие женщин часто замалчивается либо описывается как проблема. Режимы сексуальности: официальный и повседневный дискурсы*
* Российский гендерный порядок: социологический подход: Коллективная монография / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. — СПб: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007. Тема девятая. МЕНЯЮЩИЕСЯ МУЖЧИНЫ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ [65] Ключевые понятия: мужские исследования и мужские движения, парадигмы маскулинности, факторы детерминации маскулинности, специфика формирования маскулинности в России, стереотипы массового сознания о фемининности/маскулинности, мужские образы в СМИ. 1. «Кризис маскулинности» и мужские движения Одна из особенностей современного этапа гендерных исследований состоит в том, что их объектом, наряду с женщинами, все чаще становятся также мужчины. Этот сдвиг имеет свои интеллектуальные и социально-политические предпосылки. Начиная с 1970-х гг., сначала на Западе, а затем и в СССР стали много говорить и писать о том, что традиционный мужской стиль жизни, а, возможно, и сами психологические свойства мужчины не соответствуют современным социальным условиям и что мужчинам приходится платить за свое господствующее положение слишком большую цену. Однако причины этого «кризиса маскулинности» и возможные пути его преодоления трактуются по-разному и даже противоположно. По словам американского социолога Майкла Месснера, существуют три специфических фактора мужской общественной жизни. Во-первых, мужчины как группа пользуются институциональными привилегиями за счет женщин как группы. Во-вторых, за узкие определения маскулинности, обещающие им высокий статус и привилегии, мужчины расплачиваются поверхностными межличностными отношениями, плохим здоровьем и преждевременной смертью. В-третьих, неравенство в распределении плодов патриархата распространяется не только на женщин, но и на мужчин: гегемонистская маскулинность белых гетеросексуальных мужчин среднего и высшего класса конструируется в противовес не только фемининностям, но и подчиненным (расовым, сексуальным и классовым) маскулинностям. Социальное освобождение и самоизменение мужчин возможны только совместно с женщинами. Гендерная стратификация - это система мужского верховенства, когда мужчины как группа угнетают женщин; изнасилование и другие формы сексуального насилия - лишь крайние формы выражения этого угнетения. Речь идет не просто о защите мужчин, а о борьбе против социального неравенства и гендерных привилегий во всех сферах жизни, включая сексуальность. Совершенно закономерно, что это движение тесно связано с феминизмом, его идеологи и активисты называют себя феминистами или профеминистами. При всех своих различиях, мужские движения не представляют реальной и организованной политической силы. В спорах о кризисе маскулинности больше эмоций и идеологии, чем спокойной рефлексии. Социально активные мужчины находят себе другие каналы самореализации, а остальным эти вопросы безразличны. Тем более, что прикладные аспекты темы - мужское здоровье, сексуальность, педагогика отцовства и т.п. - широко освещаются в коммерческих изданиях и средствах массовой информации. Тем не менее мужские движения способствовали вычленению ряда специфических мужских проблем и уточнению категориального аппарата гендерных исследований.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 7984; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |