КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 2. Виды, проявления последствий воздействия хозяйства и населения на окружающую среду
Последствия воздействия хозяйства и населения на окружающую среду в социально- экономических системах передаются по вертикали - от добычи сырья к его переработке и потреблению готовой продукции и по горизонтали - между отраслями, видами деятельности, хозяйственны- ми и социальными комплексами. Такое многообразие последствий требует их группировки.
Можно выделить три группы "первичных" последствий с сопутствующими им "вторичными" последствиями, возникающими в результате цепных реакций в социально-экономических системах. К числу первичных последствий в социальной и экономической сферах относятся: 1. сокращение количества и ухудшение качества природных ресурсов; 2. ухудшение условий жизни общества в целом или групп людей: 3. ухудшение условий функционирования и развития отраслей хозяйства, предприятий техники.
Сокращение количества и ухудшение качества природных ресурсов отражаются: · на отраслях хозяйства, использующих природные ресурсы, вызывая цепь вторичных по- следствии в отраслях, потребляющих продукцию первых (снижаются экономические показатели деятельности предприятий, количество и качество их продукции), на населении потребляющем продукцию этих отраслей; · на отраслевой и территориальной структуре хозяйства, вызывая изменения занятости, квалификации, подвижности населения и трудовых ресурсов, трансформацию расселения и транспортных потоков, а также производственной и социальной инфраструктуры и т.д.
Ухудшение условий жизни населения, его труда и отдыха, в свою очередь, вызывает цепь взаимосвязанных последствий: 1. ухудшение здоровья населения (сказывающееся в росте уровня заболеваемости, увеличении численности инвалидов, снижении рождаемости и продолжительности жизни, росте смертности); 2. уменьшение объема выпускаемой продукции; 3. изменение в расселении, транспортных потоках; 4. потерю (или текучесть) трудовых ресурсов в связи с оттоком населения в районы с более комфортными условиями; 5. сокращение свободного времени; 6. изменение демографической структуры населения, квалификации трудовых ресурсов
Ухудшение условий развития отраслей хозяйства, деятельности предприятий и работы техники вызывает цепь вторичных последствий следующего характера:
· повышение износа двигающихся частей машин и механизмов; · сокращение сроков службы основных фондов; · дополнительные издержки в смежных отраслях для компенсации негативных последствий; · увеличение загрязнения территории.
В процессе изучения пространственно-временной динамики социальных и экономических последствий требуется установить: 1. степень устойчивости разных типов социальных и хозяйственных систем и их элементов к изменениям в природной среде; 2. скорость, ареалы распространения последствий и временной разрыв между воздействиями и их последствиями; 3. цепные реакции в социальной и экономической сферах, их направленность, скорость распространения, зоны проявления; 4. территориальные сочетания последствий.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |