1. Эгейская цивилизация(3-2 до н.э.) 1876 год археологи обнаружили "троко", 1889 эпос обнаружил цивилизацию. -были обнаружены трубы системы канализации и водопровода, Бани, сливные ямы. -высоко развиты искусство, мореплавание. - имели широкие дипломатические связи 2. Предполисный период (11-9 века до н.э) основные источники поэмы Гомера Описано: - 141 поражение человеческого тела - излечение рака -извлечение инородных тел -выдавливание гноя -обезболивание -наложение повязок 3. полисный период (8-6 века до н.э) Появление демократии, освоение больших территорий, формирование философии матеаристической концепции, медицинские знания формировались на фоне эмпирических знаний, храмовая медицина(в подвалах храмов находились 3 бассейна минеральных вод, а также библиотеки и театры) Методы храмового лечения: лекарство, минеральные воды, гимнастика, гипноз. Лечение сопровождалось мистерией (театральными представлением) В храме нельзя было рождаться и умирать. 430 год до н.э. - приход чумы. 4. Классический период (5-4 века до н.э.) Источники: литературные произведения (Геродот), труды философов, Гиппократов сборник Возникновение первых школ: кротонская школа (алкмеон - зрительные нервы, слуховой канал, мозг). Человеческий организм -единство противоположностей. Здоровье - результат единства противоположностей. Лечение противоположными. Книдская школа (эврифон) учение о 4 соках организма: кровь, желчь черная, слизь, желчь светлая. Сицилийская школа (эмпидокл) все живое есть смешение 4-х стихий, сердце главный орган разума, четыре состояния(сока) - теплое, холодное, влажное, сухое. Косская школа (Гиппократ) связь человека с окружающим миром, восстановление баланса с природой, болезнь есть плохое влияние окружающей среды и плохое воспитание, четыре телесных сока -четыре разных темпераментов. Гиппократ (460 - 374,375 века до н. Э.) Желчь-холерик Слизь-флегматик Кровь -сангвиник Черная желчь - меланхолик Ввел понятия о стадиях заболевания, изучал характер человеческих выделений, разработал методы лечения, использование пальпации и повязок, описал лечение переломов. Задача врача - спрогнозировать болезнь Принципы лечения: -не навреди - помочь природе человека побороть болезнь - соблюдать мудрую уверенность - применять сильное лечение только в крайних ситуациях - подобное лечить подобным Этика: - трудолюбие - совершенствования - презрение к деньгам - приветливость - чуткость - врач должен своим внешних видом удовлетворять нормам здорового человека Греческий быт: Еда: рыба, овощи и плоды, оливковое масло, сыр, орехи, мясо, вино. 50 праздников (примерно 100 дней в году) Медицина- периодевты, странствующие врачи Асклепий - бог медицины, отец его Апполон произвел кесарево сечение, чтобы Асклепий родился.
Медицина древнего Рима 1. Царский период (8-5 века до н. Э.) Медициной занимались жрецы- гадание и толкование. 2. Период республики (6 век до н.э. 31 год до н.э.) -санитарно-технические сооружения - санитарное законодательство - матеарилистическое направление медицины - врачебное - строительство акведуков, уборных - термы- русские бани (общественные и личные) - распространение скотоводства - разложение империи Начало организации медицинского дела. Врачи-рабы, рабов врачей отпускать на заработок, в конце 3 столетия появляются свободные врачи, появление подобия лазаретов, появляются первые врачебные школы, врачи занимают высокое положение. Клавдий Галлен - описал около 200 мышц, доказал что по артерии движется кровь, описал 12 пар черепно-мозговых нервов, описал систему кровоснабжения.
Лекция 3 медицина в средние века. С 476 года, с падения Рима Господство церкви, христиан края и капилолистическая философия. Медицинское образование: - первые школы в Италии - при императоре Фридрихе 2 обучение длилось 5 лет, затем обязательная практика - " солеранский кодекс здоровья" Арнольд из Виллановы (строение тела человека- кости, сердце и сосуды, 4 темперамента) Обучение в университете: - артистический факультет (подготовительный) - медицинский Богословения(юридический) - 1 уровень бакалавриат, 2 уровень магистратура Студентами могли быть люди любого возраста, хорошо подготовленные люди, имеющие духовный сан. Студентов было около 10 человек, 1 из них был старостой. Профессор - преподаватель, знаток. Преподавание являлось должностным, вскрытия разрешалось 1 раз в 5 лет. Хирургия. Занимались ей 3 вида людей: грыжесечение, короткополые (зубовыдерание, кровопускание), баньщики (срезание мозолей) Около 70% пациентов умирали на хирургическом столе. Эпидемии: - считалось, что омовение вредит здоровью - соблюдение гигиены сводилось к мытью рук и полости рта - высшие сословия пользовались духами - люди мылись всего 2 раза в жизни(при крещении святой водой и при смерти тело омывали перед похоронами) 1. Эпидемии чумы(черная смерть 1346-1351) 2. Проказа Очаг манголия, пустыня готи(грызуны из пустыни готи от отсутствия пищи перешел лишь в Европу к людям) Средневековая профилактика: бешенство, окуривание благовониями. "Чумные врачи" носили мантию, маски с клювами, плотная шляпа с большими полями, одежда не пропускала воздух, трость. Последствия- вымерзло до половины населения Европы, отказ от шарлатанских методов, поколебалась власть церкви, начало гонений на евреев. Период Возрождения (14 век до 16 века) Возрождение античной культуры, возрождение латинского языка. Хирургия: Амбруаз Пере(1516-1590) использовал впервые в роли перевязки жгуты и шины во время революции. Психиатрия: болезнь- одержимость бесами; лечение - пытки и казнь. Экзорцизм- процедура изгнания дьявола из человека. Этой процедуре подвергались все душевнобольные эпилептики меланхолики, родственники были обязаны изолировать больного, держать его связанным взаперти. Сумасшедшие запирали в тюрьмы и городские стены ("ящик для безумных"). Юродивые занимались попрошайничеством и бродячеством. Первые психиатрические больницы появились в Испании. Булла - "послание" изданное папой Иннокентием 8 о казни еретиков. "Молот ведьм" 1488 год - способы опознания и раз облачение ведьмы. Костры инквизиции горели в Европе вплоть до 19 века. Врач не занимался лечением душевнобольных. Первое лечение - клизмы и кровопускание.
Лекция 4 Медицина в Новое время -активное развитие светской науки и культуры - падение власти церкви - 1492г- открытие Америки -1517г-религиозная бисформация -1789г-победа французской революции -1642г-Буржуазная революция в Англии -создание и закрепление абсолютной монархии -переход от феодализма к капитализму -великие географические открытия -естественно-научные открытия -развитие техники -стихийный материализм в философии Открытия в области гистологии: (домикроскопический период) -изучение на трудах *1590г Ганс и Захарий Ясон открыли увеличивающие мышцы *в 1609г Г.Галлелей открыл микроскоп -термин " микроскоп" ввел Т.Рук, изучал микроскопический клетки(1665г) -П.Тевенух добился увеличения до 270 раз; Эритроциты-1673г Сперматозоиды-1677г Бактерии-1683г Первая попытка "систематизации тканей"(без применения микроскопа) -Трактат о мембранах и оболочках -"Общая анатомия.Приложение к биологии и медицине" Определил волосяную и кожную,венозную систему тканей. Микробиология (эмпиритический период до второй половины XIXв. экспериментальный) -обнаружение и описание живых микроорганизмов 1695г А.Левенгук "Тайна природы" -борьба с повальными болезнями,начало оспопрививания(Э.Дженнер) 1796г- первый эксперимент по вакцинации 1798г-статья "Исследование причины и действий коровьей оспы" Вакцинация проводится в войсках Британского флота. 