Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Невербальные средства общения

Голос

Взгляд

Выражение лица

Большинство исследований лица человека изучают выражения разных эмоциональных состояний. Шесть основных аффектов, чаще всего привлекающих внимание исследователей, — гнев, печаль, удивление, счастье, страх и отвращение. Выражение лица может также регулировать ситуацию, предоставлять обратную связь и управлять потоком взаимодействия. Как полагают некоторые ученые, основная функция лица — участвовать в коммуникации, а не выражать эмоции.

В психологии изучается в первую очередь то, куда направлен наш взгляд, когда мы смотрим на другого человека, и как долго в процессе коммуникации мы смотрим на собеседника. Взглядэто движение глаз, которое мы делаем в направлении лица другого человека. Взаимный взгляд возникает, когда участники коммуникации смотрят друг другу в глаза. Также для тех, кто изучает невербальную коммуникацию, представляет интерес расширение и сужение зрачков, потому что оно иногда выражает заинтересованность, внимание или участие.

С точки зрения невербальной коммуникации нас будет интересовать не то, что мы произносим, а то, как мы это делаем. В голосе заключено множество невербальных звуковых сигналов, сопутствующих речи. В целом звуки делятся на два типа.

1. Мы произносим различные звуки при помощи голосовых связок, меняем высоту и длительность звука, произносим слова с разной громкостью или просто молчим.

2. Звуки производятся не только с помощью голосовых связок, но и оформляются при помощи других деталей речевого аппарата, например полости глотки, рта или носа.

Просодика (или паралингвистика в узком смысле) — особенности произношения, тембр голоса, его высота и громкость. Экстралингвистика — это включение в речь пауз между словами и фразами, смех, плач, вздохи, покашливание, темп речи, речевые ошибки.

В большинстве научных работ, посвященных влиянию характеристик голоса на общение, исследуется продолжительность звуков (рубленых или растянутых), паузы в потоке речи и скрытая реакция во время обмена фразами, уровень громкости и ее амплитуда, резонанс, точная или невнятная артикуляция, скорость речи, ритм, включение в речь звуков наподобие «э-э-э...» или «м-м...». Звуковые сигналы изучаются с самых разных сторон, в частности ученых интересуют стереотипы, связанные с определенными характеристиками голоса, и влияние голоса на понятность и убедительность речи. Итак, даже специфические звуки — смех, отрыжка, зевота, глотание, стоны и тому подобное — могут представлять интерес для ученых.

1. Кинесика.

• Экспрессивно-выразительные движения: поза, жест, мимика, походка

• Визуальный контакт (взгляд): направление движения глаз, длина паузы, частота контакта.

2. Просодика и экстралингвистика: интонация, громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач, кашель.

3. Такесика: рукопожатие, прикосновения, похлопывания, поцелуй.

4. Проксемика: ориентация, дистанция.

 

Экспрессивно-выразительные движения

Рисунок 1 – Невербальные средства общения

Известные психологи в работах, посвященных исследованию невербального поведения, не отделяют слов от жестов и определяют сферы своих интересов так: коммуникация или взаимодействие один на один (McNeil, 2000).

Ошибочной является концепция, что невербальное поведение используется прежде всего для передачи эмоциональных сообщений, а в вербальном поведении выражаются мысли. Слова могут нести колоссальную эмоциональную нагрузку, когда мы прямо выражаем эмоции или говорим о них в рамках вербальных средств. А невербальные сигналы, наоборот, часто используются не только для выражения эмоций; например, в разговоре собеседники глазами показывают, когда нужно изменить очередность в речи, жестикулируют, желая точнее выразить свои идеи (McNeill, 2000).

Невербальное поведение имеет значение для многих ритуалов, скажем, приветствия. Обратите внимание, что функции невербального поведения не ограничиваются только жестами, то есть мы можем выражать эмоции и установки, представлять себя в определенном свете и поддерживать интеракции и с помощью вербальных ключей. Это не означает, однако, что в каких-то ситуациях нам не следует больше полагаться на вербальные сигналы, а в других — на невербальные.

Невербальные действия, как и вербальные могут иметь несколько значений, например: вы невербально показываете другому человеку, что намерены продолжать беседу, одновременно давая ему понять, что вам нужно над ним доминировать, и, вероятно, выражая ваше эмоциональное состояние. Когда вы хватаете ребенка за плечо и делаете ему выговор, ребенок прекрасно понимает и ваше поведение, и требования, ко­торые вы предъявляете. Но при этом реакция на вас будет такая негативная, что ребенок откажется подчиняться. Улыбка может быть частью выражения эмоций, сообщением, частью самопредставления или реакцией слушателя, помогающей контролировать интеракцию. Невербальное поведение, как и вербальное, насыщено стереотипами, имеет идиомы и может быть неоднозначным. Более того, одно и то же невербальное поведение, как и слова, в различных контекстах имеет различный смысл.

Например, когда мы глядим в пол, то это в одной ситуации выражает печаль, а в другой — подчинение.

Меграбян (Mehrabian, 1970, 1981) пытался идентифицировать основные смысловые категории невербального поведения и выделил после обширного тестирования три направления.

1. Непосредственность (immediacy). Иногда мы реагируем на что-то, давая событию оценку — позитив-негатив, хорошо-плохо, нравится -- не нравится.

2. Статус (status). Иногда мы сами ведем себя в соответствии со статусной разницей или улавливаем указание на статус в поведении окружающих — сильный человек или слабый, начальник или подчиненный.

3. Ответная реакция (responsiveness). Эта третья категория характеризует, как мы воспринимаем внешнюю деятельность, — все происходит медленно или быстро, активны мы или пассивны.

Эти три категории — базовые реакции на окружение, они отражаются в том, какой смысл мы придаем вербальному и невербальному поведению. В основном данные этих исследований основываются на реакции испытуемых, которые переводят свою реакцию на невербальный поступок при помощи вербальных определений. Мы уже обращались к этому вопросу, когда говорили о том, как различные участки мозга перерабатывают информацию. Итак, невербальные сигналы, подобно словам, используются по-разному и имеют неоднозначное толкование; подобно словам, невербальные сигналы имеют денотативное (прямое) и коннотативное (ассоциативное)значение; подобно словам, невербальные сигналы играют активную роль в выражении симпатии, власти и реакции.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Прикосновения | Восприятие окружения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.