Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Методология и методика прикладных социологических исследований.




Методологическое знание включает в себя мировоззренческие и методологические принципы; учение о предмете социологии: знание о методах, их разработке и применении; учение о социологическом знании, его формах, типах и уровнях; знание о процессе социологического исследования, его структуре и функциях.

Прикладное, как и фундаментальное социоло­гическое исследование, предполагает разработку программы. Хотя, в отличие от первого, прикладное исследование - эта относительно «скромная» работа, но в ней без программы не обойтись. Причем, как и в фундаментальном исследовании, в прикладной работе приходится использовать практически весь известный арсенал методологического знания, инструментария, процедур. Элементами программы являются: определение проблемы и темы исследования; формулирование его цели и задач; теоретический анализ проблемы; выдвижение гипотез; выбор принципиального плана исследования; опреде­ление объекта, типа выборки; разработка методики сбора материала; создание техники сбора данных; поиск способа обработки материала; составление рабочего плана.

Программа позволяет представить, что надо делать, посредством чего выполнить задуманное, как осуществить намеченное.

Цель - один из основных элементов поведения и сознательной деятельности индивида. Характеризует мысленное предвосхищение результата деятельности.

Задачи прикладного социологического исследования - это один из разделов методологической части программы. Представляют собой совокупность установок, в которых формулируются требования к анализу и решению проблемы. Задачи - это ступени, ведущие исследователя к достижению цели. Смысл задач - получение новой информации: знаний важных для исследователя фактов, воспроизведение их системы, получение общей картины изучаемого явления.

Интерпретация (от лат. interpretation - истолкование, объяснение) - разъяснение смысла любого проявления деятельности (слов, жестов, знаковых систем) с целью их понимания. В прикладной социологии истолкование основных понятий, используемых в исследовании, - непременное условие успеха.

Гипотеза в прикладном социологическом исследовании - это научное предположение о структуре объекта.

Для проведения исследования необходимо определить генеральную и выборочную совокупности. Генеральная совокупность - множество элементов, возможных социальных объектов, подлежащих изучению в рамках программы исследования. Это множество имеет какую-либо общую характеристику, которая указывает на принадлежность элементов к данной системе. Например, все жители города, имеющие право голоса, являются генеральной совокупностью системы «городской электорат». Выборочная совокупность - подмножество элементов, которое избирается для эмпирического исследования. Смысл конструирования выборки состоит в том, чтобы обеспечить максимально возможное подобие выборки генеральной совокупности. С этой целью в социологическом исследовании используют понятие «репрезентативность». Репрезентативность (от фр. representatif'- представительный) - это свойство выборки представлять характеристики генеральной совокупности.

Для построения выборки используют методы целевого и случайного отбора

Среди методов социологии существуют частнонаучные методы (наблюдение, опрос) и общенаучные (например, статистические). Методы в социологии - это средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя принципы организации деятельности, регулятивные правила, совокупность приемов и способов и план действия.

Методика социологического исследования - это система операций, процедур, приемов установления социальных факторов, их систематизации и средств анализа. К методическим инструментам относятся способы сбора первичных данных, правила осуществления выборочных исследований, и другие специализированные процедуры.

Видами конкретных социологических исследований являются: пилотажное социологическое исследование, т.е. разведывательное или пробное исследование, описательное социологическое исследование, аналитическое социологическое исследование. Из видов аналитического исследования можно назвать эксперимент, точечное исследование, повторное исследование и панельное исследование.

Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов: методологическая часть - формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования; процедурная часть - определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации и логические схемы ее обработки.

Существует несколько основных методов сбора первичной социологической информации: социологический опрос, анализ документов, наблюдение, тестирование, эксперимент, социометрия.

Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику социального процесса. Существуют две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование. Анкетный опрос – важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной деятельности, о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.

Социологическая анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.

Интервью -это метод получения информации по определенной теме путем непосредственного, целенаправленного, заранее запрограммированного диалога интервьюера с респондентом.

Наблюдение -один из методов социологического исследования, под которым понимается сбор первичной специальной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место.

Тестирование (или тест) – метод изучения и измерения сложных свойств и качеств личности, не поддающихся прямому, непосредственному наблюдению.

Измерение социальных установок – определение общей ориентации человека на определенный социальный объект и измерение установок с помощью шкалирования.

Методы социометрии -методы исследования структуры межличностных отношений в малой социальной группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрическим критериям.

В ситуации эксперимента в контролируемых и управляемых условиях экспериментаторы получают новые знания, прежде всего о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами.

Анализ документов позволяет получить сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Метод анализа документов - документ это источник, содержащий информацию о социальных факторах и явлениях общественной жизни. Этот метод открывает возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действительности.

Контент – анализ -метод количественного изучения содержания социальной информации, исследовательскаятехника для получения выводов путем анализа содержания текста документа о состояниях и свойствах социальной реальности.

Метод “Фокус-групп”- используется для изучения “оценки” новых явлений на уровне “подсознательного”, чтобы информация, выражающая эмоциональное восприятие нововведений, была очищена от идеологических штампов, стандартов общественных норм.

Социологические методы позволяют изучать объективные отношения, через их отражение в сознании их носителей.

Лекция 5. Социальные институты в социальной структуре общества. Институт семьи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.