1803г-"Королевское дженнеровское общество";привиты 13 000 человек Смертность от оспы уменьшилась в 3 раза 1808г- вакцинация стала гос. важным мероприятием 1802г-первая прививка от оспы в России(проф.Мухин) Генетика "Эволюционная теория Дарвина" -Происхождение видов путем естественного отбора 1839г -Изменение домашних животных и культурных растений -Происхождение человека и естественный половой отбор-1871г -Учение о наследственности и изменчивости-Г.Мендель Применение наркоза Иноземцев; Н.И.Пирогов-изучил различные способы эфира; ингаляция, внутрисосудистые, ректальные. 1847г-применение эфирных обезболивающих в военно-полевых условиях Антисептики: Джозеф Листер(1867г)- изобрел 1й антисептический метод -применение р-ра карболовой к-ты,распыляя в операционной;обрабатывались руки хирурга,перевязки -полоскание плотных повязок-шелка;8 слоев марли,обработанные кислотой, парафином *разработали метод асептики(70-е гг XIXв) -стерилизация в кипящей воде или паре -закрепилась система мытья рук у врачей -обработка ультразвук. и радиокап. излучения Психиатрия -изменение отношения к больным и их содержимого(Ф.Пиннель) -восстановление прав больных -места содержания-больницы В начале XIXв- развитие психиатрии,как науки и отдельной отрасли медицины. Жан Эспироль-перевод псих. больных в больницы и их осмотр В.Морелли-подверждая,что причиной психических заболеваний являются наследственность, провоцируют заболевания:туберкулез и алкоголизм. Ш.Маньян-"Общие соображения о сумашествии дегенератов". У.Рамбризоне-"Теория о врожденном преступнике","Гениальностьне помешательство", "Женщина-преступница и проститутка".
Лекция 5 Медицина в Росии от за рождения до 18 века. Коренные жители-Восточные славане. Рюрик первый правитель Росии. Его сыновья-Олег и Игорь-русские князья. Быт древней Руси: Жилые помещения(в отличие от дворцов)не строились из камня. Изба-строилась из дерева;отличалась печью(коридоры и стены не отапливались;мебель-лавки,дубовые столы) Хата. Еда:мясо диких зверей,птиц,"домашнего скота-хорошо обрабатывалось и готовилось,каши овсяная и пшеничная;напитки квас,мед,вино(поставлялось из Греции-когор) -идет активное строительство городов; -гигиена поддерживалась в рамках народных традициях(бани) -тщательное отношение к хранению пищи. Распорядок дня: 1.ранее пробуждение 2.молитва 3.ранний завтрак 4.труд 5.обед(11 утра) 6.полуденный сон 7.труд 8.ужин(18 вечера) 9.чтение(Библия) 10.досуг 11.сон Эпидемии: 1092г.-Полоцкие и киевские земли были поражены чумой. 1157г.-в Новгороде страшная эпидемия и людей и животных. 1187г.-Суздальское княжество охватила эпидемия. Медицина: 988г.-крещение Руси С греческими монахами в Россию приходят античные знания медицины; -11-12 вв.-появление первых больниц при монастырях; -больницы были общедоступны; -монахи получали медицинские знания их классических медицинских трактатов; -медицинская помощь была бесплатной -лечцы-лекари(11-12вв)-мирные врачи работающие за деньги,знания полученные опытным путем передаваемым по наследству; -форма записи знание травники и лечебники. -лечецы-резальники-хирурги,малая хирургия-лечение ран,ожогов,выдерание зубов,кровопускание; -анестезия -корень мандрагоры,мак,алкоголь; -инструменты обрабатывали огонем; -раны обрабатывали березовой водой,вином;заливались волокнами растений (коноплю и лен)или жилами животных; -практиковалась ампутация,трипонация черепа; -изготовлялись протезы; -знахари лечили заговорами. Иван 3 призывает на службу в Москву иностранных врачей.Пявление при Иване Грозном аптекарские избы. 14-16вв.-ряд страшнейщих эпидемий. В 1581г.при Борисе Годунове образование аптекарского приказа. Учебная литература-травники,лечебники,"лечебные сказки" Практика у постели больного. Лечение и операции проводились на дому и в банях. В конце 17 в.-"Великое посольство путешествие Петра 1 в Заподную Европу. -1701г.война со Щвецией; -русские врачи посылаться на обучение в Европу; -1725г.