КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тепловые сети городов
Классификация систем теплоснабжения и тепловых нагрузок Топливо, состав и технические характеристики топлива. Понятие условного топлива, высшей и низшей теплоты сгорания Природное и искусственное топливо
Энергетическое топливо — это горючие вещества, которые экономически целесообразно использовать для получения тепловой и электрической энергии. Все топлива могут быть разделены на природные и искусственные. К природным относятся органические1 топлива, непосредственно добываемые из недр земли. Это — уголь, торф, сланцы, нефть, природный газ. Искусственные топлива получаются в результате переработки природных топлив на газовых, нефтеперерабатывающих, металлургических предприятиях. Искусственными топливами являются кокс, полукокс, доменный, коксовый, генераторный газы, газ пиролиза нефти, мазут. Природные органические топлива являются невозобновляемы-ми энергетическими ресурсами, невосполняющимися и невозобнов-ляющимися.в настоящую геологическую эпоху. Отличительной особенностью невозобновляющихся источников энергии (угля, нефти, газа) являются их высокий энергетический потенциал и относительная доступность и, как следствие, целесообразность извлечения. Наибольшие энергетические ресурсы органического топлива сосредоточены в угле. Общие прогнозируемые геологические запасы каменного и бурого угля составляют 6000... 15ООО млрд т условного топлива (т у т.). Геологических ресурсов нефти в мире в 20— 30 раз меньше, чем угля, они составляют 286...515 млрд ту.т. Ресурс природного газа на Земле оценивается в 177...314 млрд т у.т. Несмотря на кажущиеся довольно значительные запасы органического топлива, расход их в настоящее время настолько велик, что даже при современном уровне использования любого из топлив просматривается перспектива их истощения в обозримом будущем. В этой связи особую актуальность приобретают инновационные энергетические технологии, обеспечивающие экологически чистое производство и экономию энергетических ресурсов, их сбалансированное потребление. Ископаемые твердые топлива произошли из растительных и животных организмов. В зависимости от исходного материала и условий химического превращения они подразделяются на гумусовые, сапропелитовые и смешанные. Гумусовые топлива образовались в основном из отмерших многоклеточных растений. Органическое вещество этих растений подвергалось разложению в условиях ограниченного доступа воздуха, в результате чего оно превращалось в перегной — гумус. Сапропелитовые топлива образовались из остатков низших растений (водорослей) и животных микроорганизмов, в составе которых содержится помимо клетчатки значительное количество белков, жиров и воска. При разложении под водой без доступа воздуха эти остатки превращались в гнилостный ил — сапропель, из которого в дальнейшем происходило образование ископаемого твердого топлива. В условиях полного прекращения доступа воздуха и при участии бактерий гумус претерпевал дальнейшее видоизменение и превращался в ископаемое топливо. В образований смешанных ископаемых твердых топлив заметную роль играли как высокоорганизованные растения, так и микроорганизмы. В зависимости от «химического возраста» (периода времени, в течение которого протекали химические превращения в массе топлива) различают три стадии образования ископаемого твердого топлива: • торфяная, т.е. связанная с образованием торфа; • буроугольная — период превращения торфа в бурые угли; • каменноугольная — наиболее длительный период химических превращений с образованием каменных углей и антрацитов. Торф является самым молодым по химическому возрасту ископаемым твердым топливом. Он относится к топливу гумусового образования и представляет собой продукт неполного разложения под водой растительных остатков. Местами торфообразования являются, главным образом, зарастающие болота. По способу добычи различают кусковой и фрезерный торф. Кусковой торф получают в виде стандартных кирпичей при маши-ноформовочном и гидравлическом способах добычи. Фрезерный торф представляет собой торфяную крошку с размерами частив от 0,5 до 25 мм и более, получаемую при добыче торфа фрезерным способом. Вследствие низкой теплоты сгорания и малой механической прочности торф относится к местным видам топлива, подлежащим использованию вблизи мест его добычи. Бурые угли по степени обуглероживания занимают промежу- Каменные угли представляют собой продукт более полного превращения исходного органического материала. В отличие от бурых углей они содержат больше углерода и меньше водорода и кислорода. Каменные угли обладают меньшей гигроскопичностью, более высокими плотностью и механической прочностью, большей химической устойчивостью. Каменные угли добываются шахтным и открытым способами. Транспортируются они в основном железнодорожным транспортом. С целью улучшения промышленного использования твердое топливо подвергают физико-механическим (обогащение, сортировка, сушка, пылеприготовление и брикетирование) и физико-химическим (полукоксование и коксование) способам переработки. Ископаемый уголь подвергается обогащению — удалению пустой породы, разделению минералов с целью увеличения содержания углерода. В результате содержание балластных и вредных примесей (серы, влаги и зольности) в угле снижается и повышается его теплота сгорания. Целью сортировки углей является разделение извлеченного из недр земли угля на отдельные сорта по крупности кусков. Отсортированная мелочь и отсев обогащения, не используемые для технологических целей, применяют в качестве энергетического топлива. Его подвергают дальнейшему измельчению до пылевидного состояния либо брикетированию. Пылеприготовление представляет собой процесс превращения кускового топлива в пылевидное состояние, так как сжигание топлива в пылевидном состоянии позволяет экономично использовать низкосортные топлива (бурые угли, антрацитовый штыб АШ, торф, горючие сланцы, отходы углеобогащения). Брикетирование состоит в том, что топливную мелочь (штыб бурых и каменных углей, фрезерный торф, опилки и др.) прессованием превращают в куски правильной формы — брикеты. При такой подготовке топлива брикеты сжигаются в топках на колосниковых решетках с меньшими потерями. Нефть представляет собой горючую маслянистую жидкость, добываемую из недр земли. По современным представлениям нефть имеет органическое происхождение, считается, что исходным (материнским) веществом для образования нефти были ископаемые остатки растительного и животного происхождения в местах древних мелководных морей. Накапливаясь на морском дне и перемешиваясь с минеральными веществами, эти остатки образовали мощные толщи илистых отложений, в которых под действием кислорода, бактерий и микроорганизмов происходило разложение органического вещества с образованием химически устойчивых жидких и газообразных продуктов. Последние постепенно накапливались в слоях осадочных пород и под действием повышенной температуры этих слоев, давления и природных катализаторов претерпевали дальнейшие химические превращения с образованием нефти. Нефть залегает в недрах земли в осадочных пористых породах Нефть добывается путем бурения скважин — вертикальных выработок диаметром 0,15...0,25 м, по которым она поступает на поверхность земли. Из пласта нефть извлекается одним из трех способов: фонтанным, компрессорным (газлифтным) и глубинно-насосным. Фонтанный способ используется в начальный период эксплуатации скважин. При этом нефть из пласта через скважину выталкивается под давлением нефтяных газов, достигающим 20 МПа. Со временем, после прекращения естественного фонтанирования, нефть извлекают компрессорным или насосным способом. При компрессорном способе в скважину опускают две колонны труб. По кольцевому каналу между ними компрессором закачивается под большим давлением воздух или нефтяной газ. Смешиваясь с нефтью воздух (или газ) понижает ее плотность, в результате нефть под избыточным давлением пласта поднимается по внутренней трубе на поверхность. Глубинно-насосный способ заключается в том, что из-j влечение нефти из пласта производится посредством насоса, опускаемого в скважину на уровень нефтяной залежи. Добытую нефть после ее обезвоживания и обессоливания под- вергают переработке с целью получения технически ценных продуктов — жидких топлив, смазочных и специальных масел, растворителей, моющих средств, красителей, пластмасс и др. Различают физические и химические способы переработки нефти. К физическим относятся прямая, или фракционная, перегонка нефти, к химическим — различные виды крекингового процесса. Прямая, или фракционная, перегонка представляет собой процесс извлечения из нефти ее составляющих (фракций). Перегонка нефти — это нагрев ее при атмосферном давлении до кипения, частичное испарение, отбор и конденсация образовавшихся паров. В результате перегонки нефти получают светлые нефтепродукты (дистилляты) и остаточный продукт — мазут. Из дистиллятов после соответствующей очистки получают товарные продукты: бензин, лигроин, керосин, газойль и соляр. Мазут, получаемый при перегонке нефти, в зависимости от его качества находит разнообразное использование. Высокосернистые мазуты служат котельным топливом. Транспортирование нефти осуществляется либо по нефтепроводам, либо в цистернах железнодорожным транспортом. Природные газы скапливаются в горных породах земной коры, образуя газоносные пласты. Такими породами являются пористые структуры (песчаники, известняки и др.). Газоносные пласты сверху и снизу ограничены газонепроницаемыми породами. Для добычи газа проводят бурение скважин до газоносного пласта. При этом применяются те же способы бурения скважин, как и при добыче нефти. Теплотехнические характеристики топлива Состав топлива. Важнейшей характеристикой топлива, определяющей ряд показателей, используемых для анализа процессов, происходящих в разных топливоиспользующих установках, является состав топлива. Качество твердого или жидкого топлива как источника тепловой энергии в значительной мере определяется его элементарным составом. Основным горючим компонентом этих топлив является углерод. При полном сгорании 1 кг углерода выделяется 34,4 МДж теплоты. Содержание его в горючей массе разных видов топлива изменяется в широких пределах (от 50 в древесине до 95 % в антраците), следовательно углерод обеспечивает преимущественную долю тепловыделения топлива. Вторым по значению горючим компонентом является водород, при сгорании 1 кг которого выделяется 119 МДж теплоты. Содержание водорода в горючей массе твердых и жидких топлив изменяется от 2 (антрацит) до 10,5% (мазут). Входящая в состав твердых и жидких топлив горючая сера (органическая и. колчеданная) окисляется при горении топлива с образованием сернистого газа S02. При этом выделяется теплоты 9,3 МДж/кг S, что существенно меньше, чем при сгорании водорода и углерода. Содержание серы в горючей массе твердых и жидких топлив изменяется от 0,5 до 7, в горючих сланцах до 15%. Образующийся при сжигании серы сернистый газ является токсичным (опасным для жизнедеятельности в окружающей среде), а также коррозионно-активным, приводящим к интенсивной коррозии металлических элементов топливоиспользующих установок. Кислород и азот являются внутренним балластом топлива, так рак их наличие снижает в топливе содержание основных горючих Элементов — углерода и водорода. Содержание кислорода в топливе уменьшается по мере увеличения геологического возраста топлива. Зола и влага являются внешним балластом твердого и жидкого топлива. Повышение содержания золы и влаги в рабочей массе Топлива приводит к соответствующему уменьшению его горючей части, а значит к снижению тепловыделения при сгорании топлива. Зола топлива. Минеральный несгораемый остаток, образующийся из примесей топлива при его сгорании, представляет собой золу. Содержание минеральных примесей в твердых топливах изменяется в широких пределах, составляя в древесном топливе 1...2%, в угле 10...40%, в горючих сланцах до 70% и в жидком топливе до 1 %. В процессе горения минеральные примеси могут из твердого состояния переходить в жидкое, образуя раствор, называемый шлаком. Важной характеристикой золы является ее плавкость. В лабораторных условиях плавкость золы определяют путем нагревания в электрической печи в полувосстановительной газовой среде (60 % СО и 40 % С02) пирамидки стандартных размеров, сформированной из мелкораздробленной пробы испытуемой золы. Температура, при которой пирамидка начнет самопроизвольно сгибаться или вершина ее скругляется, носит название температуры начала деформации золы. Температура, при которой вершина пирамидки склоняется до ее основания, называется температурой размягчения золы t2. Температура начала жидкоплавного состояния соответствует температуре, при которой золовая пирамидка растекается по подставке. По характеристике плавкости золы твердые топлива разделяются на три группы: с легкоплавкой золой (t3 < 1350 °С), с золой средней плавкости (t3 = 1350... 1450°С) с тугоплавкой золой (t3 > 1450 °С). Повышенное содержание золы в топливе снижает технико-экономические показатели котельных установок за счет увеличения затрат на шлако- и золоудаление, очистку поверхностей нагрева от загрязнения, газоочистку, а также за счет увеличения потерь теплоты со шлаком и золой. Влага топлива. В твердом топливе принято различать внешнюю и внутреннюю влагу. Источниками внешней влаги являются поверхностные и грунтовые воды, влага атмосферного воздуха, которые при транспортировке и хранении топлива увлажняют его поверхность, проникают в капилляры и поры, особо развитые у торфа и бурых углей. Внешняя влага может быть удалена подсушкой топлива (обычно при температуре около 105 °С). К внутренней влаге относят коллоидную и гидратную (кри-сталлогидратную) влагу. Коллоидная влага равномерно распределена по всей массе топлива, а ее количество зависит от химической природы и состава топлива. При хранении на воздухе переувлажненное топливо теряет, а подсушенное приобретает влагу. Топливо с установившейся в естественных условиях влажностью называют воздушно-сухим. Повышение влажности приводит к уменьшению теплоты сгорания топлива, увеличению объема продуктов сгорания и, как следствие этого, к снижению температуры горения. В результате уменьшается производительность котельного агрегата и увеличивается расход топлива. Повышенная влажность ухудшает сыпучесть топлива, а в зимнее время приводит к его смерзаемости, что резко затрудняет условия транспортирования и использования топлива. Теплота сгорания топлива. Для характеристики качества топлива используется такой показатель, как теплота сгорания топлива — это количество теплоты, выделяющейся при полном сгорании 1 кг твердого или жидкого топлива (размерность МДж/кг) или 1 м3 газового топлива (МДж/м3). В твердых и жидких топливах горючие элементы являются составной частью сложных и различных по своему химическому строению соединений, учесть все разнообразие которых не представляется возможным. Точно рассчитать теплоту сгорания топлив невозможно, поэтому данный показатель для конкретных твердых и жидких топлив определяют экспериментально. С этой целью сжигают навеску топлива в атмосфере кислорода при повышенном давлении в специальном сосуде (калориметрической бомбе) и определяют с помощью водяного калориметра количество выделившейся при этом теплоты. В реальных условиях продукты сгорания топлив в подавляю- Летучие вещества и кокс твердого топлива. Все твердые топлива при нагревании без доступа воздуха претерпевают термический распад с выделением горючих (СО, Н2 и т.д.) и негорючих (N2, 02, С02, Н20) газов. Выделяющиеся газы по совокупности определяют выходом летучих. Твердый остаток, образующийся после выделения летучих веществ, называется коксом. В состав кокса входит углерод и прокаленные минеральные примеси (зола). Выход летучих обычно относят на горючую массу топлива и обозначают Кг. Выход летучих и свойства коксового остатка являются важными теплотехническими характеристиками топлива, определяющими условия организации его сжигания. Летучие вещества играют существенную роль при воспламенении топлива и на начальных стадиях горения, т.е. в значительной мере определяют реакционную способность твердых топлив (их способность к воспламенению и горению). По мере увеличения геологического возраста природных твердых топлив выход летучих снижается, но относительное содержание горючих компонентов в их составе повышается. Одновременно повышается температура начала выхода летучих. Раздел 5. Теплоснабжение. В зависимости от размещения источника теплоты по отношению к потребителям системы теплоснабжения разделяют на: -децентрализованные а) индивидуальные; - печные; - электрические. б)местные; -централизованные. В децентрализованных системах источник теплоты и теплоприемники потребителей либо совмещены в одном агрегате, либо размещены столь близко, что передача теплоты от источника до теплоприемников может осуществляться практически без промышленного звена – тепловой сети. В индивидуальных системах теплоснабжение каждого помещения обеспечивается от отдельного источника. В местных системах теплоснабжение каждого здания обеспечивается от отдельного источника теплоты. В системах централизованного теплоснабжения источник теплоты и теплоприемники потребителей размещены раздельно, часто на значительном расстоянии, поэтому теплота передается по тепловым сетям. Централизованное от: а) ТЭЦ; б) котельных. В зависимости от степени централизации системы централизованного теплоснабжения можно разделить на: -групповое (теплоснабжение от одного источника группы зданий); -районное; -городское; -межгородское. Процесс централизованного теплоснабжения состоит из трех последовательных операций: 1. Подготовка теплоносителя. 2.Транспортировка теплоносителя. 3. использование теплоносителя. Тепловые нагрузки можно разбить на две группы: - сезонная; - круглогодовая. Сезонная нагрузка зависит от климатических условий. К ней относятся отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Круглогодовая нагрузка – технологическая нагрузка и нагрузка горячего водоснабжения. Тепловая сеть — это сложное инженерно-строительное сооружение, служащее для транспорта тепла с помощью теплоносителя (воды или пара) от источника (ТЭЦ или котельной) к тепловым потребителям. От коллекторов прямой сетевой воды ТЭЦ с помощью магистральных теплопроводов горячая вода подается в городской массив. Магистральные теплопроводы имеют ответвления, к которым присоединяется внутриквартальная разводка к центральным тепловым пунктам (ЦТП). В ЦТП находится теплообменное оборудование с регуляторами, обеспечивающее снабжение квартир и помещений горячей водой. Тепловые магистрали соседних ТЭЦ и котельных для повышения надежности теплоснабжения соединяют перемычками с запорной арматурой, которые позволяют обеспечить теплоснабжение при авариях и ревизиях отдельных участков тепловых сетей и источников теплоснабжения. Таким образом, тепловая сеть города — это сложнейший комплекс теплопроводов, источников тепла и его потребителей. Теплопроводы могут быть подземными и надземными. Надземные теплопроводы обычно прокладывают по территориям промышленных предприятий и промышленных зон, не подлежащих застройке, при пересечении большого числа железнодорожных путей, т.е. везде, где либо не вполне эстетический вид теплопроводов не играет большой роли, либо затрудняется доступ к ревизии и ремонту теплопроводов. Надземные теплопроводы долговечнее и лучше приспособлены к ремонтам. В жилых районах из эстетических соображений используется подземная прокладка теплопроводов, которая бывает бесканальной и канальной. При бесканальной прокладке участки теплопровода укладывают на специальные опоры непосредственно на дне вырытых грунтовых каналов, сваривают между собой стыки, защищают их от воздействия агрессивной среды и засыпают грунтом. Бесканальная прокладка — самая дешевая, однако теплопроводы испытывают внешнюю нагрузку от грунта (заглубление теплопровода должно быть 0,7 м), более подвержены воздействию агрессивной среды (грунта) и менее ремонтопригодны. При канальной прокладке теплопроводы помещаются в каналы из сборных железобетонных элементов, изготовленных на заводе. При такой прокладке теплопровод разгружается от гидростатического действия грунта, находится в более комфортных условиях, более доступен для ремонта. Рисунок 5.2.1. Городской коллектор для теплопроводов из объемных элементов По возможности доступа к теплопроводам каналы делятся на проходные, полупроходные и непроходные. В проходных каналах (рис. 5.2.2) кроме трубопроводов подающей и обратной сетевой воды, размещают водопроводные трубы питьевой воды, силовые кабели и т.д. Это наиболее дорогие каналы, но и более надежные, так как позволяют организовать постоянный легкий доступ для ревизий и ремонта, без нарушения дорожных покрытий и мостовых. Такие каналы оборудуются освещением и естественной вентиляцией. Рисунок 5.2.2. Непроходной канал: 1 – стеновой блок, 2 – блок перекрытия, 3 – бетонная подготовка Непроходные каналы (рис. 5.2.2) позволяют разместить в себе только подающий и обратный теплопроводы, для доступа к которым необходимо срывать слой грунта и снимать верхнюю часть канала. В непроходных каналах и бесканально прокладывается большая часть теплопроводов. Полупроходные каналы (рис. 5.2.3) сооружают в тех случаях, когда к теплопроводам необходим постоянный, но редкий доступ. Полупроходные каналы имеют высоту не менее 1400 мм, что позволяет человеку передвигаться в нем в полусогнутом состоянии, выполняя осмотр и мелкий ремонт тепловой изоляции.
Рисунок 5.2.3. Железобетонный полупроходной канал
Наибольшую опасность для теплопроводов представляет коррозия внешней поверхности, происходящая вследствие воздействия кислорода, поступающего из грунта или атмосферы вместе с влагой; дополнительным катализатором являются диоксид углерода, сульфаты и хлориды, всегда имеющиеся в достаточном количестве в окружающей среде. Для уменьшения коррозии теплопроводы покрывают многослойной изоляцией, обеспечивающей низкое водопоглощение, малую воздухопроводность и хорошую теплоизоляцию. Наиболее полно этим требованием удовлетворяет конструкция, состоящая из двух труб — стальной (теплопровод) и полиэтиленовой, между которыми размещается ячеистая полимерная структура пенополиуретана. Последний имеет теплопроводность втрое ниже, чем обычные теплоизолирующие материалы.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1938; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |