КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Скольжения. Приближенный расчет подшипников скольжения
Лекция 23 ОПОРЫ ВАЛОВ И ОСЕЙ
Опоры валов и осей: сравнительная оценка подшипников качения и Подшипники служат опорами для валов и вращающихся осей. Они воспринимают нагрузки, приложенные к валу, передают их на корпус машины и сохраняют заданное положение оси вращения вала. В зависимости от рода трения подшипники делятся на подшипники качения и подшипники скольжения. В качестве опор валов подшипники скольжения используются в конструкциях, в которых применение подшипников качения затруднено или недопустимо по ряду причин: - необходимость выполнения диаметрального разъема по условиям сборки, (например, для коленчатых валов); - особо высокоскоростные подшипники, в условиях работы которых долговечность подшипников качения резко сокращается; - работа в воде, агрессивных средах, в которых подшипники качения неработоспособны из-за коррозии. К недостаткам подшипников скольжения можно отнести: - тяжелонагруженные подшипники нуждаются в принудительном подводе под давлением смазочного материала для поддержания режима жидкостного трения и отвода выделяющейся теплоты; -при работе в условиях пониженных температур возрастает пусковой момент из-за загустения масла. В простейшем виде подшипник скольжения представляет собой втулку (вкладыш), встроенную в корпус машины.
1 - втулка (вкладыш) 2 - смазочная канавка 3 - стопорный винт 4 - корпус машины 5 - опорный участок вала, называемой цапфой.
Рисунок 60
Цапфу, передающую радиальную нагрузку, называют шипом, если она расположена на конце вала, и шейкой при расположении в середине вала. Цапфу, передающую осевую нагрузку, называют пятой, а опору - подпятником. Подпятник обычно работает в паре с радиальным подшипником. Работа трения в подшипнике скольжения зависит от ряда параметров: - удельной нагрузки на подшипник; - угловой скорости цапфы; - наличия и типа смазочного материала; - физико-механических характеристик контактирующих поверхностей. Работа трения нагревает подшипник, а с увеличением температуры понижается вязкость масла и увеличивается вероятность заедания цапфы в подшипнике. Поэтому температура в подшипнике не должна превышать некоторого предельного значения. На практике стремятся реализовать в подшипнике жидкостное трение, когда процесс трения переносится в слой жидкого смазочного материала, обладающего невысоким сопротивлением сдвигу и предохраняющего поверхности деталей от повреждения. Значение коэффициента жидкостного трения находится в пределах 0,001...0,005. При переходе на полужидкостное трение в подшипнике будет смешанное трение - одновременно жидкостное и граничное. Граничным называют трение, при котором трущиеся поверхности покрыты тончайшей пленкой смазки, образовавшейся в результате действия молекулярных сил. Классификация подшипников качения. Условное обозначение подшипников качения. Схемы установки подшипников на валах Подшипник качения представляет собой готовый узел, основным элементом которого являются тела качения (1), установленные между внутренним (2) и наружным (3) кольцами и удерживаемые на определенном расстоянии друг от друга обоймой, называемой сепаратором (4). Подшипники качения стандартизованы и изготавливаются в массовом производстве на крупных специализированных заводах.
Рисунок 61
Подшипники качения имеют следующие достоинства по сравнению с подшипниками скольжения: - малые потери на трение, незначительный нагрев, малые пусковые моменты; - малый расход смазки; - простота обслуживания и замены подшипника; - меньшие габаритные размеры в осевом направлении; - сравнительно малая стоимость вследствие массового производства. Недостатки: - малонадежны в высокоскоростных приводах из-за опасности разрушения сепаратора от действия центробежных сил; - сравнительно большие радиальные размеры; - шум при больших скоростях; - высокая чувствительность к ударным и вибрационным нагрузкам вследствие большой жесткости конструкции подшипника. Подшипники качения классифицируется по различным признакам: 1) по форме тел качения: - шариковые (а); - роликовые (могут быть с цилиндрическими короткими (б) и длинными (в) роликами, витыми (г), коническими (д), бочкообразными (е) и игольчатыми роликами (ж));
Рисунок 62
2) по направлению воспринимаемой нагрузки: - радиальные; - радиально-упорные; - упорно-радиальные; - упорные;
Рисунок 63
3) по относительным габаритным размерам подшипники подразделяются на серии: - сверхлегкую; - особо легкую (1); - легкую (2); - среднюю (3); - тяжелую (4); - легкую широкую (5); - среднюю широкую (6); 4) по точности изготовления подшипники качения подразделяются на классы: - нормального (0); - повышенного (6); - высокого(5); - особо высокого(4); - сверхвысокого(2). Подшипники маркируют нанесением на торец кольца ряда цифр. Две первые цифры справа обозначают его внутренний диаметр. Для подшипников с внутренним диаметром от 20 до 495мм размер внутреннего диаметра определяется умножением указанных двух цифр на 5. Третья цифра справа обозначает серию подшипника. Четвертая цифра справа обозначает тип подшипника. Обозначается цифрами от 0 до 9. Пример: Подшипник 7306. Здесь 06 указывает на то, что внутренний диаметр равен 30мм; 3 - средняя серия; 7 - подшипник является роликовым коническим. Класс точности маркируется слева от условного обозначения подшипника. Для нормального класса 0 не маркируется. Можно выделить следующие основные конструктивные типы подшипников: - роликовый радиальный подшипник с цилиндрическими роликами. Воспринимает только радиальную нагрузку. Допускает осевое взаимное смещение колец. Воспринимает значительно большие нагрузки (в 1,7 раза), чем шариковые. Плохо работает при перекосах вала;
Рисунок 64
- шариковый радиальный однорядный подшипник. Предназначен для радиальной нагрузки, но может воспринимать и осевую в пределах 70% от неиспользованной радиальной. Допускает перекосы вала до 0,25°.
Рисунок 65
- шариковый радиально-упорный подшипник. Предназначен для комбинированной нагрузки. Подшипник характеризуется углом контакта a. Чем больше этот угол, тем выше осевая грузоподъемность. Эти подшипники выпускаются с углами контакта 12о, 26о, 36°.
Рисунок 66
- роликовый конический подшипник. Воспринимает одновременно радиальную и осевую нагрузку. Обладает большой грузоподъемностью. Не допускает перекоса колец. Эти подшипники, как и предыдущие, устанавливают попарно, они должны быть нагружены осевой силой - внешней или специально созданной при сборке. Угол контакта (половина угла при вершине конуса дорожки качения наружного кольца) в пределах 10...16°.
Рисунок 67
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |