Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 14. Экология. Законы экологии

 

Термин «экология» стал применяться еще в XIX в. Его буквальный перевод с греческого означает «изучение собственного дома». Первоначально этот термин употреблялся тогда, когда речь шла об изучении взаимосвязи между растительными и животными существами и окружающей средой. Но постепенно пришло понимание того, что и человек, и его образ мыслей, и его образ жизни, и его судьба – все это неотделимо от окружающей среды и составляет ее часть. И его взаимоотношение с природой – воздействие на природу в процессе жизнедеятельности и обратное влияние оскудевшей природы на развитие человека и общества – должно стать предметом специального изучения.

Единство планеты определяет высокую степень интеграции современных экологических исследований. Имеющая отчетливый глобальный характер, экология человека опирается сегодня на достижения практически всех отраслей современного естествознания. Она широко использует закономерности и принципы самых различных наук. Однако сегодня экология находится на начальной ступени развития и еще не достигла высоты, отличающей другие науки, т.е. стадии, которая характеризовалась бы систематизированной формулировкой точных и определенных закономерностей.

Причины этого кроются в следующем:

1. Сложность экологического материала.

2. Необъятность экологического материала.

3. Значительная неупорядоченность экологического материала.

Экология – это комплексная отрасль современного научного знания, изучающая закономерности взаимоотношения растений, животных и человека между собой и их отношение к среде обитания. Основным объектом изучения в современной экологии являются:

• биологические системы различных уровней – популяции, виды, биоценозы и биосфера;

• их организация и взаимодействие;

• их функционирование.

В условиях научно-технического прогресса особое значение приобретает изучение взаимодействия общества и природы, человека и биосферы. Сложившийся в ходе социально-экономического и научно-технического развития тип «обмена веществ» между обществом и природой часто не вписывается в естественную структуру биосферы. В этих условиях важно уметь определить допустимые пределы воздействия человека на природу. Экология призвана стать научной основой по использованию и охране природных ресурсов, сохранению среды в благоприятном для жизнедеятельности человека состоянии.

Американский ученый Б. Коммонер построил систему законов экологии, сформулированных в виде афоризмов и представляющую собой методологическое обобщение экологического опыта современности.

1. Все связано со всем. Этот закон охватывает живую динамику сложных и разветвленных экологических цепей. Он повторяет диалектический материализм, утверждающий всеобщую связь вещей и явлений. На более конкретном уровне он является обобщением кибернетического характера.

2. Все должно куда-то деваться. Это неформальная перефразировка основного физического закона – фундаментального закона сохранения. Он ставит одну из труднейших проблем экологии – проблему ассимиляции биосферных отходов человеческой цивилизации.

3. Природа знает лучше. Здесь используется кибернетический принцип – устойчивость некоторой системы находится в прямой зависимости от образующих ее элементов и подсистем.

4. Ничто не дается даром. Объединяет в себе три предыдущих закона.

Первый и четвертый законы экологии Коммонера прослеживают внутреннюю связанность и системную целостность человеческого мира. Четвертый закон – это неформальное повторение второго начала термодинамики.

 

На каждом этапе человеческой истории человеку, чтобы жить и выжить, приходится вырабатывать соответствующие формы и способы адаптации. Механизмы адаптации человека к миру в самом общем смысле и есть тип культуры. Общим основанием всех типов культуры должен быть гуманизм, признающий ценность человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Именно гуманизм, иначе жизнь не могла бы развиваться. Таким образом, гуманизм есть сущностное содержание культуры. Историческое развитие гуманизма возвеличивало человека. Однако сегодня стоит проблема новой адаптации человека к миру. Культура перестала быть гуманистической.

Необходимость органически совмещать природоохранную и природопреобразующую деятельность является насущной задачей, требующей от каждого участника материального производства высокого профессионализма, широкого кругозора, развитой культуры. Культура не может рассматриваться как особое «внеприродное» образование, служащее средством покорения природы. Она выступает продуктом взаимодействия «человек – природа».

 

 

Список литературы

1. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. М., 2003.

2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. М., 2005.

3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991.

4. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 576 с.

5. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник для студентов вузов/ В.М. Найдыш. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2003. – 622 с.

6. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 303 с.

7. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

8. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: Курс лекций / С.Г. Хорошавина. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480 с..

9. Тулинов В.Ф. Концепции современного естествознания. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2003.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.