образование Академии наук. Создана гимназия,академический университет. В 1745г.М.Ломоносов приглашен профессором химии. 1755г.основан Московский университет-кафедра анатомия лекарства;натур история. Науки преподавались на немецком и Латинской языках. С.К.Зпбенин-первый профессор преподавания на русском языке. 1797г.-первая клиническая палата(руководитель Мухин) Обучение от 3 до 6 лет (+практика) -организация клинической базы -введение наглядных форм обучения и практики -отказ от ценности выбираемой науки -обучение от 5 лет -делегирование университетом прав атпистании соискателей практических врачебных знаний. 1707г.21 ноября в Москве появилась первого военного госпиталя. 1718г.сухопотные военные госпиталя в Санкт-Петербурге. 1721г.опубликовал 1 адмиральский регламент с описанием форм работы в Морских госпиталях. 1725г.регламент о морских госпиталях. -установление обязательного вскрытия трупов. -появление госпитальных школ. -набирались профессора для курсов изучающих естественные науки. Изучение: -анатомия и физиология -гинекология -судебная медицина -пат.анатомия -фармакология В1786г.преобразование школ в медико-хирургические училища(введена химия латынь и физика) Особенности образования в 18в: -высокий образовательный уровень -5-7 лет обучения -экзамен с проведением операции на трупе -выпускники служили в армии,отправлялись в экспедиции или оставались преподавать
Лекция 6 медицина в России в первой половине 19 века. Особенности культуры: - дворянские круги - центр культурной жизни - просветительство - революционных идея - крестьянство полностью отчужденно от культуры и образования - крепостное право, цензура - формирование русской нации - расширение культурных связей России с другими странами - 1812 год война с Наполеоном - век свободы, выражения своих эмоций - развитие экономики - движение за эмансипацию женщин - технический прогресс Медицина: борьба "нового" и "старого" Даниил Михайлович Белланский (1774-1846) различные покровы животных отождествляли с землей, легкие с водой, печень с горючим, артерии и вены с корралами, лимфатические сосуды и железы с грибами, все эмоционально-физические изменения можно условиться только гумозрительно. Медицина в отечественную войну 1812 года. 27 января 1812 года - учреждения для управления большой действующей армии. - положение о внутренних госпиталях армии - положение о подвижных госпиталях - петергбургский главный аптекарский магазин - директор военных госпиталей - главный доктор - подготовка и доставка к подвижным госпиталям первой линии - лечение всех раненых - лечебная эвакуационная система. Медицинское образование: мед. факультет МГУ + 8 учебных заведений, казанский университет, харьковский и киевский университеты, автономия университетов. 1820 год - развитие университетов: цензура, запрещено вскрытия трупов, закрытие анатомических театров. 1835 год - лишение автономии. 1863 - отменена цензура (Александр 2) В 1804 году закрыта петергбургская академия, в 1808 она вновь открыта (изучение греческого и латинского языков, обучение 5 лет) В 1845 году медицинская академия слилась с мед. факультетом МГУ. Выпуск до 100 человек в год. С 1804-1853 крупная реформа высшего образования. I гос. стандарт образования. Развитие анатомии и хирургии. Ф.А. Загорский (1764-1846) программа курса по анатомии, "сокращенная" анатомия или руководство познания строения человека, обучение на трупе, изучение уродства детей. Доказал, что физическая аномалия связана с патологией развития. И. Ф. Буш (1771-1843) читал лекции на русском языке, "руководство к преподаванию" 3 тома И.В. Буяльский (1789-1866) анатомия сосудов, нервна система, внутренние органы, провел более 2000 сложных хирургических операций, хирургия поверхностных сосудов и мочевых путей, "анатомо-хирургические таблицы" Ф.И. Иноземцев (1802-1869) преподавал хирургию, деление госпитальной клиники, основал еженедельную газету, основал "общество русских врачей" Н.И. Пирогов (1810-1881) закончил МГУ, "о перевязке брюшной аорты", ознакамливался с медициной Западной Европы, 1841 - вернулся в петергбург, преподавал госпитальную хирургию, курс прикладной анатомии, "классический атлас" топографической анатомии, создатель и основоположник топографической анатомии и оперативной хирургии, ввел принципы полос ноги препарирования, усовершенствовал методы преподавания, применение обезболивающих, участвовал в русско-турецкой, кавказской, крымской войнах, применение наркоза в военно-полевых условиях, начало общей военно-полевой хирургии, сортировал раненных (безнадежно и смтельно больные, тяжело и опасно больные, хирургическое вмешательство, легко раненые)
Лекция 7 Медицина в России во 2ой половине 19в Правление Александра 2 1)отмена крепостного права 2)судебная реформа 3)городская реформа 4)земская реформа -реформы положили конец феодальным отношениям в России -рабочий вопрос-крестьяне приезжали в город на заработки Земская медицина 1)форма мед.-санитарами обеспечение сельского населения 2)территориальные участковые 3)врачебные участки земские и губернские больницы. И.М.Сеченов (1829-1905) 1)1856-1859гг работал в лабораториях Берлина,Лейпцига и Вены 2)материалы для бушующей физиологии алкогольного опьянения 3)в 1891г.стал профессором мне университета 4)"рефлексы головного мозга" 5)открытие центрального торможение 6)"объективная теория поведения" 7)основы физиологии труда 8)психология И.В.Павлов(1849-1936гг) 1)о физиологии пищеварения 2)развитие экономики 3)движение за имансипацию женщин 4)технический прогресс 5)дифференциация сфер культуры Медицина-борьба "нового" и "старого" Даниил Михайлович Белланский(1774-1846) 1)различные покровы животных отождествлял с землями. 2)конец с воздухом,атмосферном. 3)легкие-с водой 4)печень-с горючим 5)артерии и вены-с кораллами 6)лимфатические сосуды и железами-с грибами 7)отрицание эмпиризма 8)все эмоционально-физические изменения можно уловить только гумно зрительно Медицина в отечественную войну 1812 г 27 января 1812г учреждение для управления большой действующий армии; Положение о временных госпиталях армии. Положение о развязных и подвижных госпиталях. Петербургский главный аптекарский магазин. Директор военных госпиталей и главный доктор. Вблизи старения-полковые перевод ныне пункты,за мнения разводных госпиталей. Лечение всех раненых. Лечебная эвакуационная система. Медицина образования. -Мед.фак МГУ +8 учебных заведений -Казанский университет -харьковский и киевский университеты -автономия университетов. 1903г.доклад в Мадриде Физиология высшей нервной системы "Условные и безусловные рефлексы" (Эксперименты на собаках) Изучение больших полушарий Боткин(1832-1889) Создатель крупнейший терапевтической школы. Начало клиники-инструмент аульного направления. "О всасывание жира в кишках" Борьба с инфекционными заболеваниями Остановление гигиены Н.В.Симфосовский(1836-1904) 1)заведующий хирург.отделением одесской больницы 2)создатель мед.городка на Девечьем поле Н.Ф.Филатов 1)основатель отечественной педиатрии 2)1872г. Ветр.оспу 3)1885г. Описал скарлатину 4)диагностика и симптоматика детских болезней 5)острые инфекционные заболевания у детей 6)краткий учебник о детских болезней 7)МОДВ Причины революции -неровность аграрного вопроса -недовольства крестьян -в феврале 1917г пала монархия -образованно временное правительство 26 октября 1917 г.мед.-санитарный отдел при ВРК для реорганизации мед.сан дела в стране. 24 января 1918 г.-совет врачебных кормчий) -борьба с эпидемиями -11 июля 1918г. Народный комиссариат здравоохранения: 1)разработка мед.сан.дела 2)наблюдение и контроль 3)издание общеобразовательных мед.сан. Указаний 4)содействие всем учреждениям страны 5)финансовый контроль 6)обеднение мед.деятельности Принципы Советского здравоохранения: 1)гос во питательный характер 2)профилактическая напавленность 3)участие населения 4)единство мед.научно-органических направлений.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление