Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Повторение




План

Сравнительная характеристика невербального и вербального общения

Лекция 4 Паралингвистика

1. Сравнительные характеристики невербальной и вербальной коммуникации

2. Характеристика взаимосвязи вербального и невербального поведения в общении: повторение, противоречие, дополнение, замена, подчеркивание или приглушение и регулировка.

3. Основные функции невербального поведения в человеческом общении.

 

Невербальная коммуникация представляет собой обмен между людьми невербальными сообщениями (т.е. без использования слов) и их интерпретацию.

Невербальные сообщения могут быть закодированы посредством:

· выразительных движений тела (так называемое экспрессивное поведение личности — мимика, жесты, позы и т.д.);

· звукового оформления речи (высота, громкость, скорость, рит­мичность и т.д.);

· определенным образом организованной микросреды, окружаю­щей человека (т.е. пространства, которое индивид может кон­тролировать или изменять: от обстановки квартиры до расстоя­ния, на котором предпочтительно говорить с собеседником);

· использования материальных предметов, имеющих символичес­кое значение (например, букет ко дню рождения или опущенная штора на окне как условный знак, что заходить опасно).

Но речь идет о невербальной составляющей процесса взаимодействия между людьми, сопровождающей вербальное поведение. Мы не рассматри­ваем такие подпадающие под определение невербальных знаков явления, как язык глухонемых или сигнализация с помощью флажков и т.п., т.е. самостоятельные зна­ковые системы коммуникации, элементы которых имеют (подобно вербальному языку) достаточно определенные значения.

Различие между вербальной и невербальной коммуникацией можно представить следующим образом.

Таблица − Сравнительные характеристики невербальной и вербальной коммуникации

Невербальная коммуникация Вербальная коммуникация
Обмен сообщениями о том, что происхо­дит «здесь и сейчас», в рамках конкрет­ной ситуации с людьми, вступившими в непосредственное взаимодействие Обмен сообщениями, которые могут су­ществовать помимо передающего их че­ловека (например, в пересказе или в виде текста), позволяют информировать об от­сутствующих предметах или явлениях
Невербальные сообщения трудно разло­жимы на отдельные единицы, их ядро со­ставляют самые разнообразные движе­ния тела, лица, голоса, пространствен­ных перемещений и т.д. Составные элементы вербального сооб­щения (буквы, слова, предложения, фра­зы) четко отделены друг от друга, их соотношение подчинено определенным правилам
Невербальное поведение спонтанно, не­произвольные движения преобладают над произвольными, неосознаваемые над осознаваемыми Вербальные высказывания в значитель­ной степени осознаны, их легче подверг­нуть анализу, оценить, понять, прокон­тролировать
Невербальный язык люди, как правило, усваивают успешно сами путем наблюде­ния, копирования, подражания Говорить детей учат специально, семья и общество уделяют этому достаточно мно­го времени и сил

В процессе невербальной коммуникации человек получает раз­нообразную информацию.

Во-первых, это информация о лич­ности коммуникатора. Она включает сведения о темпераменте человека, его эмоциональном состоянии в данной ситуации, его Я-образе и самооценке, его личностных свойствах и качествах, его коммуникативной компетентности (то, как он вступает в межличност­ный контакт, поддерживает его и выходит из него), его социальном статусе, принадлежности его к определенной группе или субкуль­туре.

Во-вторых, это информация об отношении участников ком­муникации друг к другу. Она включает сведения о желаемом уровне общения (социальная и эмоциональная близость или отдален­ность); характере, или типе, отношений (доминирование — зависи­мость, расположение — нерасположение); динамике взаимоотно­шений (стремление поддерживать общение, прекратить его или «выяснять отношения» и т.д.).

В-третьих, это информация об отношении участников комму­никации к самой ситуации, позволяющая им регулировать взаимо­действие. Она включает сведения о включенности в данную ситуа­цию (комфортность, спокойствие, интерес) или стремлении выйти из нее (нервозность, нетерпение и т.д.).

 

Невербальные и вербальные сообщения, сопутствуя друг другу, находятся в сложном взаимодействии. Выделяют несколько функ­ций, которые невербальные сообщения выполняют при взаимодей­ствии с вербальными. Экман (Ekman, 1965) выделяет следующие характеристики взаимосвязи вербального и невербального поведения в общении: повторение, противоречие, дополнение, замена, подчеркивание или приглушение и регулировка.

В невербальной коммуникации мы иногда просто повторяем то, что говорим вербально. Например, если вы говорите кому-то, что газетный киоск находится к северу отсюда, и указываете в нужном направлении, это можно считать повторением.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 844; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.